Файл: Портрет современного учителя.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 965

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К окончанию у школьников меняются акценты приоритетных качеств современного педагога. Снижается доля упоминаний о внешности, реже встречаются личностные качества, имеющие отношение к делу, а также характеристики профессиональной компетентности, связанные с методикой обучения. Увеличиваются требования к личностным качествам, особенно по отношению к ученикам (справедливость, честность, добропорядочность, верность своему слову, доброжелательность) [40].

«Школьники становятся более требовательны к профессиональным качествам, иллюстрирующим педагогический такт и владение учебным материалом, стремление к личностному и профессиональному росту»3, с. 68. Школьник не просто гордится своим учителем, но и предъявляет ему профессиональные и личностные требования, не идеализирует его. Авторитет современного учителя остается высоким, не смотря на не совпадение, в некоторых ситуациях, с мнением родителей.

Учитель знает все – таково убеждение школьников. И не стоит разочаровывать их в этом. Информационная требовательность, детская любознательность – вот тот двигатель, который заставляет настоящего современного учителя самосовершенствоваться, чтобы соответствовать идеалу ученика [23].

«Для большинства учащихся современным учителем является их реальный учитель, в портрете которого, как в 3, так и в 4 классе, дети обычно отмечали следующие характеристики: доброта, веселое настроение, чувство юмора, уравновешенность, справедливость, а внешне описывали как красивого, аккуратного, модного»14, с. 165. «В плане профессиональной компетентности своего реального современного учителя звучали упоминания учащихся о его умении интересно рассказывать и вести урок, доступно объяснять, предъявлять ко всем учащимся одинаковые требования, радоваться достижениям и успехам своих учеников»31, с. 24.

Таким образом, современными педагогами не рождаются, ими становятся. Профессия педагога предполагает постоянный рост профессиональных компетенций, высокие моральные и личностные качества современного учителя. При этом для многих детей их современный учитель – это человек, которому можно посвятить все свои тайны, радости и неприятности. Современным в глазах школьника будет тот учитель, который проявляя профессиональные и личностные качества педагога, позволяет раскрыться наиболее широко личности ребёнка, способствует росту его умений и навыков.


2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПОРТРЕТА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Экспериментальная работа по изучению портрета современного учителя проходила на базе МБОУ Талажанской основной образовательной школы. Школа является малокомплектной. Выборка исследования представлена учениками 3-4 классов в количестве 10 человек (4 мальчика, 6 девочек).

Экспериментальное исследование проходило в два этапа:

1. Констатирующий этап – направлен на изучение портрета современного учителя (май 2018 г.).

2. Анализ и обобщение полученных, в ходе исследования, данных (июнь 2018 г.).

Исследование проводилось при согласии современного учителя и родителей испытуемых. Применялась групповая форма работы.

Для исследования портрета современного учителя были выбраны методики: проективная рисуночная методика «Мой (я) учитель(ница)» (Приложение А), эссе «Современный учитель», анкетирование «Современный учитель» (Приложение Б).

Рассмотрим вышеуказанные методики.

  1. Проективная рисуночная методика «Мой (я) учитель(ница)»33.

Диагностическим приемом, позволяющим выделить и объектировать портрет современного учителя, является изучение рисунков детей, в которых явно отражается мотивационное и эмоциональное отношение к педагогу.

«При выполнении заданий ребенок проецирует свое представление объекта и свое отношение и тому, что данный объект символизирует для него»20, с. 108. В своем рис. он представляет те черты объектов, которые в той или иной мере значимы для него.

  1. Эссе «Современный учитель»8

«Детское сочинение – это, во-первых, уникальное дидактическое средство развития, воспитания, обучения школьника, а, во-вторых, это своеобразная форма самовыражения ребенка, которая дает возможность поделиться впечатлениями о красоте окружающих предметов и мира людей в целом»26, с. 139. Ценность детского сочинения, по мнению методистов, «определяется по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений» [4, С.10].

  1. Анкета «Современный учитель» разработана на основе модифицированной методики ценностных ориентаций М.Рокича (Приложение Б)12.

Для чистоты эксперимента классный руководитель 3-4 класса во время исследования в кабинете не присутствовал. С целью конкретизации качеств современного учителя, успешно решающего свои задачи и качеств современного учителя, которому лучше не работать в школе в завершении исследования с детьми была проведена беседа, где были выделены положительные и отрицательные черты современного учителя (Приложение В).


В результате проведенного исследования по изучению портрета современного учителя были получены следующие результаты.

По результатам рисуночной методики «Мой (я) учитель(ница)», представленным на рис. 1, большинство обучающихся - 60 % (6 человек) в качестве современного учителя увидели своего реального педагога.

В то же время 20 % испытуемых (2 ребенка) считают современным учителем свою маму, 10 % (1 человек) восприняли в качестве современного учителя своего отца, такой же процент продемонстрировали в роли современного учителя героиню сериала.

Рис. 1. Результат рисуночной методики «Мой (я) учитель(ница)» Составлено автором

В результате изучения оценочного аспекта отношения школьников к учителю по методике эссе «Современный учитель» были получены следующие результаты.

«Интеллектуальные качества педагога не входят в структуру видения школьниками его ролевой позиции: они упоминаются детьми реже всего, описываются скупее, чем остальные, встречаются в малом количестве сочинений»11, с. 129. Вместе с тем при восприятии ролевой позиции современного учителя школьник отчетливо представляет себе мотивы его поведения как партнера по общению, интерпретирует его поведение»24, с. 113.

Фрагменты описания современного учителя из нескольких работ школьников представлены в таблице 1.

Таблица 1

Профессиональные и личностные качества современного учителя (эссе «Современный учитель») Составлено автором

Профессиональные качества

Личностные качества современного учителя

1

У учительницы должен быть красивый почерк.

Учительница должна быть строгая, но иногда ласковая, справедливая, отзывчивая, терпеливая.

2

Когда начинается урок, учитель должен поздороваться с учениками.

Учительница должна быть с добрыми глазами, приветливой улыбкой.

3

Учительница должна быть доброй, но требовательной. Что бы можно поговорить о своих проблемах.

Учитель должен быть красивый, ухоженный, причесанный.

4

Умеет находить общий язык с учениками, быть разговорчивой, выговаривать правильно и грамотно свою речь, быть терпеливой. Также она должна быть строгой к ученикам

Учительница должна быть доброй, умной.

5

Учитель должен постоянно повышать уровень своих знаний. Учитель интересным собеседником

Учитель должна быть строгой к ученикам


При анализе использования эссе выявлено также, что детям школьного возраста импонирует, когда педагог оказывает им поддержку в деятельности, когда он ведет себя как хороший товарищ. «Особенно болезненно они воспринимают современного учителя тогда, когда он подавляет их стремление быть свободными и активными в деятельности и общении, делит их на плохих и хороших учеников, непостоянен в проявлении хорошего отношения к ним, агрессивен и не обеспечивает им ощущения защищенности»13, с. 74.

По результатам анкетирования были получены следующие результаты.

Ответы респондентов на первый вопрос анкеты «Современный учитель должен быть» представлены на рис. 2.

Рис. 2. Половое предпочтение для современного учителя Составлено автором

По результатам, представленным на рис. 2, делаем вывод, что 60% школьников (6 человек) видят в современном учителе – женщину. Для 30 % учащихся пол современного учителя не играет роли, 10% - предпочитают современного учителя-мужчину.

Современный учитель должен быть (рис. 3):

а) молодым (20 -35 лет)

б) среднего возраста (35 – 55 лет)

в) пожилым (более 55 лет)

г) возраст не имеет значения

Рис. 3. Возраст современного учителя Составлено автором

Большинство школьников – 70%, видят в роли современного учителя человека с возрастным диапазоном 35-55 лет. Только 20% опрошенных предпочли молодого современного учителя, и для одного ученика (10%) возраст современного учителя не является важным критерием. Данный возрастной интервал соответствует реальному возрасту школьных педагогов.

3. Учитель должен обладать такими профессиональными данными, как (рис.4):

а) глубокое знание предмета и умение увлечь им детей

б) умение найти подход к каждому ученику

в) требователен и объективен в оценке знаний

Рис. 4. Профессиональные качества современного учителя Составлено автором

Возраст школьников – время любознательных и увлекающихся. Не случайно 50% учеников выбирают преподавателя имеющего глубокое знание предмета и умеющего увлечь им детей. Для 30% – важным является умение найти подход к каждому ученику. 20% школьников импонирует требовательность и объективность в оценке знаний со стороны современного учителя.

4. Современный учитель должен обладать такими личностными качествами, как (рис. 5):


а) доброта

б) ум

в) уравновешенность

г) строгость

д) справедливость

Рис. 5. Личностные качества современного учителя Составлено автором

Доброта для 60% учеников оказалось главным личностным качеством современного учителя. Умный учитель импонирует 20%, тогда как строгость и справедливость отметили по 15 % школьников. Отсутствие такого качества, как уравновешенность, вероятно связано с тем, что для школьников оно не является проблемным.

5. Должен ли учитель заниматься спортом (рис.6)?

а) да

б) нет

в) не имеет значения

Рис. 6. Занятие спортом учителем Составлено автором

Пропаганда здорового портрета жизни должна практически реализоваться учителем – так считают 50% школьников. 40% не придали этому значения и только 10 % нашли занятие спортом не главным для современного учителя.

6. Должен ли современный учитель уметь и петь и играть на музыкальных инструментах (рис. 7)?

а) да

б) нет

в) не имеет значения

Рис. 7. Умение петь и играть на музыкальных инструментах современным учителем Составлено автором

Для 60% школьников не имеет значение умение современного учителя петь и играть на музыкальных инструментах. 30 % школьников считают, что эти умения не обязательные в портрете современного учителя, и только 20% школьников посчитали данные умения значимыми.

7. Должен ли современный учитель стильно и красиво одеваться (рис. 8)?
а) да

б) нет

в) не имеет значения

Рис. 8. Умение стильно и красиво одеваться современным учителем Составлено автором

Для 80% школьников стильно и красиво одетый учитель является современным. При этом 20% - посчитали данное умение не обязательным.

8.Должен ли современный учитель участвовать в межличностных отношениях учащихся (рис. 9)?

а) да

б) нет

в) не имеет значения

Рис. 9. Участие современным учителем в межличностных отношениях учащихся Составлено автором

Участие в межличностных отношениях учащихся для современного учителя важным посчитало 70% школьников, для 30% - данное участие оказалось не важным. Характерно, что все школьники отметили, что учитель является участником межличностных отношений с учащимися. «Это показатель доверия и уважения со стороны школьников»30, с. 56.