Файл: Анализ структуры торгового ассортимента ( на примере торгового предприятия ).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 213
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы структуры торгового ассортимента
1.1. Теория управления ассортиментом товаров
1.2. Направления и факторы формирования торгового ассортимента
2. Анализ ассортимента товаров в ооо «Фортуна»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ структуры торгового ассортимента в ООО «Фортуна»
ООО «Фортуна» перевыполнило план товарооборота на 2,8 % и за счет этого средние товарные запасы возросли на 119 тыс. руб. Возможно, что с увеличением объема товарооборота товарные запасы растут более медленными темпами, т.е. в размере корня квадратного из темпов прироста товарооборота. В связи с увеличением объема товарооборота в динамике по ООО «Фортуна» на 14,0 %, товарные запасы должны возрасти только на 3,75 % (714,0).
При ускорении оборачиваемости товаров товарные запасы относительно уменьшаются, при замедлении - растут. в связи с изменением товарооборачиваемости они по торговой фирме уменьшились на 15 тыс. руб.
В ООО «Фортуна» товарооборачиваемость по сравнению с планом ускорилась на 0,2 дня, в динамике она ускорилась на 1,6 дня. Для определения суммы средств, высвобожденных или дополнительно вложенных за счет изменения товарооборачиваемоети, необходимо ускорение (замедление) времени обращения товаров в днях умножить на фактический среднедневной товарооборот отчетного года.
В ООО «Фортуна» фактический среднедневной товарооборот в 2016 году составил 114,936 тыс. руб. Ускорение товарооборачиваемости по сравнению с планом на 0,2 дня высвободило оборотных средств 23 тыс. руб. Ускорение времени обращения товаров по сравнению с 2015 годом на 1,6 дня высвободило средства, вложенные в товарные запасы, в сумме 184 тыс. руб.
В 2016 году ассортимент товарных запасов фактически обновлялись 9,5 раза при плане 9,4 раза. В динамике оборачиваемость товаров ускорилась на 0,4 оборота.
В целях оптимизации ассортиментной структуры и продвижения товаров в рамках товарной политики ООО «Фортуна» предположено применить формулу Вильсонна.
Таким образом, наиболее простым, хотя и не самым точным методом определения затрат на пополнение запаса является деление общих годовых расходов отдела закупок (заработная плата работников отдела, материальные и накладные расходы) на число подаваемых за год заказов. Кроме того, можно рассчитать удельные офисные затраты с учетом численности работников, числа поставщиков, широты номенклатуры и ассортимента, состава функциональных обязанностей работников и прочих показателей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Антикризисное управление [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Антикризисное управление» и другим экономическим специальностям / Е. П. Жарковская, Б. Е. Бродский, И. Б. Бродский. - 7-е изд., испр. и доп. - Москва : Омега-Л, 2011. - 467 с.
- Интеграция торговли в России. Теория и практика [Текст] : монография. - Москва : Проспект, 2016.
- Категорийный менеджмент [Текст] : курс управления ассортиментом в рознице : [12+] / Светлана Сысое-ва, Екатерина Бузукова. - Москва [и др.] : Питер, 2016. - 400 с.
- Коммерция и технология торговли [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц, О. В. Памбухчиянц. - 11-е изд., перераб. и доп. - Москва : Дашков и К⁰, 2011. - 689 с.
- Маркетинг : [Текст] : Учебник для бакалавров / А. М. Годин. - 10 е изд., перераб. и доп. - Москва : Дашков и К°, 2013. - 656 с.
- Маркетинг [Текст] : учебное пособие / Е. Ю. Трофименко ; М-во образования и науки Российской Федера-ции, Южно-Уральский гос. ун-т, Каф. «Маркетинг и менеджмент». - Челябинск : ЮУрГУ, 2012. - 161 с.
- Маркетинг торгового предприятия [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений, обучаю-щихся по направлению подготовки «Торговое дело» (классификация «бакалавр») по профилю «Маркетинг в торговой деятельности» / Т. Н. Парамонова, И. Н. Красюк, В. В. Лукашевич. - Москва : Дашков и К⁰, 2014. - 282 с.
- Маркетинг: общий курс [Текст] : учебное пособие для бакалавров : для студентов высших учебных заве-дений, обучающихся по направлению «Экономика» / [А. Я. Якобсон и др.] ; под ред. А. Я. Якобсона, Н. Я. Калюжновой. - 6-е изд., перераб. - Москва : Изд-во ОМЕГА-Л, 2013. - 503 с.
- Основы материаловедения [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специ-альностям «Товароведение и экспертиза товаров», «Коммерческая деятельность» / М. И. Дрозд. - Минск : Вышэйшая школа, 2011. - 431 с.
- Основы управления ассортиментом товаров [Текст] : учебное пособие / И. А. Антропова, Л. П. Пашенцева, Н. И. Волошко ; Авт. некоммерческая орг. высш. проф. образования «Белгородский ун-т кооп., экономики и права». - Белгород : Изд-во Белгородского ун-та кооп., экономики и права, 2013. - 108 с.
- Поведение потребителей [Текст] : учебное пособие : для студентов высших учебных заведений, обучаю-щихся по направлению «Экономика» и экономическим специальностям / И. А. Дубровин ; Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°». - Москва : Дашков и К°, 2012. - 311 с.
- Теоретические основы товароведения [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений, обу-чающихся по специальностям «Товароведение и экспертиза товаров» и «Коммерция» / М. А. Николаева. - Москва : Норма, 2013. - 437 с.
- Теоретические основы товароведения и экспертизы [Электронный ресурс] : учебник / Ф. А. Петрище. - 5-е изд., испр. и доп. - Москва : Дашков и К°, 2013. - 507 с.
- Товароведение и экспертиза хозяйственных товаров [Текст] : учебно-практическое пособие / С. А. Вилко-ва, Л. В. Михайлова, Е. Н. Власова ; под общ. ред. С. А. Вилковой. - Москва : Дашков и К°, 2013. - 497 с.
- Торговый менеджмент [Текст] : учебное пособие / Г. Н. Тугускина ; М-во образования и науки РФ, Феде-ральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Пензенский гос. ун-т» (ПГУ). - Пенза : Изд-во ПГУ, 2012. - 142 с.
- Управление ассортиментом товаров [Текст] : учебник для использования в учебном процессе образова-тельных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования по специально-стям «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров», «Коммерция (по отраслям)» : в 2 ч. / Л. В. Карташова, Н. И. Сергеева, Л. А. Колесникова. - Москва : Академия, 2017.
- Управление ассортиментом товаров [Текст] : учебное пособие / Н. Р. Куликова, Т. А. Трыкова, Н. С. Бор-зунова. - Москва : Альфа-М : ИНФРА-М, 2014. - 239 с.
- Управление запасами в цепях поставок [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080506 «Логистика и управление цепями поставок» / А. Н. Стерлигова. - Моск-ва : ИНФРА-М, 2013. - 428 с.
- Управление качеством [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по технологическим специальностям / В. А. Деева, Н. А. Кобиашвили, Б. А. Кобулов. - Москва : Юриспру-денция, 2011. - 101 с.
- Управление товарным ассортиментом компании [Текст] / Прокина М. В., Иванова К. А., Семенова М. В. ; Московская международная высш. шк. бизнеса «МИРБИС» (ин-т). - Москва : [б. и.], 2011. - 147 с.
- Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества [Текст] : учебник / А. М. Фрид-ман. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Дашков и К⁰, 2013. - 655 с.
- Экономика торговли [Текст] : учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по специ-альностям «Коммерческая деятельность», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / [Н. С. Шелег и др.] ; под общ. ред. Н. С. Шелега, Р. П. Валевич. - Минск : Вышэйшая школа, 2012. - 559 с.
- Эффективность коммерческой деятельности [Текст] : монография / Г. В. Маклаков. - Москва : Дашков и К°, 2016. - 231 с.
Приложение А
Таблица 5 - Информация о фактических средних товарных запасах и товарооборачиваемости по ООО «Фортуна», тыс. руб.
Товарная группа и товар |
Фактический розничный товарооборот |
Фактическая сумма среднегодовых товаров |
Фактическая товарооборачиваемость, дни |
Сумма среднегодовых товарных запасов при фактическом товарообороте 2016 года и товарооборачиваемости 2015 года |
Изменение в динамике средних товарных запасов |
|||||||||
2015 год |
2016 год |
в % к 2015 году |
2015 год |
2016 год |
в % к 2015 году |
2015 год |
2016 год |
изменение в динамике |
всего |
в том числе за счет изменения |
||||
ускорение (-) |
Замедление (+) |
объема товарооборота (гр.12-гр.5) |
товарооборачиваемости (гр.6-гр.12) |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Парфюмерия |
1742 |
1903 |
109,2 |
170 |
177 |
104,1 |
35,1 |
33,5 |
-1,6 |
- |
186 |
+7 |
+16 |
-9 |
Бумажные товары |
5553 |
6372 |
114,7 |
770 |
798 |
103,6 |
49,9 |
45,1 |
-4,8 |
- |
883 |
+28 |
+113 |
-85 |
Моющие средства |
3593 |
4138 |
115,2 |
459 |
510 |
111,1 |
46,0 |
44,4 |
-1,6 |
- |
529 |
+51 |
+70 |
-19 |
Стиральные порошки |
1089 |
1159 |
106,4 |
91 |
97 |
106,6 |
30,1 |
30,1 |
- |
- |
97 |
+6 |
+6 |
- |
Шампуни |
4355 |
5007 |
115,0 |
389 |
514 |
132,1 |
32,2 |
37,0 |
- |
+4,8 |
448 |
+125 |
+59 |
+66 |
Продолжение таблицы 5
Моющие предметы |
3666 |
3972 |
108,3 |
387 |
396 |
102,3 |
38,0 |
35,9 |
-2,1 |
- |
419 |
+9 |
+32 |
-23 |
Декоративная косметика |
4428 |
4965 |
112,1 |
517 |
545 |
105,4 |
42,0 |
39,5 |
-2,5 |
- |
579 |
+28 |
+62 |
-34 |
Крема |
835 |
1034 |
123,8 |
98 |
110 |
112,2 |
42,3 |
38,3 |
-4,0 |
- |
121 |
+12 |
+23 |
-11 |
Мыло |
871 |
993 |
114,0 |
87 |
92 |
105,7 |
36,0 |
33,4 |
-2,6 |
- |
99 |
+5 |
+12 |
-7 |
Инструменты для маникюра |
1743 |
1986 |
113,9 |
196 |
214 |
109,2 |
40,5 |
38,8 |
-1,7 |
- |
223 |
+18 |
+27 |
-9 |
Галантерея для волос |
2577 |
3021 |
117,2 |
287 |
321 |
113,8 |
39,4 |
38,3 |
-1,1 |
- |
331 |
+39 |
+49 |
-10 |
Лечебные средства |
1706 |
1821 |
106,7 |
166 |
180 |
108,4 |
35,0 |
35,6 |
- |
+0,6 |
177 |
+14 |
+11 |
+3 |
Средства по уходу за зубами |
1088 |
1283 |
117,9 |
101 |
108 |
106,9 |
33,4 |
30,3 |
-3,1 |
- |
119 |
+7 |
+18 |
-11 |
Чулочно-носочные изделия |
1234 |
1365 |
110,6 |
135 |
147 |
108,9 |
39,4 |
38,8 |
-0,6 |
- |
149 |
+12 |
+14 |
-2 |
Прочее товары |
1815 |
2358 |
129,9 |
144 |
162 |
112,5 |
38,6 |
24,7 |
-3,9 |
- |
187 |
+18 |
+43 |
-25 |
Всего |
36295 |
41377 |
114,0 |
3992 |
4371 |
109,5 |
39,6 |
38,0 |
-1,6 |
- |
4551 |
+379 |
+555 |
-176 |
Приложение Б
Таблица 6 - Разработанная таблица для измерения влияния на динамику средней товарооборачиваемости изменения структуры товарооборота и времени обращения отдельных товарных групп в ООО «Фортуна»
Товарная группа и товар |
Фактический удельный вес в розничном товарообороте, % |
Фактическая товарооборачиваемость, дни |
Пересчет фактической структуры товарооборота 2016 года на оборачиваемость товаров 2015 года (гр.5 х гр. 3) |
Средняя товарооборачиваемость в днях или структуре товарооборота 2016 года и товарооборачиваемости 2015 года (итог. гр. 9:100) |
|||||
2015 год |
2016 год |
изменение в динамике |
2015 год |
2016 год |
изменение в динамике |
||||
ускорение (-) |
замедление (+) |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Парфюмерия |
4,8 |
4,6 |
-0,2 |
35,1 |
33,5 |
-1,6 |
- |
161,46 |
х |
Бумажные товары |
15,3 |
15,4 |
+0,1 |
49,9 |
45,1 |
-4,8 |
- |
768,46 |
х |
Моющие средства |
9,9 |
10,0 |
+0,1 |
46,0 |
44,4 |
-1,6 |
- |
460,00 |
х |
Стиральные порошки |
3,0 |
2,8 |
-0,2 |
30,1 |
30,1 |
- |
- |
84,28 |
х |
Шампуни |
12,0 |
12,1 |
+0,1 |
32,2 |
37,0 |
- |
+4,8 |
389,62 |
х |
Моющие предметы |
10,1 |
9,6 |
-0,5 |
38,0 |
35,9 |
-2,1 |
- |
364,80 |
х |
Продолжение таблицы 6
Декоративная косметика |
12,2 |
12,0 |
-0,2 |
42,0 |
39,5 |
-2,5 |
- |
504,00 |
х |
Крема |
2,3 |
2,5 |
+0,2 |
42,3 |
38,3 |
-4,0 |
- |
105,75 |
х |
Мыло |
2,4 |
2,4 |
- |
36,0 |
33,4 |
-2,6 |
- |
86,40 |
х |
Инструменты для маникюра |
4,8 |
4,8 |
- |
40,5 |
38,8 |
-1,7 |
- |
194,40 |
х |
Галантерея для волос |
7,1 |
7,3 |
+0,2 |
39,4 |
38,3 |
-1,1 |
- |
287,62 |
х |
Лечебные средства |
4,7 |
4,4 |
-0,3 |
35,0 |
35,6 |
- |
0,6 |
154,00 |
х |
Средства по уходу за зубами |
3,0 |
3,1 |
+0,1 |
33,4 |
30,3 |
-3,1 |
- |
100,54 |
х |
Чулочно-носочные изделия |
3,4 |
3,3 |
-0,1 |
39,4 |
38,8 |
-0,6 |
- |
130,02 |
х |
Прочее товары |
5,0 |
5,7 |
+0,7 |
28,6 |
24,7 |
-3,9 |
- |
163,02 |
х |
Всего |
100 |
100 |
- |
39,6 |
38,0 |
-1,6 |
- |
3954,37 |
39,5 |
Приложение В
Таблица 7 - Алгоритм расчета влияния факторов на динамику оборачиваемости отдельных товарных групп по ООО «Фортуна»
Товарная группа и товар |
Время обращения товаров, дни |
||||||
фактически за 2015 год |
при товарных запасах 2016 года и товарообороте 2015 года |
фактически за 2016 год |
изменение в динамике |
||||
всего |
в том числе за счет изменения |
||||||
ускорение (-) |
замедление (+) |
средних товарных запасов (гр.4 - гр. 2) |
объема товарооборота (гр. 4 - гр. 3) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Парфюмерия |
35,1 |
36,6 |
33,5 |
-1,6 |
- |
+1,5 |
-3,1 |
Бумажные товары |
49,9 |
51,7 |
45,1 |
-4,8 |
- |
+1,8 |
-6,1 |
Моющие средства |
46,0 |
51,1 |
44,4 |
-1,6 |
- |
+5,1 |
-6,7 |
Стиральные порошки |
30,1 |
32,1 |
30,1 |
- |
- |
+2,0 |
-2,0 |
Шампуни |
32,2 |
42,5 |
37,0 |
- |
+4,8 |
+10,3 |
-5,5 |
Моющие предметы |
38,0 |
38,9 |
35,9 |
-2,1 |
- |
+0,9 |
-3,0 |
Декоративная косметика |
42,0 |
44,3 |
39,5 |
-2,5 |
- |
+2,3 |
-4,8 |
Продолжение таблицы 7
Крема |
42,3 |
47,4 |
38,3 |
-4,0 |
- |
+5,1 |
-9,1 |
Мыло |
36,0 |
38,0 |
33,4 |
-2,6 |
- |
+2,0 |
-4,6 |
Инструменты для маникюра |
40,5 |
43,0 |
38,8 |
-1,7 |
- |
+2,5 |
-4,2 |
Галантерея для волос |
39,4 |
44,8 |
38,3 |
-1,1 |
- |
+5,4 |
-6,5 |
Лечебные средства |
35,0 |
38,0 |
35,6 |
- |
+0,6 |
+3,0 |
-2,4 |
Средства по уходу за зубами |
33,4 |
35,7 |
30,3 |
-3,1 |
- |
+2,3 |
-5,4 |
Чулочно-носочные изделия |
39,4 |
42,9 |
38,8 |
-0,6 |
- |
+3,5 |
-4,1 |
Прочее товары |
28,6 |
32,1 |
24,7 |
-3,9 |
- |
+3,5 |
-7,4 |
Всего |
39,6 |
43,4 |
38,0 |
-1,6 |
- |
+3,8 |
-5,4 |