Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 192
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА И ФОРМ ГОСУДАРСТВА
1.3 Современная классификация форм государства и обоснование необходимости ее пересмотра
ГЛАВА II. ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА КАК ВЕДУЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
2.3. Концептуальная модель сравнения политических режимов Запада и Не-Запада
В качестве основных недостатков монархии можно отметить такие ее особенности, как:
- Монархию нельзя установить в любом государстве, т.к. для ее установления необходимо наличие соответствующих исторически
обусловленных политико-социальных условий, как монархическая традиция в обществе, монархическая династическая ветвь в стране, религиозное и монархическое сознание масс и т.д.
- У монархии больше возможностей «скатиться» в тиранию (деспотию, диктатуру).
- Качество монархической власти напрямую зависит от личности монарха, следовательно,
а) в руках у монарха почти неограниченная государственная власть, что при определенных обстоятельствах (своеволие монарха, его непоколебимая вера в себя, в свою исключительность) может привести к тому, что он принимает важные для государства политические решения единолично, следуя своим интересам, убеждениям и представлениям и наперекор интересам государства;
б) при династическом наследовании нет никакой гарантии, что наследник будет иметь склонности к управлению: он может быть слабовольным, жестоким, порочным и даже психически неполноценным (в условиях конституционной монархии это явление может и не иметь катастрофических последствий, но в условиях абсолютных монархий оно чревато большими осложнениями).
- Монархическое правление носит пожизненный характер, следовательно, со старением монарха качество правления ухудшается и закостеневает.
- Монархическое общество очень жестко и строго стратифицировано, т.е. оно расслоено на неравные, очень сильно отличающиеся друг от друга - по праву рождения, по принадлежности к тому или иному социальному сословию - социальные группы (если человек не родился аристократом, он им никогда не станет), что может сказаться и на качестве правления: монарх в силу своего социального статуса может быть очень далек от народа. Подобная социальная стратификация может быть в той или иной степени сглажена отношением монарха к простому народу, в том числе и путем «неравных браков».
- Обладание монархом огромного авторитета и престижа в обществе может привести к его идеализации, фанатическому обожанию, поклонению, а в абсолютных монархиях даже к обожествлению.
В условиях глобализации такое поклонение приобретает чуть ли не всемирный масштаб, превращаясь в гипертрофированный интерес обывателей к малейшим деталям жизни монарха и монаршей семьи; это, в первую очередь, касается британской монархии, в отношении которой повышенный интерес общества сильно подогревается СМИ - будь это рождение наследника, его первая улыбка, крещение, или личная жизнь наследных принцев и принцесс, что на фоне других, менее заметных, монарших домов усиливает впечатление об относительной нескромности или тщеславии британской королевской семьи.
- Содержание монарха и монаршего дома обходится государству дорого, увеличивая его финансовые расходы, что особенно заметно в условиях дефицита государственных бюджетов в периоды экономических кризисов.
В связи с этим, в последнее время все чаще стали звучать призывы к уменьшению трат королевских семей, поскольку эти расходы очень сильно сказываются на государственных бюджетах. Так, в 2013 году королева Великобритании получила 31 миллион фунтов на свое содержание из государственного бюджета, и, по мнению экспертов, в частности, главного редактора журнала «Дайджест недвижимости» Михаила Морозова, основная часть этих расходов идет на содержание большого количества объектов недвижимости, т.е. «Достаточное большое количество обслуживающего персонала находится во всех принадлежащих королеве замках и поместьях, в которых в принципе она бывает раз в году. Тем не менее они поддерживаются в необходимом состоянии, чтобы в любой момент все было готово к ее приему» [190]. Ввиду этого, как указывает радио «Голос России», ведением королевских счетов теперь будет заниматься само министерство финансов. То же самое можно сказать и о других европейских монархиях, которые хоть и обходятся дешевле, чем британская, но все же существенно уменьшают размеры госказны. Поэтому ныне в обществе европейских монархий все чаще пробиваются республиканские настроения.
Республиканская форма правления также имеет свои достоинства и недостатки. Основными положительными чертами республики являются:
во-первых, признание народа единственным источником власти, что является основанием для реализации народом своего права на отправление властных функций путем участия в референдумах и выборах органов государственной власти;
во-вторых, выборность органов представительной власти всех уровней и президента (в большинстве случаев) на ограниченный законом срок и их ответственность перед народом;
и, в-третьих, наличие разделения властей на три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную (в ряде республик эти принципы реализовывались частично либо формально, например, Советский Союз).
Президентская республика привлекательна тем, что в ней ввиду выборности двух основных структур государственной власти - президента и парламента - народ имеет больше возможностей влиять на власть и контролировать ее деятельность. Помимо этого, президентская республика более устойчива и эффективна, поскольку президенту принадлежат значительные полномочия, и он не зависит от парламента, следовательно, на нем лежит значительная доля ответственности, что вынуждает его прилагать все усилия к сохранению стабильности развития общества и безопасности всего государства.
Парламентская республика основным своим преимуществом видит сосредоточение верховной государственной власти не в одних руках, а у коллегиального органа - парламента, поэтому она считается более демократической, чем президентская республика (в пользу этого говорит и тот факт, что среди демократических государств больше парламентских республик и парламентских монархий, чем иных форм). Ввиду того, что парламент формируется по партийным спискам, в нем представлены многие политические силы, выражающие интересы отдельных слоев населения, что также является одним из достоинств парламентской республики.
Недостатки республики необходимо рассматривать в прямой зависимости от ее разновидностей. Так, президентская республика имеет следующие отрицательные черты:
- возможность перерасти в авторитаризм ввиду наличия значительных полномочий у президента;
- прямая зависимость характера государственной власти от личных качеств одного лица - президента, наделенного правом единоличного принятия политических решений, имеющих силу закона, и правом единоличного отбора и назначения чиновников на государственные должности;
- повышенная опасность непринятия президентского курса другими политическими, в том числе оппозиционными, силами, что может привести к нестабильности в обществе, а то и к насильственной смене власти;
- неоправданно большая роль во власти непосредственного окружения президента (президентского аппарата, администрации президента, в ряде случаев и родственников, друзей и др. приближенных лиц).
Основными недостатками парламентской республики являются такие ее особенности, как:
- частые правительственные кризисы и отставки, ввиду того, что состав и политика правительства непосредственно отражают соотношение сил в парламенте, смена парламентского большинства влечет за собой утрату поддержки правительства со стороны парламента и объявление правительству вотума недоверия;
- постоянное балансирование между демократией и политической анархией, что особенно проявляется при относительной неразвитости партийной системы, низком профессионализме состава парламента, наличии межпартийных противоречий и конфликтов, коррупционных явлений в высших эшелонах государственной власти и т.д.;
- возможность сформирования низкопрофессионального кабинета министров в связи с устоявшейся практикой распределения должностей либо по партийным квотам, либо посредством нечестного (коррупционного или соглашательского) межпартийного торга;
- возможность установления практики вседозволенности и абсолютной свободы, развития антиэтатистских взглядов и настроений в обществе по причине отсутствия «твердой руки»;
- и, наконец, возможное несоответствие такой формы правления устоям общества, его традициям и ценностям.
Таким образом, каждая разновидность формы правления при наличии совокупности несомненных достоинств имеет и ряд серьезных недостатков, что вынуждает искать иные, смешанные формы правления, которые удачно сочетали бы в себе преимущества и тех, и других. Еще в древнем мире был подмечен тот факт, что наилучшими государственными устройствами являются именно смешанные устройства. Аристотель писал по этому поводу: «Некоторые утверждают, что наилучшее государственное устройство должно представлять собой смешение всех государственных устройств; по мнению одних, это смешение состоит из олигархии, монархии и демократии, поэтому они восхваляют лакедемонское устройство. ... Итак, правильнее суждение тех, кто смешивает несколько видов, потому что тот государственный строй, который состоит в соединении многих видов, действительно является лучшим» [24, 417-418].
И в последующем ученые нередко высказывались в пользу смешанного государственного устройства, что уже в Новое время воплотилось на практике в образе конституционной монархии, сконцентрировавшей в себе наиболее положительные черты и монархии, и республики. Среди разновидностей республики наиболее предпочтительной формой (особенно, для переходных обществ, в которых еще не до конца укоренились основные принципы конституционализма) является, на наш взгляд, смешанная (парламентскопрезидентская) форма республики.
Что касается форм политического режима, то они также обладают совокупностью присущих только им преимуществ и недостатков.
В отношении демократического режима можно сказать, что обоснование преимуществ демократии с теоретической точки зрения производится с
позиций двух подходов: ценностного и рационально-утилитарного подходов.
Рационально-утилитарный подход видит преимущество демократии перед недемократической системой в том, что демократия представляет собой «наиболее рациональную, полезную для граждан форму организации» [92, 236]. Основные проявления «рациональности» демократии заключены, по утверждениям приверженцев данного подхода (М. Вебер, Н. Луманн, К. Дойч и др.), в таких ее особенностях, как:
- недопущение личной власти и защита граждан от государственного произвола;
- обеспечение за счет характерной для демократии плюрализма многообразия общественных и политических явлений и наличия альтернатив
для достижения общественного развития и согласия;
- возможность развития многосторонней оппозиции, содействующей поиску оптимальных путей развития общества и государства;
- наличие периодической конкурентной смены парламента и правительства, что позволяет корректировать политический курс в случае допущения ошибок в руководстве государством;
- обеспечение более высокого уровня экономического развития и более высоких темпов экономического роста государства.
В целом, и ценностный, и рационально-утилитарный подходы трактовали демократию в явно идеализированном виде, выдавая ее в качестве «универсальной и наилучшей формы политического устройства для всех стран и народов» [92, 232]. Но, как известно, демократии в «чистом» ее виде на практике не существует и не существовало, поэтому большинство вышеописанных теоретически обоснованных достоинств демократии можно поставить под сомнение и даже свести на нет.
Это, в первую очередь, касается ценностных обоснований демократии, в частности, свободы, которая признана одной из наиболее почитаемых демократических ценностей. Но свобода, продекларированная абсолютной и неотчуждаемой, все же не может быть абсолютной в полном смысле этого слова, т.к. на деле это означало бы беспредел. Поэтому в современных западных полиархиях свобода ограничена самой своей сущностью, т.е. она рассматривается как пассивное индивидуальное право быть огражденным от вмешательства со стороны государства и других людей, иными словами, свобода в современности - это безопасность частной жизни, гарантированная обществом и государством.
Говоря о недостатках демократии, можно вспомнить все те моменты, о которых писалось выше, т.е.:
- невозможность полной реализации принципа народовластия, ввиду того, что в любых процедурах народного волеизъявления (выборах, референдумах) участвует только политически активная часть населения, что предопределяет факт признания легитимности выборов (референдумов) при наличии явки избирателей немногим более половины (50% + 1 голос);
- декларативность наличия всеобщей свободы, равноправия и социальной справедливости;
- высокая вероятность избрания недостаточно компетентного состава высшего руководства страны в результате всеобщих выборов;
а также:
- олигархизация государственной власти, т.к. доступ к власти имеют только финансово обеспеченные люди;
- вероятность превращения демократии в анархию, в случае, когда верховная власть слаба, дифференцирована и низкопрофессиональна, и когда в стране властвует «диктатура черни»;
- несовместимость ценностей и норм демократии с традиционной установкой общества в некоторых странах, и т.д.
Таким образом, демократический режим, как и другие формы государства, содержит в себе как и несомненные достоинства, так и существенные недостатки.
Недемократические политические режимы, выраженные такими общеизвестными понятиями, как «авторитаризм» и «тоталитаризм», также обладают совокупностью присущих только им плюсов и минусов. Так, авторитарный политический режим характеризуется такими преимуществами, которые выделяют его среди остальных и которые позволяют его приверженцам считать данный режим одной из наиболее сильных и эффективных форм современного государства; в их числе: