Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 968
Скачиваний: 34
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОРТРЕТА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
1.1. Портрет современного учителя как психолого-педагогический феномен
1.2. Представления школьников о современном учителе
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПОРТРЕТА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
3. РЕКОМЕНДАЦИИ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТРЕТА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
Обобщив результаты исследования, полученные данные были сведены в таблицу 2.
Таблица 2
Сводная таблица результатов исследования «Современный учитель» Составлено автором
Методика |
Качества современного учителя |
Рис. «Мой (я) учитель(ница)» |
60 % детей в качестве современного учителя увидели своего реального педагога. |
Эссе «Современный учитель» |
Красивый, строгий, отзывчивый, добрый, терпеливый, справедливый, умный. С красивым почерком и грамотной речью, стильный. Педагог оказывает поддержку в школьной деятельности, ведет себя как хороший товарищ. Приветствует свободу и активность в деятельности и общении, не делит на плохих и хороших учеников, не агрессивен, обеспечивает ощущение защищенности. |
Анкетирование «Современный учитель» |
Женщина – 60%, Возраст 35-55 лет – 70% Увлечённый – 50%, Добрый – 60%, Спортивный – 50%, Умение петь – 20%, Стильный – 80%, Общительный – 70%. |
Большинство детей в роли современного учителя видят своего педагога. Наибольшее предпочтение отдаётся учителю – женщине.
Вероятность этого выбора для начальных классов экстраполируется с результатами первой методики, где предпочтение было отдано классному руководителю (женщине) и матери. «Показательно, что выбор современного учителя – мужчину у ученика соотносится с выбором современного учителя – отца из первой методики»27, с. 95. «Вероятно, это связано с внутрисемейными ценностями, где авторитет отца для ученика очень высок»10, с. 124.
Обнаружено, что интеллектуальные качества педагога не входят в структуру видения школьниками его ролевой позиции: они упоминаются детьми реже всего, описываются скупее, чем остальные, встречаются в малом количестве сочинений. «Вместе с тем при восприятии ролевой позиции современного учителя школьник отчетливо представляет себе мотивы его поведения как партнера по общению, интерпретирует его поведение»17, с. 1253.
«Для большинства школьников современный учитель женщина средних лет, хорошо знающая свой предмет, увлечённая, добрая, спортивная, стильная, активный участник межличностных отношений с учащимися»23, с. 14.
Таким образом, обобщая исследование, получили портрет современного учителя: женщина 35-55 лет, имеющая глубокое знание предмета и умение увлечь им детей, добрая, спортивная, не обязательно умеющая петь и играть на музыкальных инструментах, стильно и красиво одевающаяся, участник межличностных отношений с учащимися. Детям школьного возраста импонирует, когда педагог оказывает им поддержку в их деятельности, когда он ведет себя как хороший товарищ. Обладает демократическим стилем общения.
3. РЕКОМЕНДАЦИИ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТРЕТА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
«Успех и достижения в нелегком деле обучения школьников зависит от наличия у современного учителя высокого культурного уровня и моральных качеств, глубоких знаний и навыков»5, с. 142. Однако даже этого обычно недостаточно. Необходимо наличие определенных специфических качеств личности эмоционально-волевой и умственной сферах. Это педагогические способности, соответствующие серьезным требованиям, предъявляемым педагогической деятельностью. Способности – индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся 8, с. 119:
- общие способности - такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности Общие способности человека - интеллект, склонность к творчеству, обучаемость - определяют продуктивность соответствующих видов активности, которые проявляет учитель в своей профессиональной деятельности.
- специальные способности - система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности. Специальные способности органически связаны с общими.
«Педагогическими способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью» 20, с. 188. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.
«Отечественные исследователи педагогических способностей на основе положений С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова в 60-е гг. прошлого века выделили целый набор педагогических способностей»9, с. 210. Круг педагогических способностей очень велик. Он охватывает всю структуру педагогической деятельности. Психологи и педагоги, исследовавшие профессиограмму учителя, выделяют различные способности современного учителя. В исследованиях Н.В.Кузьминой раскрыты такие способности, как педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогический такт, распределение внимания, организаторские способности 12, с. 136.
В наиболее обобщенном виде педагогические способности современного учителя были представлены В.А.Крутецким:
1. Дидактические способности - способность передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. «Учитель с дидактическими способностями умеет реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное - простым, непонятное -понятным»37, с. 86.
2. Академические способности - способность к соответствующей области науки. Такой учитель знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему большой интерес, ведет исследовательскую работу.
3. Перцептивные способности - способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его психических состояний.
4. Речевые способности - способность ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики, пантомимики. Содержательность, яркость и выразительность, образность, эмоциональность, грамотность речи. Оптимальный темп, владение искусством паузы.
5. Организаторские способности — это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, организовать индивидуальную и коллективную деятельность учащихся, и во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу (уметь правильно планировать и контролировать свою деятельность и поведение, распределять работу во времени, укладываться в намеченные сроки).
6. Авторитарные способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся. «Развитость таких волевых качеств как: решительность, выдержка, настойчивость, требовательность»5, с. 63. Наличие чувства ответственности за обучение школьников, Уверенность в себе.
7. Коммуникативные способности - способности к общению с детьми, умение найти индивидуальный подход к учащемуся, педагогический такт, уравновешенность в общении, доброжелательность, справедливость.
8. Педагогическое воображение — предвидение последствий педагогической деятельности, воспитательное проектирование личности учащихся, умение прогнозировать развитие тех или иных качеств ребенка.
9. Способность к распределению внимания - быстрое и деловое реагирование на все, происходящее в классе, умение распределять внимание между несколькими видами деятельности.
«Перечисленные педагогические способности позволяют успешно современному учителю осуществлять все стороны педагогической деятельности»13, с. 129.
Рекомендации для формирования портрета современного учителя38, с. 116:
· Проведение психологической диагностики. Известно, что современный учитель традиционно большой интерес проявляет к диагностическим приемам, направленным на выявление одаренных детей. Задача психолога, кроме проведения самой диагностики, заключается в консультировании современного учителя по вопросам проведения наблюдений над особенностями развития детей. Это займет определенное время, однако в дальнейшем он «пожнет два урожая»: получит информацию о потенциальных возможностях школьников и поможет перестроить свой взгляд на детей.
· Психолого-педагогическое просвещение современных учителей и родителей, имеющее своей целью расширение их представления о природе и проявлениях одаренности, особенностях обучения одаренных детей и т.д.
· Создание в ДУ социально-психологических условий для проявления и развития одаренности школьников. «Такие условия могут создаваться как психологом в процессе специальных развивающих, тренинговых занятий и программ, так и коллективом»6, с. 71. В этом случае психолог ведет консультативную работу с современными учителями, оказывая им помощь в разработке и анализе индивидуальных программ обучения одаренных школьников.
· Оказание психологической помощи одаренным детям и их современным учителям в решении возникающих у них проблем.
Рекомендации для родителей24, с. 131:
- Для семьи важно не только определить, что ребенок одаренный, но и правильно сформировать отношение к его одаренности. Иногда родители сопротивляются причислению своих детей к одаренным. «Объясняется это, очевидно, тем, что родители одаренных детей, как члены своего общества, подвержены системе отношений и ценностей общества в целом»16, с. 153.
- Нужно предостеречь родителей от таких ошибок восприятия данной ситуации:
- Многие родители заявляют: «Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком — таким, как все!» Или, в ответ на вопрос: «Каково вам воспитывать одаренного ребенка?» — они отвечают, что все было прекрасно до тех пор, пока в школе ребенку не приклеили ярлык одаренного и не сообщили об этом родителям. Ребенок остался тем же, но родительское восприятие его изменилось; родители начинают нервничать, задавать вопросы: «А так ли мы выполняем свои обязанности по отношению к ребенку?» В таких случаях напряжение может вытеснить радость из семейных отношений. Существует также вероятность, что самовосприятие ребенка будет изменено ярлыком одаренности.
- Позиции родителей по отношению к своему одаренному ребенку могут быть различны. «Некоторые родители, обнаружив у своего ребенка проявление одаренности, понимают, что все свои усилия современный учитель направляет на развитие его способностей в соответствии со своими представлениями о целях и задачах образования»7, с. 166. При этом считая своего ребенка вундеркиндом, внимание обращают лишь на первую часть этого слова - акцентируют исключительность ребенка, забывая, что он остается все же ребенком. Если одаренность проявляется в какой-то специфической области (например, ребенок демонстрирует выдающиеся музыкальные способности), музыкальные занятия заполняют его жизнь настолько, что препятствуют полноценному развитию прочих способностей. «Односторонность развития, которая в будущем может и не может быть подкреплена выдающимися достижениями, крайне негативно скажется на всем многообразии личностных проявлений и интеллектуальных способностей»39, с. 24.
«Большое место в процессе исследований должен занимать современный учитель»34, с. 110. Это позволит получить конкретные фактические данные. Условия формирования портрета современного учителя:
· Создание развивающей среды, стимулирующей и обеспечивающей самостоятельную художественную деятельность детей
· Ознакомление детей с окружающим миром и формирование ярких впечатлений, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта.
· Предоставление максимальной свободы для проявления творчества и инициативы. Широкий подход к решению проблемы.
· Сочетание программного содержания и требований с проявлением творческой инициативы самого ребенка.
· Использование в работе большого количества нетрадиционных материалов, средств, технологий их использования.
· Бережное отношение к процессу и результату деятельности ребенка.
Таким образом, портрет современного учителя подразумевает наличие высокоразвитой выраженной потребности в социальном взаимодействии, находящей проявление в желании научить, передать знания, общаться с детьми, в стремлении рационально и полезно организовать деятельность класса, разнообразить их жизнь. Чтобы успешно реализовать эту потребность, современный учитель должен быть тактичен. Важны и вспомогательные особенности и черты личности, которые тоже считаются частью способностей современного учителя. Прежде всего, это те или иные свойства интеллекта: критичность, остроумие, последовательность и другие. Ораторские способности также должны присутствовать – владение речью, хороший словарный запас всегда дадут учителю преимущество на уроке и при организации досуга детей.