Файл: «Трудные» учащиеся и работа педагога с ними.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 1337

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нами осуществлена также процедура проверки достоверности сдвига, результаты для экспериментальной группы представлены в таблице 22, для контрольной группы представлены в табл. 23.

Таблица 22

Результаты проверки достоверности сдвига показателей по тесту «Агрессивность межличностных отношений» в экспериментальной группе

T

Z

p

Агрессивность межличностных отношений

1,50

3,07

<0,01

Определено, что уровень выраженности агрессивности межличностных отношений в экспериментальной группе достоверно снизился (Т=1,50; р<0,01). Мы можем говорить о том, что специально организованная и осуществлена процедура профилактической деятельности способствовала снижению агрессивности межличностных отношений как одного из проявлений девиантного поведения у подростков.

Таблица 23

Результаты проверки достоверности сдвига показателей по тесту «Агрессивность межличностных отношений» в экспериментальной группе

T

Z

p

Агрессивность межличностных отношений

39,00

0,00

1,00

В контрольной группе достоверные изменения в уровне выраженности агрессивности межличностных отношений не выявлены. Мы можем говорить о том, что с момента констатирующей диагностики изменений в уровне выраженности показателей агрессивности межличностных отношений не произошло.

Обратимся к описанию результатов исследования с использованием шкалы Кука-Мадлей на контрольном этапе практического исследования.

Таблица 24

  1. Результаты диагностики враждебности с использованием шкалы Кука-Мадлей на контрольном этапе исследования в экспериментальной группе

Цинизм

Агрессивность

Враждебность

абс.ч

в %

абс.ч

в %

абс.ч

в %

Низкий

3

20%

0

0%

3

20%

Средний

12

80%

14

93%

12

80%

Высокий

0

0%

1

7%

0

0%


Таблица 25

  1. Результаты диагностики враждебности с использованием шкалы Кука-Мадлей на контрольном этапе исследования в контрольной группе

Цинизм

Агрессивность

Враждебность

абс.ч

в %

абс.ч

в %

абс.ч

в %

Низкий

1

7%

0

0%

1

7%

Средний

14

93%

6

40%

11

73%

Высокий

0

0%

9

60%

3

20%

В ходе исследования нами было определено, что показатели в экспериментальной группе исследования сравнительно ниже, чем в контрольной группе. Определено, что доля испытуемых из экспериментальной группы, имеющих нормативный уровень агрессивности на контрольном этапе составляет 93%, в контрольной группе аналогичный уровень имеют 40% участников. Высокий уровень агрессивности характерен для 60% участников контрольной группы. Применительно показателей враждебности нами было выявлено, что 93% участников экспериментальной группы и 73% участников контрольной группы характеризуются средним уровнем враждебности. Высокий уровень враждебности характерен для 20% членов контрольной группы исследования.

Нами осуществлена проверка достоверности различий по показателям шкалы Кука-Мадлей на контрольном этапе исследования. Результаты представлены в табл. 26.

Таблица 26

Результаты проверки достоверности различий по показателям шкалы Кука-Мадлей на контрольном этапе исследования

Сумма рангов ЭГ

Сумма рангов КГ

U

p

Цинизм

227,00

238,00

107,00

0,84

Агрессивность

174,00

291,00

54,00

0,02

Враждебность

173,00

292,00

53,00

0,01

Выявлено, что две группы достоверно различаются по показателям шкалы «агрессивность» (U=54,00; p=0,02) и «враждебность» (U=53,00; p=0,01). Можно говорить о том, что в экспериментальной группе после осуществления процедуры коррекционно-развивающего воздействия достоверно снизился уровень агрессивности и враждебности.


Обратимся к описанию результатов проверки достоверности сдвига изучаемых показателей.

Таблица 27

Результаты проверки достоверности сдвига показателей по шкале враждебности Кука-Мадлей в экспериментальной группе

T

Z

p

Цинизм

0,00

3,06

<0,01

Агрессивность

0,00

3,41

<0,01

Враждебность

0,00

3,41

<0,01

Определено, что в экспериментальной группе произошли достоверные изменения показателей цинизма, агрессивности и враждебности, что позволяет говорить об эффективности программы профилактики девиантного поведения подростка в условиях образовательного учреждения.

  1. Таблица 28

Результаты проверки достоверности сдвига показателей по шкале враждебности Кука-Мадлей в контрольной группе

T

Z

p

Цинизм

7,00

0,73

0,46

Агрессивность

32,50

0,51

0,61

Враждебность

20,00

0,30

0,77

В контрольной группе исследования достоверных сдвигов показателей не выявлено.

Обратимся к описанию результатов исследования особенностей выраженности склонности к различным формам девиантного поведения. Результаты диагностики с использованием диагностического опросника ДАП-П. Представлены в таблице 29 и таблице 30, соответственно.

Таблица 29.

Результаты диагностики склонности к различным формам девиантного поведения в экспериментальной группе

Склонность к аддиктивному поведению

Склонность к девиантному поведению

Склонность к суициду

абс.ч

в %

абс.ч

в %

абс.ч

в %

Низкий

0

0%

1

7%

2

13%

Средний

10

67%

13

87%

13

87%

Высокий

5

33%

1

7%

0

0%


Таблица 30.

Результаты диагностики склонности к различным формам девиантного поведения в контрольной группе

Склонность к аддиктивному поведению

Склонность к девиантному поведению

Склонность к суициду

абс.ч

в %

абс.ч

в %

абс.ч

в %

Низкий

0

0%

0

0%

0

0%

Средний

14

93%

7

47%

9

60%

Высокий

1

7%

8

53%

6

40%

В ходе исследования было выявлено, что в экспериментальной группе произошли существенные изменения, тогда как в контрольной группе имеют не столь выраженный характер. Определено, что что уровень слонности к девиантному поведению диагностируется у 87% участников экспериментальной, а также у 47% участников контрольной группы. Высокие значения выявлены у 7% участников экспериментальной группы, а также у 53% участников контрольной группы.

Также в экспериментальной группе заметно снизился показатель склонности к суициду. Средние значения показателя склонности к суициду диагностируются у 87% участников экспериментальной группы, а также у 60% участников контрольной группы.

Результаты проверки достоверности различий показателей склонности к девиантному поведению с использованием критерия Манна-Уитни представлены в таблице 31.

Таблица 31.

Результаты проверки достоверности различий по показателям методики ДАП-П

Сумма рангов ЭГ

Сумма рангов КГ

U

p

Склонность к аддиктивному поведению

241,50

223,50

103,50

0,72

Склонность к девиантному поведению

156,50

308,50

36,50

<0,01

Склонность к суициду

151,50

313,50

31,50

<0,01


Статистически достоверные различия диагностируются по показателям «склонность к девиантному поведению» (р<0,01), а также по показателю склонности к суициду (р<0,01). Полученные в ходе диагностики данные и результаты статистического анализа позволяют заключить, что участники экспериментальной группы характеризуются достоверно более низким уровнем выраженности склонности к девиантному поведению, а также имеют более низкий уровень склонности к суициду.

Результаты проверки достоверности сдвига изучаемых показателей представлены в таблице 32 и таблице 33.

Таблица 32.

Результаты проверки достоверности сдвига показателей по методике ДАП-П в экспериментальной группе

T

Z

p

Склонность к аддиктивному поведению

13,50

1,07

0,29

Склонность к девиантному поведению

7,50

2,27

0,02

Склонность к суициду

5,00

2,98

<0,01

Определено, что с момента констатирующей диагностики у участников исследования достоверно снизился уровень склонности к девиантному (р=0,02), а также склонности к суицидальному и самоповреждающему поведению (p<0,01).

Таблица 33.

Результаты проверки достоверности сдвига показателей по методике ДАП-П в контрольной группе

T

Z

p

Склонность к аддиктивному поведению

12,00

1,87

0,06

Склонность к девиантному поведению

21,50

1,02

0,31

Склонность к суициду

22,50

0,51

0,61

Статистически достоверные изменения показателей в контрольной группе отсутствуют.

Обратимся к описанию результатов диагностики склонности к суицидальным реакциям. Результаты диагностики с использованием методики СР-45 представлены в таблице 34.

Таблица 34.

Результаты исследования риска суицидального поведения

Экспериментальная

Контрольная

абс.ч.

в %

абс.ч.

в %

Низкий

3

20%

0

0%

Ниже среднего

5

33%

0

0%

Средний

7

47%

12

80%

Выше среднего

0

0%

3

20%

Высокий

0

0%

0

0%