Файл: Анализ структуры торгового ассортимента ( на примере торгового предприятия ).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 217
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы структуры торгового ассортимента
1.1. Теория управления ассортиментом товаров
1.2. Направления и факторы формирования торгового ассортимента
2. Анализ ассортимента товаров в ооо «Фортуна»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ структуры торгового ассортимента в ООО «Фортуна»
Анализ среднего ассортимента товарных запасов и товарооборачиваемости проведем не только в целом по торговому предприятию, но и в разрезе отдельных товарных групп и товаров (Таблица 5 см. Приложение А).
По сравнению с 2015 годом по всем товарным группам фактические средние запасы товаров значительно возросли. Ускорение времени обращения товаров по ряду товарных групп обеспечило высвобождение средств, вложенных в товарные запасы, в размере 245 тыс. руб. (9 + 85 + 19 + 23 + 34 + 11 + 7 + 9 + 10 + 11 + 2 + 10 + 25). Замедление товарооборачиваемости по другим товарным группам потребовало дополнительного привлечения оборотных средств на 69 тыс. руб. (66 + 3).
Изменение товарооборачиваемости в днях в целом в ООО «Фортуна» складывается под воздействием двух факторов: 1) изменения структуры розничного товарооборота; 2) изменения времени обращения отдельных товарных групп и товаров. Так как каждая товарная группа имеет различную товарооборачиваемость, изменение структуры товарооборота оказывает определенное влияние на время обращения товаров в ООО «Фортуна» в целом. Если в товарообороте возрастает доля товаров с ускоренной товарооборачиваемостью, то за счет этого общая (средняя) товарооборачиваемость ускорится, и наоборот. Изменение по сравнению с планом и в динамике времени обращения отдельных товарных групп и товаров также оказывает определенное влияние на среднюю товарооборачиваемость (в целом по торговому предприятию). Влияние указанных факторов на динамику времени обращения товаров можно измерить приемом цепных подстановок с применением способа процентных чисел. Для этого предварительно составляют Таблицу 6 см. в Приложении Б, по данным которой определяют условный средний показатель товарооборачиваемости в днях при фактической структуре товарооборота отчетного года и фактическом времени обращения отдельных товарных групп и товаров 2015 года. Если из условной товарооборачиваемости вычесть базисную (2015 года), определим влияние на ее размер изменения структуры товарооборота, а из фактической условную - изменения времени обращения отдельных товарных групп и товаров.
Структурные изменения в товарообороте ООО «Фортуна» привели к ускорению товарооборачиваемости на 0,1 дня (39,5 - 39,6). Это произошло в результате увеличения в товарообороте доли реализации товаров, имеющих ускоренную оборачиваемость. По одним товарным группам (парфюмерия, бумажные товары, моющие средства, моющие средства, моющие средства, декоративная косметика, крема, мыло, инструменты для маникюра, галантерея для волос, средства по уходу за зубами, чулочно-носочные изделия, прочие товары) произошло ускорение времени их обращения; по другим (шампуни, лечебные средства) - замедление их оборачиваемости, что в конечном счете привело к ускорению времени обращения товаров по торговому предприятию на 1,5 дня (38,0 - 39,5).
Ускорение (замедление) оборачиваемости отдельных товарных групп и товарам связано с изменением объема их реализации и размера средних товарных запасов. Для изучения влияния этих факторов на динамику времени обращения отдельных товарных групп и товаров составляют Таблицу 7 см. в Приложении В.
Рост товарооборота обеспечил ускорение оборачиваемости по всем товарным группам и товарам. Увеличение средних товарных запасов привело к замедлению товарооборачиваемости. По одним товарным группам (шампуни, лечебные средства) произошло замедление товарооборачиваемости, что потребовало дополнительного привлечения средств в товарные запасы.
По другим товарным группам (парфюмерия, бумажные товары, моющие средства, моющие средства, моющие средства, декоративная косметика, крема, мыло, инструменты для маникюра, галантерея для волос, средства по уходу за зубами, чулочно-носочные изделия, прочие товары) время их обращения ускорилось, что способствовало высвобождению оборотных средств, вложенных в товарные запасы.
Снизить товарные запасы до оптимальных размеров в ТОО «Фортуна» можно за счет равномерного и частого завоза товаров, оптовой реализации излишне завезенных товаров другим торговым предприятиям, совершенствования организации торговли, рекламы, проведения покупательских конференций, выставок-продаж товаров и т.д.
3. Оптимизация ассортиментной структуры и продвижение товаров в рамках товарной политики ООО «Фортуна»
Оптимизацию ассортиментной структуры и продвижение товаров в рамках товарной политики ООО «Фортуна» проведем с помощью применения формулы Вильсонна.
Исходной информацией для расчета оптимального размера заказа с использованием различных модификаций формулы Вильсона являются следующие величины:
- объем потребности в запасе, единиц (S);
- среднесуточная потребность в запасе, единиц/день (s);
- закупочная цена единицы запаса, руб. (С);
- доля цены продукции, приходящаяся на затраты по содержанию запаса (i);
- объем поступления товарно-материальных ценностей на склад в течение планового периода, единиц (D);
- среднесуточный объем поступления товарно-материальных ценностей на склад, единиц/день (d);
- затраты на содержание единицы запаса, руб. (I);
- затраты на содержание единицы продукции с учетом занимаемой площади (объема) склада, руб./м2 или руб./м3 (а);
- коэффициент, учитывающий пространственные габариты единицы продукции, м2/единиц или м3/единиц (k);
- затраты на выполнение одного заказа, руб. (А);
- издержки дефицита, руб./единица запаса (Н);
- коэффициент ставки НДС (r) [18, с. 132].
Допустим средний уровень продаж в день составляет 100 единиц товара (S). Накладные расходы на доставку товара на склад - 550 руб. (А). Затраты на содержание единицы товара на складе - 40 руб./сутки (I). Имеющиеся данные позволяют определить:
1) оптимальный размер заказа (см. формулу 7):
Q* = √2*550*100/40=52,44 = 53 единицы (7)
длительность периода хранения партии поставки на складе (см. формулу 8:
Q*/S= 53 / 100 = 0,53 - 0,5 дня; (8)
число поставок в день (см. формулу 9):
S/Q*= 100/53= 1,89 - 2 раза; (9)
накладные расходы в день (см. формулу 10):
Ax S/Q* = 550-2= 1100 руб. (10)
затраты на содержание партии поставки (см. формулу 11):
IxQ*/2=40x53/2=1060 руб. (11)
Довольно часто затраты на содержание ассортимента товаров (I) и затраты на выполнение случае можно использовать граничные значения затрат для расчета оптимального ассортимента размера заказа.
Применим формулу Вильсона. Пусть затраты на организацию заказа составляют от 200 до 600 руб. (А), затраты на хранение продукции колеблются от 18 до 23% цены закупки (i), объем прогнозируемой потребности в запасе за год составляет 800 м2 (S), цена закупки - 120 руб./м2 (С). По имеющимся данным можно определить:
1) оптимальный размер заказа (см. формулу 12):
а) средние затраты на выполнение заказа:
А 1 + А 2 |
= |
200 + 600 |
= 400 руб. |
(12) |
2 |
2 |
б) минимальные затраты на содержание запаса (см. формулу 13):
i1 x C x S = 0,18 x 120 x 800 = 17280 руб. (13)
в) максимальные затраты на содержание запаса (см. формулу 14):
i2 x C x S = 0,18 x 120 x 800 = 17280 руб. (14)
г) средние затраты на содержание запаса (см. формулу 15):
(а) + (б) |
= |
17280 + 22080 |
= 19680 руб. |
(15) |
2 |
2 |
д) оптимальный размер заказа (см. формулу 16):
Q* = √2*400*800/19680 = 5,70 = 6 м2 (16)
2) оптимальное число поставок в год (см. формулу 17):
S/Q* = 800/6 = 133,33 = 134 раза (17)
3) оптимальный интервал между поставками (см. формулу 18):
N/(S/Q*) = 365/134 = 2,72 = 2 дня (18)
4) средний уровень текущего запаса (см. формулу 19):
Q*/2 = 6/2 = 3 м2 (19)
В группу «Затраты на пополнение заказа» (ordering costs) входят затраты на выполнение одного заказа (руб. (А)) - величина, вызывающая наибольшее число вопросов и проблем. Затраты на выполнение одного заказа включают постоянные затраты, связанные с выдачей заказов, например затраты:
- на поиск поставщика;
- ведение переговоров;
- оформление заказа;
- отправку заказа;
- принятие заказа по его прибытии;
- участие в приемке товарно-материальных ценностей;
- оформление претензий по качеству;
- содержание отдела закупок и пр.
Пусть за год на склад поступило 430 партий различных видов продукции. Расходы на содержание отдела закупок составили за тот же период 14 400 тыс. руб. (А). Затраты на выполнение одного заказа равны удельным расходам отдела закупок в расчете на одну партию поставки. По продукции вида «Б» известно, что затраты на ее содержание составляют 12% от закупочной цены (i), прогнозируемый объем потребности в этом товаре - 16 тыс. т в год (S), закупочная цена - 190 руб./т (С). По имеющимся данным можно определить:
1) оптимальный размер заказа:
а) затраты на содержание продукции «Б» (см. формулу 20):
I x C x S = 0.12 x 190 x 16000 = 364 800 руб. (20)
б) затраты на выполнение одного заказа:
14 400 000 / 430 = 33 488,37 руб.;
в) оптимальный размер заказа (см. формулу 21):
Q* = √2*33488,37*16000/364800 = 54,2 = 55 т. (21)
2) средний уровень текущего запаса (см. формулу 22):
Q*/2 = 55/2 = 27,5 т.; (22)
3) число заказов в год (см. формулу 23):
S/Q* = 16000/55 = 290,9 = 291 раз (23)
4) интервал между заказами (см. формулу 24):
N/S/Q* = 365/291 = 1,25 = 2 дня (24)
Таким образом, наиболее простым, хотя и не самым точным методом определения затрат на пополнение запаса является деление общих годовых расходов отдела закупок (заработная плата работников отдела, материальные и накладные расходы) на число подаваемых за год заказов. Кроме того, можно рассчитать удельные офисные затраты с учетом численности работников, числа поставщиков, широты номенклатуры и ассортимента, состава функциональных обязанностей работников и прочих показателей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ассортимент товаров, или торговый ассортимент, - это группа товаров, тесно связанная между собой хотя бы по одному из следующих критериев: сходство принципов функционирования, предназначение для одной и той же группы покупателей, реализация через однотипные каналы распределения.
Ассортимент товаров рассматривается во взаимосвязи с личными и общественными потребностями населения.
Управление ассортиментом основывается на том, что спрос покупателей и номенклатура товаров находятся в тесной взаимосвязи: изменения в спросе сопровождаются изменениями в ассортименте товаров и отражаются на его сбалансированности. Поэтому целью управления ассортиментом является обеспечение устойчивого и своевременного предложения высококачественных товаров покупателям и эффективная работа организации.
Ассортиментная политика является одним из главных элементов конкурентной стратегии фирмы.
Ассортиментная политика должна строиться на следующих научно обоснованных принципах:
- иерархия целей стратегической ассортиментной политики, где общей является конечная цель, а все остальные должны быть ей подчинены;
- научность, т.е. использование знаний рыночных законов;
- системность, которая предполагает обеспечение подчиненности мероприятий по формированию и реализации ассортиментной политики ее цели, учет разных аспектов ассортиментной политики при ее формировании;
- адекватность ассортиментной политики данному механизму хозяйствования.
Исходя из этого, основное направление ассортиментной политики торговых организаций - совершенствование торговли товарами первой необходимости путём приближения их к покупателю. Данная проблема решается в комплексе с функциональной системой размещения организаций торговли.
Таким образом, управление ассортиментом и его формирование являются приоритетными направлениями коммерческой деятельности, так как их результаты непосредственным образом влияют на экономическую эффективность работы организации торговли, удовлетворение потребностей населения в товарах народного потребления и имидж организации. В свою очередь это определяет ассортиментную политику организации, которая отражает цели и задачи в области формирования ассортимента.
Анализ ассортимента товаров в ООО «Фортуна» показал, что нормативы товарного ассортимента устанавливаются и планируются поквартально.
В процессе анализа ассортимента товаров в ООО «Фортуна» устанавливают, как ассортимент товарных запасов обеспечивают развитие товарооборота и бесперебойное снабжение населения необходимыми товарами; изучают причины выявленных отклонений товарного ассортимента запасов от планируемых нормативов.
Ассортимент товарных запасов ООО «Фортуна» в 2016 году незначительно отклонился от планируемых нормативов. Однако на конец 2016 года они оказались заниженными (в сумме и в днях оборота), что отрицательно скажется на развитии торговли в будущем году.
По всем группам товаров фактические товарные запасы в сумме за 2016 год возросли, возможно это связано с увеличением цен на товары. Ассортимент товарных запасов в днях по парфюмерии, бумажным товарам, моющим предметам, декоративной косметике, кремам, инструментам для маникюра, галантерее для волос, средствам по уходу за зубами и прочими товарами на конец 2016 года по сравнению с началом снизились, что может негативно повлиять на развитие товарооборота в будущем году.