Файл: Годовой бухгалтерский отчет: содержание и порядок составления.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 250
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы порядка составления заключительной бухгалтерской отчетности
1.3 Общие сведения о ПСК «Кенонский»
2. ГОДОВАЯ БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ПСК «Кенонский»
2.1 Общее состояние учетно-финансовой работы в ПСК «Кенонский»
2.2 Понятие, значение, виды и требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности
2.3 Подготовительная работа по составлению заключительной бухгалтерской отчетности
2.4 Порядок составления бухгалтерской отчетности
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ОТЧЕТНОСТИ
3.1 Проверка достоверности и взаимосвязи статей бухгалтерской отчетности
3.2 Совершенствование подготовительной работы по составлению заключительной отчетности
Такие статьи как выручка (код 2110),себестоимость продаж (код 2120), коммерческие расходы (код 2210), управленческие расходы (код 2220), прибыль до налогообложения (код 2300), чистая прибыль (код 2400).
Информация о доходах и расходах, при осуществлении деятельности предприятия, накапливается в соответствующих регистрах и по завершению отчетного года, подлежит отражению в отчете о финансовых результатах. Сопоставление величин доходов и расходов позволяет выявить финансовые результаты в виде показателей прибыли (до налогообложения, после налогообложения, чистой прибыли).
В виде отдельной формы бухгалтерская отчетность должна раскрывать изменения в отношении величины капитала. «Отчет об изменениях капитала», должен показывать чистую прибыль или убыток за период, каждую статью доходов и расходов, кумулятивный эффект изменений в учетной политике и прямую корректировку фундаментальных ошибок.
Отчет о движении денежных средств, наряду с другими формами отчетности позволяет оценить динамику чистых активов компании, изменения в финансовой структуре (включая ликвидность и платежеспособность), эффективность управления потоками денежных средств, способность к адаптации в быстро изменяющихся рыночных условиях.
Данные отчетности используются для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования.
Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности, определены Законом о бухгалтерском учете, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и Положением «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99.
К общим требованиям, предъявляемым к бухгалтерской отчетности, относятся: достоверность, полнота, существенность, нейтральность, сравнимость (сопоставимость).
Требование достоверности. Достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы правого регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. К числу таких правил, установленных в Законе «О бухгалтерском учете» (ст. 8), относятся:
- бухгалтерский учет имущества и обязательств общественных и хозяйственных организаций ведется в валюте Российской Федерации – в рублях;
- имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящихся в данной группе организаций;
- бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств, хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включаемых в рабочий план счетов бухгалтерского учета, при этом данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и статьям по счетам синтетического учета;
- все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий;
- в бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.
Требование полноты. Полной считается бухгалтерская отчетность, если она отражает все хозяйственные операции, имевшие место в отчетном периоде.
Если при составлении бухгалтерской отчетности организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения. Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.
Требование существенности. Информация считается существенной, если без этой информации невозможна оценка финансового положения организации заинтересованными пользователями. Существенность сводится к тому, что данные об отдельных активах, обязательствах, доходах и расходах в случае их существенности должны приводиться обособленно. В российской практике уровень существенности установлен в размере не менее 5 процентов от соответствующего обобщающего показателя. Например, если сумма задолженности подотчетных лиц составит 5 или более 5 процентов в общей сумме краткосрочной дебиторской задолженности, то такая задолженность должна быть выделена или виде отдельной статьи актива баланса, или должна быть расшифрована в приложении к бухгалтерскому балансу, или в пояснительной записке. И, наоборот, если показатель не существенен в обособленном виде, то он объединяется с другими показателями. Выполнение этого требования способствует устранению возможной избыточности информации в бухгалтерской отчетности.
Требование нейтральности. При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.
Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.
Требование сравнимости (сопоставимости). Сравнимость – это возможность сравнения показателей организации с аналогичными показателями других организаций или с показателями самой организации, но взятыми за другой отчетный период. По каждому показателю отчетности (кроме отчета за первый отчетный период) должны быть приведены данные минимум за два года: отчетный и предшествующий. Если данные за период, предшествовавший отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными правовыми актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. При этом существенные корректировки должны быть раскрыты в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах вместе с указанием их причин.
При этом показатели об отдельных видах активов, обязательств, доходов, расходов и хозяйственных операциях приводятся в бухгалтерской отчетности обособленно, если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Показатели об отдельных видах активов, обязательств, доходов, расходов и хозяйственных операций могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчете о финансовых результатах общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Важным требованием является соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики отражения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества и обязательств исходя из порядка, установленного законодательством. Изменение учетной политики по сравнению с предыдущим годом должно быть объяснено в текстовой части годового отчета.
2.3 Подготовительная работа по составлению заключительной бухгалтерской отчетности
Для того, чтобы составить заключительную бухгалтерскую отчетность в ПСК «Кенонский», следует провести значительную подготовительную работу.
Объем работы, который предшествует составлению годовой бухгалтерской отчетности, намного больше объема работы, проводимой перед формированием промежуточной отчетности.
Перед формированием годового бухгалтерского баланса, следует выполнить следующую работу:
- Уточнить распределение доходов и расходов между смежными отчетными периодами;
- Произвести переоценку имущественных статей баланса: движимого и недвижимого имущества, материалов, товаров, ценных бумаг, долгов (обязательств) и т.п.;
- Заключительными записями декабря образовать оценочные резервы, предусмотренные в учетной политике организации или действующим законодательством;
- Выявить окончательный финансовый результат путем суммирования всех частных результатов, закрыть счет 99 «Прибыли и убытки»;
- Составить оборотную ведомость по счетам Главной книги, охватывающая все исправительные, корректирующие и дополнительные записи, вызванные описанными выше действиями;
- В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г., провести инвентаризацию всех статей баланса, после чего остатки по счетам Главной книги корректируются в полном соответствии с результатами инвентаризации.
Независимо от местонахождения имущества, оно подлежит инвентаризации, как и все виды финансовых обязательств. В ходе инвентаризации выявляется фактическое наличие имущества, которое сопоставляется с данными бухгалтерского учета, а также проверяется полнота отражения в учете обязательств. Порядок и сроки ее проведения определяет председатель артели. За исключением случаев, когда ее проведение обязательно. Обязательным является проведение инвентаризации перед составлением годового бухгалтерского отчета, а также:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
- при смене материально-ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации организации;
- и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Инвентаризацию проводят с той периодичностью, которая указана в учетной политике организации (ежемесячно, раз в квартал), но в любом случае перед составлением годового баланса ее проведение необходимо.
Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности инвентаризацию незавершенного производства и полуфабрикатов собственного производства, готовой продукции и товаров на складах, материалов обычно проводят не ранее 1 октября, затрат в незавершенном строительстве – не ранее 1 декабря, основных средств – не ранее 1 ноября. При этом инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года. Расчеты с банками по расчетным, специальным и прочим счетам проверяются на 1-е число каждого месяца, расчеты с дебиторами и кредиторами - обычно не реже двух раз в год.
На счетах бухгалтерского учета, отражаются выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета.
Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым к ней требованиям, соблюдаются следующие условия:
- хозяйственные операции отражаются в учете только на основании надлежаще оформленных первичных документов;
- отражаются за отчетный период все хозяйственные операции и результаты инвентаризации;
- соблюдается совпадение данных синтетического и аналитического учета.
В ходе учетной работы за любой месяц, главный бухгалтер ПСК «Кенонский», проводит следующую работу:
- Составляет бухгалтерские записи (проводки) на основании первичных документов в журналах-ордерах, это является самой главной частью цикла учетной работы в межотчетный период, именно на этом этапе от бухгалтера требуется хорошее знание, как нормативных бухгалтерских документов, так и налогового законодательства;
- Переносит все факты хозяйственной деятельности организации за месяц из первичных документов в регистры бухгалтерского учета (например, в журнал регистрации хозяйственных операций и др.);
- Формирует информацию об объектах бухгалтерского учета на счетах Главной книги на основании итоговых данных учетных регистров.
Записи на счетах бухгалтерского учета производятся на основании надлежаще оформленных первичных документов, которые могут быть приняты к учету только в том случае, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной документации.
В соответствии в п. 2 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» и п. 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности № 34н первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование документа;
- дату составления документа;
- наименование предприятия, от имени которой составлен документ;
- содержание хозяйственных операций;
- измерители хозяйственных операций (количества, суммы);
- должность лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровку, включая случай создания документов с применением вычислительной техники;
- допущенные в документах ошибки должны быть исправлены, в кассовых и банковских документах никаких исправлений быть не должно.
В соответствии с п.1 ст. 29 Федерального закона «О бухгалтерском учете» организация обязана хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность не менее 5 лет.
В течение месяца на основании первичных документов в учетных регистрах происходит формирование исчерпывающей информации об объектах бухгалтерского учета. Итоговые данные учетных регистров используются для составления счетов Главной книги.
В конце отчетного периода по всем счетам Главной книги подсчитываются дебетовые и кредитовые обороты, по подавляющему большинству счетов выводится конечное сальдо. По некоторым счетам, например 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», надо исчислять развернутое сальдо.
Отражение развернутого сальдо в балансе (в активе дебетового, в пассиве кредитового) необходимо для объективной характеристики финансового положения организации. Взаимное погашение дебиторской и кредиторской задолженности (свертывание сальдо) приводит к фальсификации баланса.
Счета 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» ежемесячно закрываются, их обороты по дебету и кредиту обязательно равны, сальдо отсутствует.