Файл: Адаптация ребенка к школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Помимо этого стоит заметить, что в этот период жизни у детей начинает интенсивно развиваться костная и мышечная системы, а значит, особое внимание педагогу-хореографу стоит уделить осанке. Также у детей продолжают формироваться кости кисти и пальцев, поэтому им сложно даются мелкие и точные движения этими частями тела, работа ими их очень сильно утомляет. Не менее важно знать, что во всём организме ребёнка происходят большие изменения. Начинают интенсивно развиваться не только костная и мышечная ткань, но и центральная нервная система, вегетативная и все внутренние органы. Такая перестройка в организме происходит из-за того, что включаются «новые» железы внутренней секреции и в то же время перестают действовать «старые». Таким образом, происходит эндокринный сдвиг, требующий от организма ребёнка огромной затраты сил и энергии для мобилизации всех резервов.

Р.С. Немов утвержает, что в возрасте 6-11 лет есть свои особенности в организации движения. Намного проще детям выполнять размашистые, крупные движения, мелкая техника даётся им очень тяжело. Объясняется это тем, что мышечное развитие и способы управления им происходят не одновременно. Развитие крупных мышц происходит быстрее, чем развитие мелких.

Несмотря на то, что у детей растёт физическая выносливость, на психологическом уровне они не могут долго концентрировать внимание на чём-то одном, не умеют ещё сосредотачиваться, в результате чего интерес быстро угасает, и они очень быстро утомляются. Вместе с тем дети в этом возрасте очень ранимы. Младший школьный возраст характерен тем, что педагог является авторитетом для ребенка (к примеру, в подростковом возрасте эту нишу занимают сверстники). Поэтому педагог должен тщательно взвешивать свои слова, обращенные к ребенку во избежание зарождения комплексов и обид. Также дети 7-11 лет ещё не обладают высокой работоспособностью. Поэтому урок не должен быть эмоционально перенасыщен, а также объём заданного материала должен быть ограничен физическими возможностями детей [21, с. 82].

А.Л. Венгер пишет, что при поступлении в школу далеко не у каждого ребёнка формируется правильное отношение к обучению. Учение – это серьёзный труд, который требует больших волевых усилий, организованности и дисциплины. Не каждый младший школьник способен понять, для чего вообще ему это нужно. Для того чтобы у ребёнка не складывалось отрицательного отношения к учению, ему нужно дать понять, что обучение – это не игра, а тяжелый труд, но очень интересный, в результате которого ребёнок узнает много нового и познавательного. Ребёнок должен понимать, что учение очень важно и нужно, что без него он никогда не станет интересным человеком, и жизнь его будет скучна. На первых порах у детей будет формироваться интерес к самому учебному процессу без понимания его значения, затем интерес к результатам учебной деятельности и лишь потом к её содержанию, т.е. к приобретению знаний. Учитель должен поддерживать ребёнка и хвалить за его достижения для подкрепления у учащихся интереса к обучению. Дети должны получать удовлетворение от собственных усилий. Таким образом, будет создана почва для формирования мотивации и соответственно для ответственного отношения младших школьников к обучению [5, с. 104].


Таким образом, педагогу следует помнить, дабы максимально использовать возможности учащихся, нужно по возможности быстрее приспособить их к работе в школе и дома, адаптировать и научить быть внимательным, сформировать усидчивость. С приходом в школу дети, как правило, обладают достаточно развитым контролем над своими эмоциями, чувствами, желаниями, трудовыми умениями и навыками. Они умеют общаться с людьми, социализированы.

Этот возраст характерен началом интенсивного роста и качественного преобразования познавательных процессов. Эти процессы приобретают условный характер и становятся осознанными и произвольными. Дети постепенно овладевают психическими процессами, учатся управлять памятью и вниманием. Им следует уделить особое внимание.

1.2. Сущность понятия «адаптация»

Понятие адаптации принадлежит к одному из наиболее широко употребляемых в самых различных науках. Обратимся к определению этого понятия. 

Л.П. Баданина определяет адаптацию как приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Процесс адаптации всегда предполагает взаимодействие двух объектов. Это взаимодействие разворачивается в особых условиях – условиях дисбаланса, несогласованности между системами. Основной целью такого взаимодействия является некоторая координация между системами, степень и характер которой может варьировать в достаточно широких пределах. Достижение цели предполагает определённые изменения во взаимодействующих системах [3, с. 61]. 

Н.С. Крамаренко видит адаптацию как процесс, направленный на поддержание стабильности и равновесия, он начинается в момент изменения стабильного состояния субъекта в одной среде и заканчивается при наступлении аналогичного состояния в другой. Приспособление же начинается с момента изменения внутри среды, перемены самой среды либо изменения самого субъекта [15, с. 79].

М.Р. Битянова понятие адаптации разделяет на три составляющие:

- физиологическую адаптацию;

- психологическую адаптацию;

- социальную адаптацию.

Физиологическая адаптация представляет собой приспособление организма ребенка к новым видам деятельности, и особенно к статической нагрузке и новому режиму дня и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма.

Психологическая и социальная адаптация связаны с желанием и умением ребенка принять новую роль – школьника, и достигается целым рядом условий:


1. Развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат – то есть умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

2. Развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения с взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих – то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами.

3. Формирование умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников. Пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки (такими критериями выступают полнота знаний, их объем, глубина; возможность использовать знания в различных ситуациях, то есть практически, и т д.) – то есть устойчивой учебной мотивации на фоне позитивных представлений ребенка о себе и низкого уровня школьной тревожности [4, с. 34].

По мнению Н.П. Горбунова высокие показатели социальной адаптации – это умение находиться в условиях совместной деятельности (игровой, учебной, трудовой), в условиях новой социальной среды, новых её требований, разрешать межличностные конфликты, преодолевать трудности, не впадая в состояние фрустрации [6, с. 94]. 

Поскольку условия социальной среды никогда не остаются неизменными, то процесс адаптации непрерывен. Но несмотря на непрерывность адаптации, это явление связывают, прежде всего, с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения. В детстве такими периодами являются начало школьного обучения. Среди этих моментов самый важный и ответственный – поступление в школу. Ведь от того, как начнётся школьная биография ребёнка, зависит адаптация на последующих этапах, да и весь процесс социализации и развития личности школьника [6, с. 95].

Психологическая готовность к школе – это комплексная характеристика ребенка, имеющая свою структуру и, как упоминалось выше, состоящая из сле­дующих компонентов: мотивационной (личностной), интеллектуальной и волевой готовности. Сформированность каждого компонента обеспечивает взаимо­связь с теми целевыми ориентирами образования, социально-нормативными воз­растными характеристиками возможных достижений ребёнка, которые предъяв­ляются к нему на этапе завершения им дошкольного образования, а целевые ори­ентиры, в свою очередь, предполагают формирование у детей 6-7 лет предпосы­лок к универсальным учебным действиям [17, с. 82].

Основываясь на исследованиях Н.И. Гуткиной, Е.О. Смирновой, Д.Б. Эльконина, выделены следующие критерии и показатели волевой готовности к школе у детей 6-7 лет:


- произвольность деятельности, включающая в себя следующие умения: действовать по правилу; самостоятельно выполнять последовательность действий; выполнять инструкцию, ориентироваться на образец и достаточный уровень развития саморегуляции;

- произвольность внимания и его характеристики: объем, переключаемость, концентрация, устойчивость и распределение;

- сформированность элементов учебной деятельности: мотивы учения и умение принимать учебную задачу.

Исходя из этого, было определено, что волевая готовность к школе у детей 6-7 лет – это необходимый и достаточный уровень сформированности произвольности деятельности, саморегуляции и элементов учебной деятельности.

Прослеживается определенная взаимосвязь между сформированностью волевой готовности к школе, целевыми ориентирами и предпосылками к УУД.

Таблица 1

Взаимосвязь между сформированностью волевой готовности к школе, целевыми ориентирами и предпосылками к УУД

Волевая готовность к школе

Целевые ориентиры

Предпосылки к УУД

регулятивные

личностные

Произвольность дея­тельности:

- умение действо­вать по правилу;

-умение самостоя­тельно выполнять последовательность действий;

- умение выпол­нять инструкцию, ориентироваться на образец

- достаточный уро­вень развития саморегуляции.

Произвольность вни­мания.

ребёнок способен к во­левым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных ви­дах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстни­ками

- умение осу­ществлять дей­ствие по образцу и заданному пра­вилу

- умение сохра­нять заданную цель

- умение видеть указанную ошибку и исправ­лять ее по указа­нию взрослого

- умение адек­ватно понимать оценку взрослого и сверстника

1. Элементы учебной деятельности:

- мотивы учения;

- умение принимать учебную задачу.

- ребёнок овладевает основными культур­ными способами дея­тельности, проявляет инициативу и самостоя-

- сформированность учебных и познава­тельных мотивов, ин­терес к новому

тельность в разных ви­дах деятельности -игре, общении, познава­тельно-исследователь­ской деятельности

- ребёнок проявляет любознательность, за­даёт вопросы взрослым и сверстникам, интере­суется причинно-след­ственными связями, пы­тается самостоятельно придумывать объясне­ния явлениям природы и поступкам людей

- ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах дея­тельности

- сформированность «внутренней позиции школьника»

- положительное отно­шение к школе, чув­ство необходимости учения


Содействуя формированию целевых ориентиров у детей на этапе завершения ими дошкольного образования, мы закладываем не только основу формирования у них предпосылок к овладению учебной деятельностью, но и для нормального включения в новую социальную среду [6, с. 77].

Развитие ребенка в дошкольный период - сложный и многогранный про­цесс. Каждый день ребенок открывает перед собой новые грани окружающего мира, постепенно поднимаясь на новую ступень развития. И вот дошкольник уже стоит на школьном пороге: легко ли он переступит через этот порог и с уверенностью зашагает по школьным дорожкам, или этот порог будет для него слишком высоким, трудным, или даже опасным перевалом? ФГОС ДО ориентирует нас на принцип сохранения уникальности и само­ ценности детства как периода жизни значимого самого по себе, а не тем, что он есть период подготовки к следующему жизненному этапу. Чтобы правиль­но организовать дальнейшую траекторию развития ребёнка в соответствии с его реальными возможностями, вовремя помочь ему адаптироваться к новым школьным условиям, нам необходимо заранее знать, прогнозировать будущие успехи и трудности наших воспитанников на основе выявления его реального (актуального) уровня развития. В связи с этим проблема выявления готовности ребёнка к школе в рамках преемственности дошкольного и начального школь­ного образования в условиях ФГОС становится наиболее актуальной и требу­ет от нас более глубокого рассмотрения и конкретизации. Как известно, требования ФГОС ДО к результатам освоения ООП пред­ставлены в нём в виде целевых ориентиров ДО, которые являются социаль­ными и психологическими возрастными характеристиками возможных дости­жений ребёнка [17, с. 105].

ФГОСом ДО определены целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте и целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Любой стандарт предполагает наличие определён­ного результата. Таким результатом должна стать социализация детей. При этом стандарты чётко фиксируют, что целевые ориентиры не подлежат непо­средственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мони­торинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реаль­ными достижениями детей. Поэтому освоение Программы не должно сопровождаться проведением аттестации воспитанников.

Итак, при поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельности ребенка; ведущей становится учебная деятельность. В элементарных формах учебная деятельность осуществлялась и дошкольником, но для него она носила второстепенный характер, т.к. ведущей выступала игра; мотивы учебной деятельности дошкольника также были преимущественно игровыми. Режим школьных занятий требует гораздо более высокого, чем в дошкольном детстве, уровня произвольности поведения. Необходимость налаживать и поддерживать взаимоотношения с педагогами и сверстниками в ходе совместной деятельности требует развитых навыков общения. В этой связи особую важность приобретает готовность к школьному обучению, которая должна быть сформирована у старших дошкольников. Дети, имеющие достаточный опыт общения, с развитой речью, сформированными познавательными мотивами и умением произвольно-волевой регуляции поведения, легко адаптируются к школьным условиям.