Файл: Развитие воображения в дошкольном возрасте (особенности развития).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Картинки - загадки»

Цель: развитие мышления, речи и воображения.

На столе стоит коробка с 12 предметными картинками. Педагог предлагает одному из детей подойти к столу, взять картинку и составить описание предмета, изображенного на ней, в форме загадки. Тот, кто угадает, о каком предмете идет речь, становится водящим.

«Самолеты»

Цель: развитие эмоционально-выразительных движений, воображения, совершенствование коммуникативных навыков.

Дети сидят на корточках, изображая самолеты на аэродроме.

Педагог: «Самолеты загудели, загудели, загудели, поднялись и полетели».

Дети гудят вначале тихо, потом все громче, поднимаются и начинают бегать, разведя руки в стороны.

Педагог: «Полетели, полетели, сели». Дети садятся на корточки, ждут команды психолога. Так делается несколько раз. В конце игры «самолеты прилетают на аэродром». Дети ложатся на ковер и отдыхают.

«На берегу моря»

Цель: релаксация, развитие воображения.

Педагог включает кассету, на которой записан шум моря. Дети лежат на ковре и слушают музыку. Педагог предлагает детям рассказать о том, что они «видят» в своем воображении.

«Два медведя»

Цель: развитие слухового внимания, самоконтроля, эмоционально-выразительных движений, воображения.

Дети стоят напротив педагога и повторяют за ним движения:

Сидели два медведя

(приседают)

На тоненьком суку:

Один читал газету,

(вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, слегка поворачивают голову вправо и влево)

Другой месил муку

(прижимают кулачки друг к другу, делают вращательные движения)

Раз ку-ку, два ку-ку,

(приседают на ковер)

Оба шлепнулись в муку.

«Полет высоко в небе»

Цель: релаксация и развитие воображения.

Педагог включает спокойную, расслабляющую музыку и говорит: «Займите удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите парящую птицу. Это большой орел с гладкими и блестящими крыльями. Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он - птица. Представьте, что это вы медленно летите в воздухе. Наслаждайтесь свободой. А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот вы уже на земле. Открывайте глазки. Вы чувствуете себя отдохнувшими, у вас бодрое настроение, которое сохранится на весь день».


«Страшный зверь»

Цель: развитие внимания, творческого воображения, эмоциональной сферы.

Педагог читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь», и дети, получившие роли кошки, глупого и храброго мальчиков, действуют согласно тексту.

Прямо в комнатную дверь

Проникает страшный зверь!

У него торчат клыки

И усы топорщатся.

У него горят зрачки -

Испугаться хочется!

Хищный глаз косится,

Шерсть на нем лосниться...

Может, это львица?

Может быть, волчица?

Глупый мальчик крикнул:

- Рысь!

Храбрый мальчик крикнул:

- Брысь!

«Выбери девочку»

Цель: развитие произвольного контроля, наблюдательности, воображения.

Педагог зачитывает детям стихи А. Барто. К магнитной доске прикреплены карточки с изображением веселой, грустной, испугавшейся, злой девочки. Детям предлагается выбрать изображение девочки, наиболее подходящую к тексту:

Зайку бросила хозяйка -

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Педагог: «Какая девочка бросила зайку?»

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

-Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Педагог: «Какая девочка испугалась за бычка?»

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу -

Потому что он хороший.

Педагог: «Какая девочка пожалела мишку?»

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Педагог: «Какая, девочка любит свою лошадку?»

«Черепашки»

Цель: развитие эмоционально-выразительных движений, творческого воображения, совершенствование коммуникативных навыков.

Дети сидят на корточках.

Педагог: «Представьте, что вы превратились в маленьких черепашек. Наступила ночь. Черепашки спрятались под панцирями - втянули и опустили головки, прижали лапки к телу, закрыли глаза. Сладко спят черепашки. Но вот на смену ночи пришло утро. Солнечные лучи заглянули к черепашкам и стали их будить. Черепашки медленно просыпаются. Вот они осторожно пошевелили пальцами на лапках, открыли глазки, медленно-медленно приподняли головки, вытянули шеи и с любопытством посмотрели вокруг. Пора вставать - они распрямили лапки, привстали, потянулись к солнышку, подняли лапки вверх. Эх, до чего же ласковое, теплое солнышко сегодня! С добрым утром, черепашки! Пожелайте друг другу доброго утра».

«Зоопарк»

Цель: развитие внимания, воображения, координации движений, развитие эмоционально-выразительных движений.


Педагог: «Ребята, мы с вами превратились в животных, которые живут в зоопарке. А теперь попробуйте изобразить движения различных животных. Если я хлопну в ладоши один раз - прыгайте, как зайчики, хлопну два раза - ходите вразвалочку, как медведи, хлопну три раза - вы становитесь настоящими аистами, которые умеют долго стоять на одной ноге».

«Космонавты»

Цель: развитие произвольного контроля и самоконтроля, мышления, воображения, эмоционально-выразительных движений, коммуникативных навыков.

Педагог: «Представьте себе, ребята, что вы превратились в космонавтов, а наши стульчики - в ракету. Нам предстоит отправиться в путешествие на другую планету. Надеваем скафандры. Строимся друг за другом и медленно, так как на нас надеты специальные костюмы, движемся к ракете. Занимаем свои места, и начинается отчет времени. До старта осталось: пять, четыре, три, два, один - старт!» Дети имитируют движение двигателя.

Педагог: «Объявляется общая готовность. Корабль садится на неизвестную планету. Будьте внимательны. На этой планете много интересного и неизвестного. Внимание: нам пора возвращаться. Ракета взлетает». Дети имитируют звук двигателя.

Педагог: «Готовимся к посадке. Ура! Мы сели на Землю. Полет прошел спокойно и успешно».

Задание: «Нарисуй картинку». Психолог просит детей нарисовать то, что они увидели на неизвестной планете.

2.4. Контрольный эксперимент

После проведения формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика. Сравнительные результаты по игровому отношению к предметам экспериментальной группы представлены в таблице 7.

Таблица 7

Сравнительные показатели уровня развития игрового отношения к предметам в экспериментальной группе

Уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Констатирующий этап

0%

10%

90%

Контрольный этап

30%

50%

20%

Данные в таблице свидетельствует о том, что изменилось отношение к предметам у детей экспериментальной группы. Так появились дети с высоким уровнем. Существенно снизился процент детей с низким уровнем и увеличился процент детей со среднем.

Результаты отражены на гистограмме 7.


Гистограмма 7. Сравнительные показатели уровня развития игрового отношения к предметам в экспериментальной группе

Сравнительные результаты по игровому отношению к предметам контрольной группы представлены в таблице 8.

Таблица 8

Сравнительные показатели уровня развития игрового отношения к предметам в контрольной группе

Уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Констатирующий этап

0%

20%

80%

Контрольный этап

0%

20%

80%

Исходя из представленных в таблице данных, можно сделать вывод о том, что в контрольной группе изменений не произошло.

Гистограмма 8. Сравнительные показатели уровня развития игрового отношения к предметам в контрольной группе

Сравнительные результаты по методике 2 (создание образов-представлений по отдельным воспринимаемым деталям) экспериментальной группы представлены в таблице 9.

Таблица 9

Сравнительные данные уровня развития создание образов-представлений по отдельным воспринимаемым деталям младших дошкольников экспериментальной группы

Уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Констатирующий этап

10%

30%

60%

Контрольный этап

40%

40%

20%

Данные, отраженные в таблице, свидетельствуют об изменении уровня развития создания образов-представлений по отдельным воспринимаемым деталям. На 30% увеличился процент детей с высоким уровнем и на 40% уменьшился процент детей с низким уровнем.

Результаты отражены на гистограмме 9.

Гистограмма 9. Сравнительные данные уровня развития создание образов-представлений по отдельным воспринимаемым деталям младших дошкольников экспериментальной группы

экспериментальной группы

Сравнительные результаты по созданию образов-представлений по отдельным воспринимаемым деталям в контрольной группе представлены в таблице 10.

Таблица 10

Сравнительные данные развития создание образов-представлений по отдельным воспринимаемым деталям младших дошкольников контрольной группы


Уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Констатирующий этап

10%

30%

60%

Контрольный этап

10%

40%

50%

Исходя из представленных в таблице данных, можно сделать вывод о том, что в контрольной группе произошли незначительные изменения.

Гистограмма 10. Сравнительные данные развития создание образов-представлений по отдельным воспринимаемым деталям младших дошкольников контрольной группы

Далее была проведена методика 3. Сравнительные результаты диагностики занесены в таблицу 11.

Таблица 11

Сравнительные данные развития представления действия младших дошкольников экспериментальной группы

Уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Констатирующий этап

20%

40%

40%

Контрольный этап

40%

50%

10%

Исходя из представленных данных, можно сделать вывод о том, что у детей стал преобладать средний уровень. Низкий уровень выявлен только у 10% детей.

Результаты отражены на гистограмме 11.

Гистограмма 11. Сравнительные данные развития представления действия младших дошкольников экспериментальной группы

Результаты проведения методики 3 в контрольной группе занесены в таблицу 12.

Таблица 12

Сравнительные данные развития представления действия младших дошкольников контрольной группы

Уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Констатирующий этап

10%

40%

50%

Контрольный этап

10%

50%

40%

Исходя из представленных в таблице 12 данных, можно сделать вывод о том, что у детей произошли незначительные изменения.

Выводы по второй главе.

У детей младшего дошкольного низкий уровень развития воображения. Они слабо выражают игровое отношение к предметам, не создают образы-представления, не понимают, как можно изобразить действия.