Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 1337
Скачиваний: 16
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования «трудных» учащихся и работы педагога с ними
1.1. «Трудные» учащиеся: понятие и специфика
1.2. Методы и средства работы с «трудными» учащимися
Глава 2. Организация и планирование эмпирического исследования
2.1. Цель, задачи и методы эмпирического исследования
2.2. Характеристика выборки исследования
Глава 3. Результаты эмпирического исследования
3.1. Результаты констатирующей диагностики
3.2. Содержание деятельности по коррекции нарушений поведения у «трудных» учащихся
3.3. Результаты контрольной диагностики
Нами осуществлена также процедура проверки достоверности сдвига, результаты для экспериментальной группы представлены в таблице 22, для контрольной группы представлены в табл. 23.
Таблица 22
Результаты проверки достоверности сдвига показателей по тесту «Агрессивность межличностных отношений» в экспериментальной группе
T |
Z |
p |
|
Агрессивность межличностных отношений |
1,50 |
3,07 |
<0,01 |
Определено, что уровень выраженности агрессивности межличностных отношений в экспериментальной группе достоверно снизился (Т=1,50; р<0,01). Мы можем говорить о том, что специально организованная и осуществлена процедура профилактической деятельности способствовала снижению агрессивности межличностных отношений как одного из проявлений девиантного поведения у подростков.
Таблица 23
Результаты проверки достоверности сдвига показателей по тесту «Агрессивность межличностных отношений» в экспериментальной группе
T |
Z |
p |
|
Агрессивность межличностных отношений |
39,00 |
0,00 |
1,00 |
В контрольной группе достоверные изменения в уровне выраженности агрессивности межличностных отношений не выявлены. Мы можем говорить о том, что с момента констатирующей диагностики изменений в уровне выраженности показателей агрессивности межличностных отношений не произошло.
Обратимся к описанию результатов исследования с использованием шкалы Кука-Мадлей на контрольном этапе практического исследования.
Таблица 24
- Результаты диагностики враждебности с использованием шкалы Кука-Мадлей на контрольном этапе исследования в экспериментальной группе
Цинизм |
Агрессивность |
Враждебность |
||||
абс.ч |
в % |
абс.ч |
в % |
абс.ч |
в % |
|
Низкий |
3 |
20% |
0 |
0% |
3 |
20% |
Средний |
12 |
80% |
14 |
93% |
12 |
80% |
Высокий |
0 |
0% |
1 |
7% |
0 |
0% |
Таблица 25
- Результаты диагностики враждебности с использованием шкалы Кука-Мадлей на контрольном этапе исследования в контрольной группе
Цинизм |
Агрессивность |
Враждебность |
||||
абс.ч |
в % |
абс.ч |
в % |
абс.ч |
в % |
|
Низкий |
1 |
7% |
0 |
0% |
1 |
7% |
Средний |
14 |
93% |
6 |
40% |
11 |
73% |
Высокий |
0 |
0% |
9 |
60% |
3 |
20% |
В ходе исследования нами было определено, что показатели в экспериментальной группе исследования сравнительно ниже, чем в контрольной группе. Определено, что доля испытуемых из экспериментальной группы, имеющих нормативный уровень агрессивности на контрольном этапе составляет 93%, в контрольной группе аналогичный уровень имеют 40% участников. Высокий уровень агрессивности характерен для 60% участников контрольной группы. Применительно показателей враждебности нами было выявлено, что 93% участников экспериментальной группы и 73% участников контрольной группы характеризуются средним уровнем враждебности. Высокий уровень враждебности характерен для 20% членов контрольной группы исследования.
Нами осуществлена проверка достоверности различий по показателям шкалы Кука-Мадлей на контрольном этапе исследования. Результаты представлены в табл. 26.
Таблица 26
Результаты проверки достоверности различий по показателям шкалы Кука-Мадлей на контрольном этапе исследования
Сумма рангов ЭГ |
Сумма рангов КГ |
U |
p |
|
Цинизм |
227,00 |
238,00 |
107,00 |
0,84 |
Агрессивность |
174,00 |
291,00 |
54,00 |
0,02 |
Враждебность |
173,00 |
292,00 |
53,00 |
0,01 |
Выявлено, что две группы достоверно различаются по показателям шкалы «агрессивность» (U=54,00; p=0,02) и «враждебность» (U=53,00; p=0,01). Можно говорить о том, что в экспериментальной группе после осуществления процедуры коррекционно-развивающего воздействия достоверно снизился уровень агрессивности и враждебности.
Обратимся к описанию результатов проверки достоверности сдвига изучаемых показателей.
Таблица 27
Результаты проверки достоверности сдвига показателей по шкале враждебности Кука-Мадлей в экспериментальной группе
T |
Z |
p |
|
Цинизм |
0,00 |
3,06 |
<0,01 |
Агрессивность |
0,00 |
3,41 |
<0,01 |
Враждебность |
0,00 |
3,41 |
<0,01 |
Определено, что в экспериментальной группе произошли достоверные изменения показателей цинизма, агрессивности и враждебности, что позволяет говорить об эффективности программы профилактики девиантного поведения подростка в условиях образовательного учреждения.
- Таблица 28
Результаты проверки достоверности сдвига показателей по шкале враждебности Кука-Мадлей в контрольной группе
T |
Z |
p |
|
Цинизм |
7,00 |
0,73 |
0,46 |
Агрессивность |
32,50 |
0,51 |
0,61 |
Враждебность |
20,00 |
0,30 |
0,77 |
В контрольной группе исследования достоверных сдвигов показателей не выявлено.
Обратимся к описанию результатов исследования особенностей выраженности склонности к различным формам девиантного поведения. Результаты диагностики с использованием диагностического опросника ДАП-П. Представлены в таблице 29 и таблице 30, соответственно.
Таблица 29.
Результаты диагностики склонности к различным формам девиантного поведения в экспериментальной группе
Склонность к аддиктивному поведению |
Склонность к девиантному поведению |
Склонность к суициду |
||||
абс.ч |
в % |
абс.ч |
в % |
абс.ч |
в % |
|
Низкий |
0 |
0% |
1 |
7% |
2 |
13% |
Средний |
10 |
67% |
13 |
87% |
13 |
87% |
Высокий |
5 |
33% |
1 |
7% |
0 |
0% |
Таблица 30.
Результаты диагностики склонности к различным формам девиантного поведения в контрольной группе
Склонность к аддиктивному поведению |
Склонность к девиантному поведению |
Склонность к суициду |
||||
абс.ч |
в % |
абс.ч |
в % |
абс.ч |
в % |
|
Низкий |
0 |
0% |
0 |
0% |
0 |
0% |
Средний |
14 |
93% |
7 |
47% |
9 |
60% |
Высокий |
1 |
7% |
8 |
53% |
6 |
40% |
В ходе исследования было выявлено, что в экспериментальной группе произошли существенные изменения, тогда как в контрольной группе имеют не столь выраженный характер. Определено, что что уровень слонности к девиантному поведению диагностируется у 87% участников экспериментальной, а также у 47% участников контрольной группы. Высокие значения выявлены у 7% участников экспериментальной группы, а также у 53% участников контрольной группы.
Также в экспериментальной группе заметно снизился показатель склонности к суициду. Средние значения показателя склонности к суициду диагностируются у 87% участников экспериментальной группы, а также у 60% участников контрольной группы.
Результаты проверки достоверности различий показателей склонности к девиантному поведению с использованием критерия Манна-Уитни представлены в таблице 31.
Таблица 31.
Результаты проверки достоверности различий по показателям методики ДАП-П
Сумма рангов ЭГ |
Сумма рангов КГ |
U |
p |
|
Склонность к аддиктивному поведению |
241,50 |
223,50 |
103,50 |
0,72 |
Склонность к девиантному поведению |
156,50 |
308,50 |
36,50 |
<0,01 |
Склонность к суициду |
151,50 |
313,50 |
31,50 |
<0,01 |
Статистически достоверные различия диагностируются по показателям «склонность к девиантному поведению» (р<0,01), а также по показателю склонности к суициду (р<0,01). Полученные в ходе диагностики данные и результаты статистического анализа позволяют заключить, что участники экспериментальной группы характеризуются достоверно более низким уровнем выраженности склонности к девиантному поведению, а также имеют более низкий уровень склонности к суициду.
Результаты проверки достоверности сдвига изучаемых показателей представлены в таблице 32 и таблице 33.
Таблица 32.
Результаты проверки достоверности сдвига показателей по методике ДАП-П в экспериментальной группе
T |
Z |
p |
|
Склонность к аддиктивному поведению |
13,50 |
1,07 |
0,29 |
Склонность к девиантному поведению |
7,50 |
2,27 |
0,02 |
Склонность к суициду |
5,00 |
2,98 |
<0,01 |
Определено, что с момента констатирующей диагностики у участников исследования достоверно снизился уровень склонности к девиантному (р=0,02), а также склонности к суицидальному и самоповреждающему поведению (p<0,01).
Таблица 33.
Результаты проверки достоверности сдвига показателей по методике ДАП-П в контрольной группе
T |
Z |
p |
|
Склонность к аддиктивному поведению |
12,00 |
1,87 |
0,06 |
Склонность к девиантному поведению |
21,50 |
1,02 |
0,31 |
Склонность к суициду |
22,50 |
0,51 |
0,61 |
Статистически достоверные изменения показателей в контрольной группе отсутствуют.
Обратимся к описанию результатов диагностики склонности к суицидальным реакциям. Результаты диагностики с использованием методики СР-45 представлены в таблице 34.
Таблица 34.
Результаты исследования риска суицидального поведения
Экспериментальная |
Контрольная |
|||
абс.ч. |
в % |
абс.ч. |
в % |
|
Низкий |
3 |
20% |
0 |
0% |
Ниже среднего |
5 |
33% |
0 |
0% |
Средний |
7 |
47% |
12 |
80% |
Выше среднего |
0 |
0% |
3 |
20% |
Высокий |
0 |
0% |
0 |
0% |