Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования ассортимента товаров на предприятиях торговли
1.1. Сущность товарного ассортимента
1.2. Основные факторы товарного ассортимента
Глава 2. Анализ формирования ассортимента товаров в ООО «Одежда для детей»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Одежда для детей»
2.2. Анализ маркетинговой деятельности организации
2.3. Особенности формирования товарного ассортимента в ООО «Одежда для детей»
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию формирования ассортимента товаров в ООО «Одежда для детей»
3.1. Расширение ассортимента товаров в организации
3.2. Совершенствование сбалансированности товарного ассортимента в ООО «Одежда для детей»
3.3. Расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий
2.2. Анализ маркетинговой деятельности организации
Анализ маркетинговой деятельности ООО «Одежда для детей» начнем с анализа основных конкурентов (таблица 3).
Таблица 3
Анализ конкурентов ООО «Одежда для детей»
Критерии |
ООО «Одежда для детей» |
Магазин детской одежды «Acarkids» |
Магазин детских товаров «Жарптица» |
Наличие скидочных карт |
+ |
- |
- |
Наличие интернет-магазина |
- |
+ |
+ |
Оформление товара в кредит |
+ |
+ |
+ |
Наличие подарочных карт |
+ |
+ |
+ |
Наличие группы в Вконтакте |
- |
+ |
+ |
Проведение розыгрышей |
- |
+ |
- |
Проведение распродаж |
+ |
+ |
+ |
Демонстрация товара |
- |
+ |
- |
Анализ конкурентов, приведенный в таблице 3, показал, что является ООО «Одежда для детей» является достаточно конкурентоспособным предприятием. К его конкурентным преимуществам относятся: наличие скидочных карт. К минусам можно отнести отсутствие интернет-магазина, отсутствие группы в Вконтакте, а также, то, что не организовываются розыгрыши, не демонстрируется товар.
Далее для оценки внешней среды ООО «Одежда для детей» проведем PEST-анализ (таблица 4).
Таблица 4
PEST-анализ внешней среды ООО «Одежда для детей»
Описание фактора |
Влияние фактора |
Экспертная оценка |
Средняя оценка |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
Политические факторы |
||||||
Политическая нестабильность |
4 |
3 |
4 |
5 |
3 |
3,75 |
Государственное регулирование конкуренции |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4,75 |
Ужесточение госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции |
2 |
2 |
2 |
3 |
4 |
2,75 |
Экономические факторы |
||||||
Ослабление курса рубля по отношению к корзине основных валют |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4,75 |
Ценовой диспаритет |
4 |
3 |
4 |
5 |
4 |
4 |
Динамика занятости |
4 |
5 |
4 |
2 |
3 |
3,5 |
Социально-культурные факторы |
||||||
Отсутствие квалифицированных специалистов |
2 |
2 |
2 |
3 |
4 |
2,75 |
Низкая платежеспособность населения |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4,75 |
Демография |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4,75 |
Технологические факторы |
||||||
Изменение и адаптация новых технологий |
3 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4,25 |
Информация и коммуникации, влияние сети Интернет |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3,75 |
Потенциал инноваций |
5 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4,5 |
Общий итог |
48,25 |
Для PEST-анализа были приглашены 3 эксперта:
- эксперт 1 – Заведующая магазином;
- эксперт 2 – менеджер по закупкам и заказам;
- эксперт 3 – главный бухгалтер.
Как видно по данным таблицы 4, наибольшее влияние имеют экономические и социально-культурные факторы. Поэтому предприятию необходимо постоянно учитывать эти факторы и быть готовым даже к малейшим изменениям.
Политические факторы имеют незначительное влияние, которое связано изменением государственного вмешательства и контроля в деятельность фирмы.
Проведем SWOT-анализ ООО «Одежда для детей», выявим сильные и слабые стороны, а также обозначим возможности и угрозы (таблица 5).
Таблица 5
SWOT-анализ ООО «Одежда для детей»
Сильные стороны: - большая база постоянных клиентов; - высокая квалификация сотрудников; - высокое качество реализуемой продукции. |
Возможности: - расширение ассортимента. |
Слабые стороны: - месторасположение отдалено от центра города; - затраты на рубль продаж выше чем у основных конкурентов - цены превышают среднеотраслевые. |
Угрозы: - снижение уровня доходов потребителей; -обострение конкурентной борьбы; - спад в экономике страны; - нестабильность социально-экономической и политической ситуации. |
На основе проведенного SWOT-анализа можно сделать следующие выводы о том, что основными рисками ООО «Одежда для детей» являются: усиление конкуренции на рынке; снижение уровня доходов потребителей; спад в экономике страны.
Основными возможностями ООО «Одежда для детей» являются дальнейшее расширение ассортимента.
2.3. Особенности формирования товарного ассортимента в ООО «Одежда для детей»
Согласно приведенной методике первым этапом анализа формирования товарного ассортимента является АВС – анализ. Объектом исследования выступают следующие товарные группы: платья; перчатки, шарфы, шапки; футболки, майки, блузы; брюки, шорты; юбки; костюмы; верхняя одежда; свитера, толстовки; спортивная одежда различных производителей.
АВС – анализ позволяет определить наиболее приоритетные позиции в ассортименте, выделить аутсайдеров продаж и выявить базовый ассортимент ООО «Одежда для детей». АВС-анализ по обороту – это ранжирование ассортимента по выручке. Удельный вес каждой группы товаров в общем объеме продаж ООО «Одежда для детей» за 2018 год, представлен в таблице 6.
Таблица 6
Исследование фактического ассортимента ООО «Одежда для детей» на основе АВС-анализа (по обороту)
Товарная группа |
Оборот за I квартал, тыс. руб. |
Оборот за II квартал, тыс. руб. |
Оборот за III квартал, тыс. руб. |
Оборот за IV квартал, тыс. руб. |
Оборот за год, тыс. руб. |
Доля в обороте, % |
Доля в обороте с накопительным итогом, % |
Группа |
Платья |
2400 |
2700 |
2200 |
2815 |
10115 |
28,78 |
28,78 |
А |
Перчатки, шарфы, шапки |
250 |
270 |
210 |
317 |
1047 |
2,98 |
31,76 |
С |
Футболки, майки, блузы |
1750 |
2000 |
1600 |
2189 |
7539 |
21,45 |
53,21 |
А |
Брюки, шорты |
880 |
900 |
800 |
938 |
3518 |
10,01 |
63,22 |
В |
Юбки |
680 |
710 |
620 |
689 |
2699 |
7,68 |
70,90 |
В |
Костюмы |
1300 |
1500 |
1000 |
1511 |
5311 |
15,11 |
86,01 |
В |
Верхняя одежда |
200 |
220 |
150 |
309 |
879 |
2,50 |
88,51 |
С |
Свитера, толстовки |
600 |
650 |
510 |
704 |
2464 |
7,01 |
95,52 |
С |
Спортивная одежда |
390 |
420 |
270 |
494 |
1574 |
4,48 |
100 |
С |
Итого |
8450 |
9370 |
7360 |
9966 |
35146 |
100 |
Анализ данных таблицы 6 свидетельствует о том, что товарные группы «платья» и «футболки, майки, блузы» являются явными лидерами, которые составляют 28,78% и 21,45% оборота соответственно и требуют тщательного планирования, постоянного учета и контроля. По данной группе товаров должна проводиться полная инвентаризация не реже одного раза в квартал, необходимо постоянное отслеживание спроса (например, с помощью анкетирования).
Брюки, шорты; юбки; костюмы относятся к группе В, они составляют около 30% оборота. Эти товарные группы в меньшей степени важны для предприятия и требуют обычного контроля, налаженного учета. Перчатки, шарфы, шапки; верхняя одежда; свитера, толстовки; спортивная одежда относятся к группе С – составляют 20% оборота. В ассортименте они являются аутсайдерами, в связи с тем, что на эти товары пониженный спрос.
Оценить весомость каждой группы товаров ООО «Одежда для детей» в прибыли предприятия за 2018 год позволит АВС – анализ (таблица 7).
Таблица 7
Исследование фактического ассортимента ООО «Одежда для детей» на основе АВС-анализа (по прибыли)
Товарная группа |
Прибыль за I квартал, тыс. руб. |
Прибыль за II квартал, тыс. руб. |
Прибыль за III квартал, тыс. руб. |
Прибыль за IV квартал, тыс. руб. |
Прибыль за год, тыс. руб. |
Доля в прибыли, % |
Доля в прибыли с накопительным итогом, % |
Группа |
Платья |
350 |
370 |
300 |
388 |
1408 |
30,13 |
30,13 |
А |
Перчатки, шарфы, шапки |
36 |
40 |
28 |
41 |
145 |
3,10 |
33,23 |
С |
Футболки, майки, блузы |
230 |
250 |
150 |
296 |
926 |
19,82 |
53,05 |
А |
Брюки, шорты |
96 |
100 |
80 |
110 |
386 |
8,26 |
61,31 |
В |
Юбки |
92 |
100 |
70 |
108 |
370 |
7,92 |
69,23 |
В |
Костюмы |
170 |
220 |
130 |
230 |
750 |
16,05 |
85,28 |
В |
Верхняя одежда |
18 |
22 |
15 |
25 |
80 |
1,71 |
86,99 |
С |
Свитера, толстовки |
94 |
100 |
70 |
110 |
374 |
8,00 |
94,99 |
В |
Спортивная одежда |
59 |
62 |
45 |
68 |
234 |
5,01 |
100 |
С |
Итого |
1145 |
1264 |
888 |
1376 |
4673 |
100 |
Анализ данных таблицы показал, что в группу В, на основании АВС-анализа по прибыли, входят не только брюки, шорты; юбки; костюмы, как было выявлено в результате исследования ассортимента по обороту, но и свитера, толстовки. Это позволяет сделать вывод о том, что руководству предприятия необходимо разработать и внедрить мероприятия по совершенствованию формирования ассортимента. Платья; футболки, майки, блузы удерживают свои позиции в группе А.
Для того чтобы определить товарную группу, приносящую предприятию наибольший оборот и прибыль, необходимо провести АВС-анализ по двум параметрам (таблица 8).
Таблица 8
Исследование фактического ассортимента ООО «Одежда для детей» на основе АВС-анализа (по обороту и прибыли)
Товарная группа |
Оборот за год, тыс. руб. |
Доля в обороте, % |
Прибыль за год, тыс. руб. |
Доля в прибыли, % |
Группа по обороту |
Группа по прибыли |
Платья |
10115 |
28,78 |
1408 |
30,13 |
А |
А |
Перчатки, шарфы, шапки |
1047 |
2,98 |
145 |
3,10 |
С |
С |
Футболки, майки, блузы |
7539 |
21,45 |
926 |
19,82 |
А |
А |
Брюки, шорты |
3518 |
10,01 |
386 |
8,26 |
В |
В |
Юбки |
2699 |
7,68 |
370 |
7,92 |
В |
В |
Костюмы |
5311 |
15,11 |
750 |
16,05 |
В |
В |
Верхняя одежда |
879 |
2,50 |
80 |
1,71 |
С |
С |
Свитера, толстовки |
2464 |
7,01 |
374 |
8,00 |
С |
В |
Спортивная одежда |
1574 |
4,48 |
234 |
5,01 |
С |
С |
Итого |
35146 |
100 |
4673 |
100 |