Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие игры и ее роль в учебно-воспитательном процессе
1.2 Дидактические игры как средство развития личности детей младшего школьного возраста
2.1 Диагностика познавательной активности младшего школьника
2.2 Развитие познавательной активности младшего школьника средствами дидактических игр
2.3. Анализ эффективности разработанной программы, направленной на развитие познавательной активности младшего школьника
После реализации программы мы провели повторную диагностику у испытуемых с целью изучения эффективности использования дидактической игры при развитии познавательной активности младших школьников (Таблица 2).
Таблица 2
Результаты исследования познавательной активности испытуемых до и после эксперимента (%)
Компоненты |
Уровни |
До |
После |
Интеллектуальный |
высокий |
20 |
30 |
средний |
40 |
50 |
|
низкий |
40 |
20 |
|
Мотивационный |
высокий |
30 |
40 |
средний |
50 |
50 |
|
низкий |
20 |
10 |
|
Практический |
высокий |
20 |
40 |
средний |
60 |
55 |
|
низкий |
20 |
5 |
Анализ результатов исследования испытуемых до и после эксперимента установил значительные изменения в познавательной активности детей.
Далее нами было установлено среднее значение по группам, которое составило после формирующего этапа 13,5 балла - средний уровень (до 11,8 баллов - низкий уровень), что позволило сделать вывод о положительной динамике развития познавательной активности детей.
Целью исследования было проверить эффективность дидактической игры для развития познавательной активности младших школьников.
Опытно-экспериментальная работа состояла из 3 этапов:
1) констатирующий (диагностика уровня зрительной памяти);
2) формирующий (проведение развивающей работы с экспериментальным классом);
3) контрольный (проведение повторной диагностики контрольного и экспериментального класса).
Для реализации этой цели были разработаны критерии и осуществлен подбор методик диагностики познавательной активности детей старшего школьного возраста с психофизическим развитием в пределах нормы и детей, отстающих в развитии.
Дидактические игры - это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении, закрепляет знания и умения, активизирует познавательную активность детей младшего школьного возраста: «Домики для животных», «Прогулка по лесу» , «Помоги герою добраться до домика» ,«Выбираем подарок», «Кто больше запомнит картинок», Игровое упражнение «Запомни и назови» и т.д. Дидактические игры подбирались в соответствии с программным материалом и отражали определенную тематику.
Результаты проведения формирующего эксперимента представлены в таблице 2, где показано, что установлены значительные изменения в познавательной активности детей.
Таким образом, мы подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что развитие познавательной активности младших школьников будет наиболее эффективным, если использовать дидактические игры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный этап развития образования требует от педагогов поиска новых форм и методов обучения, способствующих развитию творческой, активной личности ребенка. Активность личности выражается в многообразной и многосторонней деятельности, направленной на познание, изменение, преобразование окружающего мира.
Познавательная активность - сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и так далее) и объективных (окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения).
Среди структурных элементов познавательной активности детей выделяют:
- интеллектуальный - уровень развития умственной деятельности детей;
- мотивационный компонент - потребности, мотивы, интересы, определяющие желание детей принимать участие в занятии, игре;
- практический компонент включает проявления познавательной активности в реальной практической деятельности.
Успешность развития познавательной активности детей младшего школьного возраста связана с активизацией их учебно-познавательной деятельности на основе умелой реализации дидактических принципов, в частности, сознательности, активности, самостоятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в обучении.
Одним из методов, стимулирующих познавательную активность детей, является дидактическая игра - это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении младших школьников.
Использование в процессе обучения дидактических игр является основным условием развития познавательной активности детей младшего школьного возраста.
Теоретический анализ литературы подтвердил экспериментальное исследование по проблеме, которое показало, что включение в учебно-воспитательный процесс дидактических игр способствует развитию познавательной активности детей младшего школьного возраста.
В ходе эмпирического исследования нами была доказана гипотеза о том, что развитие познавательной активности младших школьников будет наиболее эффективным, если использовать дидактические игры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх младших школьников. М., 2005. – 177 с.
2. Ануфриева А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: изд. «Ось-89», 2012.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.-Воронеж, 2009. - 520 с.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 томах. Том 4. Детская психология / Д.Б. Эльконина - М.: Педагогика, 2014. - 432 с.
6. Гуровец Г.В. Ленок Я.Я. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике // Дефектология. – 2015. - №2. – С.44-50
7. Дубровина И.В. Практическая психология образования: учеб. пособие. 4-е изд. СПб.: Питер, 2016. - 592 с.
8. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления/Пер. с англ. Николаевой Н.М. / Н.Д. Виноградова - М.: Совершенство, 2000. - 208 с.
9. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет: Учебно-методическое пособие для учителей / А.З. Зак - М.: Новая школа, 2015. - 252 с.
10. Зубкова П.И. Исследование познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста - М.: Просвещение, 2015. - 363 с.
11. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении младших школьников. - М., 2013. – 298 с.
12. Козубовский В.М. Общая психология личности. Минск, 2012. – 289 с.
13. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. - СПБ.: Питер, 2014. - 320 с.
14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Академия, 2013. – 295 с.
15. Лозовая В.И. Целостный подход к формированию познавательной активности дошкольников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Тбилиси, 2010. – 45 с.