Файл: Формирование готовности детей к школе (ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ, КАК ФАКТОР ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ)).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ, КАК ФАКТОР ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
1.1. Исследование семейных отношений в психологии
1.2. Факторы, определяющие готовность ребенка к школе
1.3. Педагогическая и психологическая готовность к обучению в школе
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
2.1. Организация и методики исследования
2.2. Анализ результатов по методикам
1.3. Педагогическая и психологическая готовность к обучению в школе
Требования, которые предъявляет школа к первокласснику, заставляют вести подготовку к ней в течении всего дошкольного пребывания. При этом готовность – это совокупный результат усилий детского дошкольного учреждения, родителей, психологов, школы будущих первоклассников. Важным является то, что 30-40% детей ежегодно приходят в школу, не достигнув ни социальной, ни психологической, ни эмоционально-волевой готовности, что ведет к недостаточной мотивации на обучение и усложняет адаптацию ребенка к новым условиям, требованиям, реалиям.
Несомненно, что фактором, который влияет на процесс адаптации является мотивация. Как показывает исследование, разные трактовки определения даются разными учеными и практиками.
Некоторые считают, что это целая система факторов, которые поддерживают и направляют поведение. Авторами этой точки зрения являются К. Мадсен, Ж. Годфуа и др.
Е.Г. Речицкая и Е.В. Пархалина отмечают необходимость комплексного подхода именно к психологической готовности. В нее включены аспекты эмоционально – волевой, умственный, мотивационный. Следует обратить внимание на то, что компоненты мотивационной готовности этими авторами выделены отдельно, чем подчеркивается их важность в структуре психологической готовности к школе.
Итак, готовность к школьному обучению состоит из многих компонентов, объединенных в несколько блоков:
1.Интеллектуальная готовность как уровень развития редставляет собой:
1. наглядно-образное мышление,
2. логическое мышление,
3. перцептивная сфера,
4. связная речь,
5. мелкая моторика рук,
6. сенсомоторная координация.
Все это предполагает наличие у дошкольника кругозора, запаса конкретных знаний, развитую речь. Л.С. Выготский считал, что интеллектуальная готовность к школе - это уровень развития у детей интеллектуальных процессов, которые проявляются в умении обобщать и дифференцировать предметы и явления.[11] Такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение должны быть достаточно развиты. Все это позволяет ребенку сосредоточиться на разной работе, наблюдать изучаемые предметы и явления, выделять в предметах и явлениях существенные особенности, рассуждать и делать выводы.
Ребенок должен владеть также разными формами мышления и основными логическими операциями: анализом, обобщением, выделением существенных признаков и закономерностей, смысловым запоминанием. При этом возрастной особенностью остается образное мышление.
Важным компонентом интеллектуальной готовности является развитие речи ребенка. В этом возрасте развивается связная монологическая речь. Ее специфика, в сравнении с разговорной, состоит не только в том, что в ней должны строго соблюдаться нормы литературного языка, но и в том, что построение развернутого высказывания требует гораздо большей произвольности, осознанности и логичности.
Интеллектуальная готовность предполагает формирование у ребенка начальных общеучебных умений, в частности: умения выделить учебную задачу, умения вычленить способ действий и последовательность этапов выполнения, умения проконтролировать работу на разных этапах и дать ей оценку. У ребенка также должна быть достаточно выражена познавательная активность. А так же он должен уметь достигать результата, поэтапно выполняя определенные педагогом операции.
2. Личностная готовность - это готовность к принятию новой социальной позиции, положения школьника, с новыми правами и обязанностями. Наличие учебной мотивации, умение общаться со сверстниками и новыми взрослыми, способность подчинять свое поведение законам социальной группы – это основные компоненты личностной готовности к школе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо управлять своим поведением и познавательной деятельностью, что требует сформированности иерархической системы мотивов.
Личностная готовность предполагает также определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу обучения в школе у него должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость (отсутствие импульсивных реакций, способность длительное время выполнять не очень привлекательные задания), на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности. У детей формируется произвольность как способность действовать в соответствии с сознательно поставленной целью. Появление принципиально новых возможностей саморегуляции предполагает не только развитие эмоционального контроля, но и переход от внешней регуляции поведения к внутренней (когда оно становится внутренне осмысленным) и установление соподчинения мотивов поведения.
Особое место в структуре готовности ребенка к школе занимает общение. Школьная жизнь ставит ребенка в позицию общения с незнакомыми для него сверстниками и взрослыми (педагогами). Готовность в сфере общения включает в себя две одинаково значимых стороны:
- Готовность к общению со сверстниками;
- Готовность к общению со взрослыми, учителями.
Особую значимость приобретает наличие новой формы общения со значимым взрослым - учителем. Е.О.Смирнова установила, что положительное значение здесь имеет наличие у ребенка личностных форм общения со взрослыми, не зависящих от конкретных ситуаций. Такое общение характеризуется потребностью ребенка во внимании и сопереживании взрослого. Для детей, достигших этой формы общения, типично внимание ко взрослым, стремление услышать и понять их обращения, а также уверенность в таком же внимании к себе со стороны взрослого. Выявлена и такая особенность этих детей, как способность различать функции взрослого, соответствующие разным ситуациям общения (на улице, в своем доме, в чужом доме, в учреждении, и т.д.). В силу этого осознания такие дети проявляют адекватное отношение ко взрослому-учителю и считаются готовыми к школьному обучению в сфере общения со взрослыми.[12]
3. Физическая готовность определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам.
Оценку физической готовности организма ребенка проводят с помощью оценки морфологического и функционального развития. Если ребенок физически ослаблен, ему трудно будет сохранять осанку, сидя за партой, трудно работать на уроке из-за быстрой утомляемости. Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. Кроме того, должны быть развиты и крупные группы мышц, основные двигательные навыки в беге, прыжках, лазании, метании и др. Это помогает ребенку управлять своим телом, участвуя в играх, соревнованиях, взаимодействии с товарищами.
Для оценки морфофункциональной готовности группа уральских исследователей предлагает определять: биологический возраст ребенка, физическое развитие, координацию движений пальцев кисти и чистоту речи (наличие или отсутствие дефектов звукопроизношения).[13]
4. Эмоционально-волевая готовность
Совершенно необходимым условием школьной готовности является развитие произвольного поведения, которое обычно рассматривается как волевая готовность к школе.
К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты.
Все исследователи развития воли у детей отмечают, что в дошкольном возрасте цель достигается успешнее при игровой мотивации и при оценке поведения со стороны сверстников (в случае командной игры).[14]
Значительно изменяется к 6 годам степень произвольности движений ребенка. В 6-7 лет сами движения становятся объектом сознательной волевой деятельности. Как отмечала Я.З. Неверович, «возрастающее умение анализировать собственные движения и внимание к точности рисунка движений говорит о готовности ребенка к обучению в условиях школы, о возможности сознательно приобретать двигательные умения уже трудового порядка, сложные формы умений и навыков типа письма, рисования, игры на инструментах, танца и т.д.».[15]
Эмоциональная готовность ребенка к школе предполагает:
- Радостное ожидание начала обучения в школе;
- Достаточно тонко развитые высшие чувства;
- Сформированные эмоциональные свойства личности (умение сочувствовать, сопереживать другим и др.).[16]
Таким образом, из характеристики структурных компонентов готовности ребенка к школьному обучению становится очевидной их взаимосвязь, а значит, работа по подготовке дошкольника к обучению в школе должна быть комплексной, осуществляться на протяжении всего дошкольного детства. А задачи диагностики уровня готовности состоит в определении того перечня знаний и умений, которые подлежат оценке, и в выборе того минимального комплекса диагностических процедур, который бы позволял максимально объективно оценить уровень готовности ребенка по этим параметрам.
Что касается методик изучения готовности ребенка к школе, то в качестве одного из методов можно использовать экспресс – диагностику. Несколько коротких тестов и заданий, позволяющих вовремя выявить необходимость коррекции. В качестве таких методик можно предложить следующие:
- «Тест в картинках», определяющий предпочитаемый вид деятельности.
- Тест «Кубики», который помогает определить уровень наглядно-образного мышления.
- Методика «Классификация», с ее помощью можно выявить уровень сформированности понятий посредством операции классификации.
- Графические диктанты, которые показывают способность самостоятельно решать поставленную задачу.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
2.1. Организация и методики исследования
Процедура определения мотивации и психологической адаптации к школе может зависит от условий, целей и контингента детей. Наиболее верно проводить исследования через два- три месяца с начала учебного года, когда завершается первый этап адаптации.
Перед началом работы необходимо тщательно изучить и отобрать методы психодиагностики, которые дадут максимальный результат.
В процессе настоящего исследования адаптации первоклассников к школе и мотивов учения использовались количественные и качественные методы анализа.
Количественные показатели дают возможность охарактеризовать уровень адаптации и вид мотивации детей, а качественный анализ в свою очередь позволяет интерпретировать результаты.
Цель: исследование эмоциональных отношений в семье как фактора, определяющего готовность ребенка к школе.
Гипотеза: благоприятный психологический климат в семье способствует формированию готовности ребенка к школе.
Задачи:
- Выявить родительское отношение к ребенку.
- Определение объема и концентрации внимания у детей дошкольного возраста.
- Определение концентрации и устойчивости внимания у детей дошкольного возраста.
- Определить уровень долговременной памяти у детей дошкольного возраста.
- Определить умение ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно-воспринимаемому образцу.
Объект: дети дошкольного возраста.
Предмет: готовность ребенка к школе.
Исследования готовности ребенка к школе и эмоциональных отношений в семье, проводились в подготовительной группе детского сада №50 города Златоуст. Было обследовано 22ребенка. Возраст – 5,5-6,5 лет. Все дети готовятся пойти в школу в сентябре 2019 года. Также был проведен тест-опросник с родителями этих детей, для определения родительского отношения к своему ребенку. Было выбрано несколько методик.
Мною были выбраны методики:
-
-
-
- Методика диагностики родительских отношений (ОРО) Варга А. Я. и Столина В. В. для выявления родительского отношения к ребенку.
-
-