Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 1322
Скачиваний: 16
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования «трудных» учащихся и работы педагога с ними
1.1. «Трудные» учащиеся: понятие и специфика
1.2. Методы и средства работы с «трудными» учащимися
Глава 2. Организация и планирование эмпирического исследования
2.1. Цель, задачи и методы эмпирического исследования
2.2. Характеристика выборки исследования
Глава 3. Результаты эмпирического исследования
3.1. Результаты констатирующей диагностики
3.2. Содержание деятельности по коррекции нарушений поведения у «трудных» учащихся
3.3. Результаты контрольной диагностики
Введение
Актуальность исследования. Современный подросток существует в мире, который достаточно сложен по тенденциям социализации и по своему содержанию. Напряженная социальная, экономическая и идеологическая обстановка, которая сложилась в обществе к настоящему времени, обуславливает рост числа отклонений в развитии личности и поведении подростков. Особенную тревогу вызывают не только отчужденность, тревожность, духовная опустошенность подростков, но также их жестокость, цинизм и агрессивность. Наиболее явно данные особенности проявляются на рубеже перехода ребенка из детства к взрослости, в подростковом возрасте. У подростков развивается чувство протеста, вместе с тем, развивается и их индивидуальность, которая при потере общесоциальной направленности может привести к эгоизму. Подростки больше, чем люди иных возрастных групп могут страдать от экономической, социальной и моральной обстановки в обществе.
В настоящее время в современном обществе проявляется все более растущий дефицит положительного воздействия на детей. Причем проблема отклоняющегося поведения подростков, затрагивающая все общество в целом, вызывает глубокое беспокойство, как педагогов, родителей, так и способствует возникновению острого научно-практического интереса психологов. В связи с данным обстоятельством встает вопрос о наиболее эффективной профилактической и коррекционной деятельности относительно подростков, демонстрирующих отклоняющееся поведение.
Проблема исследования заключается в наличии противоречия между высоким уровнем значимости проблемы коррекции нарушений поведения у «трудных» подростков с одной стороны и недостаточным уровнем проработанности данной проблемы.
Цель исследования – определить особенности «трудных» учащихся и особенностей работы педагога с ними.
Объект – «трудные» учащиеся.
Предмет – «трудные» учащиеся и работа педагога с ними.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать теоретические основы работы педагогов с трудными подростками.
2. Выполнить планирование эмпирического исследования.
3. Охарактеризовать особенности выборки исследования.
4. Выполнить констатирующее экспериментальное исследование и разработать на основании полученных результатов программу коррекции нарушений поведения у «трудных» учащихся.
5. Осуществить оценку эффективности предложенной коррекционной программы.
Гипотеза исследования: предполагается, что работа педагогов с «трудными» учащимися будет эффективной, если:
- Будут использоваться принципы рациональности и преемственности - обеспечивают целенаправленность, утилитарность и объективность профилактического процесса.
- Программа арт-терапии будет строиться на основании принципа планирования профилактических мероприятий, исходя из индивидуальных особенностей личности подростка, повышает эффективность воспитательной работы.
- Программа арт-терапии будет основываться на деятельности стимулирования и подкрепления - способствуют превенции девиаций проявлений у подрастающего поколения;
- Будут использованы принципы самооценки и взаимооценки – создает условия для формирования у подростков умений самоконтроля, а при действиях в групповой динамике – взаимоконтроля.
- Будут использоваться методы арт-терапии, базирующихся на принципах: принятия подростка, передачи ему ответственности за собственные дела, установления дисциплины, активного слушания, конструктивного способа разрешения конфликтов.
Выборка: 30 подростков, 15 – экспериментальная, 15 – контрольная группа.
Методы исследования:
1. Метод анализа научных источников.
2. Методы практического психолого-педагогического исследования: методы эксперимента, опроса и тестирования.
3. Методы статистического анализа результатов исследования (статистические критерии Манна-Уитни и критерий Вилкоксона).
Методики:
1. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел)
2. Тест А. Ассингера «Агрессивность межличностных отношений»
3. Диагностика враждебности (шкала Кука-Медлей).
4. Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П» для учащихся общеобразовательных учреждений.
5. Методика «СР-45» (П.И. Юнацкевич).
Структура исследования соответствует цели и задачам и включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы, а также приложения.
Глава 1. Теоретические основы исследования «трудных» учащихся и работы педагога с ними
1.1. «Трудные» учащиеся: понятие и специфика
В настоящее время «трудные» подростки остаются главной проблемой в плане воспитания данной категории лиц как в целом для общества, так и для семьи. В последние годы эта проблема стала проявляться значительно острее и приобрела глобальные масштабы распространения. На современном этапе развития общества это негативное социальное явление выражается в таких формах, как подростковая девиантность и делинквентность[1].
В последнее время в обществе все больше сталкиваются с проблемой отклоняющегося (девиантного) поведения подростков. Это связано как с научно-техническим прогрессом, так и с изменениями морально-нравственных норм, подходом к воспитанию и непосредственно к профилактике отклоняющегося поведения[2].
На данный момент нет точного определения отклоняющегося поведения. Однако существует ряд современных исследований, в которых авторы осуществляют попытки исправления данной ситуации. Например, М. Ю. Лопатин трактует такое поведение как поведение, «отклоняющееся от социальной нормы, которое деструктивно, негативно оценивается окружающими и усиливает дезадаптацию»[3]. Сохраняя общий смысл понятия, Д. Ф. Петрусевич трактует его как «многократно повторяющиеся поступки и действия, противоречащие наиболее важным, общепринятым правовым и общественным нормам, причиняющие ущерб окружающим людям и личности самого подростка»[4]. Не противоречит вышеприведенным трактовкам и позиция Е. А. Цыглаковой, согласно которой отклоняющееся поведение - это «социальное поведение, не соответствующее норме, рассматриваемое большинством членов общества как предосудительное или недопустимое»[5]. Таким образом, предлагаемые учеными определения не противоречат друг другу и могут рассматриваться как близкие по значению.
Подростковый возраст характеризуется качественными психофизиологическими изменениями в организме молодого человека. В этот период подросток проявляет повышенную возбудимость и импульсивность, на которые накладывается (часто неосознанное) половое влечение. Большое значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок[6].
Выделяется первичная и вторичная подростковая девиацию. Первичную девиацию можно рассматривать как ненормативное поведение подростка, которое вызвано стремлением к самореализации и не находящее осуществления в рамках нормативного, социального одобряемого поведения. Вторичная девиация рассматривается как своего рода «подтверждение ярлыка», которое общество отмечает ранее существовавшее поведение подростка, что способствует формированию у подростка девиантной идентичности[7].
Подростки, которые имеют выраженное девиантное поведение отличаются от своих сверстников тем, что они имеют более высокий уровень выраженности тревожности, они имеют определенную дефектность системы ценностей, особенно явно это проявляется применительно смысла и целей жизни. Поведение подростков с девиантным поведением может проявляться в различного рода вариациях[8]:
1. Как специфическая психическая особенность, в форме сосредоточенности или же рассеянности, аффективности или возбудимости.
2. Как специфические, социально-обусловленные качества личности, а также черты характера (лень, неорганизованность, несобранность и т.п.)
3. Как негативное отношение к системе социальных норм, правил поведения, а также окружающим людям;
4. Как вредные привычки, такие, как употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков, таксикомании и т.п.
К современным формам проявления девиантного поведения у подростков можно отнести:
1. Алкоголизация, которая способствует желанию подростка снизить состояние тревожности и одновременно избавиться от застенчивости и самоконтроля. В соответствии с результатами исследований Института социологии РАН Алкоголизация может рассматриваться как фактор дестабилизации общества РФ. Большая часть подростков обращается в возрасте от 12 до 15 лет. За последние годы доля детей, которые пробовали алкоголь увеличилась с 36% до 68%[9].
2. Курение, к которому подростки прибегают из-за желания подражать и чувствовать себя взрослым. Такие подростки достаточно плохо учатся, часто болеют, а также имеют повышенный уровень конфликтности и раздражительности[10].
3. Наркомания. В наркотическом состоянии подросток может совершать разного рода преступления. Одни подростки пробуют наркотики из любопытства, тогда как другие – как выражение неудовлетворенности и протеста, как результат неудовлетворенности нормами и ценностями.
4. Противоправное, агрессивное поведение подростков (в том числе и использование ненормативной лексики). Агрессивное поведение у подростков может быть вызвано неблагоприятными материальными и жилищными условиями, напряженными отношениями между членами семьи, а также сниженным уровнем выраженности заботы и принятия ребенка[11].
5. Суицидальное поведение подростков. Данный вариант отклоняющегося поведения зачастую встречается в неблагополучных семьях, где имеют место конфликты между детьми и родителями. Дети в таких семьях не чувствую близости ни к одному из родителей[12].
6. Девиации в сексуальном поведении. Отклонения в данной сфере существенным образом зависят от ситуации и являются преходящими. Среди них могут выступать визионизм (подглядывание), эксгибиционизм, манипуляции с половыми органами детей или животных[13].
7. Побеги из дома, а также бродяжничество.
Обобщая обозначенные выше моменты, можно заключить, что общей закономерностью выступает устойчивая связь между разного рода формами девиантного поведения, которая может иметь вид индукции, то есть может выражаться в усилении одного перед другим.
1.2. Методы и средства работы с «трудными» учащимися
Девиантное поведение предполагает стабильное поведение личности, отклоняющееся от социальных норм, причиняющее реальный вред обществу или самой личности, ведущее к социальной дезадаптации[14].
По нашему мнению, девиантное поведение подростков в существенной степени связано с мотивационно-потребностной сферой и является результатом личностного выбора подростком такого варианта удовлетворения существующих у него потребностей, который не соответствует общественным нормам. При условии целенаправленного обучения подростка, а также осуществления воспительного воздействия стратегиям избежания ошибочного выбора в то время, когда осуществляется процесс планирования и реализации его потребностей, можно решить в общем виде также и проблему профилактики девиантного поведения подростков[15].
В качестве одного из значимых ресурсов образовательного учреждения по обеспечению целенаправленной профилактической деятельности выступает возможность для организации этой деятельности комплексом специалистов – педагогами, психологами, социальными педагогами, медицинскими работниками. Еще одними возможностями для выявления детей группы риска выступает досуговая деятельность, а также анализ увлечений и интересов подростков[16]. Образовательное учреждение как открытая система имеет множество различных ресурсов, посредством которых профилактическая деятельность может быть эффективно осуществлена.