Файл: Портрет современного учителя.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 761

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что в настоящее время современное российское образование переживает очередной период своей модернизации. Во многом этот процесс вполне закономерный. Меняется общество, должна меняться и школа. «Современный мир и жизнь в нем становятся все менее стабильными, все более непредсказуемыми»4, с. 129. Разумеется, школа, прежде всего, должна уметь дать свой адекватный ответ на все эти вызовы. А это, как известно, невозможно без участия современного учителя, его активной профессиональной позиции как значимого субъекта образования.

Изменение российского общества и российского образования неизбежно ставят на повестку дня вопросы о новом формате профессионализма современного учителя, содержании его педагогической компетентности, созвучной с требованиями «нового» времени. Подобного рода вопросы актуальны как для педагогического вуза, осуществляющего профессиональную подготовку современного учителя и администрации школы, так и для самих учеников.

«Часто приходится сталкиваться с мнением, что быть учителем – это призвание, которое должно стать смыслом жизни для данного профессионала; это в каком-то смысле служение, и потому учитель должен самоотверженно нести свою миссию»16, с. 137. Однако ни для кого не секрет, что в нашей системе образования всегда были и по-прежнему остаются случайные люди, далекие от педагогики, как правило, неспособные или не сумевшие реализоваться в других видах деятельности. Они выбирают профессию современного учителя от безысходности, что, по образному выражению Л.С. Выготского, превратило отечественную школу в гавань для разбитых жизнью кораблей [9].

Такой поломанный жизнью человек вряд ли сможет способствовать развитию учащихся, их личностному росту, вряд ли станет достойным примером для своих учеников.

Существует много мнений относительно того, каким должен быть настоящий учитель. Неоднократно в психолого-педагогической науке предпринимались попытки составить профессиограмму школьного педагога [7,11,12 и др.]. И все же, на наш взгляд, не менее важно то, какие ожидания относительно современного учителя выстраивают сами ученики, у какого педагога они хотят учиться, поскольку их представления, в конечном счете, также оказывают существенную роль на итоговые результаты образования.

Существенный вклад в разработку теоретических и методологических вопросов личности и профессии современного учителя внесли Ф.Н. Гоноболин, В.А.Кан-Калик, П.Ф.Каптеров, Э.А.Карандашев, С.В. Кондратьева, В.А.Крутецкий, Н.В.Кузьмина, Ю.Н.Кулюткин, А.К.Маркова, Л.М.Митина, В.А.Сластенин, А.И. Щербаков.


Цель исследования: изучить в теоретическом и прикладном аспектах портрет современного учителя.

Объект исследования: портрет современного учителя в психолого-педагогической литературе.

Предмет исследования: формирование портрета современного учителя.

Достижение цели осуществляется решением соответствующих задач:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Раскрыть понятие «портрет современного учителя».
  3. Подобрать диагностический инструментарий и экспериментально изучить портрет современного учителя.
  4. Проанализировать полученные результаты.

Гипотеза: на формирование портрета современного учителя влияют профессиональные и личностные качества современного учителя.

Для достижения поставленной цели и задач исследования нами были использованы следующие методы – анализ психолого-педагогической литературы, эмпирические методы.

Теоретической и методологической основой явились исследования отечественных психологов и педагогов, таких как В.А.Крутецкий, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Л.М.Митина по проблемам формирования портрета современного учителя.

Практическая значимость курсовой работы состоит в определении профессиональных и личностных качеств современного учителя с точки зрения школьника.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОРТРЕТА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

1.1. Портрет современного учителя как психолого-педагогический феномен

Блестящий русский педагог и психолог, создатель единой психологически обоснованной школьной системы обучения, теории развивающего обучения П.Ф. Каптерев подчеркивал, что «личность современного учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения» [15,С.98]. Среди основных педагогических черт, необходимых каждому учителю он выделял «специальные учительские свойства», такие как «научная подготовка современного учителя» и «личный учительский талант» [5].


Наряду со «специальными» свойствами, которые были отнесены к «умственным», П.Ф. Каптерев отметил и необходимые личностные – «нравственно-волевые» свойства современного учителя. К ним отнесены: беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость (особенно к слабым ученикам), добросовестность, стойкость, выдержка, самокритичность, подлинная любовь к детям [5].

Н.В.Кузьмина и А.И.Щербаков отмечают обязательность таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей и артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т.е. эмпатия и потребность в социальном взаимодействии [22].

Высокий моральный облик – необходимое качество личности современного учителя, так как учитель ежедневно дает уроки нравственности своим воспитанникам. Следовательно, циник, морально нечистоплотный человек не должен быть учителем. «Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений», – подчеркивал К.Д.Ушинский [39].

Необходимый арсенал качеств личности современного учителя - ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость (нравственное качество педагога и оценка меры его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом). Учитель, прежде всего, сам оценивает свою деятельность и ее результаты, поэтому очень важно, чтобы эта оценка была беспристрастной, объективной.

«Из всех нравственных качеств существенней всего для современного учителя – любовь к детям»19, с. 46. Это требование к личности современного учителя можно найти в трудах каждого выдающегося педагога, однако, лучше всего об этом сказал педагог В.А.Сухомлинский: «Что значит хороший учитель? Это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком» [37, С. 34].


Восприятие современного учителя учениками во многом зависит от общей культуры поведения современного учителя. Внешность современного учителя и его культура поведения в значительной мере влияют на восприятие современного учителя. Лучшие современные учителя на занятия приходят в хорошем костюме, постоянно следят за собой, всегда подтянуты и организованы. Личным примером они воспитывают такие же качества и у своих воспитанников.

Н.В.Кузьмина отмечает, что: «Учащиеся ценят скромность, простоту, естественность во внешности и поведении своих учителей. От их внимательного взора ничего не ускользает. Небрежность в одежде (оторванная пуговица, непочищенная обувь и пр.), непричесанные волосы у современного учителя снижают его авторитет» [22, С.45].

Одним из положительных качеств хороших учителей является обладание правильной и выразительной речью. Если учесть, что школьники подражают речи учителей, становится понятным, почему работа педагогов над своей речью приобретает такое большое значение.

История педагогики в разное время по-разному оценивала портрет современного учителя.

Начиная с 30-х годов, в нашей стране проводились исследования, ставящие перед собой цель определить качества, необходимы в учительской профессии. Так, по данным Г.С.Прозорова, ученики тридцатых годов отмечали в портрете хорошего современного учителя: знание предмета и владение методикой, хорошие взаимоотношения с учащимися, умение правильно оценивать знания учащихся. Считалось так же важным умение создание дисциплины на уроке и внешний вид педагога [40].

Исследования качеств, определяющих настоящего современного учителя, проводимые в 40-е годы, показали, что ученики того времени ценили в учителе знание предмета, общую эрудицию, политическую зрелость.

Современный учитель в глазах школьников 60-х годов характеризовался такими личностными качествами, как: уравновешенность, гармоничность, авторитет, знание предмета, сильная воля, храбрость, остроумие, приятная наружность, понимание своих учеников, умение говорить логично и выразительно, требовательность самостоятельности, любовь к педагогической работе [22].

В 70-е годы после проведения исследования об портрете современного учителя, по данным Ж.Лендел, портрет хорошего современного учителя описывался детьми набором следующих качеств: справедливый, умный, энергичный, требовательный, авторитетный, хороший организатор, приветливый, любящий детей, любящий свой предмет [40].


О результатах аналогичного исследования, проведенного в 1986 г., Д.В.Колесов и И.Ф.Мягков писали, что учащимся импонировали в личности современного учителя сочетание строгости с душевностью, добротой и уважением к ученикам. Ученики в портрете современного учителя ценят справедливость, доброту, эрудицию, взаимопонимание, аккуратность. Не импонируют в личности современного учителя такие качества, как: невнимание, нечестность, равнодушие, склонность к нравоучениям, несправедливость, грубость, отсутствие индивидуального подхода, несдержанность [40].

Г.И.Михалевская в своем исследовании 1996 г. предложила школьникам ранжировать качества современного учителя по степени их важности для ученика. Полученные данные показали, что первые места школьники отвели доброте, внимательности, чувству юмора, такту [29].

Таким образом, если ученики 30-40-х годов в портрете современного учителя больше ценили знание предмета, общую эрудицию, высокую нравственность, то в конце 90-х годов на первом месте оказались такие личностные качества современного учителя, как доброжелательность, искренность, открытость, чувство юмора, а также умение общаться и отстаивать свою точку зрения.

Согласно ФГОС, требования к современному педагогу как никогда высоки [1, 2]. В условиях модернизации системы образования главным ее двигателем по-прежнему остается педагог и, следовательно, повышение уровня его профессионализма является непременным условием этого процесса. Педагогическая профессия, хотя и является массовой, все-таки это особая массовая профессия. Повышается ее роль, а вместе с тем растут требования к его профессиональным качествам. На педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а настоящие подвижники своего дела, яркие личности, способные преодолевать возникающие трудности и работать творчески. При этом необходимо, чтобы такими личностями становились не единицы, не одни лишь передовики и новаторы. Нужно, чтобы массовый учитель поднялся на более высокий уровень профессионально-личностного развития.

Профессиональная компетентность позволяет педагогу постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания [2]. Он должен быть не транслятором знаний, не «урокодателем», а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря уже о том, что он должен быть активным пользователем информационно-коммуникативных технологий обучения. «Зрелая» профессиональная компетентность позволит осуществить смену позиции современного учителя с ведущей на сопровождающую. Практически, каждый педагог должен стремиться быть современным.