Файл: Игра в воспитательном процессе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дидактические игры помогают усвоению и закреплению знаний, овладению методами познавательной деятельности. Дети в процессе игры изучают признаки предметов, учатся классифицировать, сравнивать, обобщать. Применение дидактической игры помогает повысить интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, помогает лучше усваивать программный материал. В особенности эффективны дидактические игры на занятиях по обучению родному языку, ознакомлению с внешним миром, развитию математических представлений. Дидактические игры, ориентированные на умственное развитие детей, сильнее всего могут быть приближены к учебным занятиям. Проводя дидактические игры, учитель оказывает влияние на детей, продумывает методические спсообы проведения, добивается того, чтобы дидактические задачи вопринимались всеми детьми. Усложняя систематически материал учитывая требования программы, учитель через дидактические игры сообщает доступные знания, развивает необходимые умения, совершенствует психические процессы (мышление, восприятие, речь).

Выводы по 1 главе

Дидактическая игра является средством всестороннего воспитания личности ребенка. Вот следующие возможности дидактической игры в воспитании его основных качеств:

- Умственное воспитание. Содержание дидактических игр развивает у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, окружающей природе, предметам внешнего мира, углубляет и систематизирует знания о Родине, о людях различных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности. Знания об окружающей жизни даются детям по определенной системе. Так, ознакомление детей с трудом происходит в такой последовательности: детей сперва знакомят с содержанием определенного вида труда, а потом - с машинами, которые помогают людям в их труде, облегчающими труд и др.

- Нравственное воспитание. У детей развиваются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, о положительных и отрицательных качествах личности.

- Трудовое воспитание. Многие дидактические игры развивают у детей уважение к трудящемуся человеку, к труду взрослых, желание трудиться самим. В ходе игровой деятельности дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве. Так у детей вызывают интерес люди этих профессий, возникает желание играть в строительство домов и других объектов.


- Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен соответствовать эстетическим и гигиеническим требованиям: игрушки должны быть раскрашены в яркие цвета, художественно оформлены. Красивые, красочные дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. Весь материал для игр должен храниться в группе в определенном месте, доступном для детей.

- Физическое воспитание. Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребенка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, к изобразительной деятельности, т.е. будущему обучению в школе.

Таким образом, мы выяснили что дидактические игры имеют большое влияние на развитие различных сторон личности младших школьников, поэтому их можно эффективно использовать в образовательном и воспитательном процессе.

Глава 2 Эмпирическое исследование возможностей развития познавательной активности младших школьников посредством дидактических игр

2.1 Диагностика познавательной активности младшего школьника

База данного эмпирического исследования - МБОУ «Усть-Сертинская СОШ» с. Усть-Серта. Выборку исследования составили 18 учащихся 1 класса (7 мальчиков, 11 девочек в возрасте 7-8 лет).

Цель исследования: выявить эффективность дидактической игры для развития познавательной активности младших школьников.

Гипотеза: развитие познавательной активности будет наиболее эффективным, если в работе учителя начальных классов использовать дидактические игры.


Опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа:

1) констатирующий (диагностика уровня зрительной памяти);

2) формирующий (проведение развивающей работы с экспериментальным классом);

3) контрольный (проведение повторной диагностики экспериментального и контрольного класса).

Для осуществления данной цели были разработаны критерии и произведен выбор методик диагностики познавательной активности старших дошкольников с психофизическим развитием в пределах нормы и детей, отстающих в развитии.

В качестве критериев оценки уровней познавательной активности выступили:

- интеллектуальный компонент (уровень сформированности интеллектуальных умений),

- мотивационный (выраженность познавательной потребности, соподчинение мотивов);

- практический (проявления познавательной активности в реальной практической деятельности).

Исследование выстраивалось на основании методик диагностики, разработанных Дж. Равеном, Д.Б Элькониным, Е.Э. Кригер, В.С. Юркевич. Задания методик исследования развития познавательной активности у детей данной возрастной группы ориетированы на выявление у детей степени сформированности мыслительных операций, своеобразия познавательного интереса, ориентировочно-познавательных действий.

Качественная оценка результатов предполагает выделения 3-х основных компонентов (интеллектуальный, практический, мотивационный).

Уровни развития познавательной активности:

1. Высокий уровень

Дети в младшем школьно возрасте обладают довольно большим объемом информации, имеют богатый словарный запас, могут рассуждать, используют альтернативные пути для поиска необходимой информации. У детей развиваются потребности в знаниях, глубокие и широкие познавательные интересы, потребность в постоянном саморазвитии и самообразовании. Дети могут переходить с одного вида деятельности к другому виду без особых сложностей и внутренних усилий. Сознательная постановка младшими школьниками цели создает благоприятные условия для развития у них способности к планированию и исполнению действий про себя, а также к произвольной их регуляции. Правильность выполнения заданий проводится ребенком самостоятельно.

2. Средний уровень

Дети в младшем школьном возрасте могут делать выводы, однако отсутствует стремление к самостоятельному получению информации. Они осваивают толкьо общие методы решения некоторого класса задач. Проявляют активность и интерес толкьо в определенных случаях (интересное содержание занятия, нестандартные приемы обучения).


Дети не стремятся искать уникальные решения, понимания, что одобрение учителя можно получить не за что-то «сверхурочное», а просто за качественно выполненную работу, не требующую поиска дополнительной информации. Дети легко поддаются страхам, они уязвимы и мнительны. Особенно в данном возратсе им присуще острое переживание неудач, они нередко бросают практически уже сделанную работу из-за каких-либо незначительных обстоятельств. В работе таким детям нужна постоянная поддержка преподавателя.

3. Низкий уровень

Слабая память, слабое запоминание материала. Дети не согут обобщить информацию. Они пассивны, слабо реагируют на требования учителя, не проявляют заинтересованности, включаются в работу только под давлением взрослого. Неуверенность в собственных силах и способностях. Слабая настойчивость в работе и в желание получить новые знания. Детям в этом возрасте характерна незавершенность и торопливость действий. Слабо развиты навыки самостоятельной работы.

• Методика 1. Методика анализа уровня сформированности интеллектуальных умений.

Цель: определить уровень развитости основных интеллектуальных умений.

Оборудование: стандартные прогрессивные матрицы Равена (серия А, АВ).

Ход выполнения: Ребенку предлагаются рисунки с фигурами, которые связаны между собой определенной зависимостью. Одной фигуры недостает, а внизу она дается среди 6 - 8 других фигур. Задача - установить закономерность, которая связывает между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

Оценка результатов проводится по трех балльной шкале оценок:

3 балла (высокий уровень) - ребенок устанавливает закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, указывает правильный номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

2 балла (средний уровень) - ребенок устанавливает закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке с помощью педагога.

1 балл (низкий уровень) - ребенок не устанавливает закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, указывает номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов наугад.

Общее количество баллов - 18.

Результаты:

- Высокий уровень отмечается у 20% детей. Младшие школьники обладают достаточным объемом информации, могут рассуждать и комментировать правильность исполненного задания, устанавливают закономерность, которая связывает между собой фигуры на рисунке.

- Средний уровень выявлен у 40% детей, что связывается с отсутствием стремления к самостоятельному получению информации, исполнением заданий с помощью преподаваетля.


- Низкий уровень выявлен у 40% детей. Это можно объяснить неспособностью школьниками обобщить получаемую информацию, неумением определить закономерности, связывающие между собой фигуры на рисунке, ригидностью, слабой подвижностью мыслительных операций.

• Методика 2. «Мотивы умственной деятельности»

Цель: определить доминирование мотива умственной деятельности детей.

Оборудование: содержание рассказа, шесть схематических картинок, которые соответствуют содержанию текста и служащих опорой для запоминания.

Ход выполнения: Экспериментатор зачитывает текст рассказа и по ходу чтения выкладывает картинку соответствующего содержания. После прочтения задаются вопросы: Кто из них прав? Почему?

Обработка данных: ответы исследуются с учетом 2 следующих параметров: 1. предпочитаемое суждение; 2. обоснование ответа.

Интерпретация проводится по таким мотивам:

3 балла (высокий уровень) - познавательный мотив - интерес к процессу получения знаний

2 балла - (средний уровень) - игровой мотив - предпочтение игровой деятельности

1 балл (низкий уровень) - внешний мотив - требование педагога, иначе говоря, ребенок занимается только потому, что его заставляют заниматься взрослые.

Общее количество баллов - 18.

Результаты:

- Высокий уровень определен у 30% детей. Это можно объяснить тем, что у детей формируются потребности в знаниях, глубокие и широкие познавательные интересы, потребность в постоянном саморазвитии и самообразовании.

- Средний уровень обнаружен у 50% детей. Дети проявляют активность и интерес толкьо в определенных случаях (интересное содержание занятия, нестандартные приемы преподавания). Они не стремятся находить нестандартные решения, которые требуют поиска дополнительной информации.

- Низкий уровень выявлен у 20% детей. Дети пассивны, слабо реагируют на требования преподавателя, не проявляют заинтересованности, включаются в работу только под давлением учителя.

• Методика 3. «Определение доминирования познавательного или игрового мотива»

Цель: определить уровень доминирования игрового или познавательного мотива ребенка.

Оборудование: стол, где выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки.

Ход выполнения: ребенка приглашают в комнату, где на столике поставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение одной минуты рассмотреть их. После чего экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают интересную сказку, которую до этого он не слышал. На самом интересном месте чтение сказки прерывается и педагог спрашивает ребенка, что ему в этот момент хочется: поиграть с выставленными на столе игрушками или дослушать до конца сказку?