Файл: Игра в воспитательном процессе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенностями таких игр являются следующие:

1. Моделирование приближенных к реальности ситуаций;

2. Поэтапное развитие игровой деятельности, в результате чего исполнение предыдущего этапа оказывает влияние на ход следующего;

3. Наличие конфликтных ситуаций;

4. Обязательная совместная деятельность участников игры, которые исполняют предусмотренные сценарием роли;

5. Использование описания объекта игрового имитационного моделирования;

6. Контроль игрового времени;

7. Компоненты состязательности;

8. Правила, подходы к оценки процессе и результатов игры. [11, с.70]

В педагогическом энциклопедическом словаре представлнено следующее определение термина «дидактическая игра» – это специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры.

Дидактическая игра - это сложное, многоплановое педагогическое явление: она слудит и игровым способом обучения детей, и способом обучения, и самостоятельной игрой, и способом всестороннего воспитания личности детей.

Все дидактические игры можно разделить на 3 следующих вида: игры с предметами (природным материалом, игрушками), настольно-печатные (наборы кубиков, картинок и т.д.) и словесные игры.

Рассмотрим особенности и структуру дидактических игр.

Словесные игры выстроены на действиях и словах играющих. В таких играх дети учатся, основываясь на сформированные представления о предметах, углублять знания о них. Поскольку в таких играх необходимо применять полученные ранее знания в новых связях, в новых условиях. Дети сами решают различные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки различия и сходства; группируют предметы по разным признакам. Дидактические игры развивают умение детей внимательно слушать учиталя, находить быстро ответ на поставленный вопрос, четко и точно формулировать свои мысли с применение знаний в соответствии с установленной задачей.

Для большего удобства применения в процессе обучения словесных игр их условно можно объединить в 4 группы. Рассмотрим их подробнее.

В первую группу входят игры, при помощи которых развивают умение выделять значимые признаки явлений, предметов: «Отгадай-ка?», «Магазин», «Да – нет» и другие.

Во вторую группу входят игры, которые применяются для развития у детей способности сравнивать, делать верные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?».

Игры, при помощи которых формируется умение обобщать и классифицировать предметы по разным признакам, объеденяются в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови одним словом», «Назови три предмета» и др.


Четвертую группу составляют игры, напарвленные на развитие внимания, выдержки, быстроты мышления, сообразительности, чувства юмора: «Краски», «Испорченный телефон», «Летает – не летает» и др.

Обязательными компонентами дидактической игры выстпуают следующие: воспитывающая и обучающая задача, игровые правила и действия.

Дидактическая задача. Для выбора дидактической игры нужно знать уровень подготовленности детей, поскольку в играх они должны оперировать уже имеющимися у них представлениями и знаниями. Выбирая дидактическую задачу, необходимо, в первую очередь, учитывать, какие знания, представления детей о природе, о внешних предметах, о социальных явлениях) должны восприниматься, закрепляться детьми, какие умственные задачи в связи с этим должны развиваться, какие личностные качества в связи с этим необходимо развивать средствами данной игры (скромность, честность, настойчивость, наблюдательность и др.). [18, с.78]

В каждой дидактической игре имеется своя обучающая задача. При установлении дидактической задачи необходимо избегать повторений в ее содержании, трафаретных фраз («воспитывать внимание, память, мышление и др.). В основном, такие задачи решаются в каждой игре, но в одних играх необходимо больше внимания уделять развитию памяти, в других играх – мышления, в третьих играх − внимания. Учитель должен знать заранее и соответственно выбирать дидактическую задачу. Так игра «Кто больше заметит небылиц?» применяется для развития мышления, «Отгадай что задумали» − наблюдательности, внимания.

Игровые правила. Главная цель правил игры – организовать действия, поведение участников игры. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то участникам игры, делая при этом игру напряженной, занимательной. Соблюдение правил в процессе игры требует от детей определенных волевых усилий, умения обращаться с ровесниками, преодолевать негативные эмоции, которые проявляются из-за отрицательного результата. Особую важность представляет то, что определяя правила игры, дети ставяться в такие условия, когда могли получать бы радость от выполнения задания. Применяя дидактическую игру в процессе обучения, можно достигнуть большей корректности, доброжелательности, выдержки.

Игровые действия. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил контролируется, направляется игровыми действиями. К примеру, в игре «Так бывает или нет?» правилами игры требуется: заметить в стихотворении «Это правда или нет?» Л.Станчева все небылицы: Теплая весна сейчас, Виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь Любит в речке посидеть. А замой среди ветвей Га-га-га пел соловей. Быстро дайте мне ответ – Это правда или нет?


Игра проводится с такой частотой, что дети по очереди, поднимают руку, называют все найденные небылицы. Однако, чтобы игра была интереснее и все дети проявляли активность, педагог вводит игровое действие, тот, кто первый нашел небылицу по процессе чтения стихотворения, кладет перед собой фишку. В данном стихотворении имеется 6 небылиц. Следовательно, победитель получит 6 фишек. Он и получит приз.

А.И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки. Игры-беседы.

Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что есть рядом. У детей обостряется наблюдательность, они обличают преодоление трудностей. В таких играх применяются многие методы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игрой: постановка задач, пояснение методов её решения, поэтапное разрешение задач и так далее. Для учеников первых классов можно использовать такую словесную игру-путешествие. [20, с.45]

Игра «Путешествие в Страну гномов».

Воспитатель: Путешествие в Страну гномов будет необычным: в эту страну не добраться на поезде, на самолете или корабле. Попасть туда может лишь тот, кто знает секрет волшебного превращения предметов: умеет из больших предметов делать маленькие. Давайте попрубуем, я буду называть большой предмет, а вы будете называть такой же предмет, только маленький: Дом − ... ( домик), Лес − ... ( лесок), Дерево − ... ( деревце), Человек − ... ( человечек), Рыба − ... ( рыбка), Палка − ... ( палочка).

Игры-поручения по своему содержанию проще, а по длительности − короче. В основании таких игр положены словесные поручения.

Игры-предположения («что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, при которой требуется осмысление последующего действия. Также в данном процессе активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры-загадки. Загадки появились еще в далеком прошлом. Загадки придумывались самим народом, они входили в ритуалы, обряды, включались в праздники. Также загадки использовались для проверки знаний, сообразительности. В этом и состоит явная педагогическая направленность и популярность загадок как познавательного развлечения. Сегодня загадки, их загадывание и отгадывание, рассматриваются как форма обучающей игры. Главыным признаком загадки выступает замысловатое описание, которое следует расшифровать (то есть, отгадать). Описание это лаконично и часто оформляется в форме вопроса или завершается им. Основной отличительной чертой загадок выступает логическая задача. Методы построения логических задач могут быть разными, однако все они активизируют умственную и познавательную деятельность ребенка. Необходимость сравнивать, думать, припоминать, догадываться − доставляет детям радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность детей к анализу, обобщению, умение рассуждать, делать умозаключения.


Игры-беседы. Такие игры основываются на общение учителя с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Такое общение носит особый характер игровой деятельности и процесса обучения детей. В игре-беседе педагог часто идет не от себя, а от близкого детям героя и таким образом не только сохраняет игровое общение, но также и усиливает радость его, стремление повторить игру. Тем не менее игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения детей. Воспитательно-обучающее значение состоит в содержании сюжета − тематика игры, в возбуждении интереса к каким-либо аспектам объекта изучения, который отражается в игре. Познавательное содержание игры не находится «на поверхности»: его необходимо найти, добыть − сделать открытие и в результате которого ребенок узнает что-то новое. Ценность такой игры состоит в том, что она предъявляет определенные требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства мысли, слова, действия и воображения детей. Игра-беседа развивает у детей умение слышать и слушать вопросы педагога, развивает умение концентрировать внимание на содержании разговора, добавлять свои мысли к сказанному, высказывать собственное суждение. Это всё характеризует активный поиск решения задачи, которая была поставлена игрой. Особо важное значение имеет умение принимать участие в беседе, что в свою очередь характеризует уровень воспитанности. Главным способом игры-беседы служит слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры служит удовольствие, которые дети получают в данном процессе.

Мы перечисллели только часть существующих игр, на самом деле их намного больше. На практике все же чаще всего используются указанные игры, или в «чистом» виде, или в сочетании с другими играми: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.

Многие авторы обращают особое внимание на условия и правила игры, которые нужно выполнять учителю, для успешного включения в сиситему занятий дидактических игр. Некоторые из условий приведены в таблице 1.

Представленные в таблице 1 условия не противоречат друг другу. Такое их обилие говорит о многообразии теоретических позиций, с которых исследователи рассматривают «дидактическую игру».

Таблица 1

Условия проведения дидактических игр

По И.П. Подласому

1. Игра должна вытекать из логики учебно-воспитательного процесса.

2. Игра должна иметь запоминающееся название.

3. Игра должна содержать действительно игровые элементы.

4. Игра должна иметь обязательные правила, которые нельзя нарушать.

5. Игра должна содержать в себе элементы, которые лучше запоминаются при групповой работе.

По И.А. Тюриной

1. Учитель следит за выполнением правил игры.

2. Игра является добровольной.

3. Необходимо соблюдать необходимый темп и ритм игры.

4. Учитель должен соблюдать педагогический такт и быть корректным в замечаниях.

5. Нежелательно делать дисциплинарные замечания во время игры.

6. Дидактические игры можно проводить как соревнования между командами.

7. В каждую команду лучше включать школьников с разной подготовкой.

8. Для проведения некоторых игр необходим

помощник.

9. В конце урока необходимо обязательно подвести итоги игры.

По Н.В. Пономаревой

1. Наличие у учителя определенных знаний, необходимых для проведения игры.

2. Выразительность и яркость проведения игры.

3. Оптимальное сочетание занимательности и обучения.

4. Используемая наглядность должна быть простой, доступной, емкой и понятной детям.

5. Средства и способы, используемые в рамках дидактической игры, следует

Рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.


1.2 Дидактические игры как средство развития личности детей младшего школьного возраста

Внутренние, умственные действия формируются на основании внешних, материальных действий посредством их поэтапного изменения и «вращения» в психику. В игре поэтапная отработка умственных действий происходит стихийно и неорганизованно: одни этапы опускаются, а другие совмещаются друг с другом, поскольку эффективность развития умственных действий оказывается разной. Тем не менее при соответствующих приемах и методах педагогического руководства игрой данную эффективность можно повысить.

Педагогикой современного времени разработано много развивающих игр, которые способствуют развитию двигательных, интеллектуальных, сенсорных способностей ребёнка.

Термин «развитие интеллекта» включает развитие восприятия, мышления, памяти, то есть, у всех умственных способностей. Сконцентрировав своё внимание только на одном показателе, нельзя говорить о развитии детского интеллекта в общем. Проводить развивающие игры лучше всего с группой детей, поскольку именно коллективные игры способствуют более лучшему развитию интеллектуальных способностей.

Ещё одно приобретение в интеллектуальном развитии детей, которое напрямую связанно с игрой, – это формирование способности вставать на позицию другого человека.

Замещение и моделирование действительности, явлений, которые формируются в процессе игры, носят не пассивный, а активный характер. Необходимость применять в игре не те предметы, которые используются в деятельности взрослых, а другие, толкьо отдаленно напоминающие их и обеспечивающие производить игровые действия, способствует тому, что дети ищут подходящие заменители. Один и тот же заменитель может быть использован для обозначения разных предметов, и наоборот. А это уже компоненты воображения, творчества. [18, с.63]

Ещё более сильный толчок развитию воображения даёт сранвение модели, которая создается в процессе игры, с самой моделируемой действительностью.

За своими игровыми действиями и действиями своих партнёров ребёнок начинает видеть второй, воображаемый план.

Таким образом, развитие мышления в игре имеет непосредственную связь с развитием воображения.