Файл: Портрет современного учителя.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 769

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обобщив результаты исследования, полученные данные были сведены в таблицу 2.

Таблица 2

Сводная таблица результатов исследования «Современный учитель» Составлено автором

Методика

Качества современного учителя

Рис. «Мой (я) учитель(ница)»

60 % детей в качестве современного учителя увидели своего реального педагога.

Эссе «Современный учитель»

Красивый, строгий, отзывчивый, добрый, терпеливый, справедливый, умный. С красивым почерком и грамотной речью, стильный.

Педагог оказывает поддержку в школьной деятельности, ведет себя как хороший товарищ. Приветствует свободу и активность в деятельности и общении, не делит на плохих и хороших учеников, не агрессивен, обеспечивает ощущение защищенности.

Анкетирование

«Современный учитель»

Женщина – 60%,

Возраст 35-55 лет – 70%

Увлечённый – 50%,

Добрый – 60%,

Спортивный – 50%,

Умение петь – 20%,

Стильный – 80%,

Общительный – 70%.

Большинство детей в роли современного учителя видят своего педагога. Наибольшее предпочтение отдаётся учителю – женщине.

Вероятность этого выбора для начальных классов экстраполируется с результатами первой методики, где предпочтение было отдано классному руководителю (женщине) и матери. «Показательно, что выбор современного учителя – мужчину у ученика соотносится с выбором современного учителя – отца из первой методики»27, с. 95. «Вероятно, это связано с внутрисемейными ценностями, где авторитет отца для ученика очень высок»10, с. 124.

Обнаружено, что интеллектуальные качества педагога не входят в структуру видения школьниками его ролевой позиции: они упоминаются детьми реже всего, описываются скупее, чем остальные, встречаются в малом количестве сочинений. «Вместе с тем при восприятии ролевой позиции современного учителя школьник отчетливо представляет себе мотивы его поведения как партнера по общению, интерпретирует его поведение»17, с. 1253.

«Для большинства школьников современный учитель женщина средних лет, хорошо знающая свой предмет, увлечённая, добрая, спортивная, стильная, активный участник межличностных отношений с учащимися»23, с. 14.

Таким образом, обобщая исследование, получили портрет современного учителя: женщина 35-55 лет, имеющая глубокое знание предмета и умение увлечь им детей, добрая, спортивная, не обязательно умеющая петь и играть на музыкальных инструментах, стильно и красиво одевающаяся, участник межличностных отношений с учащимися. Детям школьного возраста импонирует, когда педагог оказывает им поддержку в их деятельности, когда он ведет себя как хороший товарищ. Обладает демократическим стилем общения.


3. РЕКОМЕНДАЦИИ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТРЕТА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

«Успех и достижения в нелегком деле обучения школьников зависит от наличия у современного учителя высокого культурного уровня и моральных качеств, глубоких знаний и навыков»5, с. 142. Однако даже этого обычно недостаточно. Необходимо наличие определенных специфических качеств личности эмоционально-волевой и умственной сферах. Это педагогические способности, соответствующие серьезным требованиям, предъявляемым педагогической деятельностью. Способности – индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся 8, с. 119:

- общие способности - такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности Общие способности человека - интеллект, склонность к творчеству, обучаемость - определяют продуктивность соответствующих видов активности, которые проявляет учитель в своей профессиональной деятельности.

- специальные способности - система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности. Специальные способности органически связаны с общими.

«Педагогическими способностями  называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью» 20, с. 188. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне. 

«Отечественные исследователи педагогических способностей на основе положений С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова в 60-е гг. прошлого века выделили целый набор педагогических способностей»9, с. 210. Круг педагогических способностей очень велик. Он охватывает всю структуру педагогической деятельности. Психологи и педагоги, исследовавшие профессиограмму учителя, выделяют различные способности современного учителя. В исследованиях Н.В.Кузьминой раскрыты такие способности, как педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогический такт, распределение внимания, организаторские способности 12, с. 136.


В наиболее обобщенном виде педагогические способности современного учителя были представлены В.А.Крутецким:

1. Дидактические способности - способность передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. «Учитель с дидактическими способностями умеет реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное - простым, непонятное -понятным»37, с. 86.

2. Академические способности - способность к соответствующей области науки. Такой учитель знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему большой интерес, ведет исследовательскую работу.

3. Перцептивные способности - способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его психических состояний.

4. Речевые способности - способность ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики, пантомимики. Содержательность, яркость и выразительность, образность, эмоциональность, грамотность речи. Оптимальный темп, владение искусством паузы.

5. Организаторские способности — это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, организовать индивидуальную и коллективную деятельность учащихся, и во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу (уметь правильно планировать и контролировать свою деятельность и поведение, распределять работу во времени, укладываться в намеченные сроки).

6. Авторитарные способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся. «Развитость таких волевых качеств как: решительность, выдержка, настойчивость, требовательность»5, с. 63. Наличие чувства ответственности за обучение школьников, Уверенность в себе.

7. Коммуникативные способности - способности к общению с детьми, умение найти индивидуальный подход к учащемуся, педагогический такт, уравновешенность в общении, доброжелательность, справедливость.

8. Педагогическое воображение — предвидение последствий педагогической деятельности, воспитательное проектирование личности учащихся, умение прогнозировать развитие тех или иных качеств ребенка.

9. Способность к распределению внимания - быстрое и деловое реагирование на все, происходящее в классе, умение распределять внимание между несколькими видами деятельности.


«Перечисленные педагогические способности позволяют успешно современному учителю осуществлять все стороны педагогической деятельности»13, с. 129.

Рекомендации для формирования портрета современного учителя38, с. 116:

· Проведение психологической диагностики. Известно, что современный учитель традиционно большой интерес проявляет к диагностическим приемам, направленным на выявление одаренных детей. Задача психолога, кроме проведения самой диагностики, заключается в консультировании современного учителя по вопросам проведения наблюдений над особенностями развития детей. Это займет определенное время, однако в дальнейшем он «пожнет два урожая»: получит информацию о потенциальных возможностях школьников и поможет перестроить свой взгляд на детей.

· Психолого-педагогическое просвещение современных учителей и родителей, имеющее своей целью расширение их представления о природе и проявлениях одаренности, особенностях обучения одаренных детей и т.д.

· Создание в ДУ социально-психологических условий для проявления и развития одаренности школьников. «Такие условия могут создаваться как психологом в процессе специальных развивающих, тренинговых занятий и программ, так и коллективом»6, с. 71. В этом случае психолог ведет консультативную работу с современными учителями, оказывая им помощь в разработке и анализе индивидуальных программ обучения одаренных школьников.

· Оказание психологической помощи одаренным детям и их современным учителям в решении возникающих у них проблем.

Рекомендации для родителей24, с. 131:

- Для семьи важно не только определить, что ребенок одаренный, но и правильно сформировать отношение к его одаренности. Иногда родители сопротивляются причислению своих детей к одаренным. «Объясняется это, очевидно, тем, что родители одаренных детей, как члены своего общества, подвержены системе отношений и ценностей общества в целом»16, с. 153.

- Нужно предостеречь родителей от таких ошибок восприятия данной ситуации:

- Многие родители заявляют: «Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком — таким, как все!» Или, в ответ на вопрос: «Каково вам воспитывать одаренного ребенка?» — они отвечают, что все было прекрасно до тех пор, пока в школе ребенку не приклеили ярлык одаренного и не сообщили об этом родителям. Ребенок остался тем же, но родительское восприятие его изменилось; родители начинают нервничать, задавать вопросы: «А так ли мы выполняем свои обязанности по отношению к ребенку?» В таких случаях напряжение может вытеснить радость из семейных отношений. Существует также вероятность, что самовосприятие ребенка будет изменено ярлыком одаренности.


- Позиции родителей по отношению к своему одаренному ребенку могут быть различны. «Некоторые родители, обнаружив у своего ребенка проявление одаренности, понимают, что все свои усилия современный учитель направляет на развитие его способностей в соответствии со своими представлениями о целях и задачах образования»7, с. 166. При этом считая своего ребенка вундеркиндом, внимание обращают лишь на первую часть этого слова - акцентируют исключительность ребенка, забывая, что он остается все же ребенком. Если одаренность проявляется в какой-то специфической области (например, ребенок демонстрирует выдающиеся музыкальные способности), музыкальные занятия заполняют его жизнь настолько, что препятствуют полноценному развитию прочих способностей. «Односторонность развития, которая в будущем может и не может быть подкреплена выдающимися достижениями, крайне негативно скажется на всем многообразии личностных проявлений и интеллектуальных способностей»39, с. 24.

«Большое место в процессе исследований должен занимать современный учитель»34, с. 110. Это позволит получить конкретные фактические данные. Условия формирования портрета современного учителя:

· Создание развивающей среды, стимулирующей и обеспечивающей самостоятельную художественную деятельность детей

· Ознакомление детей с окружающим миром и формирование ярких впечатлений, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта.

· Предоставление максимальной свободы для проявления творчества и инициативы. Широкий подход к решению проблемы.

· Сочетание программного содержания и требований с проявлением творческой инициативы самого ребенка.

· Использование в работе большого количества нетрадиционных материалов, средств, технологий их использования.

· Бережное отношение к процессу и результату деятельности ребенка.

Таким образом, портрет современного учителя подразумевает наличие высокоразвитой выраженной потребности в социальном взаимодействии,  находящей проявление в желании научить, передать знания, общаться с детьми, в стремлении рационально и полезно организовать деятельность класса, разнообразить их жизнь. Чтобы успешно реализовать эту потребность, современный учитель должен быть тактичен. Важны и вспомогательные особенности и черты личности, которые тоже считаются частью способностей современного учителя. Прежде всего, это  те или иные свойства интеллекта: критичность, остроумие, последовательность и другие. Ораторские способности также должны присутствовать – владение речью, хороший словарный запас всегда дадут учителю преимущество на уроке и при организации досуга детей.