Файл: Формирование готовности детей к школе (ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ, КАК ФАКТОР ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И последний, самый главный фактор готовности ребенка к школе – это его мышление, умение анализировать информацию и размышлять над поставленной задачей. Некоторые родители понимают это как способность ребенка выучить материал, но для качественного обучения ребенок должен уметь обдумывать поставленное учителем задание и делать свои выводы, а не «заучивать» программу без понимания предмета.

Большинство психологов и педагогов считают, что подготовка ребенка к школе начинается с раннего возраста, с самого рождения. Это правильно, так как в детском саду и общении с родителями ребенок получает свои первые знания. В основном эти знания, конечно же, общие, рассчитанные на обычного ребенка. Поэтому при дошкольном обучении ребенка следует учитывать тот факт, что все дети разные и имеют различные таланты, которые и необходимо развивать и поощрять. Также важно проанализировать способности ребенка, выявить преимущества и недостатки в его развитии, и, по мере возможности, стараться корректировать эти недостатки в развитии и пробелы в знаниях. Если проблему не удается решить самостоятельно, то желательно не позднее, чем за год до поступления в школу обратиться к специалисту для помощи в подготовке к поступлению в школу.

Также отличной подготовкой к школе могут быть специальные курсы для дошкольников, которые организуются в группах при школе. Учеба в таких группах помогает ребенку не только получить новые знания, но и привыкнуть к новой обстановке и работе в группе людей. В данные группы обычно записывают детей пяти-шести лет и основной методикой обучения в данных группах является постепенное обучение ребенка основным навыкам рисования, счета и письма. Но не стоит отдавать ребенка на экспресс-курсы, потому что быстрое обучение с целью «вбить» ребенку знания, может сформировать стойкое неприятие учебы и школы.

Также главным фактором в обучении ребенка в группах для дошкольников является выполнение индивидуальных домашних заданий. Домашние задания помогают родителям лучше понять способности своего ребенка и помочь ему восполнить пробелы в знаниях.

В настоящий момент многие родители и преподаватели спорят о том, с какими знаниями ребенок должен идти в школу. Самым распространенным и правильным остается мнение, что перед поступлением в школу родители или преподаватели детского сада должны дать ребенку начальные знания – знать буквы и цифры, умение читать небольшие слова, рисовать карандашами и красками, вырезать ножницами картинки.[4] Если существуют сомнения по поводу подготовленности ребенка, то лучше проконсультироваться с его будущими преподавателями о том, какие требования предъявляются к будущим школьникам. В случае пробелов в навыках ребенка родители могут их самостоятельно подкорректировать.


Но самое главное, что при подготовке ребенка к школе необходимо учитывать его индивидуальные способности и оценить таланты своего ребенка, адаптацию в новых социальных группах. Правильная оценка этих качеств и помощь в случае каких-либо проблем поможет ребенку успешно адаптироваться в школе и получать от процесса обучения не только знания, но и радость и удовольствие.

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Интеллектуальная зрелость включает в себя вербально-логическое и наглядно-образное мышление, концентрацию внимания, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторная координация. Эмоциональная зрелость понимается как уменьшение импульсивных реакций ребёнка и возможность длительное время выполнять не очень привлекательные задания. К социальной зрелости относится потребность ребёнка в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Таким образом, для определения психологической готовности ребёнка к школьному обучению необходимо рассмотрение следующих параметров:

- Мотивационная сфера. Основная проблема дошкольников как раз состоит в том, что они ещё не «не наигрались». То есть дети с удовольствием общаются друг с другом и со взрослыми, играют в школу и представляют себя за школьной партой, но реальная учебная мотивация у большинства детей не сформирована. Это связано с тем, что ведущим типом деятельности для дошкольного периода является игровая деятельность. В действительности же у дошкольников остаётся очень мало времени для игры – в перерыве между кружками и занятиями в детском саду – в этом и состоит основная опасность. Не реализовав в полной мере ведущий тип деятельности, детям достаточно сложно перейти на следующий этап и начать формировать истинно учебную мотивацию. Поэтому в нашей группе всегда остаётся место для игры, в которой дети могут проявить фантазию и творчество, занять социальные позиции и усвоить навыки общения и кооперации.

- Произвольность. Произвольность – это умение контролировать себя и свою деятельность, подчиняя её правилу или образцу. возрастного развития у младшего школьника еще не достаточно развито произвольное внимание. Управлять своим вниманием – сложный процесс для ребенка. Произвольное внимание ребенка 6-7 лет требует так называемой близкой мотивации, то есть ребенок может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации. Например, перспективы получить отличную оценку, услышать похвалу учителя, родителей. Значительно лучше в дошкольном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.


- Интеллектуальная и речевая сфера. Речь ребёнка является необходимым фактором готовности к школьному обучению. По мнению Выготского, интеллектуальное и речевое развитие ребёнка теснейшим образом взаимосвязаны. Речь должна быть последовательной, развёрнутой, грамматически правильной и содержать логические отношения, а также критическое отношение к своим высказываниям. При исследовании интеллекта с точки зрения готовности к школьному обучения на первый план должны выйти характеристики, необходимые и достаточные для школьного обучения. Наиболее яркой такой характеристикой является обучаемость, включающая в себя два этапа интеллектуальных операций: усвоение нового правила работы перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап возможен только при осуществлении процесса обобщения.[5]

Также к таким характеристикам относятся сформированность вербально-логического и наглядно-образного мышления. Ребёнок должен владеть планомерным и расчленённым восприятием. Элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщёнными формами мышления, основными логическими операциями и смысловым запоминанием.

- Мелкая моторика. Мелкая моторика, а точнее графомоторные навыки, является существенным критерием для определения готовности ребёнка к школе. Её сформированность позволяет ребёнку должным образом овладеть письмом. Для развития мелкой моторики мы просим родителей приобрести специальную рабочую тетрадь и каждый раз даём ребятам домашнее задание, которое они могут выполнить спокойно и не торопясь. Результаты видны уже после нескольких заданий.

- Воображение – еще одно необходимое качество будущего школьника – это психический процесс создания нового в форме образа или идеи. Как и другие психические процессы (восприятие, мышление, память), воображение развивается и формируется в течение всей жизни человека. В школе детское воображение становится важной предпосылкой обучения: ребенку нужно представлять себе ситуации, с которыми он никогда не сталкивался, создавать образы, не имеющие конкретного аналога в окружающей действительности, преобразовывать имеющийся образ. На развитие воображения направлена последняя часть занятия, на котором дети рисуют или придумывают истории.

Таковы основные параметры, определяющие готовность к школьному обучению. Но к ним хотелось бы ещё добавить умение ребёнка общаться со сверстниками и эмоциональную зрелость.


Важность коммуникативных навыков в школьном обучении неоспорима. Дошкольники же зачастую просто не умеют общаться. Они не обращаются друг к другу по имени, не могут попросить другого ребёнка что-то сделать (дать карандаш, передать ластик), не благодарят, не могут организовать совместную деятельность. Поэтому в нашей группе очень большую роль играет моделирование взаимодействия детей (в парах или команде) и поощрение их успехов в общении.

Конечно, важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным, однако это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых моментов является психологическая готовность. Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Психологи делят готовность к школе на три вида: личностная готовность, волевая готовность и интеллектуальная готовность.

1. Личностная готовность состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями. Ведь дети, даже те, которые ходили в детский сад и оставались на какое-то время без родителей, оказываются в школе среди незнакомых им людей.

Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости -- качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.

Основной педагогической задачей на первом этапе обучения является работа по формированию мотивов учения, которая предполагает наличие трёх блоков с определенным набором компонентов и взаимосвязей: эмоциональный, мотивационно-целевой, познавательный.

В качестве основной черты интереса, в том числе к обучению, называют эмоциональную окрашенность. Связь интереса с положительными эмоциями имеет значение на первых этапах возникновения любознательности ученика. «Позитивные личностные новообразования, сложившиеся в процессе школьного обучения так же необходимы для успешной жизни, как и хорошее образование, а негативные могут «свести на нет» любое самое элитное образование…»[6]

Любопытство, созерцательность, открытость миру, новому – все это характерные черты восприятия ребенка на данном этапе[7]. Эмоции тесно связаны с мотивами младших школьников и выражают возможность реализации учащимися имеющихся у них мотивов. Виды эмоций: положительные (радость, удовлетворенность, уверенность, гордость) и отрицательные (страх, обида, досада, скука, унижение). Проявление эмоций в учении: общее поведение, особенности речи, мимика, пантомимика, моторика. Обучение младшего школьника будет более результативным, если деятельность будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль эмоций и эмпатии.


К. Роджерс отмечал роль любознательности, как важнейшего мотива обучения. Он считает, что школа, программирование «убивают» все живое и естественное в ребенке.

Все мотивы взаимосвязаны. Так, эмоционально-волевые проявления младших школьников становятся мотивом их поведения, направленного на достижение цели. Далее очень важным становится умение ребёнка управлять своими эмоциями, поведением и деятельностью. В свою очередь, благодаря развитию самостоятельности у младших школьников формируется умение ставить цель и предвидеть результат предстоящей деятельности. Параллельно у ребёнка проявляются такие качества как инициативность, любознательность, что позволяет ему управлять своими эмоциями и регулировать своё поведение.

2. Волевая готовность. В школе ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа.

К 6 годам происходит оформление основных структур волевого действия. Ребенок способен поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия. Конечно, все это производится не совсем осознанно и определяется длительностью производимого действия. Но укрепить волевое знание о себе может помочь игра.

Понимающие родители в период работы по дому квартиру превращают в палубу корабля, космодром, больницу, где выполняются с удовольствием, без угроз и насилия, определенные задания. В возрасте 6 лет ребенок способен уже анализировать собственные движения и действия.

Поэтому он может намеренно заучивать стихотворения, отказаться от игры ради выполнения какого-либо “взрослого” задания, способен побороть боязнь перед темной комнатой, не заплакать при ушибе. Это важно для развития гармоничной личности. Также важным аспектом можно назвать формирование у ребенка познавательной деятельности. Она заключается в формировании у детей небоязни трудностей, стремлении не пасовать перед ними, разрешать их самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослых. Это поможет ребенку управлять своим поведением в школе. А складывается такое поведение при наличии между взрослым и ребенком взаимоотношений дружеских, партнерских.

3. Интеллектуальная готовность. Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Но умственное развитие не заключается в большом словарном запасе. Условия жизни изменились. Теперь ребенка окружают разные источники информации, и дети буквально впитывают новые слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, а это еще не значит, что так же развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости. Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. Поэтому исследователи дошкольников установили, что ребенок 6 лет способен усвоить факты взаимодействия организма со средой, зависимости между формой предмета и его функцией, стремлением и поведением. Но достигает он этой способности только тогда, когда с ребенком занимаются. Причем, не специально обучая, а при общении. Детей дошкольного возраста характеризует общая любознательность. Это возраст “почемучек”.