Файл: Общие особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические исследования кадровой стратегии

1.1. Понятие и сущность кадровой стратегии

1.2. Методика анализа персонала и эффективности его использования в рамках исследования кадровой стратегии

1.3. Основные проблемы кадровой стратегии организации в современных экономических условиях

1.4. Особенности кадровой стратегии бюджетных учреждений

2. Анализ кадровой стратегии на примере бюджетной организации ГБУ «СШОР «Москвич»

2.1. Общая характеристика учреждения

2.2. Расчет обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами, использования рабочего времени

2.3. Анализ элементов кадровой стратегии бюджетного учреждения

3. Разработка направлений совершенствования кадровой стратегии бюджетной организации ГБУ «СШОР «Москвич»

3.1. Рекомендации по совершенствованию кадровой стратегии бюджетной организации ГБУ «СШОР «Москвич»

3.2. Оценка экономической эффективности мероприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.3. Основные проблемы кадровой стратегии организации в современных экономических условиях

Кадровая стратегия предприятия устанавливает цели, необходимые по отношению к внешнему окружению, а также цели, необходимые предприятию для руководства персоналом. Основанием для кадровой стратегии предприятия служит связь с функцией мотивации и  главным направлением является создание эффективной рабочей силы.

Проблемы кадровой стратегии можно разделить на четыре группы: [18, c. 166]

  • трудности процесса составления плана работы с персоналом;
  • осложнения организационного характера;
  • вопросы в сфере управления и стимулирования;
  • проблемы организации контроля.

Как показывает практика, если сразу не решать возникающие в начале реализации кадровой стратегии сложные вопросы, то со временем они только усугубляются и могут стать причиной совершенно неожиданных результатов. [19, c. 132] Устранять противоречия необходимо с самого их зарождения таким образом, чтобы к этапу контроллинга обеспечить стабилизацию развития ситуации с персоналом, особенно в вопросах повышения профессиональной компетенции.

К основным причинам возникновения кадровых проблем можно отнести: [15, c. 166]

  • проведение преобразований в структуре организации без соответствующей кадровой перестройки;
  • объединение нескольких подразделений компании или поглощение другой фирмой;
  • переход на дистанционную работу, создание интернет-групп или виртуальных команд;
  • неподготовленное исполнение мероприятий по изменению технологии начисления заработной платы или бонусной программы;
  • управление персоналом и принятие административных решений без учета меняющихся внешних социально-экономических факторов;
  • отсталое информационное обеспечение кадровой системы организации;
  • низкий уровень заботы и невнимательное отношение администрации к сотрудникам (наиболее яркой формой такой тенденции может быть проявление дискриминации в отношение персонала);
  • невысокая степень информированности кадровых ресурсов.
  • непродуманное штатное расписание;
  • отсутствие механизма грамотного распределения ресурсов, ответственности и постановки задач;
  • изменения в структуре администрации.

Преобразования в системе работы с персоналом проводятся в следующей последовательности:[13, c. 51]

  • сбор необходимой информации для планирования мероприятий кадровой политики с учетом имеющихся проблемных вопросов;
  • разработка новой схемы действий в области работы с персоналом или по реформированию существующей системы управления трудовыми ресурсами согласно намеченному плану преодоления трудных моментов;
  • мотивационно-стимулирующие меры в отношении кадровых специалистов, а также тех сотрудников, которые могут повлиять на положительное решение проблемных вопросов;
  • четкий контроль проведения антикризисных мероприятий, а также использование методики обратной связи для улучшения кадровой политики.

1.4. Особенности кадровой стратегии бюджетных учреждений

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, со­зданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муници­пальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Феде­рации полномочий соответственно органов государственной власти (государ­ственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, обра­зования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.[17]

Бюджетное учреждение, как любой другой вид организации нуждается в квалифицированном персонале, занимается его поиском, привлечением и занято­стью, решает вопросы расстановки и продуктивного использования персонала, оценивает влияние мобильности сотрудников на текучесть и устойчивость.[18, c. 155] Можно сказать, что сотрудники службы персонала бюджетных учреждений ре­шают сложный комплекс вопросов кадровой политики, как и другие организации и бизнес-структуры, тем не менее некоторые функции управления персоналом бюджетных организаций имеют свои особенности и отличительные черты.

Во многих коммерческих организациях, проводимая сегодня кадровая поли­тика более эффективна в отличие от пассивной и реактивной политики, характер­ной для традиционных форм управления персоналом, применяемых в некоммерче­ских организациях. Работа службы персонала бюджетных учреждений, в основ­ном, сводится к административным функциям: ведение штатного расписания, прием, увольнение, перевод работников, соблюдение трудового законодательства.[8, c. 12]

Основная цель кадровой стратегии бюджетного учреждения заключается в соблюдении следующих параметров деятельности (рис.2)

Рисунок 2- Цели кадровой стратегии бюджетного учреждения [7, c. 45]

Основные ориентиры кадровой стратегии бюджетного учреждения направлены на постоянное совершенствование организации обслуживания населения, систематическое повышение квалификации всех специалистов, использование современных технологий, осуществление обмена опытом работы и его распространение среди коллег.[13, c.51]

Кадровая стратегия бюджетного учреждения является одной из составляющих его имиджа, а от последнего, в свою очередь, во многом зависит успешность всей деятельности учреждения. Однако сегодня работодатели бюджетных учреждений нередко сталкиваются с трудностями реализации одной из составляющих кадровой политики - с проблемой подбора сотрудников.


Проанализируем процесс подбора персонала одного из бюджетных учре­ждений, где основной штат работников составляет технический персонал (убор­щики служебных помещений, сторожа, гардеробщики) и сравним его с организа­цией в коммерческой структуре.[15, c 55]

Для коммерческих организаций поиск сотрудников сегодня является до­вольно затратным процессом, особенно для тех компаний, которые нуждаются в срочном пополнении новыми сотрудниками, способными оправдать эти затраты: внести важный вклад в работу организации. К таким категориям сотрудников от­носят высокооплачиваемых специалистов и управленческий персонал.

Как правило, для поиска таких сотрудников компании обращаются в рекрутинговые агентства различных профилей, понимая, что успех подбора нужных кандидатов зависит от грамотного и открытого сотрудничества между кадровым агентством и компанией. Клиент должен предоставить всю информацию о ком­пании, должностных обязанностях, вознаграждении, условиях работы, корпора­тивной культуре. Закрытие рабочих позиций и вакансий технического персонала, в основном, осуществляется собственными силами организаций, но с использо­ванием разнообразных методов привлечения, в том числе и затратных.[6, c. 229]

Коммерческие организации, в отличие от бюджетного учреждения, имеют более расширенный канал набора персонала посредством реализации мероприя­тий поиска и привлечения через кадровые агентства, Интернет - сайты, где рабо­тодатель оплачивает свои услуги о размещении вакансии (например hh и другие), также информация может размещаться в СМИ, на телевидении.[7, c. 33]

Вариантов размещения вакансии для поиска технического персонала бюд­жетных учреждений не так много, в сравнении с имеющимися возможностями коммерческих организаций (см. таблицу 1).

Таблица 1

Варианты размещения вакансии для поиска технического персонала бюд­жетных учреждений [18, c. 154]

№ п/п

Средство информирования

Порядок оформления мероприятия

1.

Интернет

Информация о вакансиях размещается только на бесплатных для работодателей сайтах

2.

Центр занятости населения (далее ЦЗН)

Информация о наличии вакансии подается еже­месячно в соответствии с законодательством

3.

Участие в ярмарках вакансий, организуемых ЦЗН

Работодателем подается необходимый пакет до­кументов, для участия в ярмарке вакансий

4.

Формирование собственной базы резюме

Собственная база резюме-кандидатов формиру­ется и обновляется постоянно

5.

Рекомендации собственных сотрудников учреждения

Информирование работников учреждения об имеющихся вакансиях


Часто служба персонала бюджетного учреждения работает в режиме «нон- стоп» при закрытии «горящих» вакансий. Это связано с тем, что молодежь не­охотно идет работать в бюджетные учреждения, поскольку престижность работы в бюджетной сфере сейчас крайне невысока[13, c. 51]. Соответственно, на низкоквалифи­цированную (уборщики служебных помещений, сторожа, гардеробщики) и низ­кооплачиваемую работу в большинство бюджетных учреждений трудоустраива­ются граждане пенсионного возраста, что влечет наличие большого количества дней нетрудоспособности работников. Вследствие этого и возникает непредви­денное и непланируемое количество вновь открываемых вакансий и процесс по­иска сотрудников автоматически возобновляется вновь, что увеличивает объем работ по закрытию вакансий для сотрудников службы персонала.[17]

Рост мобильности персонала бюджетного учреждения связан, прежде всего, с его возрастными особенностями. Работники пенсионного возраста вправе увольняться, не предупреждая работодателя об увольнении за две недели, в от­личие от работников других возрастных категорий. Часто сотрудники пенсион­ного возраста увольняются по собственному желанию в течение одного дня. Среди основных причин увольнения называются, как правило, такие, как жела­ние помочь детям в воспитании внуков, состояние здоровья, усталость от работы, трудоустройство на выше оплачиваемую работу, с тем же функционалом и т.п. Хаотично изменяющийся процесс увольнений таких сотрудников определяет сложность и порой невозможность планирования использования и передвижения персонала этой категории работников внутри учреждения.

Однако, несмотря на все минусы процесса движения персонала - непредви­денного увольнения, наличия большого количества «больничных листов», бюд­жетные учреждения не испытывают нехватки низкоквалифицированного персо­нала. Работников, желающих трудоустроиться на таких условиях в бюджетную организацию, привлекает, прежде всего, стабильность выплаты заработной платы, наличие постоянной работы, отсутствие простоев, организация и плани­рование их рабочего дня, перерывов и отпуска.[1, c. 4]

Бюджетные учреждения постоянно осуществляют мероприятия по форми­рованию персонала - поиск и отбор необходимых работников на рынке труда. При этом при формировании кадрового состава трудового коллектива принима­ется во внимание не только профессиональные, деловые и личные качества каж­дого кандидата, но и учитывается психологическая совместимость сотрудников, которая помогает людям быстро сработаться друг с другом, что приносит удо­влетворенность своей работой и ведет к росту производительности труда. При этом обеспечивается замена выбывающих работников.[4, c. 87]


Большое внимание в бюджетных учреждениях сегодня уделяется снижению текучести кадров. Предотвращение увольнения работников по собственному же­ланию обеспечивается выявлением их трудовой мотивации, а также созданием привлекательных условий прохождения адаптации вновь принятых работников (особенно в первые шесть месяцев их работы). Мероприятия, проводимые при адаптации персонала, дают возможность снизить затраты на подбор персонала, минимизировать текучесть кадров.[6, c. 229]

Известно, что стабильный состав персонала формирует сплоченный и эф­фективный трудовой коллектив. Принцип сплоченности коллектива и организа­ции базируется на регулярном и своевременном информировании сотрудников о состоянии дел в компании, целях, задачах, неудачах и ее успехах. Это способ­ствует развитию у персонала чувства вовлеченности в процесс достижения гло­бальных целей организации, чувства сопричастности делам учреждения.[7, c. 109]

В отличие от коммерческих организаций, бюджетные учреждения не могут себе позволить включить в штат сотрудника, отвечающего за адаптацию нович­ков, введения их в должность, организацию обратной связи от линейного руко­водителя об особенностях прохождения испытательного срока вновь принятых сотрудников. В бюджетных учреждениях адаптацией работников, вовлеченно­стью их в трудовой процесс, вхождением его в коллектив занимается непосред­ственный линейный руководитель.[17]

Важной функций службы персонала бюджетного учреждения является и формирование корпоративной культуры учреждения.

К элементам корпоративной культуры относятся:[10, c. 35]

  • развитие учреждения - какие стратегические цели и задачи стоят перед учреждением;
  • традиции - какие проводимые мероприятия отражают историю учреждения и считаются традиционными;
  • корпоративный стиль учреждения - регламентированные требования к внешнему виду сотрудников учреждения (дресс-код), логотип;
  • взаимоотношения - нормы коммуникации между сотрудниками, между со­трудниками и внешними посетителями;
  • нормы поведения - этический кодекс организации, в котором прописаны правила поведения в определенных ситуациях;
  • люди - работники, разделяющие взгляды и цели учреждения.

Сотрудники, которые с удовольствием ходят на работу, носят корпоратив­ную форму учреждения, с гордостью представляются работниками своей органи­зации, показывают своим трудовым поведением приверженность и лояльность своему учреждению, составляют основу сплоченного трудового коллектива, редко увольняются и продолжают трудиться в течение длительного времени.[17]