Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 1319
Скачиваний: 16
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования «трудных» учащихся и работы педагога с ними
1.1. «Трудные» учащиеся: понятие и специфика
1.2. Методы и средства работы с «трудными» учащимися
Глава 2. Организация и планирование эмпирического исследования
2.1. Цель, задачи и методы эмпирического исследования
2.2. Характеристика выборки исследования
Глава 3. Результаты эмпирического исследования
3.1. Результаты констатирующей диагностики
3.2. Содержание деятельности по коррекции нарушений поведения у «трудных» учащихся
3.3. Результаты контрольной диагностики
На контрольном этапе исследования в экспериментальной группе диагностируются выраженные изменения в показателях склонности к самоповреждающему поведению. Показано, что 47% участников экспериментальной и 80% участников контрольной группы имеют средний уровень риска суицидального поведения. Уровень риска суицидального поведения ниже среднего диагностируется у 33% участников экспериментальной группы, тогда как низкий уровень выявлен у 20% участников экспериментальной группы.
Повышенный уровень риска суицидального поведения выявлен у 20% участников контрольной группы исследования.
Результаты статистического анализа представлены в таблице 35.
Таблица 35.
Результаты проверки достоверности различий сформированности риска суицидального поведения
Сумма рангов ЭГ |
Сумма рангов КГ |
U |
p |
|
Склонность к суицидальным реакциям |
145,00 |
320,00 |
25,00 |
<0,01 |
Выявлены статистически достоверные различия по показателям риска суицидального поведения (р<0,01). Можно говорить о том, что уровень суицидального риска у участников экспериментальной группы после целенаправленной коррекционно-развивающей и профилактической деятельности средствами арт-терапии ниже, чем у участников контрольной группы.
Результаты проверки достоверности сдвигов показателей с использованием статистического критерия Вилкоксона представлены в таблицах 36 и 37.
Таблица 36.
Результаты проверки достоверности сдвига показателей по методике СР-45 в экспериментальной группе
T |
Z |
p |
|
Склонность к суициду |
0,00 |
3,30 |
<0,01 |
Определено, что уровень склонности к суициду на контрольном этапе ниже, чем на констатирующем (р<0,01).
Таблица 37.
Результаты проверки достоверности сдвига показателей по методике СР-45 в контрольной группе
T |
Z |
p |
|
Склонность к суициду |
1,00 |
1,46 |
0,14 |
В контрольной группе статистически достоверных сдвигов изучаемых показателей не выявлено.
Можно сделать следующие выводы по результатам эмпирического исследования:
1. На основании результатов исследования особенностей подростков, склонных к девиантному поведению на констатирующем этапе нами было определено, что для участников контрольной и экспериментальной группы характерна выраженная склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, склонность к нарушению норм и правил, имеются тенденции к проявлению к аддиктивному поведению. Для отдельных подростков характерна выраженная направленность на делинквентное поведение.
2. Нами была осуществлена процедура профилактической деятельности с использованием специально разработанной программы. Программа включала в себя три этапа: ориентировочный, профилактический и заключительный. В ходе профилактической деятельности нами использовались методы активного социально-психологического обучения подростков, прежде всего в русле тренинговых программ, базирующихся на принципах: принятия подростка, передачи ему ответственности за собственные дела, установления дисциплины, активного слушания, конструктивного способа разрешения конфликтов.
Заключение
Подростковый возраст больше всего восприимчив в принятии правил поведения, общественных норм, и не защищен по отношению к всевозможным девиантным проявлениям. Это может быть связано с возрастными особенностями. У подростков формируется чувство взрослости и ведущей деятельностью выступает интимно - личностное общение со сверстниками. Часто подростка копируют отклоняющееся поведение взрослых: выпивки в компаниях, употребление наркотиков, курение. При этом часто не задумываются о негативных последствиях. Многие подростки в общении со сверстниками конформны, что способствует формированию у таких подростков девиантных форм поведения.
В ходе анализа научных источников по проблеме исследования нами было выявлено, что трудности в обучении у взаимодействии с другими людьми у подростков связывают с условиями воспитания, особенностями физического развития и социального окружения. Подросток, оценивая свое тело, констатирует норму, физическое превосходство или неполноценность, делая вывод о своей социальной значимости и ценности. У ребенка может появиться или пассивное отношение к своей физической слабости, или желание компенсировать недостатки, либо он попытается их устранить физическими упражнениями. Иногда запаздывание в формировании нервно-мышечного аппарата нарушает координацию движений, что проявляется в неуклюжести.
Для исследования возможностей обеспечения работы педагогов с «трудными» подростками, а также для проверки эффективности разработанной программы профилактики поведения подростков в образовательном учреждении нами было осуществлено экспериментальное исследование. В качестве участников исследования выступало 30 «трудных» учащихся, распределенных на контрольную и экспериментальную группу.
Обобщая результаты исследования показателя агрессивности межличностных отношений нами определено, что в экспериментальной группы имеются тенденции к снижению уровня проявления агрессивности межличностных отношений, что в целом позволяет говорить о сравнительной эффективности профилактической программы.
Основная гипотеза исследования находит свое полное подтверждение: работа педагогов с «трудными» учащимися будет эффективной, если:
- Будут использоваться принципы рациональности и преемственности - обеспечивают целенаправленность, утилитарность и объективность профилактического процесса.
- Программа арт-терапии будет строиться на основании принципа планирования профилактических мероприятий, исходя из индивидуальных особенностей личности подростка, повышает эффективность воспитательной работы.
- Программа арт-терапии будет основываться на деятельности стимулирования и подкрепления - способствуют превенции девиаций проявлений у подрастающего поколения;
- Будут использованы принципы самооценки и взаимооценки – создает условия для формирования у подростков умений самоконтроля, а при действиях в групповой динамике – взаимоконтроля.
- Будут использоваться методы арт-терапии, базирующихся на принципах: принятия подростка, передачи ему ответственности за собственные дела, установления дисциплины, активного слушания, конструктивного способа разрешения конфликтов.
Список использованной литературы
- Бабан, Ю.В. Роль государства в профилактике девиантного поведения подростков / Ю.В. Бабан // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки/Ю.В. Бабан. - 2012. - № 6. - С.73-80.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Учебно-методическое пособие/Л.И. Божович. - М.:Просвещение,2015. – 224 с.
- Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов / Г.Э. Бреслав. - СПб.: Речь, 2017. - 144 с.
- Вдовюк, В.И. Превентология как инновационная отрасль научного знания / В.И. Вдовюк, В.Н. Герасимов // Мир образования - образование в мире. - 2012. -№2. - С. 31 -36.
- Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков/под ред. Захаровой Г.В., Бурменской Е.А. – М.:Академия, 2012. – 410 с.
- Воронцова, О.Г. Динамика развития и скрытая профилактика девиантного поведения у подростков / О.Г. Воронцова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2015 - № 10. -С. 105 - 111.
- Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением: учеб.- метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2001. - 240 с.
- Ганишина, И.С. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовер-шеннолетних: учеб.пособие / И.С. Ганишина, А.И. Ушатиков. - М., 2016. - 288 с.
- Гилинский, Я. И. Девиантология. - 2-е изд. испр. и доп. / Я.И. Глинский. -СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2017. - 528 с.
- Гилинский, Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений»/Я.И. Гилинский. -СПб.: Юридический центр «Пресс», 2017. - 520 с.
- Зиннуров, Ф.К. Педагогическая система профилактики девиантного поведения подростков в условиях социокультурной деятельности: монография / Ф.К. Зиннуров. - Казань: Центр инновационных технологий, 2016. - 528 с.
- Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. - СПб.:Питер, 2015. - 352 с.
- Змановская, Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения/Е.В. Змановская. -М.: Академия, 2013. -288 с.
- Кобзева Н.А. К проблеме аддиктивного поведения/Н.А. Кобзева // Сборник научных трудов SWORDL. -Одесса; Иваново (РФ). 2007. №1. Т.7. С.12-13.
- Ковальчук, М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - М.: Владос, 2010. - 288 с.
- Лопатин, М.Ю. Девиантное (отклоняющееся) поведение военнослужащих [Электронный ресурс]. URL: http://www.nauka-pravo.Org/m/articles/view/ (Дата обращения: 26.08.2019)
- Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения./В.Д. Менделевич -СПб.: Речь, 2015. - 245 с.
- Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития Учебное пособие / В.С. Мухина. - М., 2015. - 285 с.
- Немов, Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов; М.: ВЛАДОС, 2007. - 560 с.
- Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 448 с.
- Остапенко, Г.С. Анализ особенностей личности подростков с девиантным поведением / Г.С. Остапенко, Р.И. Остапенко // Перспективы науки и образования, 2013. - № 1. - С.54-60.
- Петрусевич, Д. Ф. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков /Д.Ф. Петрусевич// Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 6 (108). -С. 195-198.
- Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции /Л.М. Семенюк. - М.; Воронеж: Акад. пед. и социал. наук; Моск. психол. — социал. ин-т, 2016. — 96 с.
- Семья и человеческое развитие: доклад о развитии человеческого потенциала в Республике Башкортостан 2013. - Уфа: Восточная печать, 2013. -208 с.
- Симонова, Л.В. Межличностные конфликты педагогов и старшеклассников и пути их преодоления : пособие /Л.В. Симонова. - М.: Просвещение, 2015. – 400 с.
- Соловьянюк-Кротова В.Г. Стратегии профилактики девиантного поведения старшеклассников [Электронный ресурс]. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/2/. (Дата обращения: 26.08.2019)
- Фурманов И.А Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция/И.А. Фурманов. -СПб.: Речь, 2017. - 480 с.
- Фурманов И.А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста/И.А. Фурманов. -Минск: НИО, 2017.- 198 с.
- Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов /И.А. Фурманов. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 351 с.
- Цыглакова Е.А. Социология безопасности: учеб. пособие для студентов пед. вузов/Е.А, Цыглакова. -Балашов: Николаев, 2009. - 196 с.
Приложение 1
Результаты диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел) на констатирующем этапе исследования в экспериментальной группе
№ |
возраст |
Шкала установки на социально-желательные ответы |
Склонность к преодолению норм и правил |
Склонность к аддиктивному поведению |
Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению |
Склонность к агрессии и насилию |
Шкала волевого контроля эмоциональных реакций |
Склонность к делинквентному поведению |
1 |
16 |
35 |
69 |
64 |
70 |
74 |
85 |
79 |
2 |
16 |
50 |
72 |
66 |
67 |
58 |
62 |
81 |
3 |
16 |
55 |
78 |
70 |
70 |
65 |
65 |
68 |
4 |
15 |
44 |
56 |
70 |
81 |
67 |
58 |
66 |
5 |
15 |
58 |
69 |
78 |
78 |
67 |
73 |
68 |
6 |
16 |
55 |
72 |
74 |
78 |
60 |
62 |
81 |
7 |
15 |
35 |
72 |
68 |
67 |
62 |
69 |
77 |
8 |
17 |
55 |
81 |
76 |
67 |
72 |
85 |
71 |
9 |
15 |
55 |
56 |
66 |
67 |
67 |
77 |
81 |
10 |
16 |
35 |
72 |
78 |
90 |
58 |
62 |
81 |
11 |
15 |
35 |
66 |
70 |
72 |
67 |
77 |
73 |
12 |
16 |
35 |
69 |
66 |
67 |
58 |
81 |
68 |
13 |
17 |
55 |
59 |
66 |
70 |
58 |
62 |
73 |
14 |
15 |
50 |
72 |
76 |
84 |
58 |
69 |
68 |
15 |
16 |
35 |
72 |
64 |
84 |
60 |
77 |
71 |
Результаты диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел) на констатирующем этапе исследования в контрольной группе
№ |
возраст |
Шкала установки на социально-желательные ответы |
Склонность к преодолению норм и правил |
Склонность к аддиктивному поведению |
Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению |
Склонность к агрессии и насилию |
Шкала волевого контроля эмоциональных реакций |
Склонность к делинквентному поведению |
1 |
16 |
50 |
75 |
76 |
75 |
62 |
69 |
77 |
2 |
16 |
44 |
78 |
70 |
75 |
62 |
73 |
71 |
3 |
16 |
55 |
81 |
74 |
90 |
55 |
65 |
73 |
4 |
15 |
58 |
81 |
70 |
70 |
74 |
65 |
79 |
5 |
16 |
50 |
56 |
66 |
78 |
70 |
65 |
81 |
6 |
16 |
35 |
69 |
62 |
87 |
60 |
69 |
73 |
7 |
17 |
55 |
75 |
64 |
81 |
74 |
85 |
83 |
8 |
15 |
44 |
72 |
76 |
81 |
70 |
69 |
83 |
9 |
15 |
58 |
78 |
74 |
72 |
62 |
69 |
81 |
10 |
16 |
55 |
56 |
66 |
81 |
67 |
58 |
77 |
11 |
15 |
55 |
56 |
72 |
70 |
72 |
65 |
66 |
12 |
15 |
58 |
63 |
76 |
81 |
67 |
81 |
66 |
13 |
17 |
35 |
66 |
64 |
70 |
65 |
65 |
81 |
14 |
15 |
55 |
78 |
78 |
75 |
60 |
62 |
81 |
15 |
16 |
55 |
75 |
66 |
81 |
60 |
62 |
73 |