Файл: Изучение покупательского спроса и формирование товарного ассортимента в магазине. (на примере торгового предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы заключается в том, что формирование ассортиментной политики предприятия влияет на его конкурентоспособность, так как она определяет степень удовлетворенности потребителей предлагаемыми товарами и услугами, что является частью стратегического управления торговым предприятием.

Ассортиментная политика является одним из основных объектов системы управления, так как именно отношение потребителей к продукции определяет возможности существования и развития предприятия. Поэтому для любого предприятия продуманная и детально разработанная ассортиментная политика служит основой его стабильности, рентабельности, индивидуальности, конкурентоспособности и, в конечном итоге, определяет успех предприятия на рынке. Кроме того, ассортиментная политика является наиболее важным из всех инструментов, с помощью которых предприятие осуществляет свою деятельность на рынке.

Главная задача ассортиментной политики заключается в том, чтобы в каждый данный момент товары, составляющие ассортимент предприятия, оптимально соответствовали потребностям покупателей по качественным и количественным характеристикам. Через формирование и реализацию ассортиментной политики маркетинговая деятельность любого предприятия выполняет свою основную функцию — приведение в соответствие соотношение спроса и предложения.

Таким образом, проблема оценки и повышения эффективности управления ассортиментом товаров является актуальной задачей в современных условиях хозяйствования.

Анализ теоретических аспектов совершенствования ассортиментной политики предприятия освещен во множестве статей, научных работ, учебных пособий, и монографий, как отечественных, так и зарубежных авторов.

Различные подходы к анализу и поиску резервов совершенствования ассортиментной политики предприятия широко освещены в работах: Е.Д. Татариновой, Е.А. Бузуковой, С.В. Ласковец, А.А. Наумова, А.В. Мажара и др.

Объектом данного исследования является ООО «Орион» г. Москва, предметом - формирование товарного ассортимента на предприятии и его прогнозная оценка

Целью данной работы является изучение аспектов потребительского спроса и формирования товарного ассортимента на основе предприятия ООО «Орион».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

В соответствии с этой целью в работе решаются следующие задачи:


Практическая значимость исследования, проведенного в работе состоит в выводах и предложениях по результатам проведенного анализа текущего состояния, проблем и перспектив роста эффективности ассортиментной политики предприятия, на примере ООО «Орион».

При написании работы были использованы такие методы исследования как системный, обобщенный методы, метод изучения документации, метод анализа и синтеза. Информационная база данной работы включает в себя нормативно-правовую базу, учебную литературу отечественных авторов, периодические издания и ресурсы Интернет.

Структура курсовой работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованных источников. В первой главе рассмотрены такие вопросы, как теоретические аспекты формирования товарного ассортимента на предприятии и его планирования. Во второй главе представлена организационная характеристика предприятия ООО «Орион», а также проведен анализ формирования товарного ассортимента и его оценка.

1. Теоретические основы изучения потребительского спроса и формирования ассортиментной политики предприятия

1.1 Понятие, виды, классификация товарного ассортимента предприятия

Ассортимент – это совокупность товаров, которые объединены по таким свойствам, как: назначение товаров, сырье, из которого они изготовлены, способ производства, структура реализации и другие [7, с.153].

Ассортимент связан с удовлетворением потребностей покупателей и со спросом. Существует также понятие, которое сходно с понятием ассортимент по значению, но не тождественно ему - это понятие номенклатуры. Номенклатура – это совокупность всех групп ассортимента общего или аналогичного назначения, предлагаемых тем или иным производителем или продавцом [4, с.56].


Можно сделать вывод из данного определения, что номенклатура, это наиболее широкое понятие, чем ассортимент и кроме того под номенклатурой чаще всего подразумевается спектр товаров конкретного продавца, либо производителя, а не товары, которые пользуются спросом.

Виды ассортимента товаров:

1) Широкий и неглубокий ассортимент – удовлетворяет первичные потребности большого количества покупателей, при том, что выбор торговых марок ограничен. Данный вид ассортимента встречается в гипермаркетах и крупных дискаунтерах;

2) Широкий и глубокий ассортимент удовлетворяет почти все потребности покупателя. В данном случае, в каждой товарной категории представлен широкий выбор (торговые марки, качество, цены, 6 разновидности). Этот вид ассортимента присущ универсальным магазинам (универмагам); Как известно, данные магазины удовлетворяют спрос и все потребности покупателей, вместе с тем, что товарные запасы в них очень велики. Исходя из этого, можно понять, что управлять ими сложно и именно поэтому универмаги работают с высокой наценкой.

3) Неширокий и глубокий ассортимент - присущ специализированным магазинам, удовлетворяющим специфические потребности покупателей, но который предлагает им большой выбор; Примерами являются такие магазины, как: специализированный магазин для ремонта дома, крупный магазин, специализирующийся на спорттоварах, товарах для сада и другие.

4) Неширокий и неглубокий ассортимент. Это ассортимент специализированных товаров с ограниченным выбором торговых марок [11, с. 36].

Он характерен, например, для дилеров определенной автомобильной марки или же для продавца-демонстратора, специализирующегося на какой-либо новинке. Таким образом, можно сказать, что ассортимент удовлетворяет разнообразные потребности покупателей, и каждый вид ассортимента направлен на ту или иную категорию потребителей.

Классификация ассортимента включает в себя четыре пункта, по которым он подразделяется и представлена на рисунке 1.

Рис.1. Классификация ассортимента

Ассортимент товаров классифицируется по таким признакам, как: местонахождение товара, широта и глубина охвата, степень удовлетворения потребностей и характер удовлетворяемых потребностей.

По местонахождению товара различают ассортимент:

− производственный;

− торговый.

Производственный ассортимент – это перечень товаров, производящийся в производственной отрасли одного региона или же одного предприятия. Он включает в себя те товары, выпускающиеся как предприятиями одной отрасли, так и предприятиями смежных отраслей [9, с. 55].


Ассортимент предприятия включает в себя товары, которые выпускаются на каком-то конкретном предприятии. При этом каждое предприятие самостоятельно решает, какие товары производить, а какие нет. Любое предприятие само формирует ассортимент реализуемых товаров исходя из спроса потребителей и возможностей, которые у него имеются:

  • производственный;
  • торговый.

По местонахождению товаров:

  • видовой;
  • марочный.

По глубине охвата:

  • рациональный;
  • оптимальный.

По степени удовлетворения потребностей:

  • реальный;
  • прогнозируемый.

Ассортиментная политика в значительной степени влияет на результаты деятельности предприятия в настоящий момент и на то, как оно будет развиваться в дальнейшем. И поэтому необходимо понимать, что, все решения принятые сегодня относительно перечня производимых товаров, внесут свой вклад, влияющий на деятельности предприятия завтра. И по этой причине ассортиментной политике на предприятии всегда уделяется большое внимание.

Торговый ассортимент представлен перечнем товаров на оптовых и розничных торговых предприятиях. Как правило, он формируется из товаров, производственных предприятий различных отраслей на основе покупательского спроса [6, с. 202].

Формированием ассортимента занимаются задолго до открытия магазина, сразу после разработки стратегии. Ключевой момент — составление ассортиментной матрицы. Это полный список всех товаров, которые продаются в магазине. Документ составляют для конкретного магазина или торговой сети на основе ассортиментной политики с учетом целевой аудитории, формата и расположения торговой точки.

Грамотно составленная ассортиментная матрица позволяет:

  • увеличить прибыль;
  • оптимизировать товарные запасы;
  • эффективно распределить денежные средства;
  • увеличить средний чек;
  • повысить лояльность покупателей;
  • стимулировать рост покупательской активности.

Строгих требований по составлению ассортиментной матрицы нет. Обычно её оформляют в виде таблицы, в которой указывают:

  • название товара и его свойства;
  • торговую марку;
  • фасовку;
  • поставщика и условия работы с ним;
  • товарную категорию и информацию о менеджере, который работает с ней;
  • входит ли товар в ассортиментный минимум;
  • к какой группе по ABC или XYZ-анализу относится.

В ассортиментной матрице ограничивают количество признаков товаров. В первую очередь, это должен быть список наименований, а не характеристика каждого продукта.


Каждой группе товаров отводится своя роль.

В магазине присутствуют [18, с.125]:

  • уникальные товары — формируют имидж магазина, завлекают покупателей, служат конкурентным преимуществом;
  • базовые — создают высокую оборачиваемость средств, привлекают постоянный поток покупателей;
  • сезонные — позволяют обновлять ассортимент, привлекать в магазин новых клиентов, повышать интерес к торговой точке;
  • удобные — дополняют ассортимент, повышают средний чек за счет комплексных покупок;
  • приоритетные — создают прибыльность магазину, формируют поток покупателей.

Ассортимент нужно сбалансировать по широте и глубине, чтобы покупатель смог удовлетворить свои потребности, а магазин — реализовать стратегию. Категории наполняют дешевыми и дорогими товарами разных торговых марок, увеличивают или уменьшают количество позиций в товарной группе.

В товарной номенклатуре каждого магазина должен быть отмечен ассортиментный минимум. Это основной набор товаров, который обязательно должен присутствовать в конкретной торговой точке. В ассортиментной матрице эти товары выделяют, стараются сотрудничать с несколькими поставщиками — дефицита по этой категории быть не должно.

Грамотно сформированный ассортимент помогает реализовать стратегию развития магазина. Покупатели будут находить на полках магазина то, что им нужно, приходить чаще и увеличивать прибыль. Для этого нужно составить ассортиментную матрицу, ориентируясь на особенности магазина, потребности покупателей, возможности конкурентов и условия работы с поставщиками.

1.2 Особенности планирования ассортимента торгового предприятия

На результаты маркетинговой деятельности торговых организаций, а также на их товарную политику оказывают большое влияние те решения, которые принимаются производителями и продавцами товаров по управлению товарным ассортиментом. Это объясняется тем, что те товары, которые они предлагают во многом определяют поведения потребителя на рынке, а точнее выбор потребителями покупателя или производителя. Для увеличения объемов продаж и прибыли, а также для привлечения большего количества покупателей в магазины, предприятия розничной торговли за последние десятилетия увеличили ассортимент предлагаемых товаров. Так, например, в американском продовольственном супермаркете представлено более 47 тысяч наименований продуктов питания [16, с.86].