Файл: Изучение покупательского спроса и формирование товарного ассортимента в магазине. (на примере торгового предприятия).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие, виды, классификация товарного ассортимента предприятия
1.2 Особенности планирования ассортимента торгового предприятия
2. Анализ и направления совершенствования товарного ассортимента на примере магазина «Орион»
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика предприятия
2.3 Совершенствование процесса управления ассортиментом ООО «Орион»
2. Анализ и направления совершенствования товарного ассортимента на примере магазина «Орион»
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика предприятия
Организационно-правовая форма фирмы Общество с ограниченной ответственностью «Орион», зарегистрирована 16 декабря 2017 года.
Магазин «Орион», расположенный по адресу: г. Москва, ул. Богданова, д. 10. «Общество с ограниченной ответственностью» является юридическим лицом, действует на основе устава и законодательства Российской Федерации. Уставной капитал составляется из номинальной стоимости доли его участников. Размер доли участника определяется в процентах. Общество может участвовать и создавать на территории Российской Федерации свои организации. Имеется круглая печать, содержащие его полное наименование на русском языке с указанием на его место нахождение.
В ООО «Орион» осуществляются следующие виды деятельности:
- осуществление торгово-посреднической, производственной, финансовой деятельности;
- осуществляется реклама своих услуг; организация и участие в выставках;
- заключение договоров в пределах своей компетенции;
- торгово-закупочная деятельность;
- оказание бытовых, посреднических, транспортных, иных услуг и
- другие виды деятельности, предусмотренные в уставе предприятия.
Структура управления на предприятии ООО «Орион» механическая (дивизиональная).
Связи в структуре имеются как вертикальные, так и горизонтальные.
Рис. 3. Организационная структура ООО «Орион»
Недостатки: обострило проблему: представление (сравнительно) широких полномочий «дивизионам» и их руководителям – сочетание самостоятельности «дивизионов» и их ответственности за общие конечные ,для всей организации результаты.
Высший уровень управления – институционный, средний – управленческий, нижний – технический
Из-за высокой привлекательности отрасли (30% роста в год) конкурентно способность компании оценивается как средняя. В этом случае компания имеет стабильно высокую прибыль, и стратегически верным решением будет инвестировать компанию для усиления конкурентной позиции в этой отрасли (факторы усиления выявляются ниже).
Таблица 1 – SWOT-анализ
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Отработанные технологии торговли Возможность привлекать «дешевые и длинные» деньги Наличие 4х торговых помещений, 2 из которых в центре города и 2 в спальных районах Сильный бренд и лояльность клиентов |
Не достаточно привлекательный дизайн и интерьер магазинов Недозагруженность технологического оборудования и пропускной способности Низкий уровень лояльности персонала («полевые» данные) Не эффективные PR & promotion |
Возможности |
Угрозы |
Пока не очень высокий уровень конкуренции Бурное развитие строительства торговых площадей в городе Рост реальных доходов населения и наличие платежеспособного спроса Психологическая лояльность населения к «новым» форматам торговли (самообслуживание, гипермаркет) |
Увеличивающийся уровень конкуренции со стороны национальных и зарубежных операторов Возможна не достаточная лояльность органов власти Слабые позиции в борьбе за персонал в сравнении с зарубежными компаниями |
Критические угрозы:
Усиливающаяся конкуренция со стороны глобальных операторов розничной торговли на фоне не активного внешнего маркетинга компании.
Компенсация за счет активного инвестирования в маркетинг.
Усиливающаяся конкуренция на рынке квалифицированного торгового персонала на фоне низкого уровня его лояльности.
Компенсация за счет разработки и внедрения корпоративной программы и комплекса мер для повышения лояльности персонала.
2.2 Анализ товарного ассортимента магазина «Орион» за 2016-2018 гг.
Товары групп А и В обеспечивают основной товарооборот компании и составляют 90,69% или 68% ассортимента. Поэтому нужно обеспечивать постоянное их наличие. Общепринятой практикой является, когда по товарам группы А создается избыточный страховой запас, а по товарам группы В - достаточный.
Использование XYZ-анализа позволяет точнее настроить систему управления товарными ресурсами и за счет этого снизить суммарный товарный запас.
Таблица 2 – Расчет АВС – анализа
Наименование |
Общий товарооборот, за 2018 год тыс. руб. |
Доля в обороте |
Доля в обороте с накопительным итогом |
Группа |
ИТОГО |
842423 |
100% |
||
Бытовая химия |
103618,03 |
12,30% |
12,30% |
A |
Средства ухода за собой |
80872,61 |
9,60% |
21,90% |
A |
Мясная гастрономия |
76660,49 |
9,10% |
31,00% |
A |
Молочная продукция |
70763,53 |
8,40% |
39,40% |
A |
Слабоалкогольные напитки |
54252,04 |
6,44% |
45,84% |
A |
Винно-водочные изделия |
45406,60 |
5,39% |
51,23% |
B |
Сопутствующие товары |
41699,94 |
4,95% |
56,18% |
B |
Рыба |
37740,55 |
4,48% |
60,66% |
B |
Кондитерские изделия |
36561,16 |
4,34% |
65,00% |
B |
Мясопродукты |
35381,77 |
4,20% |
69,20% |
B |
Консервы |
34202,37 |
4,06% |
73,26% |
B |
Бакалея |
31843,59 |
3,78% |
77,04% |
B |
Овощи-фрукты |
28305,41 |
3,36% |
80,40% |
B |
Табак |
26536,32 |
3,15% |
83,55% |
B |
Безалкогольные напитки |
20639,36 |
2,45% |
86,00% |
B |
Замороженные продукты |
20639,36 |
2,45% |
88,45% |
B |
Хлебобулочные изделия |
18870,28 |
2,24% |
90,69% |
B |
Чай, кофе |
14742,40 |
1,75% |
92,44% |
C |
Чипсы, снеки |
14742,40 |
1,75% |
94,19% |
C |
Растительное масло |
12973,31 |
1,54% |
95,73% |
C |
Сыры |
11793,92 |
1,40% |
97,13% |
C |
Товары для животных |
6486,66 |
0,77% |
98,81% |
C |
Салаты |
5896,96 |
0,70% |
99,51% |
C |
Соусы, специи |
4127,87 |
0,49% |
100,00% |
C |
Рис.4 – Распределение ассортимента по АВС-группам
Таблица 3 – Расчет XYZ –анализа за 2018 год
Наименование |
1 квартал |
2 квартал |
3 квартал |
4 квартал |
Общий товар-т, за 2017 год тыс. руб. |
Среднее значение |
Коэфф. вариации |
Группа |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ИТОГО |
160060 |
193757 |
210606 |
278000 |
842423 |
210606 |
||
Бытовая химия |
18651,2 |
21759,8 |
27976,9 |
34193,9 |
103618,03 |
25904,5 |
23,07% |
Y |
Средства ухода за собой |
14152,7 |
16983,2 |
21835,6 |
27092,3 |
80872,61 |
20218,2 |
24,37% |
Y |
Мясная гастрономия |
14565,5 |
14565,5 |
22231,5 |
25298 |
76660,49 |
19165,1 |
24,66% |
Y |
Молочная продукция |
14152,7 |
16275,6 |
19106,2 |
21229,1 |
70763,53 |
17690,9 |
15,23% |
Y |
Слабоалкогольные напитки |
11392,9 |
13563 |
14105,5 |
15190,6 |
54252,04 |
13563 |
10,20% |
Y |
Вино-водочные изделия |
9081,32 |
10443,5 |
11351,6 |
14530,1 |
45406,60 |
11351,6 |
17,66% |
Y |
Сопутствующие товары |
8756,99 |
8339,99 |
10842 |
13344 |
41699,94 |
10425 |
19,08% |
Y |
Рыба |
6793,3 |
7925,52 |
10189,9 |
12454,4 |
37740,55 |
9435,14 |
23,07% |
Y |
Кондитерские изделия |
6946,62 |
8774,68 |
9505,9 |
10968,3 |
36561,16 |
9140,29 |
15,87% |
Y |
Мясопродукты |
7783,99 |
6722,54 |
9553,08 |
10968,3 |
35381,77 |
8845,44 |
18,44% |
Y |
Консервы |
6498,45 |
8550,59 |
9234,64 |
9576,66 |
34202,37 |
8550,59 |
14,00% |
Y |
Бакалея |
6368,72 |
6368,72 |
9234,64 |
9553,08 |
31843,59 |
7960,9 |
19,08% |
Y |
Овощи-фрукты |
5661,08 |
7359,41 |
7642,46 |
7642,46 |
28305,41 |
7076,35 |
11,66% |
Y |
Табак |
6103,35 |
5307,26 |
7164,81 |
7960,9 |
26536,32 |
6634,08 |
15,23% |
Y |
Безалкогольные напитки |
4334,27 |
4334,27 |
4953,45 |
6810,99 |
20639,36 |
5159,84 |
19,70% |
Y |
Замороженные продукты |
4540,66 |
4953,45 |
5779,02 |
5366,23 |
20639,36 |
5159,84 |
8,94% |
X |
Хлебобулочные изделия |
4717,57 |
4906,27 |
4717,57 |
4528,87 |
18870,28 |
4717,57 |
2,83% |
X |
Чай, кофе |
3538,18 |
3390,75 |
3980,45 |
3833,02 |
14742,40 |
3685,6 |
6,32% |
X |
Чипсы, снеки |
3685,6 |
2801,06 |
3502,79 |
4275,3 |
14742,40 |
3685,6 |
14,63% |
Y |
Растительное масло |
3502,79 |
2983,86 |
3502,79 |
2983,86 |
12973,31 |
3243,33 |
8,00% |
X |
Сыры |
3066,42 |
2830,54 |
3066,42 |
2830,54 |
11793,92 |
2948,48 |
4,00% |
X |
Детское питание и детские товары |
1456,55 |
1993,17 |
2299,81 |
1916,51 |
7666,05 |
1916,51 |
15,75% |
Y |
Товары для животных |
1427,06 |
1816,26 |
1427,06 |
1816,26 |
6486,66 |
1621,66 |
12,00% |
Y |
Салаты |
1356,3 |
1592,18 |
1651,15 |
1415,27 |
5896,96 |
1474,24 |
8,49% |
X |
Соусы, специи |
1073,25 |
1609,87 |
990,689 |
1073,25 |
4127,87 |
1031,97 |
28,21% |
Z |
Товары, которые могли бы войти в группу АХ в гастрономе нет. Товары группы ВХ отличает высокий товарооборот и стабильность. Необходимо обеспечить постоянное наличие товара. Расход товаров этой группы стабилен и хорошо прогнозируется.
Товары группы AY и BY при высоком товарообороте имеют недостаточную стабильность расхода, и, как следствие, для того чтобы обеспечить постоянное наличие, нужно увеличить страховой запас.
Товары группы С составляют до 32% ассортимента компании. Применение XYZ-анализа позволяет сильно сократить время, которое нужно менеджеру на управление и контроль над товарами данной группы
По товарам группы СХ можно использовать систему заказов с постоянной периодичностью и снизить страховой товарный запас.
По товарам группы CY можно перейти на систему с постоянной суммой (объемом) заказа, но при этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся у компании финансовых возможностей.
В группу товаров CZ попадают все новые товары, ,которые поставляются под заказ и т. п. Часть этих товаров можно спокойно выводить из ассортимента, а другую часть нужно постоянно контролировать, так как именно из за этой группы возникают неликвидные или труднореализуемые товарные запасы, от которые приводят к потерям компании . Выводить из ассортимента необходимо остатки товаров, взятых под заказ или уже не выпускающихся.
Таблица 4 – Процент прибыли приходящейся на каждую товарную группу
Наименование товарной группы |
Прибыль от продажи, за 2018 год тыс. руб. |
Доля прибыли, % |
ИТОГО |
233052 |
100 |
Бытовая химия |
15148,38 |
6,5 |
Средства ухода за собой |
12118,70 |
5,2 |
Мясная гастрономия |
29364,55 |
12,6 |
Молочная продукция |
24703,51 |
10,6 |
Слабоалкогольные напитки |
35890,01 |
15,4 |
Винно-водочные изделия |
30529,81 |
13,1 |
Сопутствующие товары |
8855,98 |
3,8 |
Рыба |
10021,24 |
4,3 |
Кондитерские изделия |
8156,82 |
3,5 |
Мясопродукты |
16080,59 |
6,9 |
Консервы |
6059,35 |
2,6 |
Бакалея |
3262,73 |
1,4 |
Овощи-фрукты |
3961,88 |
1,7 |
Табак |
5360,20 |
2,3 |
Безалкогольные напитки |
3728,83 |
1,6 |
Замороженные продукты |
2796,62 |
1,2 |
Хлебобулочные изделия |
2563,57 |
1,1 |
Чай, кофе |
1864,42 |
0,8 |
Чипсы, снеки |
1398,31 |
0,6 |
Растительное масло |
2097,47 |
0,9 |
Сыры |
5127,14 |
2,2 |
Детское питание и детские товары |
932,21 |
0,4 |
Товары для животных |
1398,31 |
0,6 |
Салаты |
932,21 |
0,4 |
Соусы, специи |
699,16 |
0,3 |