Файл: Портрет современного учителя.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 765

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимый арсенал качеств личности современного учителя - ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость (нравственное качество педагога и оценка меры его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом). Учитель, прежде всего, сам оценивает свою деятельность и ее результаты, поэтому очень важно, чтобы эта оценка была беспристрастной, объективной.

Профессиональная компетентность позволяет педагогу постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания [2]. Он должен быть не транслятором знаний, не «урокодателем», а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. В структуре личности педагога особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является тем каркасом, вокруг которого создаются основные профессионально-значимые качества современного учителя.

Результаты исследований, проведенных Ю.П.Вавиловым, показали, что большинство учителей на первые места ставят такие профессионально важные качества, которые позволяют им добиваться успеха в работе, в широком смысле это педагогическое мастерство, профессиональная подготовленность. Чисто личностные, человеческие качества попадают на второй план, занимая более низкие ранговые места [6].

Цель современного учителя – сформировать у ребенка желание учиться, влюбить учеников в свой класс, показать ценность каждого ребенка, проявить его интересность и нужность, а значит развить индивидуальные качества ученика.

Учитель знает все – таково убеждение школьников. И не стоит разочаровывать их в этом. Информационная требовательность, детская любознательность – вот тот двигатель, который заставляет настоящего современного учителя самосовершенствоваться, чтобы соответствовать идеалу ученика [23].

Школьники с уважением относятся к своим учителям, видя в них профессионально-личностные качества, присущие современному учителю. Среди выделенных качеств современного учителя есть общеличностные (эстетическая культура, нравственность, педагогическая направленность), профессионально-педагогические (развитость практических педагогических умений и способностей, высокая профессиональная деятельность), индивидуальные (эмоциональная отзывчивость, волевые качества, состояние здоровья, педагогическая наблюдательность).


«Для соответствия портрету современного учителя необходимо реализовать свой творческий потенциал, плодотворно заниматься самосовершенствованием на основе самообразования, самоорганизации и самоконтроля»18, с. 102.

Школьникам импонируют высокие моральные и нравственные качества современного учителя.

Некоторые школьники отмечают значимым качеством для современного учителя умение петь и играть на музыкальных инструментах, что определенно только повышает имидж педагога.

«Современный учитель должен хорошо владеть своим предметом, быть увлеченным им и суметь увлечь школьников»22, с. 94.

Современный учитель профессионал своего дела, является высшей ступенью выражения ценностного отношения педагога к своей деятельности. «Он характеризуется уровнем компетентности, психологической и педагогической эрудированностью, пониманием требований, предъявляемых к нему государством и обществом, видением цели своей деятельности, знанием путей и средств ее достижения»36, с. 217.

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, полученные знания реализовали на практике.

Экспериментальное исследование проходило в два этапа:

1. Констатирующий этап – направлен на изучение портрета современного учителя (май 2018 г.).

2. Анализ и обобщение полученных, в ходе исследования, данных (июнь 2018 г.).

Исследование проводилось при согласии современного учителя и родителей испытуемых. Применялась групповая форма работы.

Для исследования портрета современного учителя были выбраны методики: проективная рисуночная методика «Мой (я) учитель(ница)», эссе «Современный учитель», анкетирование «Современный учитель».

Таким образом, выяснилось, что большинство детей в роли современного учителя видят своего педагога. Наибольшее предпочтение отдаётся учителю – женщине. Школьник в роли современного учителя отчетливо представляет себе партнера по общению, верно интерпретирующего мотивы его поведения. Для большинства школьников современный учитель женщина средних лет, хорошо знающая свой предмет, увлечённая, добрая, спортивная, стильная, активный участник межличностных отношений с учащимися.

Успех и достижения в нелегком деле обучения школьников зависит от наличия у современного учителя высокого культурного уровня и моральных качеств, глубоких знаний и навыков. Необходимо наличие определенных специфических качеств личности эмоционально-волевой и умственной сферах.


Рекомендации для формирования портрета современного учителя:

· Проведение психологической диагностики.

· Психолого-педагогическое просвещение современных учителей и родителей.

· Создание в ДУ социально-психологических условий для проявления и развития одаренности школьников.

· Оказание психологической помощи одаренным детям и их современным учителям в решении возникающих у них проблем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Приказ Минобрнауки России № 507 от 18 мая 2015 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства от 6 октября 2009 г. № 373».
  2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Дата регистрации в Минюсте России 06.12.2013. №30550.
  3. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка современного учителя в системе высшего педагогического образования / О.А. Абдуллина. – М.: Просвещение, 2014. – 158 с.
  4. Алдакаева Н.Г. Сочинение как основной вид творческой работы при обучении русскому языку / Н.Г. Алдакаева. – М.: Знание, 2014. – 247с.
  5. Бодров В.А. Психологический подход к проблеме формирования профессионала // Психология субъекта профессиональной деятельности. – Ярославль, 2015. – С. 54-71.
  6. Вавилов Ю.П. Задачи, пути и средства совершенствования профессиональной подготовки учителей начальных классов на современном этапе //Ярославский педагогический вестник, научный журнал. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015. – №1. – Том II (Психолого-Педагогические науки). – 163с.
  7. Введение в специальность./Под ред. Л.И. Рувинского. – М.: Инфра-М, 2015. – 322 с.
  8. Вершловский С.Г. Педагог эпохи перемен, или как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности современного учителя / С.Г. Вершловский. – М.: Академия, 2015. – 160 с.
  9. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. М.: Смысл; Эксмо, 2014. — 512 с.
  10. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы / К.М. Гуревич. – М.: Академия, 2014. – 264 с.
  11. Зверева Н.М. Практическая дидактика для современного учителя: Учебное пособие / Н.М. Зверева. – М.: Инфра-М, 2015. – 256 с.
  12. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 480с.
  13. Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников / Ф.И. Иващенко. – Мн.: Высшая школа,2016. – 189 с.
  14. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик. – М.: Знание, 2014. – 348 с.
  15. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. – М.: Московский психолого-социальный институт / П.Ф. Каптерев. – Воронеж. Изд-во МПО "Модэк", 2015, – 336 с.
  16. Климов Е.А. Психология: воспитание, обучение / Е.А. Климов. – М.: Инфра-М, 2016. – 367 с.
  17. Коконова Е. А. Портрет современного учителя глазами будущих педагогов с точки зрения психологии // Молодой ученый. – 2015. – №9. – С. 1250-1254.
  18. Котова И.Б. Педагог: Профессия и личность / И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов. – Ростов-на-Дону, 2014. – 238 с.
  19. Красношлыкова О.Г. Совершенствование подготовки кадров профориентаторов как условие повышения профессиональных культур. // Вестник Кемеровского ун-та. – 2015. Вып. 3. – С.45-47.
  20. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий. – М.: Академия, 2016. – 255 с.
  21. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников / В.А. Крутецкий. – М.: Академия, 2014. – 286 с.
  22. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант современного учителя / Н.В. Кузьмина. – М.: Просвещение, 2015. – 123 с.
  23. Кузьмина Н.В. Профессионализм педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2014. – С.3-29.
  24. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев. – М., Просвещение, 2016. – 246 с.
  25. Лукьянова М.И. Педагогическое мастерство / М.И. Лукьянова. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2014. – 256 с.
  26. Маркова А.К. Психология труда современного учителя: Кн. для современного учителя / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 2014. – 186 с.
  27. Метаева В.А. Рефлексия и ее роль в преодолении профессиональных затруднений педагога. Дис. канд. пед. наук / В.А. Метаева. – Екатеринбург, 2016. – 126 с.
  28. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития современного учителя / Л.М. Митина. – М.: Академия, 2014. – 320 с.
  29. Коммуникативные умения педагога: учеб.пособие / Г.И. Михалевская. – СПб. : Изд-во Санкт-Петербург. ун-та, 2016. – 62 с.
  30. Модернизация педагогического образования / под ред. В. Н. Ахренова, Г. Б. Корнетова. М.: АСОУ, 2015. – 100 с.
  31. Мурашов А.И. Учительская харизма – быстрые крылья или тяжкий груз?: кто такой современный российский учитель, технология становления педагога в качестве лидера/ Народное образование. – 2014. № 7. – с. 24.
  32. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим - Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия. - 2014. – 528 с.
  33. Профессиональная культура современного учителя. /Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Просвещение, 2015. – 246 с.
  34. Рогов Е.И. Личность современного учителя: теория и практика / Е.И. Рогов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 512 с.
  35. Семенова Л.Э. Портрет современного учителя в представлениях современных учеников // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 9-3. – С. 557-561.
  36. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. – Мн.: Современное слово, 2016. – 928 с. 
  37. Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем...: сб. ст. и фрагм. из работ / В.А. Сухомлинский. – М.: Мол.гвардия, 2016. –205 с.
  38. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. - М.: Академия, 2016. – 288 с.
  39. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы. Собр. соч. Т.2 / К.Д. Ушинский. М.: Просвещение, 2015. – С. 15-42.
  40. Шульга Е.А. Портрет современного учителя в трудах отечественных и зарубежных исследователей / Университет наук, 2017. №14. – С. 590-596.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Методика «Моя учительница»

Цель: определить уровень школьной тревожности в отношениях с учителем.

Необходимые материалы. Для провидения диагностики необхо­дима бумага формата А4, простые и цветные карандаши, старатель­ные резинки.

Инструкция к рисунку «Моя учительница»: «На этом листе бу­маги нарисуйте, пожалуйста, свою учительницу. Я знаю, что мно­гие из вас скажут, что не умеют хорошо рисовать. Это не беда. В дан­ном случае важно, чтобы вы» нарисовали вашу учительницу такой, какой вы ее видите. Все мы очень разные» (по Битяновой М. Р., 1999а).

Диагностическим приемом, позволяющим выделить и объектировать портрет современного учителя является изучение рисунков детей, в которых явно отражается мотивационное и эмоциональное отношение к педагогу (проективная рисуночная методика «Мой (я) учитель(ница).

При выполнении задании ребенок проецирует свое представление объекта и свое отношение и тому, что данный объект символизирует для него. В своем рис. он представляет те черты объектов, которые в той или иной мере значимы для него. В рис. ничего случайного быть не может, ведь ребенок рисует не с натуры, а выражает свои переживания по поводу значимого для него человека, передает важные для него особенности ситуации, свое внутреннее состояние, мир своих переживаний.

Анализ рисунков детей.

Само выполнение теста состоит из двух частей; процесса рисования и беседы после него, Богатую информацию дает наблюдение за тем, как ребенок рисует. Обычно записываются все спонтанные высказывания, отмечаются какие-либо непривычные движения. Когда ребенок заканчивает рисовать, ему задается ряд вопросов о его рис., например, «Кого он нарисовал?», «Что он делает», «Какое настроение и т.д.

Качественный анализ рисунков проводится с учетом их формальных и содержательных аспектов. Информативными формальными признаками рисунка считается, например, расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунков, его величины, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка или его отдельных деталей. Содержательные аспекты включают в себя особенности, движение и настроение нарисованного объекта.

Детей не ограничивали ни в способах выражения, ни в выборе средств создания рисунка. Они рисовали в свободной манере.

Результаты показали индивидуальный разброс в содержании рисунков. Разные условия взаимодействия (установка на ребенка, частота контактов, преобладание поощрений или порицаний и т.д.), проявляются в трудностях в выражении ребенком эмоционального впечатления от работы с учителем; рисование идет медленно, скупое графическое выражение, либо ребенок предпочитает выразить свое отношение вербально.


Достаточно информативными для выявления эмоционального отношения к учителю являются некоторые детали рисунков. Например, отсутствие современного учителя на рис. может означать наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, которые ребенок однако воспринимает как запретные. Ребенок рисует класс (стены, окна.), а учитель вышел в коридор, т.к. «сейчас перемена» — объясняет ребенок.

Нежелание изображать современного учителя на рис. подчеркивает так же полное отсутствие эмоционального контакта с ним.

Размер изображаемого персонажа выражает субъективную значимость его для ребенка. Например весь лист занят фигурой современного учителя. Или на рис. размер современного учителя больше, чем учащегося, то это означает, что отношение с учителем на первом плане для ребенка.

Информативно и расположение рисунка на листе: наиболее высоко расположен тот, кто по мнению ребенка обладает наибольшей властью, ниже всех располагается тог, чья власть минимальна.

Расстояние между персонажами однозначно связано с психологическим контактом. Самый тесный психологический контакт у соприкасающихся друг с другом персонажей.

Усиленный нажим карандаша, штриховка, обведение контура несколько раз подчеркивает тревожность ребенка. Если же тоненькая, дрожащая линия, то ребенок как бы не решается изпортретить предмет или персонаж.

«Искажения» в детском рис. не связаны с умением рисовать правильно. Ребенок еще не научился умело скрывать свои подлинные переживания ни в своей речи, ни в своих рисунках. Даже профессиональные.художники, стремясь усилить выразительность картины, частично обращаются к символизмам детского рисунка. Так, в рисунках « Мой учитель» почти у всех учителей отсутствуют уши, руки изображены большого размера, нарисован большой рот, иногда он заштрихован, отсутствует шея, «доминирует» в изображении голова Что это значит?

«Уши» – «орган» восприятия критики и вообще любого мнения другого человека о себе. Изображение без ушей означает игнорирование того, что о нем говорят, недоступность для критики.

«Рот» - может выражать агрессию, «орган» нападения.

Наличие шеи – способность и рациональному самоконтролю, контролю разума «головы» над чувствами «телом».

Руки - как функция взаимодействия с окружающими, размер руки., количество пальцев показывают оснащенность, могущество.

Интересны в рисунках не только изображения людей, но и отношения между ними, а также отношение ребенка к неодушевленным предметам.