ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.07.2019
Просмотров: 13315
Скачиваний: 66
В кузове изотермического автомобиля поддерживается температура в определенных пределах за счет холода загруженного продукта или размещения источников холода совместно с грузом в кузове (сухой и водный лед, льдосоляная смесь и др. в специальных банках — аккумуляторах).
Регулирование температуры в кузовах таких автомобилей невозможно, а запас холода не позволяет продолжительно транспортировать скоропортящиеся продукты. Поэтому изотермические автомобили применяют в основном во внутригородских или областных перевозках.
Для перевозки в зимних условиях грузов, требующих положительных температур, изотермические автомобили оборудуют отопителями.
В авторефрижераторах в качестве охлаждающей системы используют компрессорные холодильно-отопительные машины или установки с расходуемым охлаждающим веществом — жидким азотом, сухим льдом, пропан-бутаном и др.
По грузоподъемности различают автомобильный холодильный транспорт малой грузоподъемности (до 1 т), средней грузоподъемности (2-5 т) и большой грузоподъемности (6-20 т). Автомобили малой и средней грузоподъемности используют для внутригородских перевозок, средней — для внутриобластных и большой грузоподъемности — для перевозок на большие расстояния, включая международные перевозки.
В качестве изотермических применяют автомобили малой и средней грузоподъемности, а в качестве рефрижераторов — автомобили средней и большой грузоподъемности.
ВОДНЫЙ
ХОЛОДИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
Для внутренних и внешнеторговых перевозок скоропортящихся продуктов используют транспортно-рефрижераторные морские и речные суда. Суда бывают универсальные, предназначенные для перевозки продуктов при различных температурах, и специализированные, предназначенные для перевозки отдельных видов продуктов при соответствующих температурных условиях. Низкотемпературные суда используют для перевозки замороженных продуктов, а высокотемпературные — для перевозки продуктов при температурах, близких к нулю. Многоцелевые суда могут перевозить одновременно обычные и скоропортящиеся продукты. Промысловые рефрижераторные суда используют во флоте рыбной промышленности. Специализированные рефрижераторные суда предназначены для перевозки крупнотоннажных рефрижераторных и изотермических контейнеров.
Температура воздуха в трюмах рефрижераторных судов от -30 до 15°С. Применяют аммиачные и хладоновые холодильные машины с поршневыми, ротационными и винтовыми компрессорами. Системы охлаждения — рассольная, непосредственно воздушная и смешанная. Охлаждающие приборы — батареи, одно-и двухрядные листотрубные панели и воздухоохладители.
Холодильные камеры размещают в трюмах и твиндеках судов, имеющих термоизоляцию из пенопластов, пробки и других материалов.
КОНТЕЙНЕРЫ
ДЛЯ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ
В зависимости от грузовместимости их делят на крупнотоннажные, вместимостью 10-50 м3 (10-30 т), среднетоннажные, вместимостью 3-8 м3 (2,5-5 т), малотоннажные, вместимостью до 3 м3 (1,5 т). Если контейнеры снабжены холодильными установками, их называют рефрижераторными, а если таковые отсутствуют — изотермическими.
Крупнотоннажные рефрижераторные контейнеры перевозят все виды транспорта, приспособленные для этих целей. Их можно перемещать с одного вида транспорта на другой вместе с находящимися в них грузами. Контейнеры можно эксплуатировать и на стоянках вне транспортного средства, при этом они осуществляют функции автономной холодильной камеры временного склада.
На практике чаще используют рефрижераторные контейнеры с регулированием температуры воздуха внутри контейнера от -18 до 16°С. Применяют также контейнеры, предназначенные для перевозок только охлажденных или только замороженных продуктов, а также изотермические контейнеры, которые можно охлаждать, присоединяя к групповым холодильным установкам. Рефрижераторные контейнеры используют в международных перевозках скоропортящихся продуктов. Средне- и малотоннажные контейнеры используют для непродолжительных прямых перевозок пищевых продуктов, в основном автомобильным транспортом. Среднетоннажные контейнеры бывают охлажденными и изотермическими, малотоннажные — изотермическими.
ВОЗДУШНЫЙ
ХОЛОДИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
Воздушный холодильный транспорт служит для перевозки наиболее ценных скоропортящихся пищевых продуктов, некоторых лекарственных препаратов, цветов и т. д. Основное достоинство воздушного хладотранспорта — быстрота доставки и использование для охлаждения наружного воздуха. Температурный режим, необходимый для перевозки охлажденных и мороженых грузов, создается благодаря циркуляции холодного наружного воздуха в фюзеляжах самолета или вертолета.
ПРАВИЛА ПОГРУЗКИ
СКОРОПОРТЯЩИХСЯ
ПРОДУКТОВ
В РЕФРИЖЕРАТОРНЫЕ
И ИЗОТЕРМИЧЕСКИЕ
ВАГОНЫ
Рефрижераторные вагоны перед подачей под погрузку необходимо предварительно охлаждать в летнее время и обогревать в зимнее: при погрузке охлажденных грузов — до температуры от 5 до 2°С, при перевозке мороженых грузов — до 0°С и низкотемпературных грузов — до -10°С. Погрузка неохлажденных грузов допускается без предварительного охлаждения вагонов. Низкотемпературные грузы при погрузке должны иметь температуру не выше -18°С. Погрузку в вагоны мяса и мясопродуктов производят после их осмотра транспортным Госветсаннадзором. Мороженое мясо должно иметь при погрузке температуру в толще мышц у костей не выше -6°С. Его перевозят без упаковки, грузят плотными штабелями с предварительной застилкой напольных решеток и стен на высоту погрузки рогожами или бумагой, с оставлением щелей между решетками и стенами для циркуляции холодного воздуха.
Мороженые мясные блоки должны иметь температуру не выше -8°С. Они должны быть завернуты в пергамент, подпергамент, пергамин, целлофан или другие прозрачные пленки и уложены в изотермические картонные контейнеры или коробки.
Отгружаемые на экспорт с перегрузкой на пограничных станциях мороженые мясо и мясные блоки грузоотправитель обязан предъявлять к перевозке с температурой не выше -10°С.
Охлажденное мясо при погрузке должно иметь температуру в толще мышц у костей 0-4°С.
В остывшем состоянии перевозят только говядину, баранину и конину с пунктов, не имеющих холодильников, с послеубойным сроком хранения не более 2 суток.
Остывшее мясо при предъявлении к перевозке должно иметь температуру в толще мышц у костей 4...12°С.
Охлажденное и остывшее мясо грузят в вагоны только подвесом на крючья так, чтобы туши, полутуши и четвертины не соприкасались между собой, с полом и со стенами вагона.
Полутуши говядины подвешивают таким образом, чтобы правые половины находились в одной стороне вагона от двери, левые — в другой, а их внутренние стороны были обращены к торцовым стенам вагона. Четвертины говядины и туши баранины подвешивают в два яруса: второй ярус подвешивают к первому ярусу на веревках. Полутуши и четвертины говядины больших объемов подвешивают на крючья в шахматном порядке.
Свинину, разрубленную на продольные полутуши, и мясо других животных подвешивают так же, как говядину и баранину.
Тушки птиц принимаются к перевозке в таре: в мороженом состоянии — потрошеные и полупотрошеные с температурой внутри тушки не выше -6°С; в охлажденном состоянии — потрошеные с температурой внутри тушки 0...4°С.
Тушки дичи всякой перевозятся в оперении в замороженном состоянии и в упаковке.
Тушки кроликов и зайцев допускаются к перевозке в ящиках, применяемых для упаковки тушек птицы, только в мороженом состоянии с температурой не выше -6°С.
Тушки должны быть без шкурок, голов и внутренних органов (за исключением почек) и не иметь следов плесени, ослизнения и увлажнения.
Субпродукты должны предъявляться к перевозке только в мороженом состоянии с температурой в толще ткани не выше -6°С. Головы, ноги и уши перевозят только в ошпаренном или опаленном виде без волосяного покрова.
Мясокопчености (окорока, грудинка, корейка и другие изделия) должны предъявляться к перевозке с температурой не выше 4°С. Мясокопчености перевозят в ящиках с просветами. Допускается перевозка копченостей в бочках с заливкой их пищевым топленым жиром. Колбасы полукопченые должны при погрузке иметь температуру не выше 4°С.
Шпик, бекон и колбасы перевозят в упаковке. Жиры животные топленые пищевые (говяжьи, бараньи, свиные и костные) перевозят в деревянных бочках, жестяных и стеклянных банках или в брусках, завернутых в жиронепроницаемую бумагу и упакованных в ящики. Жиры топленые в момент отгрузки должны иметь температуру не выше 4°С.
Солонина из говядины и баранины и языки соленые должны предъявляться к перевозке упакованными в бочки, залитые доверху рассолом.
Мороженая рыба при погрузке должна иметь температуру не выше -8°С при искусственном и мокром замораживании и -6°С при льдосолевом и естественном замораживании.
Мороженое рыбное филе должно предъявляться к перевозке с температурой в толще мышц тресковых рыб, морского окуня и палтуса не выше -8°С, других рыб не выше -10°С. Перевозка мороженой рыбы допускается только в упаковке.
Рыба охлажденная перевозится в деревянных ящиках или сухотарных бочках. На дно тары и на каждый ряд рыбы должен быть насыпан слой мелкодробленого чистого льда. В бочках и ящиках должны быть отверстия для стока воды от таяния льда. Охлажденная рыба должна иметь температуру в толще мышц у позвоночника от -1 до 5°С.
Рыба соленая должна быть упакована в деревянные заливные и сухотарные бочки и деревянные ящики. Рыбу холодного копчения, вяленую и другие рыбопродукты перевозят только в таре.
Молоко и молочные продукты должны предъявлять к перевозке в таре в свежем состоянии с температурой не выше 8°С. Подмороженное и замороженное молоко принимают к перевозке с обязательной отметкой об этом в накладной в графе «Особые заявления и отметки отправителя».
Масло сливочное и топленое должны предъявляться к перевозке в упаковке (в дощатых и фанерных ящиках и бочках) и иметь при погрузке температуру: с предприятий, имеющих машинное охлаждение камер, не выше -2°С; с предприятий, имеющих льдосолевое охлаждение, не выше 6°С.
Маргарин и жиры кухонные перевозят в упаковке. При погрузке в охлажденные вагоны они должны иметь температуру не выше 10°С.
Сыры сычужные твердые в зависимости от сорта, веса и формы упаковывают в деревянные и картонные ящики, деревянные барабаны. При погрузке сыры должны иметь температуру не выше 8°С. Сыр плавленый должен быть упакован в дощатые, фанерные или картонные ящики и иметь в летний период при погрузке в вагоны температуру -2...5°С.
Брынза перевозится в прочных, не пропускающих рассола бочках.
Пищевые куриные яйца (неохлажденные и охлажденные) упаковывают в ящики с прокладкой между рядами стружки, тисненого или гофрированного картона. Мороженые яичные продукты (яичный меланж, желток и белок) перевозят в герметически запаянных банках из белой жести, уложенных в плотные ящики. Яичные продукты при погрузке должны иметь температуру не выше -6°С. В один вагон могут грузиться яичные мороженые продукты всех видов вместе: яичный порошок, белок, сухой желток яйца.
Отгрузка диетических яиц должна производиться с таким расчетом, чтобы они поступали к покупателю не позднее трех суток до истечения срока, установленного для их реализации.
Консервную продукцию перевозят в жестяной, стеклянной и бочковой таре. Продукцию в жестяной и стеклянной расфасовке упаковывают в ящики.
Картофель и плодоовощи перевозят в изотермических вагонах с охлаждением или отоплением в жесткой таре или навалом на высоту 1,1-1,7 м в зависимости от вида продуктов и времени года.
Мясо птиц охлажденное, колбасы, мясокопчености, рыба вяленая и холодного копчения, сыры, фрукты и овощи, упакованные в ящики, при перевозке с охлаждением укладывают в вагоны вертикальным, перекрестным или шахматным способом. Ящики с яйцами укладывают в вагоны вертикальным способом.
Картофель поздний, лук репчатый, морковь, свекла столовая и другие овощи, упакованные в кули, мешки и сетки, в осенний период года укладывают плотным штабелем. При перевозке этих грузов с охлаждением, отоплением или непрерывным вентилированием кули и мешки укладывают в вагоне «стоймя» в несколько ярусов в зависимости от размера и вместимости, но не выше чем на 1,6 м.
Мороженые и охлажденные продукты в летний и переходный периоды года должны доставляться на погрузку, как правило, в авторефрижераторах или в автомобилях, имеющих кузов с теплоизоляцией. В зимний период для некоторых грузов во избежание подморозки при транспортировке должны применять средства, предохраняющие груз от замораживания.
Скоропортящиеся грузы не принимаются к перевозке, если срок транспортабельности, указанный в сертификате, менее срока доставки, установленного Правилами.
Железные дороги имеют право выборочно проверять качество предъявляемых к перевозке скоропортящихся грузов, состояние тары и их соответствие установленным стандартам или техническим условиям. Проверку проводят непосредственно в камерах хранения (холодильниках, комбинатах и складах), а также в процессе погрузки в вагон. Измерение температуры мороженых и охлажденных грузов производится в момент погрузки в вагон. Качество груза в герметической упаковке не проверяется.
УСЛОВИЯ И ДОПУСТИМЫЕ
СРОКИ ТРАНСПОРТИРОВКИ
СКОРОПОРТЯЩИХСЯ
ПРОДУКТОВ
В целях сохранения качества скоропортящихся продуктов при их транспортировке железнодорожным, автомобильным или водным хладотранспортом
необходимо поддерживать температурно-влажностный режим.
Перевозка мороженых продуктов в рефрижераторных вагонах по срокам транспортировки не ограничивается, а все остальные скоропортящиеся грузы допускаются к перевозке на сроки, установленные для вагонов-ледников.
Сроки погрузки мяса немеханизированным способом в четырехосные вагоны не должны превышать: охлажденного без упаковки — 2 часа, мороженого при погрузке в вагон в количестве до 30 т — 3 часа, свыше 30 т — 4 часа. При перевозке в шестиосных вагонах на погрузку мяса определяются сроки, установленные для четырехосных вагонов, с увеличением на 50%, при перевозке в восьмиосных вагонах — на 100%. При транспортировке в двухосных вагонах на погрузку грузов определяются сроки, установленные для четырехосных вагонов с сокращением в два раза. Для выгрузки вагонов Министерством путей сообщения утверждены те же сроки, что и для погрузки.