Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 972
Скачиваний: 34
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОРТРЕТА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
1.1. Портрет современного учителя как психолого-педагогический феномен
1.2. Представления школьников о современном учителе
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПОРТРЕТА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
3. РЕКОМЕНДАЦИИ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТРЕТА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
Общество, порождая требования к профессиональному имиджу современного учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества современного учителя, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.
«Личность современного учителя занимает огромное место в сознании ребенка» 7, с. 150. Его оценки, отношение к ребенку, высказывания, пожелания и требования, в значительной степени и определяют самочувствие ребенка, его настроение. У школьников складывается определенное отношение к учителю, которое может переживаться им по-разному. Более того, личность современного учителя играет очень важное воспитательное значение для школьника, т.к. ребенку свойственно подражать людям, которые ему симпатичны. Считается, что для школьников учитель является непререкаемым авторитетом.
Совокупность требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе выделяют, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой – научно-теоретическую и практическую часть [21].
Все требования к современному учителю можно объединить в три основных комплекса, взаимосвязанных и дополняющих друг друга: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии современного учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету.
«Учитель – не только профессия, суть которой передавать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке»36, с. 381. В этой связи цель педагогического образования может быть представлена как непрерывное общение и профессиональное развитие современного учителя нового типа, которого характеризуют:
- Высокая гражданская ответственность и социальная активность;
- Любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;
- Высокий профессионализм, современный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;
- Подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать с другими;
- Потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;
- Физическое и психологическое здоровье, профессиональная работоспособность [5].
В деятельности современного учителя ведущее место занимает направленность его личности. Идейная убежденность определяет все другие свойства и характеристики личности, которые выражают его социально-нравственную направленность, в частности социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности [23].
В структуре личности педагога особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является тем каркасом, вокруг которого создаются основные профессионально-значимые качества современного учителя. Основой педагогической направленности является интерес к профессии современного учителя, который находит свое выражение в любви к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Также важно педагогическое призвание, основу которого составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, развития многих качеств современного учителя, которые характеризуют направленность его личности. Среди таких качеств – педагогический долг и ответственность. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность современного учителя [19].
Взаимоотношения современного учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляю сущность педагогического такта. Тактика поведения современного учителя состоит в том, чтобы, предвидя его последствия, выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, а также провести своевременную их корректировку [17].
Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между современного учителями и учащимися. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость [19].
Педагогическая справедливость представляет собой своеобразную оценку объективности современного учителя, уровня его нравственной воспитанности.
Появилась необходимость на ранней стадии получения педагогического образования, иметь психологический профиль педагога. А на стадии профориентации – подсказывать им, насколько они по своей психологической природе соответствуют выбранной профессии.
Неизменно одно – в школу нельзя допускать меланхоликов или смесь холерик-меланхолик. Это значит, что если у кандидата в педагоги есть минусы, то он должен их уравновешивать дополнительными плюсами. Учитель должен быть тактичным, лояльным, дружелюбным чтобы ученики не боялись его, а уважали.
Качества личности, характеризующие педагога как профессионала, являются предпосылкой и выражением его авторитетности. Если в рамках других профессий привычно звучат выражения «научный авторитет», «признанный авторитет в своей области» и т.п., то у современного учителя может быть единый и неделимый портрет личности [32].
Следовательно, портрет современного учителя в психологии и педагогике соотносится с требованием времени, задачами, стоящими перед образованием. Но высокие личностные качества педагога остаются необходимым условием успешной профессиональной деятельности.
1.2. Представления школьников о современном учителе
В соответствии с Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [2], современный учитель должен обладать профессиональными компетенциями и определёнными личностными качествами современного учителя, такими как готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья; способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития и оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
Современный учитель должен иметь профессиональную установку на оказание помощи любому ребенку.
При этом Ю.П.Вавилов [6] отмечает что, профессионально важные качества современного учителя до сих пор изучены недостаточно, а имеющиеся профессиограммы труда современного учителя неполны.
Тем не менее, Ю.П.Вавилов выделяет ряд качеств, необходимых первому учителю детей. К ним относится:
- направленность на педагогическую работу;
- любовь к тем учебным предметам, которые преподаются в начальной школе;
- профессиональная подготовка, ориентированная на программу обучения в начальном звене;
- умение излагать учебный материал в простой, доступной для школьников форме;
- яркое образное мышление; знание возрастных и индивидуальных особенностей учеников начальных классов, возможностей и резервов их развития;
- умение общаться с маленькими школьниками, поддерживая их непосредственность и эмоциональность;
- эмпатия;
- педагогическая интуиция;
- педагогическая зоркость, наблюдательность;
- особая теплота и доброта, материнская ласка в отношении к ученикам;
- речевое чутье;
- склонность к игровым методам обучения и другие.
Результаты исследований, проведенных Ю.П.Вавиловым, показали, что большинство учителей на первые места ставят такие профессионально важные качества, которые позволяют им добиваться успеха в работе, в широком смысле это педагогическое мастерство, профессиональная подготовленность. Чисто личностные, человеческие качества попадают на второй план, занимая более низкие ранговые места [6].
Таким образом, современный учитель, по мнению учащихся, всегда молод, его молодость (независимо от возраста педагога) является следствием уверенности в себе, ощущения счастья, у него преобладает хорошее настроение, он весел и не строг. «Современный учитель на уроках умеет заинтересовать и удивить школьников, доступно для каждого объяснить новый или уже пройденный материал»27, с. 74.
Условием профессиональной успешности такого современного учителя является его самочувствие и здоровье (современный учитель – «не болеет»). Современный учитель умный и справедливый, много знающий. «Доминирующей эмоцией такого современного учителя является радость»38, с. 199. Кроме того, современный учитель уважает и любит своих учеников, он нежен и ласков с детьми, внимателен к каждому, поэтому окружающими воспринимается милым и приятным. Он умеет сдерживать свои негативные эмоции, проявлять их адекватно ситуации.
Сравнивая результаты опроса учителей начальных классов (Ю.П.Вавилов, 1995) и результаты опроса школьников, можно сделать следующий вывод: дети, прежде всего, хотят видеть свою первую учительницу доброй, любящей и уважающей их, внимательной, справедливой, знающей и умеющей учить, жизнерадостной, активной.
То есть, для школьников наиболее важными являются личностные, человеческие качества, которые современного учителя оценивают как менее значимые. «В тоже время, представления о современном учителе школьников являются ожиданиями детей, которые современного учителям необходимо оправдывать»16, с. 208.
Современный учитель это тот, который сможет сделать ученика самостоятельным, ответственным, целеустремленным и устойчивым к испытаниям жизни, тот, который умеет пробуждать в детях ученика, а потом собеседника.
«Современный учитель – это любимый учитель, это добрый человек, любящий детей, знающий, что нужно каждому ребенку, чтобы они полюбили школу»10, с. 115.
Цель современного учителя – сформировать у ребенка желание учиться, влюбить учеников в свой класс, показать ценность каждого ребенка, проявить его интересность и нужность, а значит развить индивидуальные качества ученика.
Именно развитые, хватающие информацию и желающие освоить мир дети нужны в средних классах школы.
Школьникам интересен такой учитель, которому интересен процесс развития ученика, его результаты. Современный учитель для них тот, кто удивляется и радуется его успехам, и ученик искренне чувствует, что интересен учителю [25].
Современному учителю интересно формирование души, портрета ученика. Учитель должен знать, что каждого из них сопровождают те или иные обстоятельства жизни – родители, материальная обеспеченность, интеллектуальные способности, склонность к сочувствию или к лидерству.
Разные образовательные системы видят разных современных учителей, соответствующих своим параметрам и направлениям.
С учителем, который задает направление развития, учитывая свойства ребенка, настраивая его ребенка на долгую и трудную, но созидательную жизнь, ученики будет интересно работать.
Ученик уже сформировавшаяся личность, полноценный член общества со своим характером, взглядом на жизнь, имеющий свое мнение и право, что к его мнению прислушиваются.
Современным для такого ученика будет тот учитель, который способствует его личностному росту, которому он сможет доверить свои проблемы, тот, который способен решить их [40].
Не следует путать современного учителя с удобным учителем. С удобным учителем малоактивному ученики может быть комфортно на уроке, не проблемно при обучении, нейтрально при общении. Но личностного роста с таким учителем ждать не приходится. Происходит формирование аморфного потребителя. И страшно, если для такого ученика удобный учитель станет современным [28].
Для школьника учитель в первую очередь друг, а только потом строгий наставник. Он ни в коем случае не должен позволять себе унижать ученика, оскорблять, особенно в присутствии сверстников, показывать свое превосходство или свою власть над ним при этом, показывая ему, что он стоит на какой-то нижней планке. Он не должен принижать его умственные способности или обсуждать эти способности при других.
Учителем ученик должен гордиться. Он для, особенно первоклассника, идеал, пример для подражания.
В учителе, особенно начальных классов, должна отражаться вся культура, каждый из них должен нести в себе все богатство культуры. Только тогда учитель получает право стать образцом, передающей эстафету знаний.
«Отношению к портрету современного учителя меняется с взрослением ученика»18, с. 105. Если первоклассник подсознательно старается воспринимать первую учительницу как вторую маму, видя в ней опору, защиту в новых для него стрессовых условиях школьной жизни, то второклассник уже, обладая определенным социальным статусом, учебными навыками, стремится анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.