Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 965
Скачиваний: 34
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОРТРЕТА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
1.1. Портрет современного учителя как психолого-педагогический феномен
1.2. Представления школьников о современном учителе
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПОРТРЕТА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
3. РЕКОМЕНДАЦИИ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТРЕТА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
К окончанию у школьников меняются акценты приоритетных качеств современного педагога. Снижается доля упоминаний о внешности, реже встречаются личностные качества, имеющие отношение к делу, а также характеристики профессиональной компетентности, связанные с методикой обучения. Увеличиваются требования к личностным качествам, особенно по отношению к ученикам (справедливость, честность, добропорядочность, верность своему слову, доброжелательность) [40].
«Школьники становятся более требовательны к профессиональным качествам, иллюстрирующим педагогический такт и владение учебным материалом, стремление к личностному и профессиональному росту»3, с. 68. Школьник не просто гордится своим учителем, но и предъявляет ему профессиональные и личностные требования, не идеализирует его. Авторитет современного учителя остается высоким, не смотря на не совпадение, в некоторых ситуациях, с мнением родителей.
Учитель знает все – таково убеждение школьников. И не стоит разочаровывать их в этом. Информационная требовательность, детская любознательность – вот тот двигатель, который заставляет настоящего современного учителя самосовершенствоваться, чтобы соответствовать идеалу ученика [23].
«Для большинства учащихся современным учителем является их реальный учитель, в портрете которого, как в 3, так и в 4 классе, дети обычно отмечали следующие характеристики: доброта, веселое настроение, чувство юмора, уравновешенность, справедливость, а внешне описывали как красивого, аккуратного, модного»14, с. 165. «В плане профессиональной компетентности своего реального современного учителя звучали упоминания учащихся о его умении интересно рассказывать и вести урок, доступно объяснять, предъявлять ко всем учащимся одинаковые требования, радоваться достижениям и успехам своих учеников»31, с. 24.
Таким образом, современными педагогами не рождаются, ими становятся. Профессия педагога предполагает постоянный рост профессиональных компетенций, высокие моральные и личностные качества современного учителя. При этом для многих детей их современный учитель – это человек, которому можно посвятить все свои тайны, радости и неприятности. Современным в глазах школьника будет тот учитель, который проявляя профессиональные и личностные качества педагога, позволяет раскрыться наиболее широко личности ребёнка, способствует росту его умений и навыков.
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПОРТРЕТА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
Экспериментальная работа по изучению портрета современного учителя проходила на базе МБОУ Талажанской основной образовательной школы. Школа является малокомплектной. Выборка исследования представлена учениками 3-4 классов в количестве 10 человек (4 мальчика, 6 девочек).
Экспериментальное исследование проходило в два этапа:
1. Констатирующий этап – направлен на изучение портрета современного учителя (май 2018 г.).
2. Анализ и обобщение полученных, в ходе исследования, данных (июнь 2018 г.).
Исследование проводилось при согласии современного учителя и родителей испытуемых. Применялась групповая форма работы.
Для исследования портрета современного учителя были выбраны методики: проективная рисуночная методика «Мой (я) учитель(ница)» (Приложение А), эссе «Современный учитель», анкетирование «Современный учитель» (Приложение Б).
Рассмотрим вышеуказанные методики.
- Проективная рисуночная методика «Мой (я) учитель(ница)»33.
Диагностическим приемом, позволяющим выделить и объектировать портрет современного учителя, является изучение рисунков детей, в которых явно отражается мотивационное и эмоциональное отношение к педагогу.
«При выполнении заданий ребенок проецирует свое представление объекта и свое отношение и тому, что данный объект символизирует для него»20, с. 108. В своем рис. он представляет те черты объектов, которые в той или иной мере значимы для него.
- Эссе «Современный учитель»8
«Детское сочинение – это, во-первых, уникальное дидактическое средство развития, воспитания, обучения школьника, а, во-вторых, это своеобразная форма самовыражения ребенка, которая дает возможность поделиться впечатлениями о красоте окружающих предметов и мира людей в целом»26, с. 139. Ценность детского сочинения, по мнению методистов, «определяется по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений» [4, С.10].
- Анкета «Современный учитель» разработана на основе модифицированной методики ценностных ориентаций М.Рокича (Приложение Б)12.
Для чистоты эксперимента классный руководитель 3-4 класса во время исследования в кабинете не присутствовал. С целью конкретизации качеств современного учителя, успешно решающего свои задачи и качеств современного учителя, которому лучше не работать в школе в завершении исследования с детьми была проведена беседа, где были выделены положительные и отрицательные черты современного учителя (Приложение В).
В результате проведенного исследования по изучению портрета современного учителя были получены следующие результаты.
По результатам рисуночной методики «Мой (я) учитель(ница)», представленным на рис. 1, большинство обучающихся - 60 % (6 человек) в качестве современного учителя увидели своего реального педагога.
В то же время 20 % испытуемых (2 ребенка) считают современным учителем свою маму, 10 % (1 человек) восприняли в качестве современного учителя своего отца, такой же процент продемонстрировали в роли современного учителя героиню сериала.
Рис. 1. Результат рисуночной методики «Мой (я) учитель(ница)» Составлено автором
В результате изучения оценочного аспекта отношения школьников к учителю по методике эссе «Современный учитель» были получены следующие результаты.
«Интеллектуальные качества педагога не входят в структуру видения школьниками его ролевой позиции: они упоминаются детьми реже всего, описываются скупее, чем остальные, встречаются в малом количестве сочинений»11, с. 129. Вместе с тем при восприятии ролевой позиции современного учителя школьник отчетливо представляет себе мотивы его поведения как партнера по общению, интерпретирует его поведение»24, с. 113.
Фрагменты описания современного учителя из нескольких работ школьников представлены в таблице 1.
Таблица 1
Профессиональные и личностные качества современного учителя (эссе «Современный учитель») Составлено автором
№ |
Профессиональные качества |
Личностные качества современного учителя |
1 |
У учительницы должен быть красивый почерк. |
Учительница должна быть строгая, но иногда ласковая, справедливая, отзывчивая, терпеливая. |
2 |
Когда начинается урок, учитель должен поздороваться с учениками. |
Учительница должна быть с добрыми глазами, приветливой улыбкой. |
3 |
Учительница должна быть доброй, но требовательной. Что бы можно поговорить о своих проблемах. |
Учитель должен быть красивый, ухоженный, причесанный. |
4 |
Умеет находить общий язык с учениками, быть разговорчивой, выговаривать правильно и грамотно свою речь, быть терпеливой. Также она должна быть строгой к ученикам |
Учительница должна быть доброй, умной. |
5 |
Учитель должен постоянно повышать уровень своих знаний. Учитель интересным собеседником |
Учитель должна быть строгой к ученикам |
При анализе использования эссе выявлено также, что детям школьного возраста импонирует, когда педагог оказывает им поддержку в деятельности, когда он ведет себя как хороший товарищ. «Особенно болезненно они воспринимают современного учителя тогда, когда он подавляет их стремление быть свободными и активными в деятельности и общении, делит их на плохих и хороших учеников, непостоянен в проявлении хорошего отношения к ним, агрессивен и не обеспечивает им ощущения защищенности»13, с. 74.
По результатам анкетирования были получены следующие результаты.
Ответы респондентов на первый вопрос анкеты «Современный учитель должен быть» представлены на рис. 2.
Рис. 2. Половое предпочтение для современного учителя Составлено автором
По результатам, представленным на рис. 2, делаем вывод, что 60% школьников (6 человек) видят в современном учителе – женщину. Для 30 % учащихся пол современного учителя не играет роли, 10% - предпочитают современного учителя-мужчину.
Современный учитель должен быть (рис. 3):
а) молодым (20 -35 лет)
б) среднего возраста (35 – 55 лет)
в) пожилым (более 55 лет)
г) возраст не имеет значения
Рис. 3. Возраст современного учителя Составлено автором
Большинство школьников – 70%, видят в роли современного учителя человека с возрастным диапазоном 35-55 лет. Только 20% опрошенных предпочли молодого современного учителя, и для одного ученика (10%) возраст современного учителя не является важным критерием. Данный возрастной интервал соответствует реальному возрасту школьных педагогов.
3. Учитель должен обладать такими профессиональными данными, как (рис.4):
а) глубокое знание предмета и умение увлечь им детей
б) умение найти подход к каждому ученику
в) требователен и объективен в оценке знаний
Рис. 4. Профессиональные качества современного учителя Составлено автором
Возраст школьников – время любознательных и увлекающихся. Не случайно 50% учеников выбирают преподавателя имеющего глубокое знание предмета и умеющего увлечь им детей. Для 30% – важным является умение найти подход к каждому ученику. 20% школьников импонирует требовательность и объективность в оценке знаний со стороны современного учителя.
4. Современный учитель должен обладать такими личностными качествами, как (рис. 5):
а) доброта
б) ум
в) уравновешенность
г) строгость
д) справедливость
Рис. 5. Личностные качества современного учителя Составлено автором
Доброта для 60% учеников оказалось главным личностным качеством современного учителя. Умный учитель импонирует 20%, тогда как строгость и справедливость отметили по 15 % школьников. Отсутствие такого качества, как уравновешенность, вероятно связано с тем, что для школьников оно не является проблемным.
5. Должен ли учитель заниматься спортом (рис.6)?
а) да
б) нет
в) не имеет значения
Рис. 6. Занятие спортом учителем Составлено автором
Пропаганда здорового портрета жизни должна практически реализоваться учителем – так считают 50% школьников. 40% не придали этому значения и только 10 % нашли занятие спортом не главным для современного учителя.
6. Должен ли современный учитель уметь и петь и играть на музыкальных инструментах (рис. 7)?
а) да
б) нет
в) не имеет значения
Рис. 7. Умение петь и играть на музыкальных инструментах современным учителем Составлено автором
Для 60% школьников не имеет значение умение современного учителя петь и играть на музыкальных инструментах. 30 % школьников считают, что эти умения не обязательные в портрете современного учителя, и только 20% школьников посчитали данные умения значимыми.
7. Должен ли современный учитель стильно и красиво одеваться (рис. 8)?
а) да
б) нет
в) не имеет значения
Рис. 8. Умение стильно и красиво одеваться современным учителем Составлено автором
Для 80% школьников стильно и красиво одетый учитель является современным. При этом 20% - посчитали данное умение не обязательным.
8.Должен ли современный учитель участвовать в межличностных отношениях учащихся (рис. 9)?
а) да
б) нет
в) не имеет значения
Рис. 9. Участие современным учителем в межличностных отношениях учащихся Составлено автором
Участие в межличностных отношениях учащихся для современного учителя важным посчитало 70% школьников, для 30% - данное участие оказалось не важным. Характерно, что все школьники отметили, что учитель является участником межличностных отношений с учащимися. «Это показатель доверия и уважения со стороны школьников»30, с. 56.