Файл: Анализ структуры торгового ассортимента ( на примере торгового предприятия ).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 211
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы структуры торгового ассортимента
1.1. Теория управления ассортиментом товаров
1.2. Направления и факторы формирования торгового ассортимента
2. Анализ ассортимента товаров в ооо «Фортуна»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ структуры торгового ассортимента в ООО «Фортуна»
ВВЕДЕНИЕ
На современном рынке в условиях конкурентной борьбы на объёмы спроса потребителей, и, соответственно на успех экономической деятельности торговых предприятий существенно влияют свойства товаров, их качество, экологическая чистота, а также немаловажное значение имеют показатели ассортимента. В связи с этим работники торговли должны знать ассортимент товаров и поддерживать его на необходимом уровне.
Рыночные отношения обусловили предъявление повышенных требований к формированию и рациональному управлению ассортиментом потребительских товаров, что служит одним из критериев конкурентоспособности фирм. Современный ассортимент потребительских товаров разнообразен и различается происхождением, назначением, условиями хранения различных видов товаров. Процесс насыщения потребительского рынка товарами и возрастание конкуренции требуют глубоких и всесторонних знаний его основ в разрезе различных аспектов торговой деятельности.
На современном этапе развития экономики Российской Федерации особую роль играют вопросы улучшения управления ассортиментом товаров народного потребления. Между тем в настоящее время эта проблема решается далеко не в полной мере. Предприятия промышленности недостаточно учитывают изменения спроса при формировании своих производственных программ, а торговля в сложившихся условиях не оказывает должного воздействия на промышленность по совершенствованию производимого ассортимента товаров.
Важную роль в управлении ассортиментом играет ассортиментная политика предприятия. Наиболее важное значение она приобретает в нынешних условиях перехода к рыночной экономике. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею управлять.
В свою очередь, руководство многих предприятий недостаточно представляет все преимущества эффективной ассортиментной политики, и поэтому одним из направлений экономического роста страны является привлечение внимания к данной проблеме.
Следовательно, выбранная тема курсовой работы актуальна, так как при правильном управлении ассортиментом и выборе ассортиментной политики торговое предприятие будет максимальным образом удовлетворяться спрос его потребителей и получать максимальную прибыль с наименьшими затратами.
Объектом курсовой работы является ассортимент товаров, предметом - ассортиментная политика, направления и факторы формирования ассортимента.
Целью курсовой работы является изучение теоретических основ структуры торгового ассортимента, анализ его применения на практике, а также совершенствование ассортиментной политики в ООО «Фортуна».
Цель курсовой работы определила постановку и необходимость решения следующих задач:
- Исследовать теоретические основы ассортиментной политики предприятия, в том теории управления ассортиментом товаров и факторов формирования ассортимента.
- Провести анализ финансового состояния и ассортимента товаров в ООО «Фортуна».
- Оптимизировать ассортиментную структуру и продвижение товаров в рамках товарной политики ООО «Фортуна».
В процессе решения вышеперечисленных задач применялись аналитический метод и метод сравнительного анализа.
Структура курсовой работы. Структурно курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1. Теоретические основы структуры торгового ассортимента
1.1. Теория управления ассортиментом товаров
Ассортимент товаров рассматривается во взаимосвязи с личными и общественными потребностями населения. До настоящего времени не сформировалось единого определения категории «ассортимент товаров». В источниках (в том числе учебных) можно встретить разное определение этого понятия. Некоторые авторы рассматривают ассортимент как номенклатуру или перечень товаров, другие - как их подбор или набор, третьи - как их совокупность [17, с. 158].
Так, в учебнике М.А. Николаевой ассортимент представляет набор товаров, формируемый по определённым признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности [12, с. 151].
С точки зрения маркетологов, ассортимент товаров - это совокупность всех ассортиментных групп товаров, изготовляемых фирмой.
Ассортимент товаров - совокупность товаров, образующих систему в соответствии с каким-либо признаком.
Ассортименту товаров присущи различные свойства.
Свойство ассортимента - это особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании и реализации.
Выделяют следующие свойства: широта, полнота, устойчивость, новизна, структура, ассортиментный минимум, рациональность, гармоничность [10, с. 56-64].
Все вышеперечисленные свойства ассортимента учитываются при его управлении. Управление ассортиментом товаров выступает как необходимое условие деятельности человека по формированию состава и структуры материальных благ в соответствии с потребностями и спросом населения.
Существуют различные определения управления ассортиментом, отражающие суть этого понятия.
Управление ассортиментом - деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.
Управление ассортиментом - разработка и применение мер, направленных на формирование оптимальной структуры ассортимента товаров, наиболее полно соответствующей потребностям населения и потребительскому спросу [16].
В маркетинге управлять товарным ассортиментом - значит постоянно предлагать рынку такой ассортимент товаров, который удовлетворяет покупателей с точки зрения его широты, глубины, насыщенности, гармоничности [6, с. 25].
В сферах производства и торговли управление ассортиментом базируется на изучении, измерении и прогнозировании потребностей и спроса населения, формировании ассортимента товаров с учётом его оптимизации на основе использования достижений научно-технического прогресса.
Управление ассортиментом основывается на том, что спрос покупателей и номенклатура товаров находятся в тесной взаимосвязи: изменения в спросе сопровождаются изменениями в ассортименте товаров и отражаются на его сбалансированности. Поэтому целью управления ассортиментом является обеспечение устойчивого и своевременного предложения высококачественных товаров покупателям и эффективная работа организации.
Для эффективного управления ассортиментом товаров в организациях торговли необходимо [5, c. 319]:
- наличие информационно-компьютерной системы, обеспечивающей коммерческих работников необходимой информацией для принятия своевременных управленческих решений;
- систематическое изучение спроса покупателей и конъюнктуры торговли для оперативного внесения коррективов в ассортимент реализуемых товаров;
- определение потребности в товарах;
- выявление потенциальных поставщиков товаров номенклатуры организации и возможность установления с ними взаимовыгодных хозяйственных связей по поставкам;
- создание оптимальных товарных запасов, способствующих устойчивой и ритмичной реализации товаров.
Управление ассортиментом товаров в организациях торговли представляет собой систему, в которую входят следующие подсистемы: планирование, организация, контроль.
Соответствие ассортимента товаров спросу населения контролируется путём сопоставления результатов изучения спроса населения и конъюнктуры торговли с фактически имеющимися товарами в продаже [13, с. 117-119].
Обновляемость (новизна) ассортимента характеризуется действительным обновлением, т.е. количеством новых товаров в общем перечне и степенью обновления, которая выражается через отношение количества новых товаров к их общему количеству, имеющемуся в ассортименте торговой организации [23, c. 109].
Причинами, побуждающими изготовителя и продавца обновлять ассортимент, являются:
- замена товаров морально устаревших, не пользующихся спросом;
- разработка новых товаров улучшенного качества с целью стимулирования их покупки потребителем;
- проектирование и разработка новых товаров, не имевших ранее аналогов;
- расширение ассортимента за счет увеличения его полноты для создания конкурентных преимуществ организации.
Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем наборе.
При регулировании структуры ассортимента следует учитывать экономические выгоды организации в случае преобладания дорогих или дешевых товаров, окупаемость затрат на их доставку, хранение и реализацию, а также платежеспособность сегмента потребителей, на который ориентируется торговая организация.
Устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары [14, c. 249].
Отсутствие в продаже каких-либо товаров, особенно достаточного ассортимента, ведет к потерям в товарообороте и доходах организации. Кроме того, у покупателей формируется негативное отношение к данному магазину и они меньше его посещают.
Коэффициент устойчивости - отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (У), к общему количеству, видов, разновидностей и наименований тех же однородных групп [13, с. 45].
Полнота ассортимента определяется отношением фактического количество разновидностей товаров в момент проверки к количеству разновидностей товаров, предусмотренному ассортиментным перечнем
Основополагающими элементами управления являются формирование ассортимента и установление уровня требований по показателям, определяющим рациональность ассортимента.
Требования к рациональности ассортимента изменяются в зависимости от конъюнктуры рынка (платёжеспособности покупателей, социально-культурных, правовых и информационных характеристик окружающей среды организации).
Формирование ассортимента - деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определенных руководством организации.
На межотраслевом и отраслевом уровнях формирования ассортимента товаров решается комплекс сложных плановых, экономических и правовых задач, от результатов решения которых зависит удовлетворение потребностей населения. Эти задачи решает головное министерство, на которое возложена ответственность за выпуск определённых изделий и обеспечение потребностей в них населения. В его функции входит поиск направлений дальнейшего развития ассортимента, налаживание производства импортозамещающих товаров [2].
Формирование ассортимента на уровне оптовых и розничных организаций сводится к коммерческой деятельности, обеспечивающей перемещение товаров из сферы производства в сферу потребления на основе маркетинговых исследований.
При формировании ассортимента товаров в организациях розничной торговли необходимо учитывать следующие с принципы:
- соблюдение установленного для магазина ассортиментного профиля;
- обеспечение комплексности в выборе товаров в соответствии со спросом населения;
- расширение ассортимента за счёт новых товаров и совершенствование его структуры;
- обеспечение устойчивости ассортимента товаров повседневного спроса;
- достижение условий, способствующих росту товарооборота и доходов магазина.
Ассортиментный профиль магазина определяется его типом и характеризуется номенклатурой товаров, предназначенных для реализации в данном магазине.
Тип магазина характеризуется размером торговой площади, который также должен учитываться при формировании ассортимента. Например, в универмагах реализуются товары универсального ассортимента, но в зависимости от торговой площади (3500 м2 - 22 000 м2) количество разновидностей товаров в них будет неодинаковым [15, с.100-101].
Заслуживает внимания опыт формирования ассортимента товаров в фирмах Франции.
Обеспечение комплексности в выборе товаров в соответствии со спросом населения предполагает, что основным направлением в формировании товаров в непродовольственных магазинах является создание потребительских комплексов, которые объединяют товары по признаку единства их потребительского назначения [7, с. 152].
Расширение ассортимента за счёт новых товаров и совершенствование его структуры в современных условиях является важным принципом формирования ассортимента товаров любой торговой организации.