Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коэффициент вариации не превышает 10%. Колебания спроса незначительны, спрос на них устойчив, следовательно, можно по этим товарам делать оптимальные запасы и использовать математические методы прогноза спроса и оптимального запаса.

Категория Y — товары, имеющие колебания в спросе и как следствие средний прогноз продаж. Коэффициент вариации составляет 10-25% [1, с. 77].

Отклонение от средней величины продаж существует, но оно колеблется в разумных пределах (в пределах 25%).

Категория Z — товары с нерегулярным потреблением, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогноза продаж невысокая. Коэффициент вариации превышает 25% и может быть более 100%. Это может быть группа товаров, доставляемая по заказу клиентов или недавно поступившая в продажу.

Алгоритм проведения XYZ анализа состоит из следующих этапов:

  • определение коэффициента вариации для анализируемых ресурсов;
  • группировка ресурсов в соответствии с возрастанием коэффициента вариации;
  • распределение по категориям X, Y, Z;
  • графическое представление результатов анализа.

Коэффициент вариации – это отношении среднего квадратического отклонения к среднеарифметическому значению измеряемых значений ресурса.

3. Совмещенный АВС и XYZ-анализ. Совмещенный анализ позволяет в полной мере проанализировать ассортимент и принять необходимые управленческие решения [22, с. 333]. Данный вид анализа позволяет:

  • повысить эффективность управления товарными запасами и закупками товара;
  • выработать оптимальную закупочную политику в отношении каждого вида товара;
  • выявить товары – «звезды» и товары – аутсайдеры;
  • грамотно распределить усилия персонала в зависимости от квалификации и имеющегося опыта [16, с. 96].

В результате данного совмещенного анализа выделяется 9 групп объектов анализа по двум критериям – степень влияния на конечный результат (АВС) и стабильность этого результата (XYZ).

Так, товары группы AX являются наиболее важными в структуре ассортимента компании, а товары группы CZ – это кандидаты на выведение из ассортимента [10, с. 37].

4. Методика сравнительной оценки объектов с помощью семантического дифференциала. Суть данной методики состоит в следующем:

  • для оценки ассортимента торгового предприятия выбирается следующий набор шкал, состоящий из 8 наиболее важных характеристик: глубина, широта, обновление, полнота, устойчивость, гармоничность, инновативность, сбалансированность;
  • указываются крайние значения этих характеристик, размерное поле между ними делится на баллы. При делении применяется семибалльная шкала (от 0 до 7), если респонденту сложно дать оценку какой-либо характеристике, по шкале ставится оценка «0»;
  • по результатам оценки респондентов подсчитываются средние значения для каждой характеристики, затем на каждой шкале, обозначающую конкретную характеристику ставится точка;
  • соединив точки прямыми отрезками, можно получить профиль ассортимента по созданным семантическим шкалам [24, с. 29].

Конечно, может вызвать сомнение то, что покупатели могут качественно ответить на такие сложные вопросы за один сеанс [2, с. 375]. Однако это возможно, поскольку многое зависит от опыта интервьюера, от того, насколько правильно он проинструктировал респондента. Именно интервьюер объясняет респонденту то, что означает каждая характеристика. Всё это сокращает продолжительность интервью и позволяет получить качественные оценки;

  • для сравнительной оценки может дополнительно вводиться профиль, созданным по оценкам руководителя (идеальный профиль).

Описанный выше подход выигрывает по экономичности у других подходов, основанных на последовательности – качественное, а затем количественное исследование. При использовании описанной методики семантического дифференциала время и стоимость исследования уменьшаются [9, с. 89].

Таким образом, оптимально подобранный ассортимент непродовольственных товаров предприятия прямо воздействует на сбытовую деятельность, что позволяет управлять чистой прибылью предприятия. При несбалансированной структуре ассортимента происходит снижение уровня прибыли, потеря конкурентных позиций на перспективных потребительских и товарных рынках и, как следствие этого, наблюдается снижение экономической устойчивости предприятия.

Таким образом, формирование товарного ассортимента представляет – процесс подбора товаров, которые способны удовлетворить реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя и предприятия при рациональных затратах на их приобретение и потребление. Задачей формирования товарного ассортимента является повышение рентабельности торгового предприятия.

Чтобы удовлетворить потребности покупателей предприятию необходимо тщательно формировать товарный ассортимент, основываясь на учете показателей ассортимента и его свойств, а также разрабатывать рекомендации по его формированию в целях поддержания конкурентоспособности в условиях изменчивой рыночной среды.

Формирование товарного ассортимента может осуществляться с помощью различных методов: АВС-анализ; XYZ-анализ; совмещенный АВС и XYZ-анализ; сравнительная оценка с помощью семантического дифференциала.

Чтобы анализ ассортимента был полноценным можно совместить несколько известных и универсальных методов, адаптированных к ситуации на конкретном предприятии.


Глава 2. Анализ формирования ассортимента товаров в ООО «Одежда для детей»

2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Одежда для детей»

ООО «Одежда для детей» создано 15 декабря 2013 года.

Основным видом деятельности ООО «Одежда для детей» является розничная торговля детской одеждой.

Организационная структура ООО «Одежда для детей» представлена на рисунке 2.

Директор

Заведующая магазином

Менеджер по закупкам и заказам

Продавцы

Главный бухгалтер

Бухгалтер

Водитель-грузчик

Рис. 2. Организационная структура ООО «Одежда для детей»

Организационная структура предприятия – линейная. Линейная организационная структура управления характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель − единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.

При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов. Речь идет о пообъектном выделении руководителей, каждый из которых выполняет все виды работ, разрабатывает и принимает решения, связанные с управлением данным объектом.

Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке «сверху вниз», а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода иерархия руководителей данной конкретной организации. В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя.

Линейная структура управления является логически более стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных знаний.


Руководство деятельностью предприятия ООО «Одежда для детей» осуществляет директор, который:

  • заключает договора с юридическими и физическими лицами;
  • защищает имущественные интересы и деловую репутацию предприятия;
  • заключает и расторгает трудовые договора (контракты) с работниками с соблюдением действующего законодательства и штатного расписания;
  • определяет состав, численность и заработную плату работникам.

Основные технико-экономические показатели ООО «Одежда для детей» за 2016-2018 года, рассчитанные на основании приложений А-Б, представлены в таблице 2, из которой следует, что в 2017 году по сравнению с 2016 годом выручка снизилась на 14425 тыс. руб. или на 32,36%, а в 2018 году по сравнению с 2017 годом увеличилась на 35146 тыс. руб. Снижение выручки в 2017 году вызвано уменьшением объема реализованной продукции, а увеличение выручки в 2018 году вызвано увеличением объема реализованной продукции.

Таблица 2

Основные технико-экономические показатели предприятия ООО «Одежда для детей» за 2016-2018 года

Показатели

2016 год

2017 год

2018 год

Абсолютные изменения

Темп роста, %

2017г.

к

2016г.

2018г.

к

2017г.

2017г.

к

2016г.

2018г.

к

2017г.

1.Выручка, тыс. руб.

44577

30152

35146

-14425

4994

67,64

116,56

2.Себестоимость продаж, тыс. руб.

40955

27907

30473

-13048

2566

68,14

109,19

3.Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.

3622

2245

4673

-1377

2428

61,98

208,15

4. Чистая прибыль, тыс. руб.

2276

1463

4472

-813

3009

64,28

305,67

5.Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

3382,5

2212,5

986

-1170

-1226,5

65,41

44,56

6.Материальные затраты, тыс. руб.

32120

19251

20981

-12869

1730

59,93

108,99

7. Фонд оплаты труда, тыс. руб.

3700

4125

4890

425

765

111,49

118,55

8.Фондоотдача, руб./руб.

13,18

13,63

35,65

0,45

22,02

103,41

261,56

9.Материалоотдача, руб./руб.

1,39

1,57

1,68

0,18

0,11

112,86

106,95

10. Производительность труда, тыс. руб./чел.

3714,75

2319,38

2510,43

-1395,37

191,04

62,44

108,24

11.Средняя заработная плата, руб. за мес.

25694,44

26442,31

29107,14

747,86

2664,84

102,91

110,08

12.Численность работников, чел.

12

13

14

1

1

108,33

107,69

13.Рентабельность продаж, %

8,13

7,45

13,30

-0,68

5,85

91,64

178,57

14.Рентабельность затрат, %

8,84

8,04

15,33

-0,80

7,29

90,96

190,62


Снижение объема реализованной продукции в 2017 году привело к уменьшению себестоимости продаж на 13048 тыс. руб. или на 31,86%; а рост объема реализованной продукции в 2018 году – к ее увеличению на 2566 тыс. руб. или на 9,19%.

Прибыль от продаж и чистая прибыль в 2017 году по сравнению с 2016 годом снизились на 1377 тыс. руб. и на 813 тыс. руб., соответственно, а в 2018 году по сравнению с 2017 годом произошло их увеличение на 2428 тыс. руб. и на 3009 тыс. руб., соответственно.

Необходимо отметить, что в 2017 году по сравнению с 2016 годом фонд оплаты труда увеличился на 425 тыс. руб. или на 11,49%, а в 2018 году по сравнению с 2017 годом вырос на 765 тыс. руб. или на 18,55%. Увеличение фонда оплаты труда в 2017 году привело к росту среднемесячной заработной платы на 747,86 руб. или на 2,91%; а в 2018 году на 2664,84 руб. или на 10,08%.

Фондоотдача в 2017 году по сравнению с 2016 годом выросла на 0,45 руб./руб. и составила в 2017 году – 13,63 руб./руб., а в 2018 году по сравнению с 2017 годом она увеличилась до 35,65 руб./руб. Увеличение фондоотдачи говорит о том, что основные средства стали использоваться более эффективно.

Материалоотдача на протяжении 2016-2018 гг. увеличивается, так в 2017 году по сравнению с 2016 годом она увеличилась с 1,39 руб./руб. до 1,57 руб./руб., а в 2018 году по сравнению с 2017 годом она выросла до 1,68 руб./руб., говорит об эффективном использовании материальных ресурсов предприятия.

Производительность труда в 2017 году по сравнению с 2016 годом снизилась на 1395,37 тыс. руб./чел. или на 37,56%, а в 2018 году по сравнению с 2017 годом возросла на 191,04 тыс. руб./чел. или на 8,24%.

Рентабельность продаж в 2017 году по сравнению с 2016 годом снизилась на 0,68% и составила в 2017 году – 7,45%, а в 2018 году по сравнению с 2017 годом возросла до 13,30%. Это означает, что каждый рубль продаж в 2017 году стал приносить на 68 коп. меньше прибыли от продаж, чем в 2016 году; а в 2018 году на 5 руб. 85 коп. прибыли от продаж больше, чем в 2017 году.

Что касается рентабельности затрат, то в 2017 году по сравнению с 2016 годом она уменьшилась с 8,84% до 8,04%, а в 2018 году по сравнению с 2017 годом возросла до 15,33%. Снижение рентабельности затрат в 2017 году означает, что каждый рубль затрат в 2017 году стал приносить на 80 коп. меньше прибыли от продаж, чем в 2016 году; увеличение рентабельности затрат в 2018 году говорит о том, что каждый рубль затрат стал приносить на 7 руб. 29 коп. прибыли от продаж больше, чем в 2017 году.

Из анализа основных технико-экономических показателей можно сделать вывод о том, что в 2018 году по сравнению с 2017 годом показатели ООО «Одежда для детей» имеют отклонения в лучшую сторону, а именно увеличение выручки, прибыли от продаж, чистой прибыли, показателей рентабельности.