Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 469
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ е одаренности в дошкольном возрасте
1.1. Проблема одаренности на современном этапе развития
1.2. Особенности проявления одаренности в дошкольном возрасте
Глава 2. Организация деятельности педагога-психолога с одаренными детьми
2.1. Диагностика детской одаренности.
2.2. Рекомендации по оптимизации деятельности с одаренными дошкольниками
В целом, желательно устранить наблюдателей, особенно – родителей, воспитателей. Только с очень застенчивыми детьми возможно присутствие одного родителя. Ни в коем случае не допускается присутствие другого ребенка.
Исследователь поможет сам себе, если принесет с собой игрушки, чтобы облегчить процесс знакомства с ребенком. Кроме того, нельзя предъявлять задание до тех пор, пока он не убедился в полной готовности и сосредоточенности испытуемого.
Оценка ответов должна соответствовать возрастным стандартам. Для исследователя очень нелегко отделить "почти что правильные" ответы от "почти что ошибочных". Нужно добиваться такой оценки, которая максимально независима от всех других моментов (например, неграмотной речи ребенка). Каждый ответ должен оцениваться в соответствии с его собственным качеством, безотносительно к успешности других ответов.
Иногда реакция детей на тестовые условия настолько индивидуальна, что предугадать все требования к времени заранее невозможно. Часто необходимо устраивать перерыв на несколько минут. При обследовании маленьких детей желательно ограничиться 30-40 минутами.
С учетом специфики одаренности в детском возрасте наиболее адекватной формой определения признаков одаренности того или другого конкретного ребенка является психолого-педагогический мониторинг, который, по мнению разработчиков Рабочей концепции одаренности (Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков и другие) должен отвечать ряду требований:
- комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка. Это позволяет использовать различные источники информации и включить в исследование широкий спектр его способностей;
- длительность процесса определения признаков одаренности (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
- выявление основных характеристик поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в наибольшей степени соответствуют его склонностям и интересам;
- экспертная оценка продуктов деятельности детей;
- выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития;
- многократность и многоэтапность обследования, систематичность и последовательность;
- диагностическое обследование желательно проводить в реальной ситуации жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному эксперименту;
- применение таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;
- анализ реальных достижений детей в различных спортивных соревнованиях, творческих конкурсах и т.п.;
- опора в первую очередь на валидные методы психодиагностики, оценивающие реальное поведение ребенка в реальной ситуации, — анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа[28, 10].
2.2. Рекомендации по оптимизации деятельности с одаренными дошкольниками
Определив, насколько сложен и труден возраст дошкольника, особенно для поддержания и развития его одаренности, необходимо рассмотреть основные требования к родителям и воспитателям, педагогам, занимающихся воспитанием данной категории детей.
Практически все психологи подчеркивают, что основным фактором, влияющим на развитие одаренности маленького человека, является личность родителей и/или воспитателя, находящегося рядом. К сожалению, родители не всегда имеют представление даже о возрастных особенностях школьников, не говоря уж об особенностях одаренного. Более того, редко задумываются о том, является ли их ребенок одаренным. Некоторые родители считают, что нет особой нужды обращать внимание на такого ребенка, другие, наоборот, преувеличивают его возможности и, тем самым, удовлетворяют родительское тщеславие. Большинство родителей пытаются помочь в раскрытии творческого потенциала ребенка, понимая, что важная задача в воспитании таких детей заключается в соответствии требований взрослых стремлениям и интересам одаренного ребенка. Родители должны помочь детям в интеллектуальном и творческом росте в соответствии со способностями ребенка, обеспечивая достаточный круг общения, включая его в разнообразные и посильные занятия. Но обычно родители бывают в некоторой растерянности, не зная, как поддержать одаренность у ребенка и хотели бы получить соответствующие рекомендации психолога, педагога и других специалистов.
Поэтому на плечи воспитателя ложится большой груз ответственности. Во-первых, каждый хороший педагог должен сочетать в себе высокий профессионализм, творческий подход, иметь хорошую психологическую подготовку. А во-вторых, иметь специфические качества, необходимые именно для работы с одаренными детьми [31; 37]:
- иметь четкие представления о специфических особенностях, свойственных одаренным детям
- уметь организовать комплексную диагностику и грамотное психолого-педагогическое сопровождение
- иметь высокий уровень интеллектуального развития
- широкий круг интересов и умений
- быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей.
- иметь творческое нетрадиционное личное мировоззрение.
- обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму).
- иметь оптимистический настрой и активный характер.
- разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы.
- проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.
- иметь помимо педагогического еще какое-либо образование.
- иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми.
- быть готовым к приобретению психолого-педагогических знаний для работы с одаренными детьми.
- иметь эмоциональную стабильность, целеустремленность и настойчивость
- уметь стимулировать когнитивные способности учащихся.
- иметь позитивную Я – концепцию.
- уметь подчеркивать положительное значение индивидуальных различий и быть способным к индивидуализации обучения.
- уметь создавать условия для конкретного воплощения творческих идей.
- признавать главную роль родителей в обучении одаренных детей и уметь сотрудничать с ними.
- быть способным исключать давление на детей, создавать раскрепощенную обстановку
Воспитателям можно порекомендовать к использованию разнообразные формы работы с одаренными детьми. Существуют различные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть воплощены в разные формы. В соответствии с ними разрабатываются специальные учебные программы.
К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение и обогащение, они имеют ряд конкретных черт. Стратегия ускорения предполагает изменение скорости обучения, а не содержания того, чему учат.
Иная стратегия развития одаренности – обогащение обучения. Она появилась как альтернатива ускорению. Многие психологи и педагоги были обеспокоены развитием ребенка как целостной личности и потому считали, что обогащение дает ребенку возможность созревать эмоционально в среде сверстников, одновременно развивая свои интеллектуальные и творческие способности на соответствующем уровне. Такое представление об обогащении сохраняется у большинства современных специалистов [28; 30].
Обогащение обучения может быть специально направлено на развитие творческого мышления. Занятия, ориентированные на развитие личностных характеристик творцов, могут включать упражнения на релаксацию, медитацию, визуализацию и т.п. Программы обогащения, ориентированные на дополнительный материал и более сложное содержание, направлены на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций, что особенно важно при подготовке к школьному обучению.
Часть занятий может быть ориентирована на расширение кругозора. Сюда входят культурная программа (музеи, выставки, заповедники, исторические достопримечательности), знакомство с другими культурными традициями и образом жизни. Другие занятия нацелены на самопознание, открытие в себе новых интересов, способностей и их граней. У одаренных детей довольно часто происходит раннее выделение сферы интересов и усиленное развитие только этого интереса и соответствующих способностей. В результате формируется ограниченный взгляд на самого себя. Такие занятия помогают лучше узнать себя, свои интересы, способности.
Итак, основными педагогическими условиями успешной реализации педагогической технологии развития одаренности детей дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного учреждения являются:
- развитие одаренности детей будет осуществляться в рамках организации творческой среды по разным направлениям;
- дошкольник – субъект творческой игровой деятельности и создатель личного творческого образовательного продукта;
- творческая деятельность осуществляется в сотворчестве педагога и ребенка;
- профессиональная компетентность педагога в вопросах развития одаренности ребенка формируется в аспекте творческой самореализации.
Выше мы отмечали необходимость тесного контакта с родителями. Основные формы работы с родителями, которые можно использовать в ДОУ – анкетирование с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей; родительские собрания; совместное составление индивидуального плана или программы развития ребенка; составление памяток-рекомендаций, папок, публикации; совместные проекты исследовательской деятельности детей
Родителям можно предложить следующие виды деятельности для совместного выполнения с ребенком (при необходимости можно привлекать помощь специалистов, консультироваться с психологом и медицинским персоналом) [4; 18; 22; 31; 37]:
- Отслеживание этапов развития ребенка с целью выявления динамики личностного роста, физического здоровья и изменений в развитии способностей
- Формирование у ребенка интереса к окружающим людям на основе установления тесных внутрисемейных связей, взаимного уважения и опыта внесемейного общения.
- Поощрение дружбы своего ребенка со сверстниками и взрослыми. Помощь в установлении дружеских связей с другими одаренными детьми.
- Развитие у детей адекватных реакций и навыков контроля своих эмоций на основе позитивного опыта саморегуляции родителей и специальных педагогических приемов
- Организация семейного влияния с целью закрепления у детей положительных черт характера и коррекции нежелательных
- Создание благоприятного климата в семье:
- Проведение семейных праздников;
- Закрепление старых и введение новых семейных традиций, направленных на сплочение семьи;
- Проведение семейных чтений;
- Обсуждение итогов дня всей семьей;
- Стимулирование заботы одаренных детей о других членах семьи, о домашних питомцах (собаках, кошках, хомячках и т.д.);
- Проведение семейных игр;
- Конструктивное решение конфликтов
- Создание необходимых условий для проявления и развития способностей ребенка:
- Приобретение материалов, инструментов, оборудования;
- Создание индивидуального уголка для занятий;
- Обеспечение участия ребенка в конкурсах, смотрах и т.п., его поездки и обучение в престижных образовательных учреждениях
- Стимулирование познавательной активности детей:
- Совместное посещение театров, музеев, выставок и т.д.
- Организация туристических поездок в период каникул;
- Создание семейной детской библиотеки;
- Совместный просмотр специальных образовательных телепрограмм и их обсуждение;
- Обучение использованию интернета
- Выбор типа образовательного учреждения и образовательной программы с учетом вида одаренности ребенка и его личностных особенностей
- Оказание дозированной помощи детям в играх, учении, различных видах деятельности, стимулирование их самостоятельности
- Проведение развивающих занятий с детьми, рекомендованных наставником, специалистом, в соответствии с уровнем своей компетентности
- Забота об общем физическом развитии: закаливание, утренняя гимнастика, спортивные игры, профилактические медосмотры и т.д.
- Помощь в осуществлении релаксации детей:
- Использование элементов массажа;
- Введение часов общения с природой;
- Рациональная организация выходных дней и праздников;
- Обеспечение отдыха во время каникул и т.п.
- Забота о создании домашнего уюта (оптимального светового и цветового оформления комнат и т.д.); Обеспечение санитарно-гигиенических норм питания, труда и отдыха детей
- Организация гибкого режима жизнедеятельности семьи
- Обращение за консультативной и психотерапевтической помощью к специалистам в случае необходимости
- Повышение уровня своей педагогической и психологической компетенции в обучении и воспитании:
- Чтение психолого – педагогической литературы;
- Посещение лекций, семинаров, конференций по проблемам одаренности;
- Обмен опытом с другими родителями
Кроме того, при обнаружении у ребенка признаков специфической одаренности можно подключить и характерные виды деятельности, посильные каждой семье, например, при музыкальной одаренности [32]:
- Создание в семье фонотеки классических музыкальных произведений и их семейное прослушивание
- Создание семейного оркестра (возможно использование не только музыкальных инструментов, но и любых предметов (шумовой оркестр)
- Проведение игр, способствующих развитию чувства ритма, музыкального слуха и музыкальной грамоты
- Посещение концертов
- Приобретение игрушек эталонного звучания
При интеллектуальной одаренности [5; 12]:
- Помощь детям в систематизации знаний
- Ранее приобщение к чтению
- Ранее обучение пользованию справочной и энциклопедической литературой
- Запись ребенка в библиотеки города и обучение его пользованию каталогами
- Совместное разгадывание шарад, ребусов, головоломок и их самостоятельное создание
- Специальные упражнения на тренировку способностей анализировать, обобщать, классифицировать, конкретизировать и т.д.
- Выполнение заданий развивающих логическое мышление
- Использование специальных упражнений, направленных на развитие творческого мышления
- Конструирование, специальные упражнения по работе со схемой