Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 198
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования ассортимента товаров на предприятиях торговли
1.1. Сущность товарного ассортимента
1.2. Основные факторы товарного ассортимента
Глава 2. Анализ формирования ассортимента товаров в ООО «Одежда для детей»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Одежда для детей»
2.2. Анализ маркетинговой деятельности организации
2.3. Особенности формирования товарного ассортимента в ООО «Одежда для детей»
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию формирования ассортимента товаров в ООО «Одежда для детей»
3.1. Расширение ассортимента товаров в организации
3.2. Совершенствование сбалансированности товарного ассортимента в ООО «Одежда для детей»
3.3. Расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий
Основным фактором, влияющим на формирование товарного ассортимента, является покупательский спрос. Целью в этом случае будет максимальное удовлетворение спроса потребителей, а также активное влияние на его расширение. В своем развитии покупательский спрос и формирование ассортимента взаимосвязаны. При существенном изменении спроса происходят непосредственно изменения в сформированном ассортименте [11, с. 183].
При формировании ассортимента непродовольственных товаров в предприятиях розничной торговли следует учитывать то, что они, по сравнению с продовольственными товарами, не обладают высокой степенью устойчивости и консервативности [19, с. 165].
Непродовольственный товар – это продукт производственного процесса, предназначенный для продажи его гражданам или субъектам хозяйственной деятельности, но не с целью употребления его в пищу человеком и (или) представителями животного мира.
По отношению к этому продукту у потребителя не возникает привыкание, поэтому, в отличие от продуктов питания, достигнуть определенной стабильности в формировании ассортимента не получится.
В этом случае необходима работа с покупателями непосредственно в самих магазинах, предлагая им альтернативу при отсутствии нужного товара. При этом нужно помнить, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора [13, с. 613].
При формировании ассортимента необходимо также учитывать отличия покупательского спроса на товары простого и сложного ассортимента. Товары простого ассортимента, например сода, сахар, мука, керосин, имеют небольшое число разновидностей, и имеют конкретный спрос, не допускающий замены этих товаров на другие. Товары сложного ассортимента, наоборот, подразделяются на огромное количество видов, сортов, наименований. Именно поэтому они обладают широкой взаимозаменяемостью. К ним относятся практически все непродовольственные и часть продовольственных товаров. Следует отметить, что большинство этих товаров пользуются периодическим спросом, т.е. не являются товарами повседневного потребления [3, с. 10].
Нельзя также не отметить то, что на спрос и потребление многих товаров, как непродовольственных, так и продовольственных, влияет сезонность их производства (ролики, лыжи, молочные продукты, мясо и др.). Из-за этого происходит неравномерное потребление этих товаров в течение года, и происходит переключение спроса на альтернативные товары. Например, зимой возрастает спрос на пуховики, заменяющие ветровки, или, например, для продовольственных товаров, весной и в начале лета, из-за недостатка картофеля, увеличивается спрос на крупы и макаронные изделия и т.п.
Спрос формируется при условиях, определяемых сложной совокупностью различных факторов:
а) из всех факторов, воздействующих на спрос, наиболее устойчивое и предсказуемое влияние оказывают цены;
б) потребность в товаре и то, через что она проявляется вкусы, предпочтения, мода и т.д.;
в) численность субъектов спроса (покупателей): населения, части населения определенного возраста или пола, предприятий как покупателей и т.д.;
г) доходы покупателей. Рост доходов обычно ведет к повышению спроса на товары, но на некоторые товары менее качественные и престижные спрос может наоборот снижаться;
д) цены на другие товары, прежде всего на товары-заменители и комплементарные товары [5, с. 796].
Большинство из этих факторов имеют числовое выражение и могут учитываться при формировании ассортимента товаров. Их можно рассматривать в качестве элементов, определяющих силу воздействия спроса на формирование ассортимента [6, с. 740].
Необходимо также при формировании товарного ассортимента учитывать характер предъявляемого спроса, который бывает устойчивым, альтернативным и импульсивным [19, с. 170].
Устойчивый или твердо сформулированный спрос предъявляется на определенный товар и не допускает его замены каким-либо другим, даже однородным товаром. Спрос на многие продовольственные в отличие от непродовольственных товаров характеризуется высокой степенью устойчивости.
Альтернативный (неустойчивый) спрос формируется окончательно в магазине в процессе непосредственного ознакомления покупателей с товаром и его особенностями.
При альтернативном спросе в пределах группы, подгруппы или разновидности товаров допускается их взаимозаменяемость. К таким товарам относятся, например, одежда, обувь, кондитерские изделия и т.п.
Импульсный спрос возникает непосредственно в торговом предприятии под воздействием рекламы, выкладки товаров, предложений продавца [13, с. 615].
В большинстве это спрос на неизвестные или малоизвестные товары, и появляется в основном при наличии новинок в товарном ассортименте магазина [25, с. 663].
Еще одним важным фактором в формировании ассортимента является цена на товар. Это связано с тем, что покупатель заранее ставит себе максимальную планку цены, по которой он сможет приобрести товар. Таким образом, обеспечение правильного сочетания товара с ценой является одним из основных критериев рационального формирования ассортимента.
Особо важное значение, под влиянием возрастающих требований покупателей к качеству и разнообразию товаров, а также непрерывного расширения и обновления товарного ассортимента, приобретают вопросы безошибочного формирования ассортимента товаров для предприятий розничной торговли. Именно поэтому, в качестве еще одного главного фактора, наряду с покупательским спросом, выступает производство товаров.
В потребностях населения отражается достигнутый обществом уровень культурного и экономического развития, национальные и другие особенности. Другими словами, они определяются уровнем развития общественного производства, благосостоянием и культурой общества. Потребности идут впереди производства, стимулируя его развитие и ставя перед ним новые проблемы. В свою очередь, развитие производства расширяет ассортимент и увеличивает массу товаров, вызывая к жизни все новые и новые потребности. Общество должно подчинять производство удовлетворению потребности людей [20, с. 682].
Как отмечалось, на формирование торгового ассортимента оказывает влияние также тип магазина и зона его деятельности. Тип торгового предприятия, характеризующийся ассортиментным профилем и его торговой площадью, определяет направление в формировании ассортимента. Например, продовольственные магазины, как известно, по ассортиментному профилю подразделяются на магазины с универсальным ассортиментом товаров (универсамы) и неспециализированные магазины с вывеской «Продукты» [12, с. 1346]. В соответствии с типом магазина проводится и формирование ассортимента, т. е. установление номенклатуры товарных групп и развернутого ассортимента товаров для реализации в этих магазинах. Так, при формировании ассортимента универсама необходимо обеспечить его универсализацию, т. е. наличие продовольственных товаров, всех основных товарных групп с определенной детализацией по подгруппам и наименованиям и непродовольственных товаров повседневного спроса [25, с. 664].
Формирование ассортимента нельзя вести оторвано от зоны деятельности торговых предприятий. Привлечению большого числа покупателей способствует концентрация торговых предприятий в одном месте. Однако стоит заметить, что более удобными для покупателей становятся изолированные магазины, расположенные ближе к месту проживания или месту работы. В зависимости от места расположения различают:
- центральное городское расположение (в деловом центре города);
- центральное районное расположение (в деловом центре района города);
- периферийное расположение магазинов;
- в микрорайонах города, удаленных от центра города или центров административных районов [13, с. 616].
Магазины, продающие товары повседневного спроса, размещаются, в основном, в жилых зонах. Их цель - снабжение населения основными продуктами и непродовольственными товарами повседневного спроса. Специализированные же магазины обслуживания населения города, например, районного значения, должны иметь широкий внутригрупповой ассортимент, удовлетворяющий спрос населения во всем многообразии товаров - представителей той товарной группы, которую реализует данный специализированный магазин [11, с. 184].
Экономически обоснованная и установленная для магазинов номенклатура товаров оказывает, в конечном итоге, положительное влияние на экономические показатели торгово-хозяйственной деятельности предприятий [19, с. 172]. Широта ассортимента товаров, заложенная в номенклатуру, создает нормальные условия для организации товароснабжения и выполнения расчетных показателей товарооборота, способствует тем самым повышению средней стоимости покупки, росту объема товарооборота с 1 кв. м площади торгового зала. Заложенные в номенклатуру правильные соотношения между товарами высокой и медленной оборачиваемости приводят к поддержанию оптимального уровня средних товарных запасов. Кроме того, при расчетах для магазинов уровня издержек обращения, в процессе формирования ассортимента возможно достичь и запланированного уровня рентабельности путем правильного сочетания в ассортименте товаров с высокими и низкими торговыми скидками [14, с. 16].
Формирование ассортимента товаров в магазинах с учетом перечисленных выше основных факторов позволяет обеспечить удовлетворение покупательского спроса, повышение экономической эффективности предприятия и уровня торгового обслуживания населения.
1.3. Методы формирования товарного ассортимента
Выделяют количественные и качественные методы формирования товарного ассортимента (рисунок 2) [9, с. 88].
Методы формирования товарного ассортимента
Количественные
Качественные
1. АВС-анализ
2. XYZ-анализ
3. Совмещенный анализ
Позволяют выявить ликвидные позиции и товары, приносящие наименьшие доходы
Методика сравнительной оценки с помощью семантического дифференциала
Направлена на анализ степени разрыва между мнениями потребителей и руководителей с целью формирования ассортимента, наиболее полно удовлетворяющего требования потребителей
Рис. 2. Методы формирования товарного ассортимента
1. АВС-анализ это инструмент, который позволяет изучить товарный ассортимент, определить рейтинг товаров по указанным критериям и выявить ту часть ассортимента, которая обеспечивает максимальный эффект [4, с. 152].
Ассортимент обычно анализируется по двум параметрам: объем продаж (реализованное количество) и получаемая прибыль (реализованная торговая наценка). АВС – анализ основан на правиле Парето (еще его называют «20» на «80»). Согласно этому правилу, 20% ассортиментных позиций обеспечивает 80% прибыли [15, с. 27].
Данный метод позволяет определить наиболее приоритетные позиции в ассортименте, выделить аутсайдеров процесса и показать, что является базовым ассортиментом. По сути, АВС-анализ – это ранжирование ассортимента по разным параметрам. В рамках общего рейтингового списка выделяют три группы объектов – А, В и С, которые отличаются по своей значимости и вкладу в оборот или прибыль предприятия [23, с. 24].
Группа А — товары, сумма долей с накопительным итогом которых составляет первые 50% от общей суммы параметров. Эти объекты требуют тщательного планирования. Группа В — следующие за группой А товары, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 50 до 80% от общей суммы параметров. Эти объекты в меньшей степени важны для предприятия и требуют обычного контроля, налаженного учета (возможно, ежемесячного). Группа С — остальные товары, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 80 до 100% от общей суммы параметров. Эти товары характеризуются упрощенными методами планирования, учета и контроля [16, с. 94].
Алгоритм проведения АВС анализа состоит из следующих этапов:
- определение объектов анализа, (клиент, поставщик, товарная группа/подгруппа, номенклатурная единица, и т.п.);
- выявление параметров, по которым будет проводиться анализ объекта. (средний товарный запас, руб.; объем продаж, руб.; доход, руб.; количество единиц продаж, шт.; количество заказов, шт. и т.п.);
- сортировка объектов анализа в порядке убывания значения параметра;
- определение групп А, В и С [4, с. 153].
Для определения принадлежности выбранного объекта к группе необходимо:
- рассчитать долю параметра от общей суммы параметров выбранных объектов
- рассчитать эту долю с накопительным итогом.
- присвоить значения групп выбранным объектам [26, с. 48].
2. XYZ-анализ. Статистический метод, позволяющий анализировать и прогнозировать стабильность продаж отдельных видов товаров и колебания уровня потребления тех или иных ресурсов. Этот метод обычно применяется для ранжирования и группирования ассортиментных позиций по степени прогнозируемости объема спроса [10, с. 36].
Товары подразделяются на три группы — X, Y, Z исходя из значения коэффициента вариации за определенный период времени. Этот анализ делит объекты по степени отклонения от среднего показателя, высчитываемого за несколько периодов. XYZ-анализ показывает стабильность или нестабильность спроса [22, с. 332].
Категория X — товары характеризуются стабильностью продаж и как следствие — высокими возможностями прогноза продаж.