Файл: «Трудные» учащиеся и работа педагога с ними.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 1197

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В исследовании мы исходили из того, что результативность психолого-педагогических условий профилактической деятельности относительно девиантного поведения в значительной степени детерминируется степенью соответствия совокупностью определенных принципов, которые определяют теоретическую основу предложенной нами программы психологической профилактики. Рассмотрим данные принципы.

1. Принцип преемственности и рациональности предполагает обеспечение целенаправленности процесса психологической профилактики.

2. Принцип планирование на основании индивидуальных особенностей подростков способствует повышению эффективности профилактической деятельности.

3. Принцип стимулирования и подкрепления направлен на повышение уровня эффективности процесса воспитательной деятельности.

4. Принцип взаимооценки и самооценки формирует адекватные условия для развития у подростков самоконтроля, а также действия взаимного контроля в случае групповой работы.

Необходимо помнить о том, что подростки с отклоняющимся поведением из проблемных семей являются индивидами, которые лишены адекватного культурного опыта жизни. Подростки могут демонстрировать признаки определенных личностных проблем. У большинства подростков отсутствует адекватный опыт межличностного общения.

Типичная характеристика детей с отклоняющимся поведением помимо характеристик, полученных в рамках эмпирического исследования включает также следующие[25]:

1. Низкий уровень или же отсутствие способности подростка подчинять собственное поведение требованиям общества, потребностям окружающих людей, а также нормам поведения.

2. Выбор таких вариантов поведения, которые не соответствуют принятым в обществе нормам.

3. Сложности в прогнозировании последствий собственного поведения.

4. Некорректное понимание общественных норм.

5. Отсутствие способности демонстрировать социальные навыки, которые нужны в определенных ситуацияхмежличностного взаимодействия.

6. Неспособность продемонстрировать социальные навыки, которые нужны для конкретной ситуации.

7. Неспособность контролировать собственное агрессивное или спонтанное поведение[26].

Представления подростка с отклоняющимся поведение о себе, а также самооценка подростка существенным образом зависит от его способности взаимодействовать со сверстниками, а также взрослыми. Личность, которая имеет высокий уровень развития навыков межличностного взаимодействия может сформировать благоприятные отношения с окружающими людьми, а также может успешно приниматься ими[27]. Подросток, который имеет низкий уровень развития социальных навыков, вероятнее всего не сможет сформировать продуктивные взаимоотношения с другими людьми, а от процесса общения такие подростки вероятнее всего будут иметь негативную реакцию[28]. Недостаточно хорошо развитые социальные навыки могут привести к проблемам, как в подростковом возрасте, так и в дальнейшей, взрослой жизни. Важно помочь подростку с отклоняющимся поведением развитие эти навыки, чтобы он оказался способный в полной степени наслаждаться общением с другими людьми, а также уважать самого себя. В связи с данными особенностями важным является заботиться о приобретении подростками соответствующего опыта межличностного общения[29].


В исследовании мы основывались на убеждении в том, что развитие и формирование жизненных умений и навыков способствует развитию нравственной устойчивости личности подростков, так как она непосредственным образом связана с процессом формирования у подростков паттернов достойной жизни и образа достойного человека, а также направлена на развитие устойчивой просоциальной жизненной позиции.

Необходимо отметить, что формирующий эксперимент предполагал наше активное участие в воспитательно-образовательном процессе посредством реализации авторских коррекционно-педагогических мероприятий в соответствии с разработанным методическим инструментарием. К числу названных мероприятий мы отнесли методы активного социально-психологического обучения подростков, прежде всего в русле тренинговых программ, базирующихся на принципах: принятия подростка, передачи ему ответственности за собственные дела, установления дисциплины, активного слушания, конструктивного способа разрешения конфликтов.

Содержание программы представлено в приложении 2.

3.3. Результаты контрольной диагностики

Обратимся к описанию результатов диагностики особенностей склонности к отклоняющемуся поведению на контрольном этапе исследования. Результаты представлены в табл. 15 и 16.

Таблица 15

Результаты диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел) на констатирующем этапе исследования в экспериментальной группе (n=15)

Шкала установки на социально-желательные ответы

Склонность к преодолению норм и правил

Склонность к аддиктивному поведению

Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

Склонность к агрессии и насилию

Шкала волевого контроля эмоциональных реакций

Склонность к делинквентному поведению

низкий

8

0

3

0

5

0

0

норма

7

11

12

4

10

13

7

высокий

0

4

0

11

0

2

8


Нами определено, что существуют достаточно выраженные различия в выраженности показателей склонности к отклоняющемуся поведению в экспериментальной и контрольной группе, так, уменьшилось число участников исследования, характеризующихся склонностью к нарушению склонности к преодолению норм и правил в экспериментальной группе, помимо этого, уменьшился уровень склонности к аддиктивному поведению.

Таблица 16

Результаты диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел) на констатирующем этапе исследования в контрольной группе (n=15)

Шкала установки на социально-желательные ответы

Склонность к преодолению норм и правил

Склонность к аддиктивному поведению

Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

Склонность к агрессии и насилию

Шкала волевого контроля эмоциональных реакций

Склонность к делинквентному поведению

низкий

4

0

0

0

0

0

0

норма

11

6

3

2

6

7

2

высокий

0

9

12

13

9

8

13

Тенденция к самоповреждающему поведению в экспериментальной группе исследования сохранилась, но она имеет в целом более низкий уровень, по сравнению с данными на констатирующем этапе исследования. У участников экспериментальной группы имеется выраженная тенденция к снижению уровня агрессивности и насилия, а также диагностируется увеличение показателя волевого контроля эмоциональных реакций. В целом мы можем говорить также о снижению склонности к делинквентному поведению.

Как и на констатирующем этапе исследования нами выполнена процедура проверки достоверности различий показателей склонности к отклоняющемуся поведению. Результаты отражены в табл. 17.

Таблица 17

Результаты проверки достоверности различий показателей по методике диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел) на контрольном этапе исследования

Сумма рангов ЭГ

Сумма рангов КГ

U

p

Шкала установки на социально-желательные ответы

211,50

253,50

91,50

0,55

Склонность к преодолению норм и правил

167,50

297,50

47,50

<0,01

Склонность к аддиктивному поведению

120,00

345,00

0,00

<0,01

Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

184,00

281,00

64,00

0,04

Склонность к агрессии и насилию

139,00

326,00

19,00

<0,01

Шкала волевого контроля эмоциональных реакций

171,00

294,00

51,00

0,01

Склонность к делинквентному поведению

169,50

295,50

49,50

<0,01


Мы можем говорить о том, что в экспериментальной группе произошли изменения по большинству изучаемых показателей склонности к отклоняющемуся поведению. Наибольшие изменения произошли по показателям склонности к преодолению норм и правил, склонности к агрессии и насилию, а также показателю склонности к делинквентному поведению.

Нами выполнена также процедура проверки достоверности сдвига изучаемых показателей с использованием статистического критерия Вилкоксона, результаты проверки для контрольной и экспериментальной групп исследования представлены в табл. 18 и табл. 19.

Таблица 18

Результаты проверки достоверности сдвига показателей по методике диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел) в экспериментальной группе

T

Z

p

Шкала установки на социально-желательные ответы

21,00

0,66

0,51

Склонность к преодолению норм и правил

12,50

2,31

0,02

Склонность к аддиктивному поведению

0,00

3,41

<0,01

Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

43,50

0,56

0,57

Склонность к агрессии и насилию

4,00

3,04

<0,01

Шкала волевого контроля эмоциональных реакций

4,50

2,87

<0,01

Склонность к делинквентному поведению

10,50

2,81

<0,01

Определено, что достоверные сдвиги диагностируются по шкалам «Склонность к преодолению норм и правил» (T=12,50; p=0,02), «Склонность к аддиктивному поведению» (T=0; p<0,01), «Склонность к агрессии и насилию» (T=4,00; p<0,01), «Волевой контроль эмоциональных реакций» (T=4,50; p<0,01), а также «Склонность к делинквентному поведению» (T=10,50; p<0,01).

Таблица 19

Результаты проверки достоверности сдвига показателей по методике диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел) в контрольной группе

T

Z

p

Шкала установки на социально-желательные ответы

54,00

0,34

0,73

Склонность к преодолению норм и правил

51,50

0,06

0,95

Склонность к аддиктивному поведению

36,00

1,04

0,30

Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

42,50

0,63

0,53

Склонность к агрессии и насилию

31,00

1,01

0,31

Шкала волевого контроля эмоциональных реакций

17,00

1,73

0,08

Склонность к делинквентному поведению

31,50

1,32

0,19


В контрольной группе достоверных изменений в выраженности показателей склонности к отклоняющемуся поведению не выявлено.

Таким образом, мы можем говорить о том, что достоверные изменения в выраженности показателей отклоняющегося поведения произошли только в экспериментальной группе исследования.

Обратимся к описанию результатов исследования агрессивности межличностных отношений в двух группах исследования. Результаты исследования представлены в табл. 20.

Таблица 20

Результаты диагностики тестом «Агрессивность межличностных отношений» (А. Ассингера) на контрольном этапе исследования (n=30)

Экспериментальная

Контрольная

абс.ч.

в %

абс.ч.

в %

низкий

1

7%

0

0%

норма

14

93%

6

40%

высокий

0

0%

9

60%

В ходе исследования нами было определено, что большинство участников контрольной группы (как и на констатирующем этапе исследования), характеризуются повышенным уровнем выраженности агрессивности межличностных отношений (60%). Средний уровень выраженности данного показателя характерен для большинства участников экспериментальной группы (93%), а также для шести участников контрольной группы (40%). Низкий уровень агрессивности межличностных отношений показывает один участник – член экспериментальной группы исследования (7%).

Результаты проверки достоверности различий показателей представлены в табл. 21.

Таблица 21

Результаты проверки достоверности различий по показателям теста «Агрессивность межличностных отношений» на контрольном этапе

Сумма рангов ЭГ

Сумма рангов КГ

U

p

Агрессивность межличностных отношений

156,50

308,50

36,50

<0,01

Выявлено, что экспериментальная группа характеризуется в целом достоверно более низким уровнем выраженности агрессивности межличностных отношений по сравнению с контрольной группой (U=36,50; p<0,01).