Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 1334
Скачиваний: 16
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования «трудных» учащихся и работы педагога с ними
1.1. «Трудные» учащиеся: понятие и специфика
1.2. Методы и средства работы с «трудными» учащимися
Глава 2. Организация и планирование эмпирического исследования
2.1. Цель, задачи и методы эмпирического исследования
2.2. Характеристика выборки исследования
Глава 3. Результаты эмпирического исследования
3.1. Результаты констатирующей диагностики
3.2. Содержание деятельности по коррекции нарушений поведения у «трудных» учащихся
3.3. Результаты контрольной диагностики
Результаты диагностики тестом «Агрессивность межличностных отношений» (А. Ассингера) на констатирующем этапе исследования в экспериментальной группе
№ |
возраст |
Уровень агрессивности |
1 |
16 |
42 |
2 |
16 |
54 |
3 |
16 |
37 |
4 |
15 |
46 |
5 |
15 |
39 |
6 |
16 |
44 |
7 |
15 |
42 |
8 |
17 |
46 |
9 |
15 |
52 |
10 |
16 |
45 |
11 |
15 |
49 |
12 |
16 |
44 |
13 |
17 |
39 |
14 |
15 |
38 |
15 |
16 |
36 |
Результаты диагностики тестом «Агрессивность межличностных отношений» (А. Ассингера) на констатирующем этапе исследования в контрольной группе
№ |
возраст |
Уровень агрессивности |
1 |
16 |
53 |
2 |
16 |
37 |
3 |
16 |
44 |
4 |
15 |
48 |
5 |
16 |
46 |
6 |
16 |
47 |
7 |
17 |
53 |
8 |
15 |
38 |
9 |
15 |
46 |
10 |
16 |
49 |
11 |
15 |
36 |
12 |
15 |
50 |
13 |
17 |
45 |
14 |
15 |
40 |
15 |
16 |
50 |
Результаты диагностики враждебности с использованием шкалы Кука-Мадлей на констатирующем этапе исследования в экспериментальной группе
№ |
возраст |
Цинизм |
Агрессивность |
Враждебность |
1 |
16 |
43 |
32 |
13 |
2 |
16 |
48 |
52 |
24 |
3 |
16 |
39 |
52 |
29 |
4 |
15 |
59 |
34 |
23 |
5 |
15 |
67 |
41 |
21 |
6 |
16 |
20 |
44 |
20 |
7 |
15 |
60 |
47 |
12 |
8 |
17 |
22 |
56 |
29 |
9 |
15 |
51 |
33 |
24 |
10 |
16 |
64 |
35 |
12 |
11 |
15 |
61 |
34 |
20 |
12 |
16 |
63 |
48 |
23 |
13 |
17 |
31 |
42 |
12 |
14 |
15 |
23 |
42 |
30 |
15 |
16 |
43 |
30 |
16 |
Результаты диагностики враждебности с использованием шкалы Кука-Мадлей на констатирующем этапе исследования в контрольной группе
№ |
возраст |
Цинизм |
Агрессивность |
Враждебность |
1 |
16 |
28 |
36 |
23 |
2 |
16 |
63 |
51 |
11 |
3 |
16 |
58 |
50 |
17 |
4 |
15 |
62 |
43 |
17 |
5 |
16 |
21 |
50 |
21 |
6 |
16 |
42 |
59 |
15 |
7 |
17 |
30 |
37 |
26 |
8 |
15 |
28 |
31 |
28 |
9 |
15 |
53 |
45 |
19 |
10 |
16 |
62 |
57 |
17 |
11 |
15 |
44 |
48 |
10 |
12 |
15 |
31 |
35 |
10 |
13 |
17 |
48 |
60 |
26 |
14 |
15 |
57 |
39 |
11 |
15 |
16 |
54 |
49 |
18 |
Результаты исследования с использованием диагностического опросника для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П» для учащихся общеобразовательных учреждений в экспериментальной группе на констатирующем этапе исследования
№ |
возраст |
Склонность к аддиктивному поведению |
Склонность к девиантному поведению |
Склонность к суициду |
1 |
16 |
5 |
5 |
4 |
2 |
16 |
3 |
5 |
3 |
3 |
16 |
5 |
4 |
4 |
4 |
15 |
3 |
5 |
5 |
5 |
15 |
3 |
3 |
3 |
6 |
16 |
3 |
3 |
4 |
7 |
15 |
5 |
4 |
3 |
8 |
17 |
3 |
3 |
5 |
9 |
15 |
5 |
4 |
3 |
10 |
16 |
4 |
5 |
4 |
11 |
15 |
4 |
5 |
5 |
12 |
16 |
3 |
3 |
3 |
13 |
17 |
5 |
3 |
4 |
14 |
15 |
5 |
5 |
3 |
15 |
16 |
3 |
5 |
4 |
Результаты исследования с использованием диагностического опросника для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П» для учащихся общеобразовательных учреждений в контрольной группе на констатирующем этапе исследования
№ |
возраст |
Склонность к аддиктивному поведению |
Склонность к девиантному поведению |
Склонность к суициду |
1 |
16 |
5 |
4 |
5 |
2 |
16 |
5 |
5 |
4 |
3 |
16 |
4 |
4 |
5 |
4 |
15 |
5 |
4 |
3 |
5 |
16 |
4 |
3 |
5 |
6 |
16 |
4 |
5 |
5 |
7 |
17 |
3 |
4 |
4 |
8 |
15 |
3 |
3 |
4 |
9 |
15 |
5 |
3 |
3 |
10 |
16 |
4 |
5 |
3 |
11 |
15 |
4 |
3 |
4 |
12 |
15 |
5 |
4 |
5 |
13 |
17 |
3 |
5 |
4 |
14 |
15 |
5 |
3 |
5 |
15 |
16 |
3 |
5 |
4 |
Результаты исследования с использованием методики «СР-45» (П.И. Юнацкевич) в экспериментальной группе на констатирующем этапе исследования
№ |
Возраст |
Склонность к суицидальным реакциям |
1 |
16 |
0,57 |
2 |
16 |
0,46 |
3 |
16 |
0,60 |
4 |
15 |
0,61 |
5 |
15 |
0,60 |
6 |
16 |
0,46 |
7 |
15 |
0,66 |
8 |
17 |
0,45 |
9 |
15 |
0,50 |
10 |
16 |
0,63 |
11 |
15 |
0,45 |
12 |
16 |
0,46 |
13 |
17 |
0,61 |
14 |
15 |
0,66 |
15 |
16 |
0,64 |
Результаты исследования с использованием методики «СР-45» (П.И. Юнацкевич) в контрольной группе на констатирующем этапе исследования
№ |
Возраст |
Склонность к суицидальным реакциям |
1 |
16 |
0,49 |
2 |
16 |
0,50 |
3 |
16 |
0,58 |
4 |
15 |
0,52 |
5 |
16 |
0,55 |
6 |
16 |
0,48 |
7 |
17 |
0,46 |
8 |
15 |
0,47 |
9 |
15 |
0,57 |
10 |
16 |
0,52 |
11 |
15 |
0,66 |
12 |
15 |
0,48 |
13 |
17 |
0,61 |
14 |
15 |
0,56 |
15 |
16 |
0,58 |
Приложение 2
Цель профилактической работы: повышение ответственности за свое поведение, развитие саморегуляции, профилактика девиантного поведения подростков, снижение уровня агрессивности и конфликтности путем обучения подростков навыкам конструктивного поведения.
Задачи психокоррекционной работы:
- Создать условия осознания подростками неконструктивности своего поведения.
- Научить подростков понимать переживания и состояния других людей.
- Выработать у подростков умение выражать свои эмоции и сдерживать агрессивные и враждебные реакции.
4. Сформировать у подростков навыков конструктивного разрешения межличностных конфликтов.
5. Предупреждение аддиктивного поведения у подростков.
Занятия проводились 2-4 раза в неделю, по 40 минут каждое, общим количеством - 15 занятий.
Материал и оборудование: бумага; краски, карандаши, фломастеры, мелки, пластилин; старые газеты и журналы; диски с записью музыкальных композиций.
Этапы и содержание программы профилактики девиантного поведения подростков в условиях образовательного учреждения
Этапы |
Задачи |
Виды деятельности |
Ожидаемые результаты |
---|---|---|---|
1-ориентировочный (3 занятия) |
Установление доверительных отношений; снятие напряжения |
Арт-терапевтические на активизацию совместной деятельности, на создание атмосферы принятия и понимания в группе; психогимнастика |
Формирование чувства близости с другими людьми; принятие подростками друг друга; сплочение группы |
Формирование самоценности, адекватной Я-концепции |
Рисуночные техники, направленные на поиск собственного «Я» |
Самораскрытие, активизация самопознания подростков |
|
2-профилактический (10 занятие) |
Расширение знаний о чувствах и эмоциях; формирование умения выражать свое эмоциональное состояние и управлять им. |
Упражнения, направленные на соотнесение человека и его тактильного образа через прикосновения; невербальные мимические техники; релаксационные упражнения |
Снятие телесных барьеров; умение выражать свои чувства и понимать чувства другого |
Осознание понятия «обида» |
Рисуночные техники; проигрывание ситуаций, связанных с переживанием чувства обиды |
Умение справиться с обидой |
|
Осознание подростками девиантного поведения; обучение способам разрядки гнева; обучение способам косвенной разрядки агрессии |
Рисуночные техники; упражнения, позволяющие катализировать агрессию через игру и движение; игры и вербальные техники, дающие возможность в социально приемлемой форме выплеснуть накопившийся гнев |
Умение справится с агрессией; приобретение опыта выражения агрессии конструктивным путем; приобретение опыта косвенной разрядки агрессии |
|
Формирование умения разрешать конфликтные ситуации и конструктивно общаться |
Теартрализация конфликтных ситуаций и выходов из них; отработка способов косвенной разрядки агрессии |
Умение выходить из конфликтных ситуаций; умение разрешать проблемные ситуации социально приемлемым способом; умение выражать свое эмоциональное состояние без помощи физической агрессии |
|
Формирование ценности окружающих людей |
Рисуночные техники; вербальные и невербальные техники на доверие и принятие |
Умение ценить и уважать не только себя, но и окружающих людей, находить положительные стороны личности |
|
Совершенствование коммуникативных способностей: развитие навыков вербального и невербального общения |
Игры и упражнения, направленные на эффективное взаимодействие подростков; проигрывание ситуаций |
Умение слушать и слышать другого человека |
|
3- заключительный (2 занятия) |
Обсуждение и закрепление результатов совместной работы; интеграция положительного опыта в обычную жизнь подростка |
Детальный разбор ключевых заданий, применяемых на каждом этапе групповой работы; игры и упражнения на закрепление дружеских отношений между участниками группы |
Положительная обратная связь от участников групповой работы; закрепление дружеских отношений между членами группы |
Охарактеризуем более детально содержание программы профилактики девиантного поведения подростков средствами арт-терапии.
- Пропедевтика.
Цель этапа введения в проблему: установление контакта между участниками групповой работы, создание позитивной мотивации к активному участию в психокоррекционной работы, ознакомление подростков с особенностями предстоящей работы, формирование доверительных отношений.
На данном этапе целесообразно проводить коллективные психогимнастические техники, которые снимают мышечное напряжение, снижают отрицательные эмоции и создают положительный настрой на работу.
Наряду со специальными играми большое значение в коррекции приобретают и специальные приемы неигрового типа, служащие целям повышения и усиления сплоченности группы, например, ритуалы приветствия и прощания, с помощью, которой повышается эмоциональный тонус занятия.
На данном этапе группа выполняет задания, служащие максимальному сплочению членов группы. Предлагается сделать коллективный рисунок или аппликацию на заданную тему. В качестве дидактических средств в ходе занятия используются изобразительные материалы (листы ватмана, картон, цветная бумага, карандаши, краски, фломастеры и т. п.).
Критерием перехода ко второму этапу является достижение членами группы определенной степени психологической совместимости, проявляющейся, в возникновении уважительного отношения друг к другу.
- Профилактирующий этап
Цель профилактирующего этапа: последовательное решение поставленных в программе задач. На данном этапе в программу каждого занятия включаются упражнения на осознание индивидуальных особенностей и личностного своеобразия, задания на предупреждение девиантного поведения.
Формы упражнения могут быть разнообразны: задания, игры, обсуждения. Эти упражнения, направленные на развитие у подростков способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать, конечной целью имеют овладение навыками управления своей эмоциональной сферой и поведением.
- Рефлексивный этап
Цель рефлексивного этапа: обсуждение и закрепление результатов психокоррекционной работы, положительная обратная связь, оценка самостоятельности подростков при разрешении проблемных, конфликтных ситуаций, осознание подростками достигнутых результатов.
Для воспроизведения более полной картины происходящего предлагаем детально разобрать те задания, которые применялись нами на каждом этапе групповой психокоррекционной работы с подростками.