Файл: Работа с одаренными дошкольниками.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 393

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, своевременное раскрытие потенциальных способностей и дальнейшее развитие одаренности в дошкольном возрасте является результатом целенаправленного процесса взаимодействия значимых для ребенка взрослых (родителей, воспитателя) и самого ребенка в развивающей творческой деятельности. Соблюдение основных принципов, условий и требований к работе с одаренными дошкольниками позволит осуществлять этот процесс позитивно и безболезненно для ребенка.

Заключение

В ходе исследования нами проанализирована психолого-педагогическая литература по заявленной проблематике; рассмотрены особенности выявления и развития одаренных дошкольников. Теоретический анализ рассматриваемой проблемы позволяет сформулировать ряд выводов и заключений

Одаренность рассматривается большинством ученых как комплексное понятие, и, вслед за создателями современной рабочей концепции одаренности (под ред. Богоявленской), мы склонны рассматривать признаки одаренности как внутренние предпосылки высоких способностей детей. Дошкольный возраст является особым периодом в развитии внутреннего потенциала ребенка, поскольку именно этот период характеризуется активным развитием практически всех психических сфер ребенка. Он живо включается во взаимодействие с окружающей его действительностью, овладевает разнообразными видами деятельности, учится эмоционально реагировать на происходящие вокруг него события.

Для того, чтобы развитие ребенка, раскрытие его потенциальных возможностей и способностей не тормозилось, важно иметь глубокие и всесторонние знания не только об общих психологических закономерностях развития детей дошкольного возраста, но и о развитии одаренных дошкольников, имеющем ряд особенностей: опережение возрастного развития, сдвиг сензитивных периодов, нужда в повышенной активности и умственной нагрузке, повышенная чувствительность и эмоциональность восприятия, иногда недостаточное развитие общих навыков параллельно с высоким развитием специальных и др.

Особое внимание должно быть уделено и диагностике признаков одаренности у дошкольников. Для решения задачи подбора оптимальных для дошкольного возраста диагностических материалов важно учитывать ряд особенностей: большинство тестов, методик, опросников, приемлемых даже для младших школьников, не годятся к применению в дошкольном возрасте. Не менее важно уделить внимание самой процедуре проведения диагностики – продолжительности, организации, установлению эмоционального контакта, необходимости пояснений и т.п.


И, наконец, рассматривая особенности педагогического воздействия на детей данной категории, необходимо отметить, что педагог, психолог, воспитатель, работая с одаренными дошкольниками, должны обладать рядом специфических как личностных, так и профессиональных качеств. Кроме того, организовать и работу с семьей таким образом, чтобы родители, как наиболее близкие ребенку и заинтересованные лица не только понимали своего ребенка, но и способствовали его развитию, раскрытию признаков его одаренности, оказывали ему эмоциональную поддержку.

В дошкольном возрасте наиболее важно создать предпосылки для дальнейшего формирования и развития природных задатков и склонностей ребенка, чтобы в школьный период у ребенка не добавилось факторов для формирования негативных качеств, например, тревожности.

Перспективой развития данной темы исследования могут быть рассмотрение различных аспектов проявления признаков одаренности в дошкольном возрасте, а также раскрытие некоторых сторон психолого-педагогического взаимодействия с данной категорией детей.

Список литературы

  1. Аверина И.С., Щебланова Е.И., Перлет Г.К. Адаптация мюнхенских тестов познавательных способностей для одаренных учащихся // Вопросы психологии. –2015. – № 5. – с.152 – 156.
  2. Ананьев Б.Г. Формирование одаренности. В кн. Склонности и способности. – СПб.: «Генезис» – 2012. – 382 с.
  3. Белова Е. Одаренные дети. // Дошкольное воспитание. 2015. – № 4. – с. 69–75.
  4. Белова Е.С. Влияние внутрисемейных отношений на развитие одаренности в дошкольном возрасте // Психолог в детском саду. – 2016. - № 1.
  5. Вопросы психологии способностей (Под ред. В.А. Крутецкого). – М., 2017. – 284 с.
  6. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 512 с.
  7. Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. – Мурманск: ОУ КРЦДО и РЖ, 2015.
  8. Геодакян В.Л. Два пола: зачем и почему? / Сост. и ред. Соколова Е.И. – CПб.: Мысль, 2012.
  9. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. Рабочая книга школьного психолога. – Москва: Просвещение, 2015 – 303 с.
  10. Глотова Г.А. Творчески одаренная личность. Проблемы и методы исследования.: Уч. пособие. – Екатеринбург: Уральский ГУ, 2012. – 128 с.
  11. Емельянова И.Е. Педагогическая стратегия и тактика развития одаренных детей дошкольного возраста / Автореферат диссертации на соискание степени доктора пед. наук. – Челябинск, 2012. – 43 с.
  12. Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. – 2016. – № 2. – С.65-69.
  13. Каплунович И.Я. О различиях в математическом мышлении мальчиков и девочек. // Педагогика, № 10, 2015г;
  14. Кон И.С. Психология половых различий. // Вопросы психологии. 2016. № 2.
  15. Красоткина И. Одинаково ли думают мальчики и девочки. // Дошкольное воспитание. – 2013. – №12. – с.44 – 52.;
  16. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. – М.: Просвещение, 2016
  17. Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности // Вопросы психологии, 2016, № 4, с. 98 – 107.
  18. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. выс. пед. учеб. завед. – М.: «Академия», 2015. – 320 с.
  19. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М.,2014.; Лейтес Н.С. Психология и психофизиология индивидуальных различий. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия по психологии. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейте, В.Я. Романова. – М., 2015. – с. 304-312
  20. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопросы психологии. – 2015. – № 6. – с.29-34
  21. Матюшкин А.М. Сиск Д.А. Одаренные и талантливые дети. // Вопросы психологии. – 1988. – № 4. – с. 88-98
  22. Маслова В.И. Психологические условия развития творческого потенциала одаренных детей дошкольного возраста: Дис....канд. психол. наук: 19.00.07: Н. Новгород, 2003. – 201 c.
  23. Одаренные дети / Под ред. Г.В.Бурменской, В.М.Слуцкого. – М: Прогресс, 1991. – 376 с.
  24. Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя / Н.Б.Шумакова, Н.И.Авдеева и др.; под ред. Н.Б.Шумаковой. – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.
  25. Попова Л.В., Орешкина Н.А. Как школа может содействовать реализации способностей одаренных девочек // Педагогическое обозрение. – 1995. – №3. – С. 41 - 46.
  26. Попова Л.Б. Одаренные мальчики и девочки // Начальная школа. – 2000. – № 3. – С.58-65;
  27. Рабочая концепция одаренности. Под ред. Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова. – М., 2003.
  28. Рычкова В.В. Одаренность: диагностика и развитие (психологический аспект): Методическое пособие в 2-х частях. Ч. 1. – Чита: ЧИПКРО, 2005. – 60 с.
  29. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2000. – 232 с..
  30. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми /авт.-сост. Н.И.Панютина и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 204 с. (Стр. 7)
  31. Теплов Б.М. Способности и одаренность (Избранные труды). т.1. – М., 1985. – с.15 – 41.
  32. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. –СПб.: Дидактика Плюс, 2002.
  33. Шумакова И.В., Щебланова Е.А., Щербо Н.П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. – 1991. – № 1. – с. 27-32.
  34. Щербакова Е.И. Аверина И.С. Современные лонгитюдные исследования одаренности. – Вопросы психологии, 1994. – № 6. – с.134 – 139.
  35. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
  36. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: кн. для учителей и родителей. – М, 1996. – 136 с.
  37. Чехонина О.И. Развитие эмоций как условие социализации одаренных детей // Психолог в детском саду http://sdo-journal.ru

Приложения

Тестовые задания[1] возраст (2 года)

  1. Подобрать три "пробки" к: трем отверстиям (идентификация)

Материал: доска, или картон, с тремя отверстиями в виде круга, квадрата и треугольника; "пробки" в виде круга, квадрата и треугольника той же формы и размера.

Процедура: Предъявите "доску" с фигурными вставками, находящимися в "своих" углублениях. Расположите доску так, чтобы основание треугольника было обращено к ребенку.

Скажите: «Посмотри, что я буду делать!" Выньте вставки, положите их на стол: каждую перед соответствующим отверстием со стороны ребенка».

Затем скажите; "Теперь положи их в свои ямки (отверстия)".

Разрешается сделать две попытки.

  1. Поиск ("Найди игрушку!")

Материал: три картонные коробки и маленькая игрушечная кошка.

Процедура. Разложите коробки в один ряд на расстоянии 5 см. одна от другой.

Скажите: "Посмотри, я прячу киску, а ты постарайся снова найти ее".

Убедившись, что ребенок наблюдает, спрячьте кошку сначала

а) в средний коробок,

б) в коробок справа

в) в коробок слева,

каждый раз, при этом считая от 1 до 10, и предлагая задание: "Теперь найди киску!"

Три выбора с первой попытки.

  1. Определение частей тела.

Материал. Большая кукла.

Процедура: Покажите куклу и спросите: "Покажи мне, где у

куклы волосы!"

Затем: "...рот!", "...ноги!", "...ухо!", "...нос!", "...руки!", ...глаза!"

Ребенок должен четко показать все части тела куклы.

  1. «Строительство» из кубиков. Башня (Пространственное мышление)

Материал: 12 кубиков.

Процедура. Разложите кубики в беспорядке перед ребенком, а затем постройте башню из пяти кубиков вне досягаемости для ребенка со словами: "Посмотри, что я сделал!" Пододвиньте остальные кубики к ребенку и скажите: "Сделай такую же башню!" Если башня разрушилась, восстановите ее. Ребенок должен построить башню из пяти или более кубиков.

  1. Картинный словарь.

Материал: 18 карточек с изображениями знакомых предметов.

Процедура: Показывайте карточки по одной, опрашивая: "Что это? Как называется это?"

  1. Словосочетания.

Процедура: Записывайте произносимые ребенком спонтанные слова и их комбинации в любой момент беседы.

  1. Определение предметов по их названию (альтернативное задание).

Материал: набор картинок с изображенными на них знакомыми предметами (шесть карточек).

Процедура: Показывайте карточку и спрашивайте:


"Покажи мне собаку!", "Где собака?"

"Где машина ("би-6и")

Можно называть предметы и другими понятными ребенку словами.

Тестовые задания возраст (2 года 6 месяцев)

  1. Определение предметов по их назначению (использованию)

Материал: карточки с изображениями знакомых предметов, чашка, ботинок, нож, автобус, утюг...

Процедура: указывая на разложенные карточки, спрашивайте:

"Из чего мы пьем?";

"Что надеваем на ноги?"

"На чём мы ездим?"

Ребенок должен правильно указать предмет.

  1. Определение частей тела (аналогично заданию для возраста 2 лет).

Материал: большая кукла.

Процедура: Покажите куклу и попросите:

"Покажи, где у куклы волосы!…»

Ребенок должен определить части тела у куклы.

  1. Названия предметов

Материалы: стул, автомобиль, коробка, ключ, вилка.

Процедура: Показывая по одному предметы, спрашивайте ребенка: "Что это?", "Как называется это?"

  1. Картинный словарь (см. 5; возраст 2 года).

Материал: 18 карточек с изображением знакомых предметов.

Процедура: Показывая карточки, спрашивайте: "Что это?"...

  1. Память на числа (повторение двух чисел).

Процедура: Попросите ребенка быть внимательным:

"Слушай меня:

"Скажи "два"!;

теперь скажи: "4-7"!; "6-3"!; "5-8"!; "2-9"!"

Серии чисел должны повторяться без ошибок

  1. Выполнение простых заданий.

Материал: кубики, пуговицы, коробки, ножницы, собака

(могут быть предметы из набора игрушек)

Процедура: Разложив предметы перед ребенком, попросите его:

а) "Дай мне собачку!";

б) "Положи пуговицу в коробку!",

в) "Положи ножницы перед коробкой!"

После каждой пробы возвращайте предметы на место.

Тестовые задания возраст (3 года)

  1. Нанизывание бусин (глазомер и координация).

Материал: коробка с бусинками (или похожий материал):

16 круглых,

16 квадратных,

16 цилиндрических ... и др. бусинок и

пара шнурков.

Процедура: Скажите: "Сейчас мы будем играть в такую игру: смотри! я беру бусины и надеваю на шнурок. Посмотрим, сколько можно надеть".

Продолжайте работать, пока ребенок надевает бусины на свой шнурок.

Время - две минуты.

Норма - четыре бусины.

  1. Картинный словарь (см. предыдущий возраст, задание 5).

Построить мост из кубиков.

Материал: 12 кубиков.

Процедура: Разложите перед ребенком кубики. Постройте мост из трёх кубиков.

Предложите: "Сделай такой же".

Мост может быть более сложным.

  1. Запоминание картинок.

Материал: Карточки с изображениями животных: корова, собака, кошка, петух.

Процедура: Покажите карточку со словами: "Что это?"

"Теперь мы должны найти это! Где оно?"

Не нужно называть предмет (картинку)

  1. Нарисовать круг.

Материал: Круг на чистом листе бумаги.

Процедура:

Попросите ребёнка: "Нарисуй такой же!"

Вычерчивание прямой вертикальной линии.

Процедура.

Дайте ребёнку карандаш и бумагу.

Нарисовав вертикальную линию,

скажите: "Нарисуй такую же здесь!"

Даётся одна попытка.

Тестовые задания возраст (3 года 6 месяцев)

  1. Сравнение двух шаров (рисунков), мячей.

Процедура:

Спросите: "Какой больше?"

Даются три попытки.

  1. Найти целое из частей (разрезные картинки).

Процедура:

Сложи две половинки и сделай ...

  1. Различение изображений одного и того же животного (кролика, кошки, собаки - размер, поворот, окраска)...

("Другой, который похож на этого.")

  1. Рассказ по картинке (Первый уровень).

Три картинки: "Бабушкина сказка",

"День рождения", "Уборка квартиры".

Расскажи мне все о картинке.

Расскажи мне больше.

  1. Классификация (сортировка) пуговиц

20 белых и черных пуговиц (по 10).

"Смотри! черные - в эту коробку, а белые - в эту коробку (крышку)!

Теперь: положи все белые сюда, а черные - сюда!"

  1. Понимание.

Спросите:

Зачем нам нужна печка (плита)?

Что нужно делать, когда нам холодно?

Альтернативные задания:

Сравнение длины палочек;

Две палочки длиной 5 и 6,5 см.

Расположить параллельно.

Какая палочка длиннее?

Покажи, какая палочка длиннее!

Три попытки при изменении положения палочек.

Тестовые задания возраст (4 года)

  1. Словарь по картинкам.

18 карточек с изображениями знакомых предметов.

"Что это?», "Как это называется?"

  1. Называние объектов (предметов) по памяти.

Материал: автомобиль, собака, ботинок, кошка, ложка, кукла, автобус, ножницы, коробка, вилка... (из набора игрушек).

Положите перед ребенком три предмета: автомобиль, собака, ботинок. Спросите название каждого предмета. "Теперь закрой глаза так крепко, чтобы не вздеть игрушки (картинки).

Загородите предметы и закройте один из них коробкой.

"Открой глаза. Посмотри, что я спрятал!"

Повторите процедуру.

Пряча по очереди два других предмета:

автомобиль, собака, ботинок;

кошка, ложка, кукла:

ножницы, вилка, автобус

  1. Антонимы:

"Брат - мальчик; сестра -...",