Файл: Ассортиментная политика предприятия мясной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  Вопрос о расширении или сужении ассортимента товаров может иметь различные решения в зависимости от целого комплекса конкретных условий: отрасль, товарная группа, размеры фирмы и прочие конъюнктурные составляющие. Выбор той или иной ассортиментной стратегии должен основываться на оценке изменений денежных потоков, вызванных изменением ассортимента, а также на прогнозе состояния денежных потоков в перспективе.

Правильно подобранный ассортиментный портфель предприятия непосредственно воздействует на продажу, что позволяет управлять долей маржинального дохода и, следовательно, долей чистой прибыли в выручке предприятия.

Глава 2. Анализ и оценка ассортиментной политики предприятия ООО «Царицыно Эталон»

2.1. Анализ основных показателей хозяйственной деятельности предприятия

Группа компаний «Царицыно» - один из крупнейших промышленных холдингов мясоперабатывающей промышленности, включающий в себя три современных предприятия, а также новый Распределительный центр, обладающий совершенными технологиями и реализующий на практике передовые принципы ведения бизнеса

ООО «Царицыно Эталон» - одно из предприятий, входящее в группу компаний «Царицыно». Год основания – 1999. Ассортимент – вареные, варено-копченые и сырокопченые колбасы. Общая численность сотрудников – 600 человек.

Расположенный в Московской области, завод «Царицыно Эталон» специализируется на производстве продуктов из курицы, высококачественных паштетов, премиальных копченостей. Безусловный лидер в отрасли по производству копченой курицы, ежемесячные объемы продаж более 500 тонн.

Специалисты завода регулярно посещают международные выставки и обмениваются опытом с профессионалами лучших мировых производителей колбасных изделий.

Проанализируем соотношение выручки и себестоимости выпускаемой продукции ООО «Царицыно Эталон» за 2017-2019 годы. Данные анализа представим в виде таблицы 2.

Таблица 2

Соотношение выручки и себестоимости выпускаемой продукции

ООО «Царицыно Эталон» в 2017-2019 гг. (тыс.руб.)

№п/п

Наименование показателя

2017 г

2018 г

2019 г

Изменение 2019 к 2017г.г.

Темп роста, 2019 к 2017г.г.

1

Выручка от реализации продукции

1356138

1641402

2051533

+695395

+151,28

2

Себестоимость проданной продукции

1262504

1547640

1906645

+644141

+151,02

3

Затраты на 1 руб. реализованной продукции

0,93

0,94

0,93

-

100

4

Прибыль от продаж

66462

71520

92653

+26191

+139,41


Из данных таблицы 2 можно сделать вывод, что темп роста выручки на предприятии опережает темп роста себестоимости продукции на 0,26% (151,28-151,02). Поэтому вполне понятно увеличение прибыли от продаж.

Проанализируем себестоимость продукции ООО «Царицыно Эталон» по элементам затрат.

В ООО «Царицыно Эталон» учетной политикой определено применение калькуляционного метода учета затрат и результатов производства. Для исчисления себестоимости продукции по производству в целом, расходы группируются по элементам затрат, характеризующим их экономическое содержание: материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов; прочие затраты.

Как видно из таблицы 2, наибольший удельный вес занимает такой элемент затрат, как «Материальные затраты». К 2019 году он увеличился с 779996 тыс. руб. до 1187081 тыс. руб., удельный вес увеличился незначительно с 60,48% в 2017 году до 60,60% в 2019 году. Однако в общем объеме затраты увеличились на 669204 тыс.руб. или на 51,89%. Это произошло в основном за счет увеличения материальных затрат на 407085 тыс.руб. или на 52,19%, затрат на оплату труда на 204844 тыс.руб. или на 60,65% и, как следствие, отчислений на социальные нужды на 43885 тыс.руб. или на 52,59%.

Для того, чтобы сопоставить возможности развития предприятия с ограничениями был составлен SWOT-анализ – метод стратегического планирования, который заключается в определении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы) .

SWOT-анализ позволяет максимально использовать положительные стороны и компенсировать сдерживающие факторы (таблица 3).

Таблица 3

SWOT-анализ для ООО «Царицыно Эталон»

Возможности (внешние факторы)

Сила (внутренние факторы)

Рост на рынке Московской обл. в связи с увеличе­нием спроса на продукцию.

Открытие новых торговых точек (в том числе и сетевых) в Чувашской республике.

Развитие сельского хозяйства России, способствующее росту количества сырь­евых баз.

Поддержка производителей мясной продукции адми­нистрацией республики.

Отсутствие на рынке сильного бренда в медиум– сегменте, учитывающего новую тенден­цию к европейским традициям изготов­ления колбасной продукции.

Появление возможности исполнения новых направлений в дизайне оболочки колбасных изделий с помощью ультра­фиолетовой печати.

Появление на рынке мясной продук­ции в инновационной среде.

Отсутствие сильной зависимости от им­портных поставок мяса, хорошая сырьевая ба­за, собственный убой.

Наличие инвестиционных средств.

Наличие передовых технологий, обеспечи­вающих высокое качество продукции и мо­бильность.

Ежедневная собственная доставка продук­ции в ключевые магазины Московской области.

Гарантия контроля качества продукции и документальное подтверждение (ветеринарные свидетельства, качественные удостоверения).

Наличие отдела по продажам мяса и суб­продуктов.

Угрозы (внешние факторы)

Слабость (внутренние факторы)

Ужесточение конкуренции вследствие выхода на рынок новых игроков.

Рост цен на сырье.

Сбои в поставках сырья.

Непостоянство качества сырья.

Нестабильность таможенного законо­дательства.

Имидж предприятия.

Неналаженные каналы сбыта.

Несформировавшаяся структура предпри­ятия.

Высокая текучесть кадров.

Более высокие цены, чем у основных кон­курента (МК «Диком», МК «Дубки»).

Отсутствие единого корпоративного духа.

Низкая лояльность потребителей.

Отсутсвие корпоративного сайта


Выбор конкурентной стратегии предприятия определяется привлекательностью отрасли в долгосрочной перспективе и конкурентными позициями предприятия и продукции с иными предприятиями этой отрасли.

«Анализ пяти сил конкуренции» М. Портера помогает ответить на эти вопросы (таблица 4). Пять сил Портера включают в себя анализ угроз появления продуктов-заменителей, появления новых игроков, рыночной власти поставщиков, рыночной власти потребителей, уровня конкурентной борьбы.

Таблица 4

Пять сил конкуренции Портера для ООО «Царицыно Эталон»

Силы

Воздействие

Структура отрасли

Конкуренты: несколько крупных местных и об­щероссийских конкурентов, а так же мелкие мест­ные производители.

Темпы роста рынка: спрос растет медленнее, чем предложение. Общий объем рынка растет медленно, предприятие вынуждено вытеснять конкурентов для обеспечения собственного роста.

Сходство продуктов: высокий уровень сходства продукции, примерно одинаковое качество, потре­бители с трудом различают продукцию разных про­изводителей.

Угроза со стороны новичков на рынке

В следствии небольшой величины вложений и быстрой оборачиваемости в Чувашии в последние годы стало открываться множество мел­ких производств мясных изделий (производство от­крыли на заводах «Контактор», «Искра»), сельхоз­производители (СПК им. Крупской, ЗАО «Строй-пластмасс-СП»), рестораторы. Велика вероятность появления новичков.

Рыночная власть потребителей

Потребители могут легко менять марки и произ­водителей продукции – власть потребителей высо­кая.

Рыночная власть поставщиков

Зависимость от поставщика основного сырья (мяса) абсолютная. Так же существует сильная зависимость от поставщиков оболочки для мясных изделий.

Угроза появления заменителей

Возможность появления продуктов-заменителей низкая. В случае сильного повышения цен на про­дукцию мясной гастрономии, возможен частичный переход потребления на товары функциональной конкуренции, например, сыры.

Итак, ООО «Царицыно Эталон» – производственное предприятие мясной отрасли Московской области. Сегодня основной конкурент предприятия в регионе – «Атяшевский мясокомбинат». Именно эти два предприятия определяют условия функционирования на местном рынке мясных изделий. На данный момент для ООО «Царицыно Эталон» складывается весьма благоприятная макросреда. Особое внимание стоит уделить социальным и технологическим факторам.


ООО «Царицыно Эталон» не имеет намерений изменить профиль деятельности. Планы будущей деятельности связаны с производством мясопродукции: увеличение объемов производства и реализации мясопродукции, освоение новых видов продукции. Для достижения этой цели общество планирует продолжить техническое перевооружение производства, расширить сырьевую базу и систему сбыта продукции.

2.2. Особенности формирования ассортимента

в ООО «Царицыно Эталон»

Ассортимент продукции ООО «Царицыно Эталон» (Приложение 1) имеет следующую структуру: одинаковый удельный вес – 28,8% - имеют вареные, полукопченые колбасы и прочие изделия. Остальные 13,6% ассортимента предприятия составляют варено-копченые колбасы.

Большая доля реализованной продукции приходится на вареные и полукопченые колбасы. На третьем месте по удельному весу в 2018 - 2019 гг. были варено-копченые колбасы. Снижаются продажи по таким товарным группам, как «паштеты», «ветчина», «копчености».

Сегодня основной конкурент предприятия – «Атяшевский мясокомбинат». Анализ конкурентов ООО «Царицыно Эталон» представим в виде таблицы 5.

Для того, чтобы успешно вести свою деятельность, руководству ООО «Царицыно Эталон» необходимо выявить и охарактеризовать своих ближайших конкурентов, т.е. характеризовать ту стратегическую группу конкурентов, которые имеют наиболее близкие позиции и конкурентные возможности, анализ проведем поэтапно.

Таблица 5

Анализ конкурентов ООО «Царицыно Эталон»

Конку­ренты

Продукт

Цена

Место

Продви­жение

Позицио­нирование

Атяшевский мясокомбинат

Более 20 на­именований мясной про­дукции. Ас­сортимент растет

Широкий

ценовой

диапазон

Местный производитель. Продукция прода­ется по регио­нам России

PR-

мероприя­тия и ак­тивные промо­акции

Слоган «Традици­онно вкус­но» – упор на вкус и традиции

Черкизовский мясокомбинат

Широкий ас­сортимент продукции в среднем цено­вом сегменте, более 30 на­именований

Широкий

ценовой

диапазон

продукции.

Обширно

представлен

медиум-

сегмент

Активно продается по близлежащим регионам

Реклама на радио, ТВ, PR– мероприя­тия, агрес­сивные ме­тоды про­движения

Слоган «Колбасы для здоро­вья» – упор на полез­ность про­дукта

Подольский мясокомбинат

Достаточно широкий ас­сортимент продукции, более 100 на­именований

Широкий диапазон среднего це­нового сег­мента

Местный производитель, реали­зация по близ­лежащим ре­гионам

Наружная реклама, реклама на радио и те­левидении

Слоган «Новый вкус» – упор на новинки


1. Выявление стратегической группы конкурентов.

Выбираем ряд основных характеристик предприятий, наиболее часто этими характеристиками выступают:

  • цена;
  • показатель качества.

Далее составим карту с двумя основными характеристиками, обязательно не корреллируемыми. Для каждого предприятия на этих картах находится точка, в результате появляется множество точек, определяется некое пространство, в котором объединяются характеристики, наиболее близко расположенные с характером ООО «Царицыно Эталон». Таким образом, в нарисованную окружность попадают ряд предприятий, занимающих схожую позицию по каждой паре характеристик.

На карте размер окружности приблизительно пропорционален величине доли предприятий в общем объеме. Т.е. выделяется очень узкая группа предприятий с максимально схожими позициями, именно между этими предприятиями и будет происходить наибольшая конкуренция (рис.3).

Качество

цена

Рисунок 3 - Стратегическая карта позиций конкурентов

2. Определение относительных преимуществ конкуренции.

Данный этап анализа проводится с позиции конкретного предприятия в сравнении с ООО «Царицыно Эталон». Для проведения анализа строится таблица в Приложении 2, в которой должны быть ранжированы основные характеристики, по которым происходит сравнение. Путем собственного анализа устанавливаем оценку каждой фирме, суммарная величина всех оценок равна 100 процентам.

Дальнейшее сравнение в анализе выполняли только на сопоставлении возможностей ООО «Царицыно Эталон» и ближайшего конкурента, которым является Черкизовский мясокомбинат.

Следующая стадия по результатам этого анализа является вычерчивание графика конкурентных преимуществ (таблица 6).

Таблица 6

Профиль конкурентных преимуществ

Характеристики

Удельный вес

Оценка

Итого оценок

Приоритет

-2

-1

0

+1

+2

1. Цена

30

+ 30

2. Качество

30

+ 30

3. Технология изготовления

15

+ 15

4. Ассортимент

10

- 10

I

5. Уровень сервиса

10

- 10

II

6. Поставки продукции

5

+ 5

Итого:

+ 60