Файл: Анализ структуры торгового ассортимента ( на примере торгового предприятия ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 214

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, управление ассортиментом и его формирование являются приоритетными направлениями коммерческой деятельности, так как их результаты непосредственным образом влияют на экономическую эффективность работы организации торговли, удовлетворение потребностей населения в товарах народного потребления и имидж организации. В свою очередь это определяет ассортиментную политику организации, которая отражает цели и задачи в области формирования ассортимента.

1.2. Направления и факторы формирования торгового ассортимента

Развитие ассортимента товаров является объектив­ным, закономерным и непрерывным процессом, обусловленным прогрессом общественного производства на основе научно-тех­нических достижений и совершенствования человеческой практики.

Прогресс общественного производства выступает как объективное условие развития ассортимента товаров, количествен­ных и качественных изменений его состава и структуры.

Одновре­менно с удовлетворением потребностей, оценкой вещей, потреб­лением формируются новые требования к изделиям [19, с. 59].

Таким образом, основными направлениями в области формирования ассор­тимента являются: сокращение, расширение, стабилизация, обновле­ние, совершенствование, гармонизация.

Сокращение ассортимента - количественные и качественные изменения состояния набора товаров за счёт уменьшения его широты и полноты [19, с.65].

В маркетинге это направление определяется как уменьшение глубины товарного ассортимента путём сокращения числа предлагаемых разновидностей каждой категории товаров [14].

Причинами сокращения ассортимента могут быть паде­ние спроса, недостаточность предложений, убыточность или низкая прибыльность при производстве и/или реализации отдельных товаров. Например, в последние годы наблюдается тенденция сокращения ассортимента за счёт дешёвых непродовольственных товаров, не выгодных изготовителю и продавцу, но необходимых потребителю.

Расширение ассортимента - количественные и качественные изменения набора товаров за счёт увеличения показателей широты, полноты и новизны [5, с. 66].

Маркетологи определяют это направление как добавление новых вариантов продукции к имеющейся категории товаров и иногда связывают с риском подрыва престижа торговой марки [8].


Причинами, способствующими расширению ассортимента, являются увеличение спроса и предложения, высокая рентабельность производства и реализации товаров, внедрение на рынок новых товаров и/или изготовителей. Так, современное состояние потребительского рынка характеризуется расширения ассортимента за счёт импортных товаров, а также товаров, изготовленных на основе зарубежных технологий.

Расширение ассортимента наряду с увеличением товарной массы - одно из важнейших условий насыщения рынка товарами. Вместе с этим это направление ассортиментной политики не исключает других направлений, которые дополняют его, придавая новые аспекты. Так, расширение ассортимента может происходить за счёт его обновления при одновременном сокращении доли товаров, не пользующихся спросом. Расширение ассортимента за счёт импортных товаров связано с сокращением ассортимента отечественных товаров, а также снижением их производства в целом [5, с. 66].

Так, практика показы­вает, что круг предметов, удовлетворяющих потребности челове­ка, становится все шире и многообразнее. Стремление людей лучше и полнее удовлетворить потребности вызывает появление изделий нового функционального назначения, расширение вы­пуска разновидностей товаров по видам материалов, конструк­тивному решению, обработке и отделке, моделям и фасонам, по размерным показателям и многим другим признакам.

В целом расширение ассортимента товаров способствует дифференциации их социальной адресности, создает условия для выбора товаров и проявления потребительских предпочтений [6, с. 60-61].

Стабилизация ассортимента - состояние набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления.

Ассортимент непродовольственных товаров отличается высокой степенью изменений под воздействием моды, достижений научно-технического прогресса и других факторов [5, с. 66].

В процессе обновления ассортимента товаров отражается способность человека создавать более совершенные вещи, что, по сути, является мерилом эффективности трудовой человечес­кой деятельности, одним из показателей познания и использо­вания законов природы и общества.

Быстрое и все ускоряющееся развитие науки и техники при­водит к созданию все более широкого круга новых материалов, выпуску машин, приборов, автоматов, роботов, коренным образом меняющих технологию и возможности создания новых совершенных изделий. Ускоряются темпы обновления ассор­тимента, происходит его обогащение, жизненный цикл товаров заметно сокращается. Ускоряющиеся темпы обновления дейст­вуют и на сознание человека. Образы товаров вчерашнего дня ассоциируются с прошлыми человеческими достижениями. Возрастает потребность видеть предметы новыми, более совер­шенными. Сменяемость товаров, формирующих образ самого человека, его быт, стала быстротечной и характеризуется соответственно быстрым изменением вкусов. В этой связи в соответствии с объективным и закономерным совершенствованием ассортимента новых товаров в практике проявляются и формальные подходы к созданию новых товаров в целях достижения ком­мерческого успеха в конкурентной борьбе. Особенно это проявляется в моде, которая стала одним из средств воздействия на потребителя и организации спроса на те или иные новые товары [4, с. 63].


Поэтому обновление ассортимента - очень ответственное направление его формирования, связанное со значительным риском для всех субъектов рыночных отношений. В то же время в условиях конкурентной среды без обновления невозможно обойтись, так как новизна товаров - один из важнейших критериев конкурентоспособности организаций-изготовителей и продавцов.

Совершенствование ассортимента - количественные и качественные изменения состояния набора товаров для повышения его рациональности. Это комплексное направление изменений ассортимента товаров обусловливает выбор возможных путей: сокращение, расширение и обновление ассортимента товаров для формирования рационального ассортимента. Целевой подход к формированию улучшенного рационального ассортимента составляет основную отличительную черту этого направления. При этом должны учитываться научно обоснованные рациональные потребности, а также требования общества: обеспечение безопасности для потребителей и окружающей среды, использование достижений научно-технического прогресса для максимального повышения качества жизни [5, с.67].

Примером совершенствования ассортимента может служить то, что в семидесятые годы множество товаров прошли «омоложение» путём замены механических и электромеханических компонентов на электронные. Сюда относятся арифмометры, заменённые калькуляторами (зачастую карманными), часы, конторское оборудование (например, пишущие машинки) и телефонные коммутаторы [8, с. 92].

Гармонизация ассортимента - количественные и ка­чественные изменения состояния набора товаров, отражаю­щие степень близости реального ассортимента к оптималь­ному или лучшим зарубежным и отечественным аналогам, наиболее полно соответствующие целям организации.

На потребительском рынке это направле­ние формирования ассортимента сравнительно новое и выражается в стремлении ряда «элитных» магазинов фор­мировать ассортимент по образцу известных зарубежных фирм.

Кроме того, это направление характерно для крупных фирм, корпораций, акционерных обществ, имеющих дочер­ние предприятия в разных регионах (города, страны или мира) [5, с.68].

В товароведении часто некоторые авторы выделяют такое направление как углубление ассортимента - количественные и качественные изменения ассортимента товаров за счёт разработки и предложения новых торговых марок или их модификации.

Основанием для выбора этого направления служит высокая насыщенность рынка, стремление снизить риск при выпуске товаров незначительной новизны, наличие известных, пользующихся спросом торговых марок отсутствие возможности у организации выпускать товары новых видов.


В свою очередь, М.И. Дрозд акцентирует внимание на таком направлении развития ассортимента товаров как формирование комплексов изделий (комплек­ты, наборы, гарнитуры, ансамбли), которые ориентирова­ны на удовлетворение блока потребностей. Научный подход в создании комплексов позволяет найти оптимальное решение при формировании таких наборов, которые учитывали бы удовлетворение потреб­ностей с учётом согласованности изделий, как по функциональ­ному назначению, так и художественному оформлению.

Такое направление позволяет человеку удовлетворять пот­ребности, не эмпирически экспериментируя, подбирая отдель­ные предметы, а решая комплексную задачу. Популярность на­боров мебели, посуды, инструментов и других изделий говорит о перспективности такого направления в развитии ассортимента товаров [9, с. 264].

Указанные выше направ­ления взаимосвязаны, в значительной мере дополняют друг друга и определяются рядом факторов.

К формированию торгового ассортимента в условиях рынка необходимо подходить особенно тщательно, выявляя закономерности его развития и учитывая факторы, оказывающие на него влияние.

Различают об­щие и специфичные факторы формирования ассортимента.

Общие факторы не зависят от деятельности конкретной торговой организации, которая вынуждена к ним приспо­сабливаться, не имея возможности влиять на них. К этим факторам относятся спрос и рентабельность [5, с. 68].

Покупательский спрос на товары простого и сложного ас­сортимента также имеет свои отличия, которые необходимо учитывать при формировании ассортимента. Так, на товары простого ассортимента, которые имеют незначительное коли­чество разновидностей, спрос в основном конкретный, твердо сформулированный и не допускающий замены этих товаров. Наобо­рот, при покупке товаров сложного ассортимента, насчитыва­ющих десятки и сотни разновидностей, в спросе допускается их широкая взаимозаменяемость. Причем, многие из этих товаров являются товарами периодического спроса, т. е. не покупаются и не потребляются ежедневно [7, с. 156].

На спрос, в свою очередь, оказывают влияние следующие факторы:

  • социальные: состав населения, уровень культуры, со­циальное обеспечение, характер трудовой деятельности;
  • экономические: уровень доходов населения и источники их образования, развитие экономики района, цена на товары, наличие конкурентов;
  • демографические: половозрастной состав населения, количество и структура семей, профессиональный состав на­селения;
  • национально-бытовые: национальный состав населе­ния, традиции, обычаи, нравы;
  • природно-климатические: географическое положение (города, села, административного района), климат, природ­ные ресурсы [8, с. 99].

Большинство перечисленных факторов спроса может быть учтено при формировании ассортимента товаров, так как мно­гие имеют конкретное числовое выражение и являются постоян­но действующими для определенного района. Их можно рассма­тривать в качестве элементов, определяющих силу воздействия спроса на формирования ассортимента.

При формировании ассортимента необходимо также учиты­вать характер предъявляемого спроса. Различают спрос устой­чивый, альтернативный и импульсный.

Устойчивый или твердо сформулированный спрос предъ­является на определенный товар и не допускает его замены каким-либо другим, даже однородным товаром.

Альтернативный (неустойчивый) спрос формируется окончательно в магазине в процессе непосредственного ознаком­ления покупателей с товаром и его особенностями. Альтерна­тивный спрос допускает взаимозаменяемость товаров в пределах группы, подгруппы или разновидности товаров. К товарам аль­тернативного спроса можно отнести, например, обувь, одежду.

Импульсный спрос возникает непосредственно в торго­вом предприятии под воздействием рекламы, выкладки товаров, предложений продавца. Это спрос чаще всего на малоизвестные или неизвестные товары. Импульсный спрос зачастую вызыва­ется наличием в ассортименте магазинов новинок в товарном ассортименте [8, с 156-157].

Наряду с покупательским спросом, в качестве общего фактора, влияющего на формирование ассортимента, выступает рентабельность производства и реализации, опреде­ляемая себестоимостью, издержками производства и обра­щения, на размеры которых оказывают определенное вли­яние государственные меры по поддержке отечественных изготовителей (льготное налогообложение, таможенные та­рифы) [5, с. 68].

Вторая группа факторов - специфичные отражают конкретные условия работы торговой организации.

Специфичными факторами формирования промышлен­ного ассортимента являются сырьевая и материально-тех­ническая база производства, достижения научно-техничес­кого прогресса, а торгового ассортимента - производст­венные возможности изготовителей, специализация (класс и тип) торговой организации, каналы распределения, мето­ды стимулирования сбыта и формирования спроса, мате­риально-техническая база торговой организации.

Достижения научно-технического прогресса - мощ­ный стимул обновления ассортимента потребительских товаров. Разработка принципиально новых товаров, не имев­ших ранее аналогов, а также товаров повышенного качест­ва возможно в основном благодаря развитию науки, техни­ки и технологии. Так, например, открытие полупроводников произвело революцию в ассортименте радиотехнических товаров [1, с. 269].