Файл: Ассортиментная политика предприятия мясной промышленности.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 195
Скачиваний: 1
Вопрос о расширении или сужении ассортимента товаров может иметь различные решения в зависимости от целого комплекса конкретных условий: отрасль, товарная группа, размеры фирмы и прочие конъюнктурные составляющие. Выбор той или иной ассортиментной стратегии должен основываться на оценке изменений денежных потоков, вызванных изменением ассортимента, а также на прогнозе состояния денежных потоков в перспективе.
Правильно подобранный ассортиментный портфель предприятия непосредственно воздействует на продажу, что позволяет управлять долей маржинального дохода и, следовательно, долей чистой прибыли в выручке предприятия.
Глава 2. Анализ и оценка ассортиментной политики предприятия ООО «Царицыно Эталон»
2.1. Анализ основных показателей хозяйственной деятельности предприятия
Группа компаний «Царицыно» - один из крупнейших промышленных холдингов мясоперабатывающей промышленности, включающий в себя три современных предприятия, а также новый Распределительный центр, обладающий совершенными технологиями и реализующий на практике передовые принципы ведения бизнеса
ООО «Царицыно Эталон» - одно из предприятий, входящее в группу компаний «Царицыно». Год основания – 1999. Ассортимент – вареные, варено-копченые и сырокопченые колбасы. Общая численность сотрудников – 600 человек.
Расположенный в Московской области, завод «Царицыно Эталон» специализируется на производстве продуктов из курицы, высококачественных паштетов, премиальных копченостей. Безусловный лидер в отрасли по производству копченой курицы, ежемесячные объемы продаж более 500 тонн.
Специалисты завода регулярно посещают международные выставки и обмениваются опытом с профессионалами лучших мировых производителей колбасных изделий.
Проанализируем соотношение выручки и себестоимости выпускаемой продукции ООО «Царицыно Эталон» за 2017-2019 годы. Данные анализа представим в виде таблицы 2.
Таблица 2
Соотношение выручки и себестоимости выпускаемой продукции
ООО «Царицыно Эталон» в 2017-2019 гг. (тыс.руб.)
№п/п |
Наименование показателя |
2017 г |
2018 г |
2019 г |
Изменение 2019 к 2017г.г. |
Темп роста, 2019 к 2017г.г. |
1 |
Выручка от реализации продукции |
1356138 |
1641402 |
2051533 |
+695395 |
+151,28 |
2 |
Себестоимость проданной продукции |
1262504 |
1547640 |
1906645 |
+644141 |
+151,02 |
3 |
Затраты на 1 руб. реализованной продукции |
0,93 |
0,94 |
0,93 |
- |
100 |
4 |
Прибыль от продаж |
66462 |
71520 |
92653 |
+26191 |
+139,41 |
Из данных таблицы 2 можно сделать вывод, что темп роста выручки на предприятии опережает темп роста себестоимости продукции на 0,26% (151,28-151,02). Поэтому вполне понятно увеличение прибыли от продаж.
Проанализируем себестоимость продукции ООО «Царицыно Эталон» по элементам затрат.
В ООО «Царицыно Эталон» учетной политикой определено применение калькуляционного метода учета затрат и результатов производства. Для исчисления себестоимости продукции по производству в целом, расходы группируются по элементам затрат, характеризующим их экономическое содержание: материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов; прочие затраты.
Как видно из таблицы 2, наибольший удельный вес занимает такой элемент затрат, как «Материальные затраты». К 2019 году он увеличился с 779996 тыс. руб. до 1187081 тыс. руб., удельный вес увеличился незначительно с 60,48% в 2017 году до 60,60% в 2019 году. Однако в общем объеме затраты увеличились на 669204 тыс.руб. или на 51,89%. Это произошло в основном за счет увеличения материальных затрат на 407085 тыс.руб. или на 52,19%, затрат на оплату труда на 204844 тыс.руб. или на 60,65% и, как следствие, отчислений на социальные нужды на 43885 тыс.руб. или на 52,59%.
Для того, чтобы сопоставить возможности развития предприятия с ограничениями был составлен SWOT-анализ – метод стратегического планирования, который заключается в определении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы) .
SWOT-анализ позволяет максимально использовать положительные стороны и компенсировать сдерживающие факторы (таблица 3).
Таблица 3
SWOT-анализ для ООО «Царицыно Эталон»
Возможности (внешние факторы) |
Сила (внутренние факторы) |
Рост на рынке Московской обл. в связи с увеличением спроса на продукцию. Открытие новых торговых точек (в том числе и сетевых) в Чувашской республике. Развитие сельского хозяйства России, способствующее росту количества сырьевых баз. Поддержка производителей мясной продукции администрацией республики. Отсутствие на рынке сильного бренда в медиум– сегменте, учитывающего новую тенденцию к европейским традициям изготовления колбасной продукции. Появление возможности исполнения новых направлений в дизайне оболочки колбасных изделий с помощью ультрафиолетовой печати. Появление на рынке мясной продукции в инновационной среде. |
Отсутствие сильной зависимости от импортных поставок мяса, хорошая сырьевая база, собственный убой. Наличие инвестиционных средств. Наличие передовых технологий, обеспечивающих высокое качество продукции и мобильность. Ежедневная собственная доставка продукции в ключевые магазины Московской области. Гарантия контроля качества продукции и документальное подтверждение (ветеринарные свидетельства, качественные удостоверения). Наличие отдела по продажам мяса и субпродуктов. |
Угрозы (внешние факторы) |
Слабость (внутренние факторы) |
Ужесточение конкуренции вследствие выхода на рынок новых игроков. Рост цен на сырье. Сбои в поставках сырья. Непостоянство качества сырья. Нестабильность таможенного законодательства. |
Имидж предприятия. Неналаженные каналы сбыта. Несформировавшаяся структура предприятия. Высокая текучесть кадров. Более высокие цены, чем у основных конкурента (МК «Диком», МК «Дубки»). Отсутствие единого корпоративного духа. Низкая лояльность потребителей. Отсутсвие корпоративного сайта |
Выбор конкурентной стратегии предприятия определяется привлекательностью отрасли в долгосрочной перспективе и конкурентными позициями предприятия и продукции с иными предприятиями этой отрасли.
«Анализ пяти сил конкуренции» М. Портера помогает ответить на эти вопросы (таблица 4). Пять сил Портера включают в себя анализ угроз появления продуктов-заменителей, появления новых игроков, рыночной власти поставщиков, рыночной власти потребителей, уровня конкурентной борьбы.
Таблица 4
Пять сил конкуренции Портера для ООО «Царицыно Эталон»
Силы |
Воздействие |
Структура отрасли |
Конкуренты: несколько крупных местных и общероссийских конкурентов, а так же мелкие местные производители. Темпы роста рынка: спрос растет медленнее, чем предложение. Общий объем рынка растет медленно, предприятие вынуждено вытеснять конкурентов для обеспечения собственного роста. Сходство продуктов: высокий уровень сходства продукции, примерно одинаковое качество, потребители с трудом различают продукцию разных производителей. |
Угроза со стороны новичков на рынке |
В следствии небольшой величины вложений и быстрой оборачиваемости в Чувашии в последние годы стало открываться множество мелких производств мясных изделий (производство открыли на заводах «Контактор», «Искра»), сельхозпроизводители (СПК им. Крупской, ЗАО «Строй-пластмасс-СП»), рестораторы. Велика вероятность появления новичков. |
Рыночная власть потребителей |
Потребители могут легко менять марки и производителей продукции – власть потребителей высокая. |
Рыночная власть поставщиков |
Зависимость от поставщика основного сырья (мяса) абсолютная. Так же существует сильная зависимость от поставщиков оболочки для мясных изделий. |
Угроза появления заменителей |
Возможность появления продуктов-заменителей низкая. В случае сильного повышения цен на продукцию мясной гастрономии, возможен частичный переход потребления на товары функциональной конкуренции, например, сыры. |
Итак, ООО «Царицыно Эталон» – производственное предприятие мясной отрасли Московской области. Сегодня основной конкурент предприятия в регионе – «Атяшевский мясокомбинат». Именно эти два предприятия определяют условия функционирования на местном рынке мясных изделий. На данный момент для ООО «Царицыно Эталон» складывается весьма благоприятная макросреда. Особое внимание стоит уделить социальным и технологическим факторам.
ООО «Царицыно Эталон» не имеет намерений изменить профиль деятельности. Планы будущей деятельности связаны с производством мясопродукции: увеличение объемов производства и реализации мясопродукции, освоение новых видов продукции. Для достижения этой цели общество планирует продолжить техническое перевооружение производства, расширить сырьевую базу и систему сбыта продукции.
2.2. Особенности формирования ассортимента
Ассортимент продукции ООО «Царицыно Эталон» (Приложение 1) имеет следующую структуру: одинаковый удельный вес – 28,8% - имеют вареные, полукопченые колбасы и прочие изделия. Остальные 13,6% ассортимента предприятия составляют варено-копченые колбасы.
Большая доля реализованной продукции приходится на вареные и полукопченые колбасы. На третьем месте по удельному весу в 2018 - 2019 гг. были варено-копченые колбасы. Снижаются продажи по таким товарным группам, как «паштеты», «ветчина», «копчености».
Сегодня основной конкурент предприятия – «Атяшевский мясокомбинат». Анализ конкурентов ООО «Царицыно Эталон» представим в виде таблицы 5.
Для того, чтобы успешно вести свою деятельность, руководству ООО «Царицыно Эталон» необходимо выявить и охарактеризовать своих ближайших конкурентов, т.е. характеризовать ту стратегическую группу конкурентов, которые имеют наиболее близкие позиции и конкурентные возможности, анализ проведем поэтапно.
Таблица 5
Анализ конкурентов ООО «Царицыно Эталон»
Конкуренты |
Продукт |
Цена |
Место |
Продвижение |
Позиционирование |
Атяшевский мясокомбинат |
Более 20 наименований мясной продукции. Ассортимент растет |
Широкий ценовой диапазон |
Местный производитель. Продукция продается по регионам России |
PR- мероприятия и активные промоакции |
Слоган «Традиционно вкусно» – упор на вкус и традиции |
Черкизовский мясокомбинат |
Широкий ассортимент продукции в среднем ценовом сегменте, более 30 наименований |
Широкий ценовой диапазон продукции. Обширно представлен медиум- сегмент |
Активно продается по близлежащим регионам |
Реклама на радио, ТВ, PR– мероприятия, агрессивные методы продвижения |
Слоган «Колбасы для здоровья» – упор на полезность продукта |
Подольский мясокомбинат |
Достаточно широкий ассортимент продукции, более 100 наименований |
Широкий диапазон среднего ценового сегмента |
Местный производитель, реализация по близлежащим регионам |
Наружная реклама, реклама на радио и телевидении |
Слоган «Новый вкус» – упор на новинки |
1. Выявление стратегической группы конкурентов.
Выбираем ряд основных характеристик предприятий, наиболее часто этими характеристиками выступают:
- цена;
- показатель качества.
Далее составим карту с двумя основными характеристиками, обязательно не корреллируемыми. Для каждого предприятия на этих картах находится точка, в результате появляется множество точек, определяется некое пространство, в котором объединяются характеристики, наиболее близко расположенные с характером ООО «Царицыно Эталон». Таким образом, в нарисованную окружность попадают ряд предприятий, занимающих схожую позицию по каждой паре характеристик.
На карте размер окружности приблизительно пропорционален величине доли предприятий в общем объеме. Т.е. выделяется очень узкая группа предприятий с максимально схожими позициями, именно между этими предприятиями и будет происходить наибольшая конкуренция (рис.3).
Качество
цена
Рисунок 3 - Стратегическая карта позиций конкурентов
2. Определение относительных преимуществ конкуренции.
Данный этап анализа проводится с позиции конкретного предприятия в сравнении с ООО «Царицыно Эталон». Для проведения анализа строится таблица в Приложении 2, в которой должны быть ранжированы основные характеристики, по которым происходит сравнение. Путем собственного анализа устанавливаем оценку каждой фирме, суммарная величина всех оценок равна 100 процентам.
Дальнейшее сравнение в анализе выполняли только на сопоставлении возможностей ООО «Царицыно Эталон» и ближайшего конкурента, которым является Черкизовский мясокомбинат.
Следующая стадия по результатам этого анализа является вычерчивание графика конкурентных преимуществ (таблица 6).
Таблица 6
Профиль конкурентных преимуществ
Характеристики |
Удельный вес |
Оценка |
Итого оценок |
Приоритет |
||||
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
||||
1. Цена |
30 |
+ 30 |
||||||
2. Качество |
30 |
+ 30 |
||||||
3. Технология изготовления |
15 |
+ 15 |
||||||
4. Ассортимент |
10 |
- 10 |
I |
|||||
5. Уровень сервиса |
10 |
- 10 |
II |
|||||
6. Поставки продукции |
5 |
+ 5 |
||||||
Итого: |
+ 60 |