Файл: КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ ФИРМ НА ВНУТРЕННЕМ ИЛИ МИРОВОМ РЫНКАХ ООО Холдинговая компания «Домоцентр» ОПМ «Практик-Новокузнецк».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 260

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Теоретические аспекты разработки комплекс мер по повышению уровня конкурентоспособности предприятия

1.1 Сущность конкурентоспособности предприятия

1.2 Виды конкурентоспособности торгового предприятия

1.3 Методики оценки конкурентоспособности торгового предприятия

2 Анализ уровня конкурентоспособности торгового предприятия ООО Холдинговая компания «Домоцентр» ОПМ «Практик-Новокузнецк»

2.1 Сравнительня характеристика ООО Холдинговая компания «Домоцентр» ОПМ «Практик-Новокузнецк» по отношению к основным конкурентам

2.2 Выявление факторов конкурентоспособности предприятия

2.3 Оценка конкурентных преимуществ организации

3 Разработка мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности предприятия ООО Холдинговая компания «Домоцентр» ОПМ «Практик-Новокузнецк»

3.1 Проект мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности предприятия

3.2 Эффективность разработанных мероприятий

Заключение

Список литературы

Акции и скидки: представлена дисконтная карта постоянного покупателя с прогрессивной скидкой и специальными ценами для держателей.

Сервис: большой спектр предоставляемых бесплатно услуг, наличный и безналичный расчет, возможность совершения покупки, как в розницу, так и оптом. Наличие интернет-магазина.

Для оценки сравнения конкурентоспособности был использован графический метод – «многоугольник конкурентоспособности». Для формирования многоугольника была произведена оценка сравнительных преимуществ исследуемого предприятия и его конкурентов.

Оценке по пятибалльной шкале были подвержены следующие показатели: широта и глубина ассортимента, рекламная активность, уровень цен, дисконтные программы и акции, сервис и качество обслуживания покупателей, лояльность покупателей, качество предлагаемого товара.

Анализ ассортимента перечисленных конкурентов показал, что наиболее широкий ассортимент имеет гипермаркет «Доминго», поэтому ему присвоено 5 баллов, далее на 1 балл ему уступает «Первомастер», и примерно равные результаты имеют магазины «Практик-Новокузнецк-2» и исследуемое предприятие – по 3,5 балла.

Следующим, оцениваемым фактором стала рекламная активность. Оценивались такие показатели как наличие рекламы в СМИ, на билбордах города и на интернет-сайтах. В результате анализа получили следующие данные. Реклама гипермаркета «Доминго» присутствует на телевидении (на региональных каналах) примерно 1-2 раза в день, один из которых, обязательно в прайм-тайм, билборды с актуальной информацией о проводимых акциях присутствуют как в черте города – на наиболее проходимых местах, так и за его пределами, так же активна реклама на радио и на сайте магазина, дополнительно владельцы дисконтных карт регулярно получают смс-сообщения о проводимых акциях. Из изложенного выше можно сделать вывод о высокой рекламной активности данного конкурента, и присвоить ему 4 балла. Следующими по рейтингу конкурентами выступают магазины «Практик-Новокузнецк-2» и исследуемое нами предприятие «Практик-Новокузнецк» за активную рекламу на радио и в печатных изданиях, но стоит отметить, незначительное количество билбордов в черте города и неразвитую систему смс-оповещений. Таким образом, оба магазина получают за рекламную активность 3,5 балла. «Первомастер» за крайне низкую рекламную активность, которая выражается в практически полном отсутствии рекламы в СМИ, получает лишь 2,5 балла.

Для оценки уровня цен конкурентов был произведен расчет коэффициента уровня цен. Для этого были проанализированы цены исследуемого предприятия и конкурентов на товары группы KVI. (KVI или key value indicator - ключевые индикаторы цены. Это список товаров наиболее эластичных (чувствительных) к цене, по которым покупатель определяет ценовой уровень магазина).


Расчет и сравнение коэффициента уровня цен производились по следующей формуле:

КУЦ = (Цmах + Цmin)/2Цуф, (1)

где, .КУЦ – коэффициент уровня цен;

Цmax и Цmin – соответственно максимальная и минимальная цена предложения на рынке;

Цуф – цена, установленная оцениваемым предприятием.

Анализ дисконтных программ показал, что наиболее привлекательной и эффективной в долгосрочной перспективе является предложение магазинов «Практик», так же активная политика проводимых акций позволяет оценить этот фактор на 5 баллов. Далее с оценкой в 4 балла за менее масштабные акции и распродажи, располагается «Доминго» и с оценкой в 2,5 балла, на последний в рейтинге магазин «Первомастер».

Сервис и качество обслуживания покупателей. Для оценки данного критерия был поведен опрос покупателей и оценка предоставляемых услуг, результатом стал следующий рейтинг. «Доминго»(5 баллов), далее следует магазин «Практик-Новокузнецк-2» и «Первомастер» (по 4,5балла) и последний в рейтинге исследуемое предприятие – магазин «Практик-Новокузнецк» с оценкой в 4 балла).

Анализ качества предлагаемого ассортимента, анализ качества предпродажного обслуживания и гарантийный срок показали, что во всех четырех магазинах оцениваемая продукция соответствует базовым аналогам, представляющим научно-технические достижения, и выделенным из групп аналогов оцениваемой продукции по следующим показателям: технический уровень, эстетико-эргономический показатель, надежность, экономичность, безопасность, гарантия послепродажного обслуживания.

Для оценки лояльности потребителей был проведен опрос среди случайно выбранных респондентов, опросить удалось 80 человек. В результате опроса были получены следующие результаты: Гипермаркет «Доминго» получил положительные отзывы от 55,6% (5 баллов); Магазин «Практик-Новокузнецк» получил 53% положительных отзывов (4 балла); Магазин «Практик-Новокузнецк-2» получил 54,1% положительных отзыва (4,6 балла); Магазин «Первомастер» 21,1% (3 балла).

Результаты оценки описанных показателей сгруппированы в таблице 2.

Таблица 2

Оценка сравнительных преимуществ конкурентов

Факторы конкурентоспособности

Предприятия конкуренты, оценка в баллах

Практик-Новокузнецк

Практик-Новокузнецк-2

Доминго

Первомастер

1. Ассортимент

3,5

3,5

5

4

2. Реклама

3,5

3,5

4

2,5

3. Акции и скидки

5

5

4

2,5

4. Лояльность покупателей

4

4,5

5

3

5. Уровень цен

5

5

4,5

4,5

6. Качество обслуживания и сервис

4

4,5

5

4,5

7. Качество товара

5

5

5

5


На основании оценки преимуществ построим «многоугольник конкурентоспособности» (рис. 7).

Результаты проведенного анализа позволяют сделать вывод о том, что Магазин «Практик-Новокузнецк» - конкурентоспособная организация, но ее позиция довольно слаба и имеет лишь третью позицию из четырех в общем рейтинге.

Рис. 7. Многоугольник конкурентоспособности

Своим конкурентам магазин «Практик-Новокузнецк» уступает по таким аспектам деятельности, как качество обслуживания покупателей, ассортимент предлагаемой продукции и обеспечение ее наличия на полке. В связи с этим, предприятие теряет лояльных покупателей, что может привести к ухудшению конкурентной позиции.

Таким образом, руководству предприятия необходимо оптимизировать процессы формирования ассортимента и закупки товара, так же следует обратить особо пристальное внимание на количество и компетентность торгового персонала.

Для обобщения проведенного анализа необходимо произвести оценку конкурентного состояния рынка присутствия предприятия. Для этого воспользуемся моделью пяти сил конкуренции М.Портера. Для этого оценим степень влияния каждой силы на исследуемый рынок (таблица 3).

Таблица 3

Факторы конкуренции на рынке DIY г. Новокузнецк

Факторы конкуренции

Признаки проявления факторов на рынке

1.Соперничество среди существующих конкурентов

Число и мощность фирм, конкурирующих на рынке

Имеется небольшая группа примерно равных по мощности фирм. Так же существует довольно большая группа мелких специализированных фирм, предлагающих узкий ассортимент аналогичных товаров, но незначительно влияющих на ситуацию на рынке. Это позволяет сделать вывод о наличии олигопольная конкуренции на исследуемом рынке.

Степень стандартизации товара, предлагаемого на рынке

Фирмы-конкуренты не специализированы по видам товара. Товар фирмы и товары фирм-конкурентов взаимозаменяемы и аналогичны.

Издержки переключения клиента с одного производителя на другого

Издержки переключения клиента с одного производителя на другого минимальны, т.е. вероятность ухода клиентов фирмы к конкурентам и наоборот велика.

Унифицированность сервисных услуг по товару в отрасли

Набор сервисных услуг фирм-конкурентов отрасли фирмы по товару в целом идентичен, разница лишь в условиях предоставления этих услуг.

Барьеры ухода с рынка (затраты фирмы на перепрофилирование)

Издержки ухода фирмы с рынка данного продукта велики (переподготовка персонала, потеря сбытовой сети, ликвидация основных фондов и др.).

Стратегии конкурирующих фирм (поведение)

Крупные игроки ведут довольно агрессивную политику укрепления своих позиций за счет других конкурентов.

Привлекательность рынка данного продукта

Имеется явно расширяющийся спрос, связанный с увеличением рынка строительства нового жилья и износа жилья на вторичном рынке, большие потенциальные возможности.

2. Влияние потенциальных конкурентов

Трудности входа на отраслевой рынок

Величина требуемого капитала для входа на рынок отрасли не высока. Фирмы отрасли не склонны применять агрессивные стратегии против "новичков" и не координируют свою деятельность в рамках отрасли для отражения экспансии в отрасль.

Доступ к каналам распределения

На рынке отрасли малое число торговых посредников, слабо связанных с производителями. Создание собственной сети распространения или привлечение имеющихся посредников к сотрудничеству требует существенных затрат со стороны "новичков".

Отраслевые преимущества

Предприятия отрасли обладают перед новыми конкурентами значительными преимуществами, связанными с доступом к источникам сырья, основным капиталом, удобными местами расположения предприятия и т.д.

3. Влияние поставщиков

Уникальность канала поставок

Степень дифференциации продукции поставщиков невысока, что упрощает переход от одного поставщика к другому. При этом предприятия отрасли стремятся наладить с поставщиками взаимовыгодные и долгосрочные отношения.


Продолжение таблицы 3

Факторы конкуренции

Признаки проявления факторов на рынке

Значимость покупателя

Крупные предприятия отрасли являются важными (основными) клиентами для фирм-поставщиков на исследуемом рынке.

Доля отдельного поставщика

Доля каждого отдельного поставщика не велика, так как высокая дифференциация товаров предприятий отрасли приводит к необходимости сотрудничества с большим количеством производителей и посредников.

4. Влияние покупателей

Статус покупателей

Покупателей в отрасли много. В основном - это частные лица, которые покупают товар небольшими партиями. Объем их потребления составляет значительный процент от всех продаж в отрасли.

Значимость товара у покупателя

Товар исследуемого предприятия и аналогичные товары конкурентов не являются важной составляющей в номенклатуре закупок покупателя, носят периодический характер с длительным циклом.

Стандартизация товара

Товар сильно дифференцирован. Стоимость перехода покупателей к новому продавцу незначительна.

5. Влияние товаров-заменителей

Цена

Более низкие цены и доступность товаров-заменителей создают потолок цен для продукции предприятий нашей отрасли.

Стоимость "переключения"

Стоимость "переключения" на товар-заменитель у клиента при переходе к товару-заменителю низка. Но покупатель склонен проявлять приверженность к торговой марке, поэтому внедрение новых требует от производителя больших временных и финансовых затрат.

Исходя из приведенной оценки, можно сделать следующие выводы:

  • для исследуемого рынка характерен олигополистический тип конкуренции;
  • доступ на рынок для новых игроков имеет низкие барьеры, но действующие предприятия имеют ряд преимуществ, снижающих возможность захвата крупного сегмента;
  • на рынке значительно проявляется влияние со стороны покупателей;
  • возможное влияние товаров-заменителей довольно низко, так как ритейлеры могут довольно быстро включить данный товар в свой ассортимент.

Для разработки мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности магазина «Практик-Новокузнецк» необходимо проанализировать текущие конкурентные преимущества, имеющиеся в арсенале предприятия.


2.3 Оценка конкурентных преимуществ организации

Оценка конкурентных преимуществ должна базироваться на синтезе идей отраслевого, ресурсного, системного и процессного подходов с применением матрицы SWOT-анализа.

На первом этапе оценим внутреннюю среду предприятия в разрезе бизнес-процессов. Для этого выделим наиболее значимые для успешного функционирования предприятия бизнес-процессы и показатели их эффективности.

  1. Закупка товаров. Включает в себя такие процессы как

1) формирование ассортимента;

2) качество и периодичность заказов и поставок товаров;

3) качество приемки товаров и сроки движения товара от отгрузки до попадания на полку магазина.

Формирование ассортимента в магазине «Практик-Новокузнецк» производится силами категорийных менеджеров (КМ) в центральном офисе в г. Новосибирск. Сотрудники торгового отдела предприятия имеют возможность по согласованию с КМ вносить точечные изменения в утвержденные ассортиментные портфели, с учетом оценки реальных потребностей покупателей, выявленных в ходе реализации продукции. В качестве оценки конкурентоспособности товара, выступает оборачиваемость конкретных товарных позиций. Для товаров с низкой оборачиваемостью введен специальный термин «спящий сток». Для стабильной работы торгового предприятия доля «спящего стока» в товарном запасе магазина не должна превышать 18%, на данный момент на исследуемом предприятии этот показатель равен 17,3%, из чего следует, что предлагаемый ассортимент товаров является ликвидным и пользуется спросом.

Доставка и заказ товаров в магазин происходит тремя путями: доставка через распределительные центры в Новосибирске и в Новокузнецке; доставка от крупных производителей и официальных дилеров напрямую в магазин; доставка от мелких местных поставщиков напрямую в магазин. Около 85% товаров поставляются в магазины первыми двумя способами.

Приемка товаров осуществляется силами складского персонала, и не должна по срокам превышать 24 часа (от момента отгрузки, до выставки на полку). Но неравномерное распределение поставок в течение рабочей недели на исследуемом предприятии, затрудняют выполнение данных сроков, а значит, ведет к снижению OOS и, как следствие, товарооборота.

Качество заявок и приемки товара оценивают такие показатели как OOS (Out-Of-Stock) и оборачиваемость товарного запаса. Для успешной деятельности предприятия уровень OOS не должен превышать 5%. Для исследуемого предприятия это означает, что из 12000 наименований на полках допустимо отсутствие не более чем 600. На текущий момент среднее значение OOS в магазине «Практик-Новокузнецк» составляет 8%. Данный показатель существенно влияет на товарооборот магазина и на лояльность покупателей, так как в долю OOS попадают товары, пользующиеся наибольшим спросом на рынке, и, не обнаружив требуемого товара в магазине, покупатель уходит к конкуренту. Подсчитано, что каждый процент OOS «отнимает» магазина 2,5% товарооборота.