Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 272
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления поведением в конфликтных ситуациях в организации
1.1 Понятие конфликта в организазации: виды, причины
1.2 Причины возникновения конфликта и особенности его протекания в организации
1.3 Методы управления поведением в конфликтных ситуациях (способы предупреждения конфликта)
Глава 2 Анализ управления поведением на примере ОГБУСО «КЦСОН г. Тайшета и Тайшетского района»
2.1 Краткая организационно-правовая характеристика предприятия
ГЛАВА 3. эмпирико-практическая часть (социально-психологический мониторинг)
При эффективном вмешательстве конфликт может иметь положительные последствия, например, более углубленная работа над поиском решений, разнообразие мнений и улучшение сотрудничества в будущем, а также повышает сплоченность коллектива, осознание наличия общих интересов и групповых ценностей.
Управление конфликтом есть целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач. Как было установлено, управление конфликтами включает в себя: прогнозирование и предупреждение, профилактику, а также регулирование и разрешение конфликтов.
Грамотное управление конфликтом становится возможным при наличии таких условий как: объективное понимание конфликта на основе его адекватного описания, правовой основы управления, способности общественных субъектов к согласованию своих позиций и интересов, взглядов и ориентации, а также умение установить истинные причины конфликта.
Для исходного исследования управления конфликтными ситуациями было выбрано подразделение сотрудников организации, оказываюих социальную помощь инвалидам (пенсионерам) на дому (с выборкой 20 сотрудников), как самое тяжелое подразделение с точки зрения социальной незащищенности самих сотрудников (зарплата 1280 р. В месяц за обслуживание на дому конкретного нуждающегося гражданина) и самым тяжелым социально-психологическим характером самого вида работы.
Проведенный анализ по видам и управлениям конфликтных ситуаций показал, что в ОГБУСО «КЦСОН г. Тайшета и Тайшетского района» возникают различные виды конфликта такие как: между подчиненными и зам. директором, клиентами и бухгалтерами, а так же между сотрудниками предприятия.
В ходе исследования было установлено, что неправильное управление конфликтными ситуациями в ОГБУСО «КЦСОН г. Тайшета и Тайшетского района» и недостаточное внимание в этой области, приводит к частому возникновению конфликтов.
Отсутствие специализированного человека в области конфликтологии и психологии приводит к значительным издержкам, как экономического, так и социального характера. В связи с этим были разработаны рекомендации по совершенствованию процесса управления конфликтной ситуацией в ОГБУСО «КЦСОН г. Тайшета и Тайшетского района». Учитывая все предложенные рекомендации, предприятие сможет не только совершенствовать процесс управления конфликтной ситуацией и разрешить возникший конфликт, но так же позволит получить ряд других продолжительных плюсов, а именно: ● возникновение атмосферы доверия; ● повышение мотивации работников; ● развитие корпоративной культуры на предприятии; ● улучшение условий труда; ● повысит устойчивость имиджа организации; ● повысит эффективность распределения ресурсов.
Так как по своей природе конфликты разнообразны и разнокачественные, а различным общественным системам свойственны свои типы конфликтов, следует помнить, что для управления конфликтами наиболее рациональным и грамотным является использование всего комплекса методов воздействия на конфликтную ситуацию и поведение участников конфликта.
В практико-эмпирической части работы был проведен статистический анализ уровня сформированности и развития у выбранной группы индивидов организации параметров, характризующих уровень безконфликтности в коллективе.
Базой исследования явилось структурное подразделение организации с выборкой сотрудников в возрасте от 18 до 65 лет, выборка составила 20 чел.
Проведенное исследование показало:
● Признаки проявления толерантности (безконфликтности) в коллективе организации находятся на среднем уровне
● Коммуникативный уровень коллектива выше среднего
● Наблюдаем средний уровень эталонности общености
● Наблюдаем высокий уровень адаптированности
● Наблюдаем высокий степень удовлетворенности индивидов микроклиматом в организации.
В результате проведенных исследований нашла подтверждение ГИПОТЕЗА:
● проведение тренинговой и релаксационной работы среди сотрудников формирует и развивает в коллективе высокий уровень толерантности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 445 с.
- Афанасьев В.Г. Научно – техническая революция, управление. – М., 2008. – 390 с.
- Бауэрс С., Леймдорфер Т. Творческий подход в урегулировании конфликтов. - М., 2007. – 23 с.
- Безвесюк В.В. Парадигма конфликтов // Прикладная психология и психологический анализ. 2004. № 3.
- Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск: Наука, 2006. – 6 с.
- Брэмсон Р.М. Общение с трудными людьми. – Киев: Внешторгиздат, 2005. – 356 c.
- Ворожейкин И.В., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. – М.,2000.
- Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощённый менеджер. – М., 2009.
- Генкин Б.М. Основы управления персоналом. – М., 2005.
- Герасимов Г.И., Речкин Н.С. Трансформация управленческой культуры. Ростов н/Д., 2005.
- Геращенко И. Психология коллектива. Конфликтология // Менеджер 2000. № 2.
- Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Дис… д-ра психол. Наук. – СПб. 2007.
- Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2000. – 296 с.
- Гукаленко О.В.; Руденко Н.Н., Руденко В.Н. и др. Введение в конфликтологию. – Бендеры, 2002. – 23с.
- Дмитриев А.В. Конфликтология: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006.
- Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Издательство «Питер», 2008.
- Ершов А.А. Социально-психологические аспекты конфликтов // социальная психология и социальное планирование. – Л., 2009.
- Зазыкин В., Чернышов А., Менеджер: психологические секреты профессии. – М., 2008. –203 с.
- Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004. – 259 с.
- Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М.: Аспект Пресс, 2006.
- Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: учебное пособие для студ. высш. уч. зав. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
- Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. – М.: Издательство «Институт психологии», 2003. – 59 с.
- Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание. М.: Политиздат, 2007. – 225 с.
- Конфликтология: Учебник для вузов В.П. Ратников, В.Ф. Голюбь, Г.С. Лушакова и др.; Под ред. Проф. В.П. Ратников, - М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2010. 213 c.
- Котлер Ф. Основы маркетинга. – Санкт – Петербург., 2004.
- Коузер Л. Основы конфликтологии. – СПб.: Светлячок, 2007.
- Кричевский Р.Л. Если вы руководитель… М., «Дело», 2005.
- Крогиус Н. В. Личность в конфликте. – Саратов: Издательство Саратского университета, 2007.
- Лазарев В.С., Афанасьев Т.П., Елисеев И.А., Пуденко Т.И. Руководство коллективом. – М., 2004.
- Марченко И.П. Какой руководитель нам нужен. М., «Экономика»,2006.
- Омаров А.М. Управление и человек. – М., 2009.
Приложение 1. Устав Органиазции (выдержка)
Приложение 2. Результаты анкетирования психологического климата в ОГБУСО «КЦСОН г. Тайшета и Тайшетского района»
Вопрос: |
Кол-во раб., % |
Ответ |
Какие чувства Вы испытываете, когда идете на работу? |
70% |
Неопределенные чувства |
25% |
Нежелание идти на работу |
|
5% |
Удовлетворенность |
|
Оцените по десятибалльной шкале психологическую атмосферу вашей организации? |
81% |
5 баллов |
19% |
8 баллов |
|
Какие факторы, на Ваш взгляд, влияют на формирование психологической атмосферы в вашей организации? |
28,0% |
Внимательное отношение к персоналу со стороны руководства |
25,0% |
Заработная плата |
|
16,0% |
Условия работы в компании |
|
7,5% |
Интересный и содержательный труд |
|
7,0% |
Стиль управления, принятый в компании |
|
6,4% |
Льготы и поощрения, принятые в компании |
|
5,1% |
Отношения между сотрудниками |
|
3,1% |
Корпоративные праздники |
|
1,5% |
Стабильность компании |
|
0,4% |
Известность компании |
|
Какие причины мешают развитию положительной психологической атмосферы в отделе? |
65,0% |
Напряженные отношения между сотрудниками |
10,0% |
Плохие условия труда |
|
9,1% |
Отсутствие системы материальной мотивации сотрудников |
|
8,6% |
Повышенная текучесть кадров |
|
7,3% |
Неудовлетворительный стиль руководства |
|
Какие причины, на Ваш взгляд, лежат в основе большинства конфликтов? |
25% |
Невнимательность руководства к персоналу |
21% |
Низкая заработная плата |
|
20% |
Нечеткая формулировка заданий |
|
19% |
Неправильный стиль управления |
|
15% |
Отсутствие материального стимулирования |
|
Как обычно протекает конфликт в вашей организации? |
31% |
Сотрудники активно спорят между собой, кто прав, а кто — виноват |
28% |
Сотрудники активно критикуют начальство |
|
14% |
Сотрудники отказываются выполнять работу |
|
14% |
Сотрудники жалуются начальству. |
|
11% |
Сотрудники занимаются интригами |
|
2% |
Сотрудники пишут заявление об увольнении по собственному желанию |
Размещено на Allbest.ru
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных практико-экспериментального блока работы
Уровень толерантности (безконфликтоности) сотрудников организации |
|||||
Высокий уровень |
Хороший |
Средний |
|||
Отдел 1 |
3 |
0 |
4 |
||
Отдел 2 |
3 |
0 |
3 |
||
Отдел 3 |
4 |
4 |
0 |
||
Всего: |
10 |
4 |
7 |
№ |
Сотрудники |
количество положительных ответов на нечетные вопросы, |
количество отрицательных ответов на четные вопросы, Y |
(X + Y)/ |
п/п |
X |
20 |
||
1 |
Сотрудник 1 |
5 |
6 |
0,55 |
2 |
Сотрудник 2 |
7 |
9 |
0,8 |
3 |
Сотрудник 3 |
7 |
6 |
0,65 |
4 |
Сотрудник 4 |
6 |
7 |
0,65 |
5 |
Сотрудник 5 |
8 |
8 |
0,8 |
6 |
Сотрудник 6 |
8 |
7 |
0,75 |
7 |
Сотрудник 7 |
8 |
6 |
0,7 |
8 |
Сотрудник 8 |
7 |
5 |
0,6 |
Среднее по отделу (структурному подразделению организации) |
0,69 |
|||
№ |
Сотрудники |
Сумма баллов, |
СР |
М |
п/п |
X |
|||
1 |
Сотрудник 1 |
82 |
10,25 |
7,95 |
2 |
Сотрудник 2 |
76 |
9,50 |
7,95 |
3 |
Сотрудник 3 |
62 |
7,75 |
7,95 |
4 |
Сотрудник 4 |
67 |
8,38 |
7,95 |
5 |
Сотрудник 5 |
58 |
7,25 |
7,95 |
6 |
Сотрудник 6 |
39 |
4,88 |
7,95 |
7 |
Сотрудник 7 |
70 |
8,75 |
7,95 |
8 |
Сотрудник 8 |
55 |
6,88 |
7,95 |
Всего: |
63,63 |
7,95 |
№ |
Сотрудники |
Сумма баллов, |
Средний балл |
|
п/п |
Y |
|||
1 |
Сотрудник 1 |
40 |
4 |
|
2 |
Сотрудник 2 |
38 |
3,8 |
|
3 |
Сотрудник 3 |
35 |
3,5 |
|
4 |
Сотрудник 4 |
37 |
3,7 |
|
5 |
Сотрудник 5 |
29 |
2,9 |
|
6 |
Сотрудник 6 |
38 |
3,8 |
|
7 |
Сотрудник 7 |
34 |
3,4 |
|
8 |
Сотрудник 8 |
36 |
3,6 |
|
СРЕДНЕЕ |
3,59 |
ПРИЛОЖЕНИЕ: Расчетный файл «Статисеская обработка эмпирико-практического блока работы».xls
-
Официальный сайт ОГБУСО «КЦСОН г. Тайшета и Тайшетского района» / http://kcson-taishet.gbu.su/ ↑
-
Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: учебное пособие для студ. высш. уч. зав. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. − С. 54. ↑
-
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2005. – С. 99. ↑
-
Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004. – С. 18. ↑
-
Брэмсон Р.М. Общение с трудными людьми. – Киев: Внешторгиздат, 2005. – С. 251. ↑
-
Коузер Л. Основы конфликтологии. – СПб.: Светлячок, 2007. − С. 75. ↑
-
Крогиус Н. В. Личность в конфликте. – Саратов: Издательство Саратского университета, 2007. − С. 28. ↑
-
Котлер Ф. Основы маркетинга. – Санкт – Петербург. С. 457. ↑
-
Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Дис… д-ра психол. Наук. – СПб. 2007. С. 78. ↑
-
Там же. С. 83 ↑
-
Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Издательство «Питер», 2008. − С. 5. ↑
-
Гукаленко О.В. Руденко Н.Н., Руденко В.Н. и др. Введение в конфликтологию. – Бендеры, 2002. – С. 9. ↑
-
Дмитриев А.В. Конфликтология: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006. − С. 44. ↑
-
Генкин Б.М. Основы управления персоналом. – М., 2005. С. 82. ↑
-
Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М.: Аспект Пресс, 2006. С. 363 ↑
-
Геращенко И. Психология коллектива. Конфликтология // Менеджер 2000. № 2. С. 85-87. ↑
-
Ворожейкин И.В., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. – М.,2000. С. 78. ↑
-
Бауэрс С., Леймдорфер Т. Творческий подход в урегулировании конфликтов. - М., 2007. – С. 19. ↑
-
Безвесюк В.В. Парадигма конфликтов // Прикладная психология и психологический анализ. 2004. № 3. С. 36. ↑
-
Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2000. – С. 45. ↑
-
Зазыкин В., Чернышов А., Менеджер: психологические секреты профессии. – М., 2008. – С. 114 . ↑
-
Герасимов Г.И., Речкин Н.С. Трансформация управленческой культуры. Ростов н/Д., 2005. С. 112 ↑
-
Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощённый менеджер. – М., 2009. С. 39. ↑
-
Ершов А.А. Социально-психологические аспекты конфликтов // социальная психология и социальное планирование. – Л., 2009. С. 15. ↑
-
Афанасьев В.Г. Научно – техническая революция, управление. – М., 2008. – С. 207. ↑
-
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2005. – С. 432. ↑
-
Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск: Наука, 2006. – С. 6. ↑
-
Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. – М.: Издательство «Институт психологии», 2003. – С. 31. ↑
-
Безвесюк В.В. Парадигма конфликтов // Прикладная психология и психологический анализ. 2004. № 3. С. 12. ↑
-
Афанасьев В.Г. Научно – техническая революция, управление. – М., 2008. – С. 248. ↑
-
Афанасьев В.Г. Научно – техническая революция, управление. – М., 2008. – С. 350. ↑
-
Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощённый менеджер. – М., 2009. С. 918. ↑
-
Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. – М.: Издательство «Институт психологии», 2003. – С. 52 ↑
-
Лазарев В.С., Афанасьев Т.П., Елисеев И.А., Пуденко Т.И. Руководство коллективом. – М., 2004. С. 566. ↑
-
Там же. С. 269. ↑
-
Марченко И.П. Какой руководитель нам нужен. М., «Экономика»,2006. С. 9. ↑
-
Омаров А.М. Управление и человек. – М., 2009. С. 204. ↑
-
Кричевский Р.Л. Если вы руководитель… М., «Дело», 2005. С. 58. ↑
-
Конфликтология: Учебник для вузов В.П. Ратников, В.Ф. Голюбь, Г.С. Лушакова и др.; Под ред. Проф. В.П. Ратников, - М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2010. − С. 117. ↑
-
Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание. М.: Политиздат, 2007. – С. 65. ↑
-
Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: учебное пособие для студ. высш. уч. зав. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. − С. 273. ↑
-
Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004. – 259 с. ↑
-
Официальный сайт ОГБУСО «КЦСОН г. Тайшета и Тайшетского района» / http://kcson-taishet.gbu.su/ ↑
-
Устав ОГБУСО «КЦСОН г. Тайшета и Тайшетского района» / http://kcson-taishet.gbu.su/?cat=3 ↑