Файл: Анализ структуры торгового ассортимента ( на примере торгового предприятия ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 188

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

На современном рынке в условиях конкурентной борьбы на объёмы спроса потребителей, и, соответственно на успех экономической деятельности торговых предприятий существенно влияют свойства товаров, их качество, экологическая чистота, а также немаловажное значение имеют показатели ассортимента. В связи с этим работники торговли должны знать ассортимент товаров и поддерживать его на необходимом уровне.

Рыночные отношения обусловили предъявление повышенных требований к формированию и рациональному управлению ассортиментом потребительских товаров, что служит одним из критериев конкурентоспособности фирм. Современный ассортимент потребительских товаров разнообразен и различается происхождением, назначением, условиями хранения различных видов товаров. Процесс насыщения потребительского рынка товарами и возрастание конкуренции требуют глубоких и всесторонних знаний его основ в разрезе различных аспектов торговой деятельности.

На современном этапе развития экономики Российской Федерации особую роль играют вопросы улучшения управления ассортиментом товаров народного потребления. Между тем в настоящее время эта проблема решается далеко не в полной мере. Предприятия промышленности недостаточно учитывают изменения спроса при формировании своих производственных программ, а торговля в сложившихся условиях не оказывает должного воздействия на промышленность по совершенствованию производимого ассортимента товаров.

Важную роль в управлении ассортиментом играет ассортиментная политика предприятия. Наиболее важное значение она приобретает в нынешних условиях перехода к рыночной экономике. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею управлять.

В свою очередь, руководство многих предприятий недостаточно представляет все преимущества эффективной ассортиментной политики, и поэтому одним из направлений экономического роста страны является привлечение внимания к данной проблеме.

Следовательно, выбранная тема курсовой работы актуальна, так как при правильном управлении ассортиментом и выборе ассортиментной политики торговое предприятие будет максимальным образом удовлетворяться спрос его потребителей и получать максимальную прибыль с наименьшими затратами.

Объектом курсовой работы является ассортимент товаров, предметом - ассортиментная политика, направления и факторы формирования ассортимента.


Целью курсовой работы является изучение теоретических основ структуры торгового ассортимента, анализ его применения на практике, а также совершенствование ассортиментной политики в ООО «Фортуна».

Цель курсовой работы определила постановку и необходимость решения следующих задач:

- Исследовать теоретические основы ассортиментной политики предприятия, в том теории управления ассортиментом товаров и факторов формирования ассортимента.

- Провести анализ финансового состояния и ассортимента товаров в ООО «Фортуна».

- Оптимизировать ассортиментную структуру и продвижение товаров в рамках товарной политики ООО «Фортуна».

В процессе решения вышеперечисленных задач применялись аналитический метод и метод сравнительного анализа.

Структура курсовой работы. Структурно курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

1. Теоретические основы структуры торгового ассортимента

1.1. Теория управления ассортиментом товаров

Ассортимент товаров рассматривается во взаимосвязи с личными и общественными потребностями населения. До нас­тоящего времени не сформировалось единого определения ка­тегории «ассортимент товаров». В источниках (в том числе учебных) можно встретить разное определение этого понятия. Некоторые авторы рассматривают ассортимент как номенклатуру или перечень товаров, другие - как их подбор или набор, третьи - как их совокупность [17, с. 158].

Так, в учебнике М.А. Николаевой ассортимент представляет набор товаров, формируемый по определённым признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности [12, с. 151].

С точки зрения маркетологов, ассортимент товаров - это совокупность всех ассортиментных групп товаров, изготовляемых фирмой.

Ассортимент товаров - сово­купность товаров, образующих систему в соответствии с ка­ким-либо признаком.

Ассортименту товаров присущи различные свойства.

Свойство ассортимента - это особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании и реализации.

Выделяют следующие свойства: широта, полнота, устойчивость, новизна, структура, ассортиментный минимум, рациональность, гармоничность [10, с. 56-64].


Все вышеперечисленные свойства ассортимента учитываются при его управлении. Управление ассортиментом товаров выступает как необходимое условие деятельности человека по формированию состава и структуры материальных благ в соответствии с потребностями и спросом населения.

Существуют различные определения управления ассортиментом, отражающие суть этого понятия.

Управление ассортиментом - деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.

Управление ассортиментом - разработка и применение мер, направленных на формирование оптимальной структуры ассортимента товаров, наиболее полно соответствующей потребностям населения и потребительскому спросу [16].

В маркетинге управлять товарным ассортиментом - значит постоянно предлагать рынку такой ассортимент товаров, который удовлетворяет покупателей с точки зрения его широты, глубины, насыщенности, гармоничности [6, с. 25].

В сферах производства и торговли управление ассортимен­том базируется на изучении, измерении и прогнозировании потребностей и спроса населения, формировании ассортимента товаров с учётом его оптимизации на основе использования дос­тижений научно-технического прогресса.

Управление ассортиментом основывается на том, что спрос покупателей и номенклатура товаров находятся в тес­ной взаимосвязи: изменения в спросе сопровождаются изме­нениями в ассортименте товаров и отражаются на его сбалан­сированности. Поэтому целью управления ассортиментом яв­ляется обеспечение устойчивого и своевременного предложе­ния высококачественных товаров покупателям и эффектив­ная работа организации.

Для эффективного управления ассортиментом товаров в организациях торговли необходимо [5, c. 319]:

  • наличие информационно-компьютерной системы, обеспечивающей коммерческих работников необходимой ин­формацией для принятия своевременных управленческих решений;
  • систематическое изучение спроса покупателей и конъюнктуры торговли для оперативного внесения коррек­тивов в ассортимент реализуемых товаров;
  • определение потребности в товарах;
  • выявление потенциальных поставщиков товаров но­менклатуры организации и возможность установления с ни­ми взаимовыгодных хозяйственных связей по поставкам;
  • создание оптимальных товарных запасов, способству­ющих устойчивой и ритмичной реализации товаров.

Управление ассортиментом товаров в организациях торговли представляет собой систему, в которую входят следующие подсистемы: планирование, организация, контроль.


Соответствие ассортимента товаров спросу населения контролируется путём сопоставления результатов изучения спроса населения и конъюнктуры торговли с фактически имеющимися товарами в продаже [13, с. 117-119].

Обновляемость (новизна) ассортимента характеризу­ется действительным обновлением, т.е. количеством новых товаров в общем перечне и степенью обновления, ко­торая выражается через отношение количества новых товаров к их общему количеству, имеющемуся в ассортимен­те торговой организации [23, c. 109].

Причинами, побуждающими изготовителя и продавца обновлять ассортимент, являются:

  • замена товаров морально устаревших, не пользующих­ся спросом;
  • разработка новых товаров улучшенного качества с целью стимулирования их покупки потребителем;
  • проектирование и разработка новых товаров, не имев­ших ранее аналогов;
  • расширение ассортимента за счет увеличения его полно­ты для создания конкурентных преимуществ организации.

Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем на­боре.

При регулировании структуры ассортимента следует учитывать экономические выгоды организации в случае пре­обладания дорогих или дешевых товаров, окупаемость за­трат на их доставку, хранение и реализацию, а также плате­жеспособность сегмента потребителей, на который ориенти­руется торговая организация.

Устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары [14, c. 249].

Отсутствие в продаже каких-либо товаров, особенно доста­точного ассортимента, ведет к потерям в товарообороте и до­ходах организации. Кроме того, у покупателей формируется негативное отношение к данному магазину и они меньше его посещают.

Коэффициент устойчивости - отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (У), к общему количеству, видов, разновидностей и наименований тех же однородных групп [13, с. 45].

Полнота ассортимента определяется отношением фактического количество разновидностей товаров в момент проверки к количеству разновидностей товаров, предусмот­ренному ассортиментным перечнем

Основополагающими элементами управления являются формирование ассортимента и установление уровня требований по показателям, определяющим рациональность ассортимента.

Требования к рациональности ассортимента изменяются в зависимости от конъюнктуры рынка (платёжеспособности покупателей, социально-культурных, правовых и информационных характеристик окружающей среды организации).


Формирование ассортимента - деятельность по состав­лению набора товаров, позволяющего удовлетворить ре­альные или прогнозируемые потребности, а также достиг­нуть целей, определенных руководством организации.

На межотраслевом и отраслевом уровнях формирования ассортимента товаров решается комплекс сложных плановых, экономических и правовых задач, от результатов решения которых зависит удовлетворение потребностей населения. Эти задачи решает головное министерство, на которое возложена ответственность за выпуск определённых изделий и обеспечение потребностей в них населения. В его функции входит поиск направлений дальнейшего развития ассортимента, налаживание производства импортозамещающих товаров [2].

Формирование ассортимента на уровне оптовых и розничных организаций сводится к коммерческой деятельности, обеспечивающей перемещение товаров из сферы производства в сферу потребления на основе маркетинговых исследований.

При формировании ассортимента товаров в организациях розничной торговли необходимо учитывать следующие с принципы:

  • соблюдение установленного для магазина ассортимент­ного профиля;
  • обеспечение комплексности в выборе товаров в соответ­ствии со спросом населения;
  • расширение ассортимента за счёт новых товаров и со­вершенствование его структуры;
  • обеспечение устойчивости ассортимента товаров пов­седневного спроса;
  • достижение условий, способствующих росту товаро­оборота и доходов магазина.

Ассортиментный профиль магазина определяется его типом и характеризуется номенклатурой товаров, предназ­наченных для реализации в данном магазине.

Тип магазина характеризуется размером торговой пло­щади, который также должен учитываться при формирова­нии ассортимента. Например, в универмагах реализуются товары универсального ассортимента, но в зависимости от торговой площади (3500 м2 - 22 000 м2) количество разно­видностей товаров в них будет неодинаковым [15, с.100-101].

Заслуживает внимания опыт формирования ассортимен­та товаров в фирмах Франции.

Обеспечение комплексности в выборе товаров в соот­ветствии со спросом населения предполагает, что основ­ным направлением в формировании товаров в непродовольс­твенных магазинах является создание потребительских ком­плексов, которые объединяют товары по признаку единства их потребительского назначения [7, с. 152].

Расширение ассортимента за счёт новых товаров и совершенствование его структуры в современных услови­ях является важным принципом формирования ассортимен­та товаров любой торговой организации.