Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На основании анализа данных, представленных в табл. 18, можно сделать следующие выводы:

  • перчатки, шарфы, шапки; верхняя одежда; спортивная одежда входят в группу СС. Данные товары приносят предприятию менее 10% в обороте и прибыли. Они являются аутсайдерами;
  • в группу ВВ входят брюки, шорты; юбки; костюмы – это товары устойчивые «середняки»;
  • к товарам с низким показателем по обороту и средним показателем по прибыли относятся свитера, толстовки. Предприятию по данной группе товаров необходимо проводить постоянный сравнительный мониторинг ассортиментных позиций с конкурентами;
  • платья; футболки, майки, блузы относятся к группе АА – это лидеры в ассортименте ООО «Одежда для детей», наиболее ценные товары. За данными товарными группами необходимо тщательно следить, выделить лучшее место в торговом зале, поддерживать рекламными акциями и мероприятиями.

Целесообразно отслеживать конкурентную среду и колебания спроса.

На основании проведенного анализа сформирована матрица распределения товарных групп (рисунок 3).

АС

АВ

АА

Платья;

Футболки, майки, блузы

ВС

ВВ

Брюки, шорты;

Юбки;

Костюмы

СС

Перчатки, шарфы, шапки;

Верхняя одежда; Спортивная одежда

СВ

Свитера; толстовки

ВА

СА

Прибыль

Выручка

Рис. 3. Матрица распределения товарных групп по АВС-анализу

Матрица свидетельствует о том, что руководство ООО «Одежда для детей» придерживается определенной политики формирования ассортимента, но существуют резервы для совершенствования, возможности роста объемов продаж путем вывода некоторых товарных позиций на лидирующее место.

Для оценки стабильности спроса на продукцию, реализуемую ООО «Одежда для детей» необходимо провести XYZ-анализ (Приложение В). Объект анализа – платья; перчатки, шарфы, шапки; футболки, майки, блузы; брюки, шорты; юбки; костюмы; верхняя одежда; свитера, толстовки; спортивная одежда различных производителей. Анализируемый период – 2018 год.

Анализ данных свидетельствуют о том, что платья; брюки, шорты; юбки пользуются постоянным спросом, по ним можно довольно точно спрогнозировать последующие продажи. Перчатки, шарфы, шапки; футболки, майки, блузы; костюмы; свитера, толстовки; спортивная одежда имеют колебания в спросе и, как следствие, средний прогноз продаж. Верхняя одежда является товаром с нерегулярным потреблением, спрогнозировать ее продажи практически невозможно.

Для того чтобы выявить направления формирования оптимального товарного ассортимента, необходимо провести совмещенный АВС и XYZ – анализ (таблица 9).


Таблица 9

Исследование фактического ассортимента ООО «Одежда для детей» на основе совмещенного АВС и XYZ-анализа

Товарная группа

Оборот за год, тыс. руб.

Доля в обороте, %

Коэффициент относительной вариации, %

Группа

Платья

10115

28,78

9,60

А

X

Перчатки, шарфы, шапки

1047

2,98

14,72

С

Y

Футболки, майки, блузы

7539

21,45

12,01

А

Y

Брюки, шорты

3518

10,01

5,73

В

X

Юбки

2699

7,68

4,95

В

X

Костюмы

5311

15,11

15,59

В

Y

Верхняя одежда

879

2,50

26,16

С

Z

Свитера, толстовки

2464

7,01

11,59

С

Y

Спортивная одежда

1574

4,48

20,51

С

Y

Итого

35146

100

Результаты совмещенного анализа фактического ассортимента ООО «Одежда для детей» позволяют сделать следующие выводы:

  • платья имеют высокий оборот и стабильный спрос. Необходимо обеспечить их постоянное наличие, но без создания избыточного страхового запаса. Расход товаров этих групп стабилен и хорошо прогнозируется;
  • в группу АY входят футболки, майки, блузы с высоким оборотом и средней стабильностью спроса. Важно обеспечить их наличие, формируя страховой запас;
  • в группу ВХ входят брюки, шорты; юбки. Данная товарная группа также отличается высоким выручкой и стабильностью;
  • в группу BY входят костюмы со средним оборотом и средней стабильностью спроса. Важно, чтобы данная группа товаров присутствовала в ассортиментном перечне с целью осуществления бесперебойной деятельности предприятия и удовлетворения потребностей покупателей;
  • в группу СY входят перчатки, шарфы, шапки; свитера, толстовки; спортивная одежда. По товарам данной группы можно использовать систему заказов с постоянным объемом заказа, но при этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся у предприятия финансовых возможностей;
  • к товару-балласту относится верхняя одежда. Данную группу товаров можно либо безболезненно выводить из ассортимента, либо регулярно контролировать, так как именно из товаров этой группы возникают труднореализуемые запасы, из-за которых предприятие несет потери.

Для того, что подвести итоги по проведенным исследованиям, необходимо сформировать матрицу совмещенного анализа (рисунок 4).

АХ

Платья

АY

Футболки, майки, блузы

АZ

ВХ

Брюки, шорты; Юбки

ВY

Костюмы

СX

СY

Перчатки, шарфы, шапки;

Свитера, толстовки; Спортивная одежда

ВZ

СZ

Верхняя одежда

Стабильность продаж

Вклад товара в выручку/прибыль

Рис. 4. Матрица совмещенного анализа фактического ассортимента ООО «Одежда для детей»

Матрица свидетельствует о том, что необходимо разрабатывать направления совершенствования формирования ассортимента предприятия с целью стабилизации продаж, увеличения прибыли и исключения из ассортиментного перечня нерентабельных товарных групп.

Анализ показал, что важную роль в выручке предприятия играет платья, следовательно, необходимо провести более детальное исследование по данной группе товаров (таблица 10).

Таблица 10

Исследование фактического ассортимента платьев ООО «Одежда для детей» на основе АВС-анализа

Товарная категория

Оборот за I квартал, тыс. руб.

Оборот за II квартал, тыс. руб.

Оборот за III квартал, тыс. руб.

Оборот за IV квартал, тыс. руб.

Оборот за год, тыс. руб.

Доля в обороте, %

Доля в обороте с накопительным итогом

Группа

Платья LATUA

195

210

175

221

801

7,92

7,92

В

Платья Pelops

207

225

170

235

837

8,27

16,19

В

Платья PiCOLAKids

440

460

420

495

1815

17,94

34,14

А

Платья NewBorn

400

410

380

432

1622

16,04

50,17

А

Платья Sladikmladik

200

205

195

209

809

8,00

58,17

В

Платья LIGAS

113

140

90

164

507

5,01

63,18

С

Платья LisaWeta

750

890

700

897

3237

32,00

95,19

А

Платья СВIТАНАК

95

160

70

162

487

4,81

100,00

С

Итого

2400

2700

2200

2815

10115

100


На основании анализа данных таблицы 10 были выявлены лидеры продаж – платья LisaWeta, PiCOLAKids, NewBorn; платья LATUA, Pelops, Sladikmladik имеют устойчивый оборот и не требуют постоянного контроля и учета.

Для семантического дифференциала выбран комплекс направлений формирования ассортимента, включающий восемь наиболее важных составляющих: углубление, расширение, обновление, поддержание полноты, повышение устойчивости, гармонизация, развитие инновативности, обеспечение сбалансированности (таблица 11).

Таблица 11

Характеристика направлений формирования ассортимента

Показатель

Характеристика

Углубление

Количественные изменения ассортимента товаров за счет разработки и предложения новых торговых марок и/или их модификаций

Расширение

Количественные и качественные изменения набора товаров за счет увеличения показателей широты

Обновление

Способность удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров, не обладающих инновативными свойствами и не присутствующих в ассортименте конкурентов продолжительное время

Поддержание

полноты

Направление характеризует способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности

Повышение устойчивости

Способность перечня товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары

Г армонизация

Количественные и качественные изменения состояния набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному или лучшим зарубежным и отечественным аналогам, а также наиболее полно соответствующие целям организации

Развитие

инновативности

Направление предполагает присутствие в ассортиментном перечне товаров, отвечающих требованиям научно-технического развития

Обеспечение

сбалансированности

Направление предполагает рациональное соотношение видов товаров в структуре ассортимента

Задача, которая стояла перед респондентами, заключалась в оценке товарного ассортимента ООО «Одежда для детей». При оценивании использовалась семибалльная шкала. В этой шкале цифрой 7 обозначено идеальное значение характеристики товарного ассортимента.

По результатам оценки были подсчитаны средние значения для каждого направления формирования товарного ассортимента (таблица 12).


Таблица 12

Оценка состояния направлений формирования ассортимента ООО «Одежда для детей» постоянными клиентами

Характеристика

Средний балл

Углубление

5,03

Расширение

6,14

Обновление

6,05

Поддержание полноты

4,65

Повышение устойчивости

6,05

Гармонизация

5,18

Развитие инновативности

6,25

Обеспечение сбалансированности

6,33

На рисунке 5 представлен профиль оценок состояния направлений формирования ассортимента с точки зрения постоянных покупателей.

Рис. 5. Профиль оценок состояния направлений формирования ассортимента с точки зрения постоянных покупателей

Из рисунка 5 и таблицы 12 видно, что с точки зрения покупателей товарный ассортимент ООО «Одежда для детей» не является инновативным и сбалансированным.

Таким образом, анализ основных технико-экономических показателей показал, что в 2018 году по сравнению с 2017 годом показатели ООО «Одежда для детей» имеют отклонения в лучшую сторону.

К основным конкурентам ООО «Одежда для детей» относятся магазин детской одежды «Acarkids» и магазин детских товаров «Жарптица». Конкурентными преимуществами ООО «Одежда для детей» являются: наличие скидочных карт. К минусам можно отнести отсутствие интернет-магазина, отсутствие группы в Вконтакте, а также, то, что не организовываются розыгрыши, не демонстрируется товар.

При анализе формирования ассортимента товаров ООО «Одежда для детей» были обнаружены следующие недостатки:

  • в товарном ассортименте ООО «Одежда для детей» имеются неликвидные позиции;
  • товарный ассортимент ООО «Одежда для детей» не является инновативным и сбалансированным;
  • предприятие не проводит исследования направленные непосредственно на изменяющиеся потребности потребителей.