ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.07.2019
Просмотров: 13319
Скачиваний: 66
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА
КОПЧЕНОСТЕЙ
К копченостям относятся натуральные изделия, приготовленные из свиного мяса, подвергнутого варке, копчению и сушке после предварительного посола. Копчености можно подразделить на ветчинные, запеченные и вареные. К ним относят грудинку, корейку, окорок и др. Изготовление их слагается из двух технологических операций — это посол и копчение.
ПОСОЛ МЯСОПРОДУКТОВ
Посол грудинок, кореек и окороков производится с некоторыми различиями.
Грудинки. Грудинки сначала натирают посолочной смесью, 7-8% смеси к массе мяса. В посолочной смеси содержится 93% соли, 5% сахара и 0,5% нитрата натрия. Мясо укладывают в тару, а через сутки заливают рассолом плотностью 24°Боме. Рассола используют 50% к массе мяса, продолжительность посола — 12 дней. Затем грудинки извлекают из тары и укладывают на деревянных стеллажах. Через сутки, после стекания рассола, грудинки промывают теплой водой и направляют на копчение. Грудинки, предназначенные к выпуску в копченом виде, коптят при 30-35°С в течение 24-36 часов; предназначенные для варки — 5-6 часов. Варят закопченные грудинки в водяных котлах при температуре 70-72°С в течение 30-40 минут. Температура к концу варки в толще продукта 64-65°С достаточна.
Корейки. Для приготовления кореек используют свинину в охлажденном, остывшем и размороженном виде. Толщина шпика в спинной части должна быть не менее 1,5 см и не более 6 см без учета шкуры.
Посол кореек проводят со шприцеванием тонкой иглой с торцовой части в спинную мышцу рассолом (уд. в. 1,087) с 0,5% нитрата, 2% соли и 0,03% нитрита. При этом делают с каждой стороны по два укола и вводят 4-5% рассола к массе мяса. Затем корейки натирают посолочной смесью, состоящей из 93% соли, 5% сахара и 0,5% нитрита, и укладывают шкурой вниз в емкости. Выдерживают 2-3 суток, затем подпрессовывают и заливают рассолом. Выдерживают их в рассоле 10-12 суток. В дальнейшем извлекают из рассола и выдерживают 2-3 суток для созревания. После созревания промывают теплой водой, подвешивают на рамы, подсушивают. Корейки, предназначенные для копчения, коптят при температуре 30-35°С в течение 36 часов, а предназначенные для варки — 6 часов. Корейки варят в водных котлах при температуре 68-72°С в течение 45-60 минут. Корейки, предназначенные для отгрузки, сушат в коптильных камерах при 12-15°С в течение 7-10 суток, а для местной реализации — 3-5 суток.
Окорока. Посол окороков, как и кореек, начинают со шприцевания рассолом. После шприцевания окорока укладывают в тару, пересыпая каждый их ряд солью. Верхний ряд накрывают деревянными решетками, сверху укладывают груз и заливают рассолом на 3-4 дня. После посола окорока размещают на деревянных стеллажах на 1-2 суток для стекания рассола. Перед копчением или варкой окорока вымачивают в теплой воде в течение 2-3 часов и промывают.
Копчение бывает горячим и холодным. Холодное копчение проводят при температуре дыма 18-22°С в течение 5-7 суток, горячее — при температуре 32-50°С в течение 24-48 часов. Сжигают опилки ольхи, дуба, бука в специальных коптильных камерах, куда загружают мясные продукты (окорока, грудинки, корейки).
ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНАЯ
ЭКСПЕРТИЗА КОЛБАС
И КОПЧЕНОСТЕЙ
Органолептическое исследование. Проводят исследование каждой партии колбасных изделий, осматривая не менее 10% батонов. Для детального органолептического исследования отбирают не менее двух образцов по 200-250 г. Определяют внешний вид, запах, наличие слизи. Батоны разрезают вдоль и поперек, при этом устанавливают цвет фарша на разрезе и под оболочкой, консистенцию батонов, наличие воздушных пустот, серых пятен. Запах определяют дополнительно, разламывая батон.
У доброкачественных батонов поверхность оболочки чистая и сухая, без пятен, оболочка плотно прилегает к фаршу, цвет фарша на разрезе однородный, соответствует окраске, присущей каждому виду колбас. В колбасах должен ощущаться аромат пряностей и копчения, приятный вкус без признаков затхлости, кисловатости, посторонних привкусов и запахов.
При экспертизе колбас могут быть выявлены пороки: кислое брожение, гнилостное разложение, прогоркание и др. В процессе хранения с нарушением температурно-влажностного режима на оболочке копченых батонов образуются налеты серого цвета. Причиной этого порока является развитие кокков, дрожжей или плесеней. На вареных и ливерных колбасах может появляться налет желто-серого цвета, состоящий из пигментообразующих кокков. Иногда обнаруживают липкую слизь с неприятным запахом. Эта слизь состоит обычно из кокков и бактерий Pseudomonas и Achromobacter. На данной стадии порчи бактерии проникают через колбасную оболочку в фарш. Поверхностный слой фарша размягчен.
Плесневение копченых и полукопченых колбас отмечается при нарушении влажностного режима хранения. В начальной стадии это не влияет на качество колбасы, но когда батоны покрываются сплошным налетом и разрывается оболочка, появляется затхлый запах, такой продукт не пригоден для пищевых целей. Не следует смешивать с плесенью выкристаллизованную на батонах соль. Не является препятствием для реализации наличие сухих налетов на сырокопченой колбасе.
Бактериальная порча колбас сопровождается иногда позеленением фарша в центре или в виде колец по периферии батона.
Колбасные изделия, в которых причиной изменения цвета являются бактерии, подлежат браковке.
Лабораторные исследования включают химический анализ на содержание соли, нитратов, нитритов, влаги, крахмала, а также микробной загрязненности.
Товарная оценка основана на выявлении технологических пороков. К ним относят изделия с лопнувшей оболочкой, наплывами фарша, большие слипы, бульонные и жировые отеки. В зависимости от изменений колбасу направляют на доработку, на промышленную переработку или на техническую утилизацию. Эти вопросы решает ветеринарный врач.
ГЛАВА 25
ТРАНСПОРТИРОВКА
СКОРОПОРТЯЩИХСЯ
ПРОДУКТОВ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК
СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ПРОДУКТОВ
ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
К скоропортящимся относятся продукты, которые при перевозке по железным дорогам или другим видом транспорта требуют защиты от действия на них высоких или низких температур наружного воздуха.
Главными задачами транспортировки являются быстрая доставка продуктов к местам назначения и сохранение их первоначальных качеств. Для этих целей служит холодильный транспорт. Температурный режим при перевозке скоропортящихся продуктов в рефрижераторных поездах и секциях устанавливается в зависимости от температуры груза в момент погрузки. Мороженые грузы, предъявляемые к перевозке с температурой -9°С и ниже, перевозят при температуре в пределах -9...-12°С, а низкотемпературные грузы — -9...-18°С.
При перевозке в зимний период мороженых и переохлажденных грузов, имеющих температуру ниже -5°С, а также животного масла, жиров, маргарина допускается неограниченное понижение температуры. В изотермических вагонах скоропортящиеся продукты перевозят на большой скорости.
Совместная перевозка в одном вагоне разных видов скоропортящихся продуктов допускается при условии одинакового способа их обслуживания и на срок, не превышающий установленного для наименее стойкого груза.
Для своевременной подготовки вагонов-ледников под погрузку продуктов с охлаждением или отоплением грузоотправитель обязан подавать станции заявки за 48 часов до погрузки.
Для охлаждения кузова вагоны-ледники должны быть снабжены льдом и солью при перевозке мороженых продуктов не менее чем за 4 часа, предварительно охлажденных — не менее, чем за 2 часа до подачи под погрузку.
Под перевозку неохлажденных продуктов в летний период и всех скоропортящихся продуктов в переходный и зимний периоды года вагоны-ледники подаются немедленно после льдоснабжения.
Льдоснабжение вагонов-ледников производится средствами железной дороги на оборудованных для этих целей станциях.
В зимний период льдоснабжение вагонов-ледников, предназначенных для мороженых грузов, прекращается при установлении дневной температуры наружного воздуха -10°С и ниже, а для остальных грузов, перевозимых с охлаждением, 0°С и ниже. При повышении температуры воздуха льдоснабжение вагонов-ледников возобновляется. В летний и переходный периоды года до наступления заморозков при перевозке продуктов в крытых вагонах и вагонах-ледниках без охлаждения на всем пути следования непрерывно вентилируются сырокопченые колбасы, рыба вяленая и холодного копчения, плодоовощи, сыры сычужные и яйца куриные неохлажденные.
Предназначенное к перевозке мороженое мясо должно отвечать следующим условиям. Туши крупного рогатого скота и других крупных животных должны быть разделены на продольные полутуши или четвертины. Туши свиней — на продольные полутуши или должны быть целыми тушами без голов. Баранина и мясо других мелких животных предъявляется к перевозкам целыми тушами без голов.
Живую рыбу перевозят в живорыбных вагонах с проводниками, как правило, с прицепкой вагонов к пассажирским поездам.
Молочные продукты должны быть упакованы: молоко и сливки — во фляги, сметана — в бидоны и кадки, творог и творожная масса охлажденные — в кадки и бачки, творог замороженный (расфасованный) — в ящики, сырки творожные — в дощатые ящики.
Молоко и молочные продукты перевозят в изотермических вагонах, а молоко — также в молочных цистернах. Цистерны при наливе необходимо заполнять молоком до половины высоты колпака.
Плодоовощи и другие скоропортящиеся продукты, подморозка которых не допускается, в переходный и зимний периоды перевозят в изотермических вагонах без охлаждения и отопления или с отоплением. Подаваемые под перевозку таких грузов вагоны-ледники должны иметь очищенные от остатков льда, соли и рассола приборы охлаждения и плотно закрытые льдозагрузочные и вентиляционные люки.
Если после получения уведомления о прибытии скоропортящихся продуктов грузополучатель по каким-либо причинам не может принять в установленные сроки прибывший в его адрес груз и если задержка в приеме будет продолжаться более 24 часов, грузополучатель обязан сделать станции заявку об очередности подачи вагонов или об их дополнительном льдоснабжении.
По требованию грузополучателя представители железной дороги обязаны ознакомить его с контрольными сведениями на вагон-ледник или с журналом температур на рефрижераторные вагоны.
ВИДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
И ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НИМ
Скоропортящиеся продукты к местам их потребления и хранения доставляют железнодорожным, автомобильным и водным хладотранспортом и реже авиатранспортом. От четкости организации перевозок и совершенства холодильного транспорта зависят сохранение качества пищевых продуктов и уровень потерь, как в процессе самой транспортировки, так и при последующем хранении и переработке.
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ
ХОЛОДИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
В России железнодорожным транспортом осуществляется более 90% междугородных и межобластных перевозок скоропортящихся пищевых продуктов. Железнодорожный холодильный транспорт включает рефрижераторный подвижной состав, вагоны-ледники и специальные вагоны.
В структуре рефрижераторного подвижного состава имеются 23- и 21-вагонные поезда, 12- и 5-вагонные секции и автономные вагоны. 23-вагонный поезд состоит из 20, а 21-вагонный — из 18 грузовых вагонов. В составе этих поездов имеются три вспомогательных вагона: с дизель-генераторами, вагон — машинное отделение и служебный вагон для размещения персонала, обслуживающего поезд в пути следования. 12-вагонная рефрижераторная секция включает 10 грузовых вагонов и два вспомогательных: вагон — машинное отделение, вагон с дизель-генераторами и служебным помещением. Вспомогательные вагоны размещают в середине поезда или секции.
Охлаждение 23- и 21-вагонных поездов и 12-вагонной секции центральное рассольное. Рассол (раствор хлорида кальция) охлаждается аммиачной холодильной установкой, расположенной в машинном отделении, и по трубопроводам насосом подается в приборы охлаждения грузовых вагонов. 5-вагонная рефрижераторная секция включает 4 грузовых и один вспомогательный вагон. Во вспомогательном вагоне размещают дизель-генераторную станцию и служебное помещение.
Автономные рефрижераторные вагоны имеют длину 19 и 21 м. В вагоне размещают грузовое (в центральной части) и два машинных отделения (в торцовых частях). В каждом машинном отделении размещают дизель-генераторный агрегат и холодильно-отопительную установку, обслуживающие половину объема грузового помещения. Система охлаждения воздушная, воздухоохладитель размещают в грузовом отделении.
Система отопления всех перечисленных типов вагонов рефрижераторного подвижного состава электрическая, рассчитана на температуру наружного воздуха -45°С. Работа холодильно-отопительного оборудования автоматизирована и позволяет поддерживать температуру в грузовом помещении с точностью ±0,5°С.
Вагоны-ледники охлаждают водным льдом, который размещают в пристенных карманах или в потолочных баках. Для снижения температуры таяния льда к нему добавляют различные количества соли.
К специальным вагонам относятся цистерны-термосы для перевозки молока грузоподъемностью 31т, цистерны-термосы для перевозки вина и спирта грузоподъемностью 55,4 т, вагоны-цистерны для перевозки вина грузоподъемностью 32 т, вагоны для перевозки живой рыбы (грузовместимость рыбы — 8 т, воды — 24 т). При транспортировке скоропортящихся продуктов температура в специальных вагонах поддерживается в результате хорошей термоизоляции их поверхности и снижения до минимальных размеров теплопритоков к продуктам. Суточное повышение или понижение температуры составляет 2-4°С. Продолжительность транспортировки определяется временем достижения продуктом предельно допустимой температуры.
АВТОМОБИЛЬНЫЙ
ХОЛОДИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
Является единственным средством, с помощью которого осуществляются внутригородские перевозки пищевых продуктов с распределительных холодильников, продовольственных баз и предприятий пищевой промышленности в торговую сеть и сеть общественного питания. Его также используют для междугородних и международных перевозок. Преимущество автомобильного транспорта перед железнодорожным и водным заключается в том, что он позволяет осуществлять безперегрузочные перевозки от производителя до потребителя и обладает высокой мобильностью.
Автомобильный холодильный транспорт включает два основных типа автомобилей: изотермические, имеющие термоизолированные кузова, но не оснащенные холодильной установкой, и авторефрижераторы — автомобили с термоизолированными кузовами и автономными холодильными установками.