Файл: Анализ структуры торгового ассортимента ( на примере торгового предприятия ).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 208
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы структуры торгового ассортимента
1.1. Теория управления ассортиментом товаров
1.2. Направления и факторы формирования торгового ассортимента
2. Анализ ассортимента товаров в ооо «Фортуна»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ структуры торгового ассортимента в ООО «Фортуна»
Специализация торговой организации относится к наиболее значимым факторам формирования ассортимента товаров. Она определяется при создании или лицензировании, или аттестации организации. Руководство организации принимает решение о специализации, от которой зависит ее последующая деятельность, в том числе и формирование торгового ассортимента.
Каналы распределения товаров также имеют значение при формировании торгового ассортимента. Отлаженная система поставок через приемлемые для торговли каналы распределения, ритмичность доставки в нужные сроки и в необходимом объеме облегчают работу по формированию торгового ассортимента, обеспечивают предпочтение закупок товаров, для которых имеется налаженная система сбыта. Этим отличаются многие зарубежные или совместные фирмы, имеющие четко функционирующие каналы распределения товаров.
Методы стимулирования сбыта и формирования спроса, в частности рекламная поддержка товаров, в условиях насыщенного рынка также влияют на формирование торгового ассортимента. Это объясняется тем, что торговые организации освобождаются от дорогостоящих затрат на рекламу, за счет чего сокращаются издержки производства и возрастает прибыль [5, с. 70-71].
Часто к факторам формирования ассортимента относят методы продажи, размещение и выкладку товаров в торговом зале, режим работы магазина.
Формирование ассортимента нельзя вести оторванно от зоны деятельности торговых предприятий, в зависимости от которой они подразделяются на:
- предприятия, обслуживающие жилую зону в пределах пешеходной доступности. В городах пешеходная доступность принята в радиусе 0,5 км, в сельской местности - 2 км;
- предприятия, обслуживающие город и сельский район в целом или его большие составные части в пределах общегородской (общерайонной) транспортной доступности [4, с. 160].
Таким образом, формирование ассортимента товаров в магазинах с учётом перечисленных выше основных факторов позволяет обеспечить удовлетворение покупательского спроса, повышение экономической эффективности предприятия и уровня торгового обслуживания населения.
Следует также отметить, что указанные направления формирования ассортимента товаров действуют одновременно, имеют специфические особенности для отдельных групп и видов изделий. Они характеризуются многогранным проявлением и превращают ассортимент в постоянно изменяющуюся систему товаров.
2. Анализ ассортимента товаров в ооо «Фортуна»
2.1. Общая характеристика предприятия
ООО «Фортуна» - оптовое торговое предприятие, специализирующееся на оптовой торговле бытовой химии, товаров гигиены, косметики. Свою деятельность ООО «Фортуна» осуществляет посредством организации оптовой торговли со склада.
Деятельность общества осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предметом деятельности предприятия является:
- розничная торговля товарами народного потребления;
- осуществление хозяйственной, коммерческой, торгово-посреднической и торгово-закупочной деятельности;
- оказания дополнительных услуг покупателям;
- иные виды деятельности, не запрещенные законом.
ООО «Фортуна» обязано в соответствии с Уставом:
- выполнять обязательства, вытекающие из законодательства РК и заключенных им договоров;
- заключать трудовые договоры;
- полностью и в срок рассчитываться с работниками предприятия по заработной плате и социальным пособиям;
- осуществлять все виды обязательного страхования;
- своевременно предоставлять бухгалтерскую отчетность;
- уплачивать налоги в соответствии с налоговым законодательством.
Целью создания ООО «Фортуна» является более полное насыщение рынка товарами народного потребления для удовлетворения потребностей организаций и физических лиц, а также создания дополнительных рабочих мест и получения дополнительной прибыли.
Рассматриваемое мною предприятие арендует складские площади и офисные помещения в черте города. Офис находится в одном здании со складом. Поэтому менеджеры могут контролировать наличие материала на складе, отгрузку, погрузку и проводить инвентаризацию в непосредственной близости от офиса. Благодаря этому упрощена схема документооборота.
ООО «Фортуна» предприятие выполняет следующие основные функции:
- закупка товаров (осуществляет отдел снабжения);
- хранение (контролирует отдел сбыта);
- сбыт (осуществляет отдел сбыта);
- доставка (осуществляют водители с собственным автотранспортом).
На рисунке 1 представлена организационная структура ООО «Фортуна».
Директор
Финансовый директор
Секретариат
Отдел снабжения
Отдел сбыта
Бухгалтерия
Отдел выписки
Касса
Экспедиторы
Торг. агенты
Рисунок 1 - Структура управления ООО «Фортуна»
Управлением предприятия в целом занимается генеральный директор. В его ведении находятся вопросы стратегического характера по организации производственно - хозяйственной деятельности ООО «Фортуна» на основе применения методов планирования материальных, финансовых и трудовых затрат.
Финансовый директор подчиняется непосредственно генеральному и фактически управляет деятельностью компании на оперативном уровне. Он контролирует деятельность всех отделов. Также в его компетенции вопросы движения финансовых потоков.
Менеджеры отдела снабжения работают с имеющимися поставщиками‚ закупают товар, занимаются поиском новых поставщиков, рассматривают и заключают договора, работают с первичной документацией прихода.
В обязанности менеджеров отдела сбыта входит:
- подготовка и заключение договоров с покупателями на поставку группы товаров;
- составление годовых, квартальных и месячных планов поставок продукции в соответствии с заказами и заключенными договорами;
- обеспечение соблюдение норматива товарных остатков, организации правильного хранения товара, его рассортировки, комплектации, упаковки и отправки потребителям.
- планирование и организация отгрузки готовой продукции.
Отдельно выделен бухгалтерский отдел. По сути, этот отдел состоит из главного бухгалтера, кассира и двух человек, оформляющих документы. В обязанности главного бухгалтера входит ведение бухгалтерского учета, формирование отчетов для налоговой инспекции, начисление налогов, решение всех вопросов связанных с налоговой отчетностью и др. Кассир принимает выручку у экспедиторов. Два человека оформляют документы по движению товара.
На телефонные звонки отвечает секретарь. Она принимает сообщения и переадресует звонки.
На рассматриваемом предприятии для доставки товаров в магазины приглашают водителей с собственным автотранспортом. В их обязанности входит доставка товаров в магазины и инкассация средств за товар.
Отношения между отдельными местами и задачами характеризуются отношениями подчиненности сверху и снизу, или отношениями по горизонтали.
Субъектами внешней среды ООО «Фортуна» являются физические лица, другие коммерческие и некоммерческие организации, выступающие как элементы сферы бизнеса и оказывающие прямое воздействие на работу предприятия. К ним относят:
- потенциальных покупателей товаров организации;
- конкурентов;
- законодательные, исполнительные и судебные органы власти, организации, регламентирующие, регулирующие и контролирующие деятельность торговой организации;
- поставщиков;
- потенциальных инвесторов, предоставляющих организации на определенных условиях денежные средства;
- партнеров по бизнесу, на договорных условиях реализующих часть функций торгово-технологического процесса (транспортировка, охрана, предоставление информационных услуг и т. д.);
- трудовые ресурсы (люди, которые могут быть наняты на работу в организацию);
- посредников (физические лица и организации, предоставляющие услуги по налаживанию связей торгового предприятия с другими субъектами внешней среды, например рекрутерские фирмы, или совершающие сделки по его поручению, например дилеры).
Миссия ООО «Фортуна»: предоставление широкого спектра нужной продукции высокого качества, а также создание новых ценностей для потребителей и своих сотрудников посредством постоянного улучшения результативности своей деятельности.
Выполнение Миссии обеспечивается путем реализации двух взаимосвязанных стратегических направлений: изучение спроса на предоставляемую продукцию и повышение эффективности управления в ООО «Фортуна».
2.2. Анализ структуры торгового ассортимента в ООО «Фортуна»
Для обеспечения ритмичной работы, широкого выбора товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей в ООО «Фортуна» на складах должен быть определенный ассортимент товарной продукции.
Нормативы товарного ассортимента в ООО «Фортуна» устанавливаются и планируются поквартально. Оценку текущего товарного ассортимента начинают с сопоставления фактических их размеров с установленными нормативами при планировании. Исследование товарного ассортимента проводят не только в сумме, но и в днях оборота. Для определения объема товарного ассортимента в днях необходимо их сумму разделить на объем товарооборота за изучаемый период и умножить на количество дней этого периода. При анализе принято считать в месяце 30 дней, квартале - 90, в году - 360 дней. При изучении фактического товарного ассортимента по данным за квартал их обычно определяют в днях исходя из товарооборота данного квартала. При их анализе по данным за месяц фактический товарный ассортимент в днях на конец месяца определяют к товарообороту истекшего месяца.
Фактически товарный ассортимент запасов в 1 квартале 2016 года в ООО «Фортуна» составили: на 1 января - 4160 тыс. руб.; на 1 февраля - 4207 тыс. руб.; на 1 марта - 4269 тыс. руб. и на 1 апреля - 4298 тыс. руб. Фактический оптовый товарооборот за первый квартал равен 9257 тыс. руб. (см. Таблицу 1).
Таблица 1 - Ритмичность развития оптового товарооборота ООО «Фортуна» в действующих ценах, тыс. руб.
Месяц и квартал |
Фактически за 2015 год |
2016 год |
Отклонение |
В % к 2015 голу |
|||
план (прогноз) |
фактически |
% выполнения плана |
от плана |
от прошлого года |
|||
Январь |
2617 |
2 966 |
3 131 |
105,6 |
+ 165 |
+514 |
119,6 |
Февраль |
2 620 |
2 847 |
2 804 |
98,5 |
- 43 |
+ 184 |
107,0 |
Март |
2 820 |
3 182 |
3 322 |
104,4 |
+140 |
+502 |
117,8 |
Итого за I квартал |
8 057 |
8 995 |
9 257 |
102,9 |
+262 |
+ 1 200 |
114,9 |
Апрель |
2 791 |
3 090 |
2 957 |
95,7 |
-133 |
+ 166 |
105,9 |
Май |
2 814 |
3 118 |
3 183 |
102,1 |
+65 |
+369 |
113,1 |
Продолжение таблицы 1
Июнь |
2 888 |
3 210 |
2 996 |
93,3 |
-214 |
+ 108 |
103,7 |
Итого за II квартал |
8 493 |
9 418 |
9 136 |
97,0 |
-282 |
+643 |
107,6 |
Итого за I полугодие |
16 550 |
18413 |
18 393 |
99,9 |
-20 |
+ 1 843 |
111,1 |
Июль |
2 901 |
3 106 |
3 149 |
101,4 |
+43 |
+248 |
108,5 |
Август |
2916 |
3 402 |
3 561 |
104,7 |
+ 159 |
+645 |
122,1 |
Сентябрь |
3 075 |
3 353 |
3 496 |
104,3 |
+ 143 |
+421 |
113,7 |
Итого за III квартал |
8 892 |
9 861 |
10 206 |
103,5 |
+345 |
+ 1 314 |
114,8 |
Итого за 9 месяцев |
25 442 |
28 274 |
28 599 |
101,1 |
+325 |
+3 157 |
112,4 |
Октябрь |
3 604 |
3 989 |
4 184 |
104,9 |
+ 195 |
+580 |
116,1 |
Ноябрь |
3 429 |
3 736 |
4 050 |
108,4 |
+314 |
+621 |
118,1 |
Декабрь |
3 820 |
4 251 |
4 544 |
106,9 |
+293 |
+724 |
119,0 |
Итого за IV квартал |
10 853 |
11 976 |
12 778 |
106,7 |
+802 |
+ 1 925 |
117,7 |
Итого за 11 полугодие |
19 745 |
21 837 |
22 984 |
105,3 |
+ 1 147 |
+3 239 |
116,4 |
Всего за год |
36 295 1 |
40 250 , |
41 377 1 |
102,8 |
+ 1 127 |
+5 082 |
114,0 |