Файл: Анализ структуры торгового ассортимента ( на примере торгового предприятия ).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 210
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы структуры торгового ассортимента
1.1. Теория управления ассортиментом товаров
1.2. Направления и факторы формирования торгового ассортимента
2. Анализ ассортимента товаров в ооо «Фортуна»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ структуры торгового ассортимента в ООО «Фортуна»
Новая продукция стимулирует спрос при условии её качественного и ценового преимущества. При формировании ассортимента торговой организации нужно иметь в виду, что привычка потребителей к старым товарам может сдерживать спрос на новые, поэтому решение о включении новых товаров в ассортимент магазина должно приниматься на основе изучения формирующегося спроса и предусматривать соблюдение определенных пропорций старых и новых товаров. Это позволит исключить риск невостребованности и обеспечить безопасный уровень реализации товаров.
Совершенствования структуры ассортимента можно достичь и за счёт включения в него взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров, а также продукции высшей и низшей категории.
Под взаимозаменяемыми понимаются товары, способные удовлетворить одни и те же потребности покупателей. Они могут различаться ценой, качеством, предприятием-изготовителем [14, с. 243].
С ростом доходов населения возрастает спрос на дорогостоящие и высококачественные товары и предметы роскоши, т.е. на товары высшей категории. Однако всегда остаются востребованными и товары низшей категории (их не следует отожествлять с низкокачественными), поэтому, формируя ассортимент конкретной торговой организации, необходимо исходить из интересов обслуживаемого контингента покупателей [21, с. 203].
Для достижения условий, способствующих росту товарооборота и доходов, в ассортиментной политике магазина должны учитываться все факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров, способствующие получению максимальной прибыли.
Важную роль в управлении ассортиментом играют нормативные и технологические документы, регламентирующие базовую широту и полноту ассортимента.
Наряду со стандартами, ассортимент товаров приводится в каталогах, прейскурантах и прайс-листах, которые составляют фирмы-изготовители или торговые организации. Эти документы выполняют двойную функцию, информируя потребителей об ассортиментных и стоимостных характеристиках товаров [7, с. 161].
Следует отметить, что в настоящее время существуют различные подходы к управлению ассортиментом. Наиболее современным и эффективным из них является категорийный менеджмент.
Категория - это товары, которые воспринимаются покупателем как сходные между собой, или предназначенные для совместного использования. Выделение таких категорий помогает грамотно организовать ассортимент на любой стадии - от формирования ассортиментной матрицы и закупки товара до максимально эффективной его выкладки в торговом зале [11, c. 94].
Важной особенностью категорийного менеджмента является сотрудничество розничного продавца и отобранных им ключевых поставщиков, называемых капитанами категорий. Капитаны категорий совместно с розничным продавцом развивают «свои» категории, разделяя с ним как затраты, так и выгоды от процесса категорийного менеджмента. При этом инициатором внедрения категорийного менеджмента может быть как розничный продавец, так и потенциальный поставщик.
Категорийный менеджмент основывается на двух важнейших принципах:
- следование стратегии развития компании;
- эффективное реагирование на покупателя.
Процесс категорийного менеджмента включает 8 этапов.
1. Определение категорий и их внутренней структуры.
2. Определение роли каждой категории.
3. Оценка текущего состояния категории и возможностей в ней.
4. Разработка ключевых показателей для категории.
5. Разработка стратегий для категории.
6. Разработка тактических решений.
7. Внедрение разработанных стратегий и тактик.
8. Отслеживание результатов и внесение изменений в стратегии и тактики [3, с. 245].
Управление ассортиментом, в частности его формирование, не может быть абстрагировано от конкретной организации и должно базироваться на заранее выбранных целях и задачах. Это определяет ассортиментную политику организации [11, с. 95].
Ассортиментная политика торговой организации - система мер, направленных на формирование конкурентоспособной модели, обеспечивающей устойчивые позиции организации на рынке и получение прибыли [3, с. 251].
Цель организации в области ассортимента - формирование реального и прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.
Для этого должны быть решены следующие задачи:
- установлены реальные и предполагаемые потребности в определённых товарах;
- определены основные показатели ассортимента и дан анализ его рациональности;
- выявлены источники товарных ресурсов, необходимые для формирования рационального ассортимента;
- оценены материальные возможности организации для выпуска, распределения и реализации, отдельных товаров;
- определены основные направления формирования ассортимента [20, с. 65].
Для обеспечения конкурентного преимущества торговая организация должна ориентироваться на поиск и полноту заполнения той или иной рыночной ниши (сегмент потребительского рынка) на целевом рынке, на котором спрос покупателей еще только формируется или не получил удовлетворения [3, с. 288].
Изучение требований потребителей к товарам, методам продажи, сервису и услугам является важной составляющей ассортиментной политики торговой организации. Учитывая требования населения, можно создать конкурентоспособный ассортимент, сохранить конкурентные позиции на потребительском рынке, сформировать позитивный имидж торговой организации. Потребитель желает иметь широкий выбор разнообразных товаров с максимально возможным на данный момент уровнем качества по приемлемым ценам, современные методы продажи, сервисное обслуживание и разнообразные услуги [11, с. 97].
Определение ассортимента товаров наиболее предпочтительного для потребителей и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности организации, осуществляется с учетом следующих подходов:
1. Совокупный ассортиментный набор товаров должен быть рентабельным. В идеале уровень валового дохода конкретного товара должен перекрывать его издержкоёмкость. Однако практика коммерческой работы требует включения в ассортимент низкорентабельных и нерентабельных (в основном социально значимых) товаров.
2. Широта и глубина ассортимента должны быть ориентированы на требования конкретного покупателя. Широкий ассортимент товаров позволяет ориентироваться на требования потребителей и стимулировать продажу, препятствовать появлению конкурентов, предлагать диапазон цен. Однако он увеличивает расходы на поддержание запасов и может затруднять сопоставление и выбор товара [11, c. 106].
Определение оптимального соотношения набора товаров, находящихся на разных стадиях своих жизненных циклов, осуществляется на основе маркетинговых исследований.
В соответствии с концепцией жизненного цикла товар проходит ряд стадий:
- первая стадия - внедрение, т.е. появление товара на рынке и первые продажи;
- вторая стадия - рост. На этой стадии происходит увеличение реализации до желаемого уровня;
- третья стадия - зрелость, при которой достигается предельный уровень продаж;
- четвертая стадия - спад. Данная стадия характеризуется уменьшением объема реализации, связанным с вытеснением товара более конкурентоспособным.
В ассортименте торговой организации должны присутствовать товары, находящиеся на разных стадиях жизненного цикла. На практике точно определить стадию жизненного цикла товара невозможно, поэтому отнести его к той или иной стадии можно на основе анализа темпов продаж и товарооборачиваемости каждой разновидности товара [11, с. 136].
Разработка стратегии реализации товара. Стратегия реализации товара, включенного в ассортимент, должна разрабатываться с учетом общей коммерческой стратегии организации на товарном рынке. Такой подход обеспечивает достижение конечных целей организации, объединяет все элементы коммерческой работы и позволяет наиболее эффективно использовать имеющиеся ресурсы.
Товар, реализуемый через торговую сеть, прежде всего, удовлетворяет определенную потребность, поэтому, начиная с упаковки и заканчивая комплексом услуг, составляет совокупную эффективность реализации данного товара. Включение в ассортимент каждого товара должно быть обосновано, а стратегия его реализации - своевременно разработана.
Торговой организации, прежде всего, необходимо оценить принципиальную возможность реализации своего товара на потребительском рынке: выявить качественные характеристики товара и его конкурентоспособность, соответствие требованиям покупателей.
Стратегия реализации товара включает:
- определение возможных объемов и цен реализации;
- ожидаемый уровень конкуренции;
- выбор методов продажи;
- подбор средств стимулирования продаж;
- определение перечня услуг и сервисного обслуживания;
- срок окупаемости затрат.
Реализация товаров и услуг является показателем эффективности хозяйственно-финансовой деятельности и конкурентоспособности организации.
Важной составляющей ассортиментной политики является закупочная работа.
Оптовые закупки - совокупность действий, ориентированных на приобретение товаров и услуг для их последующей перепродажи или использования в предпринимательской деятельности с целью получения прибыли.
Процесс оптовых закупок состоит из следующих элементов:
- выявление потребности в товаре;
- определение качественных характеристик и необходимого количества товара;
- поиск потенциальных поставщиков;
- сбор и анализ предложений на поставку товара;
- проведение переговоров и заключение договоров, контрактов;
- контроль за соблюдением договоров поставки;
- оценка эффективности произведённых закупок.
При рыночных отношениях резко повышается роль договоров поставки товаров. Это обусловлено тем, что при равноправных хозяйственных связях поставщиков и покупателей товаров, их полной хозяйственной самостоятельности договор является основным документом, определяющим права и обязанности сторон по организации поставки товаров и продукции материально-технического назначения [8, с. 168-169].
При оптовых закупках товаров используется различные формы, которые условно можно объединить в две группы:
- закупки товаров непосредственно у поставщиков-изготовителей;
- закупки, осуществляемые в ходе специально организованных коммерческих мероприятий (оптовых ярмарок, выставок, аукционов, конкурсных торгов, товарных бирж).
Правильно организованные оптовые закупки дают возможность сформировать необходимый ассортимент товаров для снабжения населения, осуществлять воздействие на производителей товаров в соответствии с требованиями покупательского спроса, уменьшить вероятность коммерческого риска, связанного с отсутствием сбыта товаров, а также обеспечить эффективную работу торговой организации [8, с. 177].
Ассортиментная политика должна строиться на следующих научно обоснованных принципах:
- иерархия целей стратегической ассортиментной политики, где общей является конечная цель, а все остальные должны быть ей подчинены;
- научность, т.е. использование знаний рыночных законов;
- системность, которая предполагает обеспечение подчиненности мероприятий по формированию и реализации ассортиментной политики ее цели, учет разных аспектов ассортиментной политики при ее формировании;
- адекватность ассортиментной политики данному механизму хозяйствования [3, с. 254].
Исходя из этого, основное направление ассортиментной политики торговых организаций - совершенствование торговли товарами первой необходимости путём приближения их к покупателю. Данная проблема решается в комплексе с функциональной системой размещения организаций торговли.
Ассортиментная политика, проводимая в настоящее время в Российской Федерации, направлена:
- на развитие отечественного производства высококачественных товаров и насыщения ими рынка;
- обеспечение отдельных групп населения республики социально значимыми товарами (для детей, подростков, молодежи, населения с низким уровнем доходов).
Особое внимание уделяется повышению роли маркетинговых исследований рынка и определению на их основе производственной и закупочной деятельности предприятий промышленности и организаций торговли. Предусматриваются разработка прогнозов потребности рынка в товарах и представление заказов промышленности на основе ассортиментных концепций.
Роль государства в формировании и развитии товарных рынков заключается в законодательном и нормативном регулировании.