Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 284
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАКТИКИ НАСТУПЛЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ
1.1. Тактика наступления в конкуренции
1.2. Сущность и основные типы наступательных стратегий
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА
2.1. Формирование инновационной стратегии торгового предприятия в конкурентных условиях
2.2. Анализ конкурентоспособности предприятия на примере АО «Тандер» (сеть магазинов «Магнит»)
В первом случае стратегия предполагает действия, главной целью которых является нивелирование превосходящих или равных по силе возможностей конкурентов. В данном случае успехом можно считать ситуацию, когда противник или противники откажутся от контрдействий и предпочтут статус-кво. Стратегия подавления используется в тех случаях, когда планируется захват потенциально выгодной части рынка у более слабых конкурентов. Победа в таком случае даёт не только финансовое, но и моральное превосходство над соперниками. Но следует понимать, что применение силовых наступательных стратегий не может осуществляться длительный период времени.
Поиск нового рынка и выявление слабых сторон конкурента. Способ поиска нового рынка является очень рискованным. Это обусловлено тем, что компании, которая использует эту стратегию, придётся вкладывать свои деньги и силы в сегмент рынка, который считается малоизученным и на данный момент непопулярным. Однако если фирма имеет успех, то выгода от таких действий будет намного больше, чем от всех остальных стратегий. Такой принцип ведения дел подходит для внедрения каких-либо инноваций.
Стратегии, главной целью которых является использование слабых сторон конкурентов. Данный вид используется намного чаще, чем силовые стратегии. В их основе лежит поиск слабых мест и недочётов конкурентов и дальнейшее наступление именно в этих направлениях.
Наиболее характерными разработками в этом направлении являются:
- Поиск и разрабатывание новых моделей предложений или услуг, которые остались незамеченными противниками, но при этом пользуются спросом у потребителей. Довольно часто такая стратегия позволят создать новую технологическую нишу;
- Разработка тех сегментов рынка, которыми конкуренты по каким-либо причинам пренебрегают или не имеют возможности воспользоваться;
- Улучшение условий обслуживания клиентов по сравнению с прямыми конкурентами из этой области рынка;
- Улучшения качества и гарантии своих товаров и услуг по сравнению с таковыми у противников;
- Использование активной рекламы. В этом случае необходимо для клиентов создать впечатление, что они пользуются услугами второстепенной компании за большие деньги;
- Направить все свои усилия на те сегменты рынка, которые конкурент не смог охватить полностью.
Стратегии, в основе которых лежит одновременное наступление сразу по нескольким направлениям. Данная наступательная стратегия является промежуточным вариантом между предыдущими стратегиями. В основе этой стратегии лежит изучении слабых позиций и сторон конкурента и одновременная атака по этим направлениям [5, 72].
Но следует понимать, что для реализации такой тактики необходимы немалые финансовые, людские и производственные ресурсы. Ведь планируется одновременное наступление по всей ширине фронта. Главный расчёт таких действий состоит в том, чтобы противник рассредоточил все свои силы сразу по разным направлениям и утратил при этом гибкость действий и возможность целенаправленно и планомерно наносить контрудары.
Стратегии, которые ориентированы на поиск рынков с низкой конкуренцией и создание новых Данный вид наступательных стратегий является рискованным, ведь придётся вкладывать свои ресурсы в практически малоизученные области рынка. Но и стоит заметить, что в случае успеха финансовый потенциал и выгода от таких действий намного превышает описанные выше стратегии. К данному типу можно отнести и инновационные стратегии. Тут также существует деление на наступательные и оборонительные стратегии.
Наступательная инновационная стратегия характеризуется ориентацией на исследования в сочетании с использованием новейших технологий.
Стратегия отвлечения. Основная идея этой наступательной стратегии состоит в том, чтобы отвлечь основные силы конкурента на защиту определённого сегмента рынка и в самый неожиданный момент нанести удар в совершенно другую часть. Для осуществления такой стратегии необходима хорошая информационная база о противнике, аналитический расчёт его вероятных действий и правильный выбор завершающего основного удара.
Что касается стратегии «партизанской войны», то она больше всего подходит для небольших компаний, которые недавно начали заниматься своей деятельностью. Этим фирмам необходимо действовать точечно и понемногу, а затем ненадолго уходить в тень. В тот момент, когда компания получает преимущество, хоть и небольшое, стоит извлекать из него всю выгоду.
В этой стратегии действуют несколько принципов. Одним из них является атака, действия которой направлены на потребителей, имеющих слабую приверженность к услугам соперников. Следующим принципом считается одноразовое снижение стоимости на товары или услуги. Третий принцип направлен на ту часть рынка, которая малоинтересна более серьёзным противникам. Ещё одной тактикой можно назвать неожиданный всплеск активности компании, во время которой подбираются потребители, у которых есть возможность стать покупателями соперников. Последним способом является направление деятельности на часть рынка, которая слишком огромная для конкурентов, из-за чего концентрация ресурсов соперников считается наиболее низкой [5, 76].
В случае, когда наступательная стратегия завершается успешно, следует так называемый период пожинания плодов. Проще говоря, фирма, совершившая стратегическое нападение, пользуется выгодами конкурентного преимущества. За этот период прибыли фирмы намного выше, чем в любой другой период. Но, со временем, конкуренты переходят к контратакующим действиям, и конкурентное преимущество разрушается. Так продолжается до тех пор, пока оно не будет сведено на нет противниками, которые обладают достаточным потенциалом и ресурсами.
Если все делать правильно и иметь успех, то компания сможет извлечь большую выгоду. Обычно фирмы получают самую большую прибыль именно в эти моменты. Поэтому, заняв лидирующую позицию, нужно направить все усилия на поддержание данного статуса, чтобы получить максимум выгоды из этого положения. Когда место лидирующей компании займёт другая фирма, прибыль станет намного меньше, придётся снова использовать наступательные действия.
Таким образом, для удерживания на вершине рынка, фирме необходимо постоянно совершать стратегические нападения по всем сегментам рынка, опережать конкурентов в стратегическом планировании и укреплять этим свои позиции.
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА
2.1. Формирование инновационной стратегии торгового предприятия в конкурентных условиях
Инновационное развитие торгового предприятия является адекватной реакцией на все большее обострение конкуренции, вызванное стремительным развитием торговых транснациональных корпораций, активно использующих инновационные технологии продажи. Ещё одним толчком активизации инновационной деятельности торговых предприятий является формирование новых по качеству потребностей покупателей, которые необходимо удовлетворять с целью обеспечения предприятию высокой конкурентоспособности и благоприятной рыночной позиции.
Инновационная деятельность выступает одним из основных факторов устойчивого социально- экономического развития предприятия, а также именно инновации являются источником повышения конкурентоспособности и получения долгосрочного конкурентного преимущества [9, 284].
Эффективное управление инновационным развитием возможно только при стратегическом подходе и обоснованном формировании инновационной стратегии предприятия. Отраслевые особенности перенимания инноваций из других отраслей предприятиями торговли требует дополнительного изучения и внесения корректировки в процесс обоснования и выбора инновационных стратегий.
Стратегия инновационной деятельности – это управление торговым предприятием, которое на основе оценки состояния внутренней и внешней среды выявляет и реализует свой инновационный потенциал, добиваясь устойчивого развития в краткосрочном и долгосрочном периодах. Считаем, что данное определение не раскрывает сущности инновационной стратегии, а сама стратегия входит в управление предприятием.
Таким образом, что инновационная стратегия представляет собой набор мероприятий, направленных на достижение поставленной стратегической цели путём реализации инновационной деятельности, которая включает внедрение инновационных процессов или продуктов.
Так как рассматриваем инновационную стратегию как составляющую стратегического набора предприятия, то считаем необходимым показать связь и соответствие базовых стратегий развития предприятия и инновационной стратегии, как функциональной [9, 285]:
- стратегия роста – в большинстве случаев включает инновационную стратегию в свой стратегический набор, особенно это касается лидеров рынка и стратегии интенсивного и диверсифицированного роста;
- стратегия стабилизации – может, как включать инновационную стратегию в стратегический набор, так и не включать в зависимости от стратегической цели и финансовых возможностей;
- стратегия сокращения – в большинстве случае не включает инновационную стратегию, исключением может быть использование инновационных технологий с целью сокращения издержек.
Необходимость и целесообразность реализации инновационной стратегии торгового предприятия обусловлена определёнными факторами:
- обеспечение условий достижения экономической устойчивости предприятия при сохранении главных стратегических направлений и способности корректировать направления развития в условиях постоянных изменений окружающей среды;
- предоставление возможности установления способа наиболее полного использования имеющегося стратегического потенциала предприятия с учётом существующих и ожидаемых в будущем сильных и слабых сторон для того, чтобы достичь генеральной стратегической цели предприятия;
- направленность на внедрение и использование новых технологий, процессов, продуктов, концепций и подходов к управлению предприятием в целом и по определённым направлениям деятельности;
- определение основных путей обеспечения выживания предприятия и достижение лидерских позиций в долгосрочной перспективе в основном неценовыми методами (или ценовыми, если за счет введённых нововведений достигается снижение себестоимости торговых услуг) на основе концентрации усилий на инновационных приоритетах, то есть выбор инновационного пути развития;
- предоставление конкурентных преимуществ, которые связаны с более эффективным управлением персоналом, материальными, денежными и другими потоками, использованием нового оборудования, что в результате приводит к привлечению инвесторов и потребителей, снижению затрат, повышению эффективности реализации, а значит, достижение конечной цели предприятия – повышение конкурентоспособности и эффективности деятельности;
- наличие основы для разработки стратегических планов и проектов, которые являются системной характеристикой направлений инновационного развития предприятия.
При выборе и реализации инновационной стратегии необходимо обязательно учитывать такие требования:
- ориентация на опыт предыдущих лет стратегии развития предприятия;
- согласованность инновационной стратегии со стратегическим набором и стратегическими целями торгового предприятия;
- степень допустимого риска (допустимые потери финансовых ресурсов и результатов, доли на рынке; наличие квалифицированного персонала, который сможет эффективно управлять инновационным риском, т.е. предвидеть, оценивать, минимизировать);
- временной фактор – важно не стать «несвоевременным героем», внедрить нововведения при условии готовности к нему предприятия и внешнего окружения и получить запланированный эффект.
При изучении инновационной стратегии торгового предприятия важным является рассмотрение основных видов стратегии, которые также отражает особенность инновационной деятельности в торговле.
Учёные-экономисты используют множество подходов для классификации видов инновационных стратегий, но в зависимости от поведения предприятия на рынке, все эти стратегии можно объединить в две группы: агрессивные (наступательные) и пассивные (защитные).