Файл: Изучение покупательского спроса и формирование товарного ассортимента в магазине. (на примере торгового предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как видно из расчетов, наибольшую долю в прибыли занимает товарная группа «Слабоалкогольные напитки» 15,4%, на втором месте находятся «Винно-водочные изделия» 13,1%, потом «Мясная гастрономия» 12,6 % и «Молочная продукция» 10,6%. Доля остальных товарных групп менее 10%.

Товарные группы, доля прибыли которых составляет менее 1% относятся:

чай, кофе – 0,8%;

чипсы, снеки – 0,6%;

растительное масло – 0,9%;

детское питание и детские товары – 0,4%;

товары для животных – 0,6%;

салаты – 0,4%;

соусы, специи – 0,3%.

Проанализировав объемы продаж и прибыли по каждой товарной группе можно принять решение. Сохранеять, увеличивать или прекращать реализацию товаров.

Рассматривая динамику роста продаж товарных групп приносящих наименьшую пользу предприятию можно выделить товарную группу «Салаты». Увеличение по данной группе составило 3,41%. Рост продаж остальных групп был более 100%.

Учитывая то, что эта группа товаров является скоропортящейся и спрос на нее бывает периодически (в основном в выходные и праздничные дни) данную группу товаров можно исключить из продаж.

По остальным товарным группам следует провести анализ для возможности снижения торговой наценки.

2.3 Совершенствование процесса управления ассортиментом ООО «Орион»

С целью выявления неходовых, залежалых товаров рекомендуется: изучить возможность сокращения по ним торговой надбавки.

Согласно данных учета, величина товарных запасов на 1 января 2018 года составила 280,30 тыс. руб. Товарооборачиваемость в среднем за анализируемый период составила 14 дней или 26,65 оборотов. Посредством опроса торгово-оперативного персонала и по данным инвентаризации установлено, что величина залежалых, неходовых товаров (т.е. сроком поступления до 1 января 2017 года) составляет 425 тыс. руб., основная доля которых приходится на продукты питания.

В условиях инфляции сложившаяся ситуация приводит к тому, что организация (продавец) реально получит лишь часть стоимости реализованной впоследствии продукции.

Допустим, что средний срок нахождения на складе залежалых товаров 12 месяцев. Цены за этот период возросли на 12%. Соответственно выплата 425 тыс. руб. на 01.01.20169 года равнозначна уплате 379,46 руб. (425:1,12) в реальном измерении. Тогда реальная потеря выручки в связи с инфляцией составит 45,54 тыс. руб. (425-379,46).


В этой связи для организации может оказаться целесообразным продать часть товара со скидкой. Средний уровень валового дохода от реализации в 2017 году составляет 27,66%.

Допустим, что предоставление 10%-ной скидки на залежалые товары позволит организации реализовать 45% от общей суммы залежалых товаров, что в абсолютном выражении составляет 191,25 тыс. руб. С учетом скидки, данная сумма составит 172,12 руб. Реальная потеря выручки в связи с инфляцией составит 18,44 тыс. руб. (172,12-(172,12:1,12)).

Таким образом, предоставление 10%-ной скидки на продукты питания позволяет организации сократить расходы от инфляции и увеличить в 2017 году прибыль.

Зная, что товарооборачиваемость в среднем за год составляет 35,76 оборота в среднем за год дополнительный товарооборот по себестоимости составит 1027,97 руб. (35,76*33,78). Таким образом, дополнительный валовой доход будет равен 1489,89 тыс. руб.

Условно переменные издержки обращения от реализации составят 328,37 тыс. руб. (1489,89*22,04)/100.

В результате продажи залежалых товаров со скидкой, организация магазина «Орион» получит за год дополнительную прибыль 1161,52 тыс. руб. (1489,89-328,37).

Таблица 5 – Расчет дополнительных доходов от реализации залежалых товаров со скидкой 10%

Показатели

Расчет

Величина

Б

1

2

Величина товарных запасов на 1.01.20169г., тыс. руб.

141166

Выручка от продажи товаров за 2010 год, тыс. руб.

842423

Среднегодовая стоимость товарных запасов, тыс. руб.

146151

Стоимость залежалых товаров по розничным ценам, тыс.руб.

425

Средний уровень валового дохода от продажи в 2017 году, %

27,66

Выручка от продажи залежалых товаров (около 45% их остатков), тыс. руб.

425*45%

191,25

Скидка на залежалые товары, %

10

Выручка от продажи залежалых товаров с учетом скидки, тыс. руб.

191,25*(100-10):100

172,12

Себестоимость 45% залежалых товаров,

тыс. руб.

191,25*(100-72,33):100

138,34

Валовый доход от продажи залежалых товаров, тыс. руб.

172,12-138,34

33,78

Фактическая скорость обращения товаров в 2017 году, обор.

35,76

Дополнительный товарооборот по себестоимости (в среднем за год, тыс. руб.)

35,76*33,78

1207,97

Торговая наценка, %

27,66:(100-27,66)*100

38,24

Дополнительный валовый доход за год,

тыс. руб.

1207,97*38,24:100

461,92

Дополнительный товарооборот в продажных ценах, тыс. руб.

1207,97+461,92

1489,89

Средний уровень условно-переменных издержек обращения, %

22,04

Дополнительные условно-переменные издержки обращения, тыс. руб.

1489,89*22,04:100

328,37

Дополнительная прибыль за год от реинвестирования полученных средств от продажи товаров со скидкой, тыс. руб.

1489,89-328,37

1161,52


Рост основных экономических показателей деятельности торгового предприятия, а также обеспечение необходимого уровня обслуживания в значительной степени зависят от правильного формирования ассортимента товаров в магазине.

Эффективная ассортиментная политика в основном зависит от умения планировать ассортимент, прогнозировать с высокой вероятностью структуру потребительского спроса.

Проблема управления ассортиментом является одной из пограничных областей в сфере менеджмента и маркетинга.

Ассортимент гастронома на сегодняшний день состоит из продовольственных и непродовольственных товаров. Наименьшую прибыль в товарном ассортименте предприятии приносит товарная группа «Салаты», поэтому было предложено исключить данную группу товаров из ассортимента предприятия.

Проанализировав динамику продаж, можно прийти к выводу, что в 2019 году не ожидается снижение спроса и покупательской способности на остальные товарные группы, приносящие наименьшую долю в прибыли предприятия. Основной ассортимент товаров магазина «Орион» можно представить в таблице 6.

Таблица 6 – Ассортимент товаров магазина «Орион» на 2019 год

Товарная группа

Продовольственные товары

Вино-водочные изделия

Слабоалкогольные напитки

Безалкогольные напитки

Молочная продукция

Сыры

Мясная гастрономия

Мясопродукты

Рыба

Хлебобулочные изделия

Кондитерские изделия

Замороженные продукты

Овощи-фрукты

Бакалея

Консервы

Чай, кофе

Соусы, специи

Растительное масло

Чипсы, снеки

Детское питание и детские товары

Товары для животных

Бытовая химия

Сопутствующие товары

Реализация товаров влияет на основные экономические показатели предприятия, такие как товарооборот, выручка, прибыль. Исходя из основных показателей «Орион» можно сказать, что реализации имеющегося ассортимента товаров на данном предприятии недостаточно и требуются мероприятия по совершенствованию ассортиментной политики предприятия.

Учитывая имеющиеся данные о предприятии «Орион» и о его ассортименте, можно предложить следующие мероприятия по совершенствованию ассортиментной политики предприятия:


1. Расширить ассортимент предприятия и включить в него такие ассортиментные группы, как, например: − непродовольственные товары; − табак; − средства ухода за собой и другие.

2. Чаще проводить опросы потребителей с целью изучения спроса на товары и на основе этого выявлять возможности совершенствования ассортимента.

3. Придерживаться принципа обеспечения оптимальной ширины и глубины ассортимента для обеспечения максимальных объемов продаж.

4. Ввести в штатное расписание маркетолога, который будет грамотно анализировать рынок, а также разработает эффективную маркетинговую политику. При оптимальной структуре ассортимента происходит увеличение как потенциального, так и реального уровня прибыли, устойчивость конкурентных позиций на перспективных потребительских и товарных рынках и, как следствие этого, наблюдается повышение экономической устойчивости предприятия. Оптимально составленный ассортиментный портфель предприятия напрямую воздействуют на его сбытовую деятельность. А это, в свою очередь, позволяет управлять долей маржинального дохода и, следовательно, долей чистой прибыли в выручке предприятия.

Таким образом, формирование оптимального ассортимента, способствует оптимизации прибыли, сохранению желаемой прибыли на длительный период времени, что актуально для предприятия «Орион», стремящегося быть конкурентоспособным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день управлению ассортиментом товаров уделяют внимание все торговые предприятия: начиная с магазина шаговой доступности и заканчивая крупными розничными торговыми сетями. Ведь основная цель торгового предприятия - получение прибыли, а одним из условий её достижения является совершенствование ассортимента.

Правильный подбор ассортимента - это основополагающий принцип работы торгового предприятия, который способствует его успешной деятельности. Формирование ассортимента включает в себя подбор согласованного набора товаров, который удовлетворяет не только реальные потребности, но и потребности потребителей в будущем. Оно основывается на заранее выбранных целях и определяет направления ассортиментной политики организации.

Главная цель ассортиментной политики — это определение набора товарных групп, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего эффективную деятельность фирмы.

При этом устанавливается по возможности оптимальное соотношение одновременного присутствия на рынке, как новых товаров, так и товаров в стадиях зрелости и спада.


В данной курсовой работе представлен анализ ассортиментной политики предприятия ООО «Орион». Данное предприятие образовано в 2009 году.

На основе проведенного анализа были предложены мероприятия по совершенствованию управлению товарными запасами на предприятия.

С целью оптимизации товарных запасов входящих в группу С и получения дополнительной прибыли было предложено реализовать залежалые товарные запасы со скидкой.

При этом полученный экономический эффект составит 1161,52 тыс. руб. является вполне значительным, учитывая отсутствие дополнительных затрат, связанных с его использованием. Товарную группу «Салаты» предложено исключить из ассортимента, т.к. она приносит наименьшую прибыль и в динамике рост продаж по данной группе товаров составил 3,41%.

Очевидно, что при более детальном и профессиональном подходе к планированию закупочной деятельности, предприятие может получить и более значительный экономический эффект в будущем. Данное решение может принять его руководитель по истечении текущего года, сравнив результаты деятельности предприятия при традиционном и профессиональном подходе к планированию закупочной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья и четвертая) (с изм. и доп.) – М.: Юристъ, 2017. – 1056 с.

2. Закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. №2300-1 (ред. от 18.04.2018) // СЗ РФ. — 1996. — № 3. — ст. 140.

3. Агеева, Н.А. Экономический анализ маркетинговой деятельности предприятия [Текст]. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2016. — 63 с.

4. Азоев, Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы [Текст]. — М.: Финансы и статистика, 2015. — 216 с.

5. Акулич, И.Л. Маркетинг [Текст]: учеб. пособие. — Минск: Выш. шк., 2016. — 447 с.

6. Акулич, М. Формирование, оптимизация товарного ассортимента и управление им. Предприятия розничной торговли, интернет-магазины [Текст]. — М.: Ridero, 2017. – 145 с.

7. Амблер, Т. Практический маркетинг [Текст]. – СПб.: Питер, 2015. – 389 с.

8. Багиев, Г.Л. Маркетинг [Текст]: Учебник для вузов. — М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2015. — 425 с.

9. Батурина, И.А. Научные основы формирования ассортимента пищевых продуктов с заданными свойствами. Технологии получения и переработки растительного сырья. [Текст] — Красноярск: СФУ, 2015. — 212 с. [Электронный ресурс] // URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=550153.

10. Березин, И.С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение. [Текст] – М.: Вершина, 2016. – 480 с.