Файл: КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ ФИРМ НА ВНУТРЕННЕМ ИЛИ МИРОВОМ РЫНКАХ ООО Холдинговая компания «Домоцентр» ОПМ «Практик-Новокузнецк».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 259

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Теоретические аспекты разработки комплекс мер по повышению уровня конкурентоспособности предприятия

1.1 Сущность конкурентоспособности предприятия

1.2 Виды конкурентоспособности торгового предприятия

1.3 Методики оценки конкурентоспособности торгового предприятия

2 Анализ уровня конкурентоспособности торгового предприятия ООО Холдинговая компания «Домоцентр» ОПМ «Практик-Новокузнецк»

2.1 Сравнительня характеристика ООО Холдинговая компания «Домоцентр» ОПМ «Практик-Новокузнецк» по отношению к основным конкурентам

2.2 Выявление факторов конкурентоспособности предприятия

2.3 Оценка конкурентных преимуществ организации

3 Разработка мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности предприятия ООО Холдинговая компания «Домоцентр» ОПМ «Практик-Новокузнецк»

3.1 Проект мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности предприятия

3.2 Эффективность разработанных мероприятий

Заключение

Список литературы

3) Общий порядок регулирования достигается в результате создания уровней управления, что ведет к формированию уровней иерархии.

4) Ограничение поведенческого диапазона работников действующими правилами (инструкциями).

5) Использование общих (типовых) правил организационного поведения повышает эффективность действий по координации в организации.

Общая численность предприятия 50 человек, 38 из них непосредственно заняты реализацией товаров.

Управление магазином производится по линейно-функциональной структуре (рис. 5).

Преимущества линейно-функциональной структуры: улучшение координации деятельности в функциональных областях; адекватная и эффективная производственная реакция организации; уменьшение дублирования в функциональных областях.

Недостатки линейно-функциональной структуры: отсутствие тесных взаимосвязей на горизонтальном уровне; слабая инновационная предпринимательская реакция организации; размывание разработанной стратегии, поскольку подразделения могут быть заинтересованы в реализации своих локальных целей и задач в большей степени, чем задач всей компании в целом.

Директор Бизнес-Единицы

Директор обособленного подразделения

Старший кассир

Администратор

Начальник торгового отдела

Кассиры

Заведующий отделом

Старший продавец

Продавец

Заведующий складом

Старший оператор

Товаровед

Оператор

Старший кладовщик

Кладовщик

Рис. 5. Организационная структура ОПМ «Практик-Новокузнецк»

Рассмотрим функции каждой структурной единицы.

Директор бизнес-единицы (БЕ) является руководителем высшего звена для каждого подразделения фирмы, находящегося на обозначенном географическом рынке. Бизнес-единица - это юридически оформленная, организационно выделенная дочерняя, по отношению к головной компании структура, подразделения компании, имеющие собственную стратегию, выделенную из общей стратегии компании. Бизнес единица полностью или частично экономически обособленна. Цели и задачи бизнес единицы, коррелируют с целями и задачами материнской компании, но могут и отличаться радикально. В обязанности директора БЕ входит контроль над выполнением плановых показателей всех вверенных ему подразделений, проверка качества работы магазина. Директор БЕ является официальным представителем подчиненных ему подразделений перед руководством холдинга, участвует в разработке и принятии управленческих решений в рамках компетенции Департамента розничных продаж. Директор БЕ транслирует директорам магазинов стратегические планы и цели фирмы.


Директор обособленного подразделения, являясь управляющим магазина, контролирует все аспекты деятельности магазина – от состояния зданий и сооружений до экономических показателей, и несет полную материальную и административную ответственность за подразделение.

Торговый отдел. В состав торгового отдела входят: руководитель, товаровед, старший оператор и оператор. Функциями торгового отдела являются:

  • заказ товара исходя из утвержденной товарной матрицы, с учетом текущей потребности и сезона;
  • контроль над наличием товара на полке (минимизация OOS. OOS (Out-of-stock). Отсутствие на полке магазина заявленного через ценник, рекламный материал или информационное сообщение товара. Обычно образуется по четырём причинам: плохой мерчендайзинг, плохая логистика, нехватка товара на складе, плохая система заказа товаров в магазине);
  • контроль над оборачиваемостью товарного запаса;
  • внедрение стандартов выставки товара;
  • обеспечение своевременного и качественного проведения акций и других мероприятий, направленных на стимулирование продаж;
  • обеспечение положительных значений LFL (LFL (Like-for-like) - метод оценки продаж, который позволяет определить объем продаж или уровень деловой активности, достигнутый благодаря деятельности, сравнимой с предыдущим годом);
  • мониторинг цен конкурентов;
  • оформление товародвижения в базе данных 1С;
  • оформление первичной документации;
  • ведение претензионной работы с поставщиками;
  • проведение инвентаризаций.

В подчинении руководителя торгового отдела находится другое немаловажное подразделение предприятия – склад. В обязанности склада входит: своевременная приемка товара по количеству и качеству, забраковка и утилизация товара, контроль над сохранностью товарно-материальных ценностей, проведение инвентаризаций.

Ключевым подразделением для розничного магазина является торговый зал. Администратор торгового зала является «лицом» магазина. В его обязанности входит курирование работы торгового персонала, работа с покупателями, обучение и переаттестация персонала, работа с претензиями от покупателей. Администратор является связующим звеном между директором магазина, торговым отделом и торговым персоналом.

Формально, торговый зал разделен на 4 зоны – отдела, в каждом отделе закреплен свой руководитель и определенная группа продавцов.

Основными функциями сотрудников торгового зала являются:

  • обслуживание покупателей;
  • приемка передаваемого со склада товара по количеству и качеству;
  • выставка и подсортировка товара;
  • оформление ценников;
  • забраковка товара;
  • инвентаризация товарно-материальных ценностей.

Последним подразделением является расчетно-кассовый узел, сотрудники которого осуществляют наличный и безналичный расчет с покупателями, учет денежных средств и их инкассация.

Из описания деятельности отделов предприятия можно сделать вывод, что практически все указанные функции направлены на исполнение или контроль над исполнением поставленных задач. Такой подход имеет ряд существенных минусов: территориальная удаленность управленческого звена может привести к принятию неверных решений в области ценообразования, маркетинга и т.п.; несмотря на обособленность, руководство магазина не может самостоятельно принимать решения, относящиеся к формированию конкурентоспособности и конкурентной стратегии; все меры, принимаемые для улучшения конкурентной позиции не должны противоречить установленным регламентам и целям фирмы. Указанные ограничения делают практически невозможным либо очень длительным по времени (за счет процедур согласования) внедрение каких-либо решений.

В итогах данного параграфа приведем ряд основных показателей деятельности ОПМ «Практик-Новокузнецк».

Товарооборот за 2017год составил 216 912 000 рублей.

Валовая прибыль равна 6 197 000 рублей

Динамика прироста товарооборота к 2016 году составила + 12%.

Среднегодовая оборачиваемость товарного запаса составляет 82 дня.

За 2017 год в магазине совершено 193 тыс. покупок. При этом доля возвратов составляет 0,72%

Среднегодовой уровень OOS не превысил 8%. OOS (Out-of-stock) – отсутствие на полке магазина заявленного через ценник, рекламный материал или информационное сообщение товара. Обычно образуется по четырём причинам: плохой мерчендайзинг, плохая логистика, нехватка товара на складе, плохая система заказа товаров в магазине

2.2 Выявление факторов конкурентоспособности предприятия

DIY-ритейл включает продажу материалов для общестроительных работ, декоративно - отделочных материалов, интерьерных товаров для дома, товаров для сада и дачи и других товаров для обустройства, например, инструментов. Бурный рост, характерный для российского рынка DIY в течение последних нескольких лет, оказывает серьезное влияние на его структуру, и все большая его доля приходится на магазины и торговые комплексы [13, с. 5].

Российский рынок DIY имеет ярко выраженную специфику: отсутствие сильных федеральных и региональных игроков. Фактически структура рынка DIY изменяется в зависимости от региона [13, с. 6].


Географическим рынком для ОПМ «Практик-Новокузнецк» является город Новокузнецк и Южно-Кузбасская агломерация, это примерно 1 130 тысяч чел., из них примерно 300 тыс. являются потенциальными покупателями магазина (мужчины в возрасте от 20 до 70 лет).

Оценка конкурентов проводилась в два этапа: определение ближайших конкурентов и определение крупных игроков рынка – основных конкурентов.

Обозначение ближайших конкурентов. Для определения списка ближайших к исследуемому предприятию конкурентов был проведен локальный мониторинг предприятий предлагающих аналогичную продукцию, находящихся от магазина на расстоянии, не более 5 километров. В ходе исследования анализировались такие факторы, как удаленность от предприятия, уровень цен, предлагаемый ассортимент, наличие дисконтных программ и частота проведения стимулирующих мероприятий (распродажи и акции).

Итогом работ стало определение списка из 13 предприятий, большинство из которых является специализированными магазинами, либо небольшими магазинами формата «у дома», а значит, являющихся источником незначительного оттока покупателей. Поэтому влияние данных конкурентов на деятельность предприятия оценено, как незначительное. Тем не менее, предприятие не упускает из внимания наличие этих конкурентов и отслеживает их действия, с целью принятия своевременных мер для поддержания конкурентной позиции.

На рисунке 6 отображена доля рынка каждого конкурента, исходя из оценки его товарооборота по данным ежеквартального отчета ООО Холдинговая компания «Домоцентр».

Рис. 6. Распределение рыночных долей между участниками

рынка DIY г. Новокузнецк

Выбор наиболее сильных конкурентов. В ходе изучения рынка DIY города Новокузнецка, было выделено 3 крупных конкурента, 1 из которых, так же как и исследуемое предприятие, являются подразделениями холдинга «Домоцентр».

Оценка конкурентов производилась по следующим параметрам:

  • торговая площадь предприятия и расположение предприятия;
  • объем товарооборота;
  • ширина и глубина ассортимента;
  • предоставление дополнительных услуг;
  • ценовая политика предприятия;
  • наличие и эффективность программ, стимулирующих покупки.
  1. Магазин «Практик-Новокузецк-2» - розничное подразделение ООО Холдинговая компания «Домоцентр». Формат: супермаркет. Расположение: магазин расположен в центре города, в восьми километрах от анализируемого магазина «Практик». Площадь: 3500 м2 . Товарооборот: 251 600 тысяч рублей. Ассортимент: строительные и отделочные материалы, товары для дома, всего около 12000 наименований.

Поскольку магазин расположен практически в центре города, это обеспечивает ему больший поток покупателей (примерно 1500-2000 в день, что на 60% больше, чем в исследуемом магазине). Стоит отметить, что на фоне равенства прочих условий (ценообразование, маркетинг, логистика, управление), магазин «Практик-2» имеет более сильную конкурентную позицию за счет больших площадей и более удачного расположения. Таким образом, есть все основания считать магазин «Практик-2» одним из основных сильных конкурентов. Цены, сервис и акции аналогичны магазину «Практик».

  1. Строительный центр «Первомастер». Формат: строительный супермаркет. Расположение: 20 минут от центра города, в 5,5 км. от магазина «Практик». Площадь: более 5000 м2 . Товарооборот: примерно 188 000 тыс.руб./год

Ассортимент: около 20000 наименований для строительства и ремонта, отсутствуют товары для интерьера и декоративной отделки помещений, в ассортименте, также не представлены товары для дома. Представлено много товаров для профессиональных строителей и ремонтных бригад, ассортимент охватывает все ценовые сегменты: от дешевого, до дорогого.

Цены: по пересекающемуся ассортименту уровень цен незначительно отличается от цен магазина «Практик», максимальное отклонение +/- 10%. Кроме того, в магазине действуют мелкооптовые и оптовые цены.

Скидки и акции: представлена гибкая система скидок и дисконтная карта постоянного покупателя с прогрессивной скидкой и специальными ценами для держателей. Стимулирующие акции проводятся регулярно виде предложения ряда товаров по специальной цене.

Сервис: возможность производить оплату наличными деньгами и по безналичному расчету (как по предоплате, так и с отсрочкой платежа). Покупателю предлагается ряд бесплатных услуг, таких как, доставка товара, резка кафеля, колеровка красок, резка металлического погонажа и т.д. Так же среди предложений существует такая услуга, как аренда инструмента. Отдельно стоит отметить наличие у магазина сайта с электронным каталогом.

  1. Универсальный магазин самообслуживания «Доминго». Формат: гипермаркет. Расположение: в пяти минутах от центра города. В 9-ти км. от исследуемого предприятия. Площадь: 6500м2. Товарооборот: 493 000 тыс.руб./год

Ассортимент: широкий выбор товаров для дома, сада и ремонта. В магазине представлено 9 товарных групп, более 53 000 наименований товаров для физических лиц и профессиональных строителей в 15 специализированных отделах.

Цены: по пересекающемуся ассортименту уровень цен незначительно отличается от цен магазина «Практик», максимальное отклонение +/- 10%.