Файл: Формирование готовности детей к школе (ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ, КАК ФАКТОР ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3. Педагогическая и психологическая готовность к обучению в школе

Требования, которые предъявляет школа к первокласснику, заставляют вести подготовку к ней в течении всего дошкольного пребывания. При этом готовность – это совокупный результат усилий детского дошкольного учреждения, родителей, психологов, школы будущих первоклассников. Важным является то, что 30-40% детей ежегодно приходят в школу, не достигнув ни социальной, ни психологической, ни эмоционально-волевой готовности, что ведет к недостаточной мотивации на обучение и усложняет адаптацию ребенка к новым условиям, требованиям, реалиям.

Несомненно, что фактором, который влияет на процесс адаптации является мотивация. Как показывает исследование, разные трактовки определения даются разными учеными и практиками.

Некоторые считают, что это целая система факторов, которые поддерживают и направляют поведение. Авторами этой точки зрения являются К. Мадсен, Ж. Годфуа и др.

Е.Г. Речицкая и Е.В. Пархалина отмечают необходимость комплексного подхода именно к психологической готовности. В нее включены аспекты эмоционально – волевой, умственный, мотивационный. Следует обратить внимание на то, что компоненты мотивационной готовности этими авторами выделены отдельно, чем подчеркивается их важность в структуре психологической готовности к школе.

Итак, готовность к школьному обучению состоит из многих компонентов, объединенных в несколько блоков:

1.Интеллектуальная готовность как уровень развития редставляет собой:

1. наглядно-образное мышление,

2. логическое мышление,

3. перцептивная сфера,

4. связная речь,

5. мелкая мо­торика рук,

6. сенсомоторная координация.

Все это предполагает наличие у дошкольника кругозора, запаса конкретных знаний, развитую речь. Л.С. Выготский считал, что интеллектуальная готовность к школе - это уровень развития у детей интеллектуальных процессов, которые проявляются в умении обобщать и дифференцировать предметы и явления.[11] Такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение должны быть достаточно развиты. Все это позволяет ребенку сосредоточиться на разной работе, наблюдать изучаемые предметы и явления, выделять в предметах и явлениях существенные особенности, рассуждать и делать выводы.

Ребенок должен владеть также разными формами мышления и основными логическими операциями: анализом, обобщением, выделени­ем существенных признаков и закономерностей, смыс­ловым запоминанием. При этом возрастной особенностью остается образное мышление.


Важным компонентом интеллектуальной готовности яв­ляется развитие речи ребенка. В этом возрасте развивается связная монологическая речь. Ее специфика, в сравнении с разговорной, состоит не только в том, что в ней должны стро­го соблюдаться нормы литературного языка, но и в том, что построение развернутого высказывания требует гораздо боль­шей произвольности, осознанности и логичности.

Интеллектуальная готовность предполагает формирова­ние у ребенка начальных общеучебных умений, в частности: умения выделить учебную задачу, умения вычленить способ действий и последовательность этапов выполнения, умения проконтролировать работу на разных этапах и дать ей оцен­ку. У ребенка также должна быть достаточно выражена по­знавательная активность. А так же он должен уметь достигать результата, поэтапно выполняя определенные педагогом операции.

2. Личностная готовность - это готовность к принятию новой социальной пози­ции, положения школьника, с новыми правами и обязан­ностями. Наличие учебной мотивации, умение общаться со сверстниками и новыми взрослыми, способность подчи­нять свое поведение законам социальной группы – это основные компоненты личностной готовности к школе. Готовым к школь­ному обучению является ребенок, которого школа привлека­ет не внешней стороной, а возможностью получать новые зна­ния, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо управлять своим поведени­ем и познавательной деятельностью, что требует сформирован­ности иерархической системы мотивов.

Личностная готовность предполагает также определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу обучения в школе у него должна быть достигнута сравнитель­но хорошая эмоциональная устойчивость (отсутствие импуль­сивных реакций, способность длительное время выполнять не очень привлекательные задания), на фоне которой и возмож­но развитие и протекание учебной деятельности. У детей фор­мируется произвольность как способность действовать в соот­ветствии с сознательно поставленной целью. Появление прин­ципиально новых возможностей саморегуляции предполагает не только развитие эмоционального контроля, но и переход от внешней регуляции поведения к внутренней (когда оно ста­новится внутренне осмысленным) и установление соподчине­ния мотивов поведения.

Особое место в структуре готовности ребенка к школе занимает общение. Школьная жизнь ставит ребенка в позицию общения с незнакомыми для него сверстниками и взрослыми (педагогами). Готовность в сфере общения включает в себя две одинаково значимых стороны:


  • Готовность к общению со сверстниками;
  • Готовность к общению со взрослыми, учителями.

Особую значимость приобретает наличие новой формы общения со значимым взрослым - учителем. Е.О.Смирнова установила, что положительное значение здесь имеет наличие у ребенка личностных форм общения со взрослыми, не зависящих от конкретных ситуаций. Такое общение характеризуется потребностью ребенка во внимании и сопереживании взрослого. Для детей, достигших этой формы общения, типично внимание ко взрослым, стремление услышать и понять их обращения, а также уверенность в таком же внимании к себе со стороны взрослого. Выявлена и такая особенность этих детей, как способность различать функции взрослого, соответствующие разным ситуациям общения (на улице, в своем доме, в чужом доме, в учреждении, и т.д.). В силу этого осознания такие дети проявляют адекватное отношение ко взрослому-учителю и считаются готовыми к школьному обучению в сфере общения со взрослыми.[12]

3. Физическая готовность определяется физическим раз­витием ребенка и его соответствием возрастным нормам.

Оценку физической готовности организма ребенка проводят с помощью оценки морфологического и функционального развития. Если ребенок физически ослаблен, ему трудно будет сохранять осанку, сидя за партой, трудно работать на уроке из-за быстрой утомляемости. Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. Кроме того, должны быть развиты и крупные группы мышц, основные двигательные навыки в беге, прыжках, лазании, метании и др. Это помогает ребенку управлять своим телом, участвуя в играх, соревнованиях, взаимодействии с товарищами.

Для оценки морфофункциональной готовности группа уральских исследователей предлагает определять: биологический возраст ребенка, физическое развитие, координацию движений пальцев кисти и чистоту речи (наличие или отсутствие дефектов звукопроизношения).[13]

4. Эмоционально-волевая готовность

Совершенно необходимым условием школьной готовности является развитие произвольного поведения, которое обычно рассматривается как волевая готовность к школе.

К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты.


Все исследователи развития воли у детей отмечают, что в дошкольном возрасте цель достигается успешнее при игровой мотивации и при оценке поведения со стороны сверстников (в случае командной игры).[14]

Значительно изменяется к 6 годам степень произвольности движений ребенка. В 6-7 лет сами движения становятся объектом сознательной волевой деятельности. Как отмечала Я.З. Неверович, «возрастающее умение анализировать собственные движения и внимание к точности рисунка движений говорит о готовности ребенка к обучению в условиях школы, о возможности сознательно приобретать двигательные умения уже трудового порядка, сложные формы умений и навыков типа письма, рисования, игры на инструментах, танца и т.д.».[15]

Эмоциональная готовность ребенка к школе предполагает:

  • Радостное ожидание начала обучения в школе;
  • Достаточно тонко развитые высшие чувства;
  • Сформированные эмоциональные свойства личности (умение сочувствовать, сопереживать другим и др.).[16]

Таким образом, из характеристики структурных компонентов готовности ребенка к школьному обучению становится очевидной их взаимосвязь, а значит, работа по подготовке дошкольника к обучению в школе должна быть комплексной, осуществляться на протяжении всего дошкольного детства. А задачи диагностики уровня готовности состоит в определении того перечня знаний и умений, которые подлежат оценке, и в выборе того минимального комплекса диагностических процедур, который бы позволял максимально объективно оценить уровень готовности ребенка по этим параметрам.

Что касается методик изучения готовности ребенка к школе, то в качестве одного из методов можно использовать экспресс – диагностику. Несколько коротких тестов и заданий, позволяющих вовремя выявить необходимость коррекции. В качестве таких методик можно предложить следующие:

  1. «Тест в картинках», определяющий предпочитаемый вид деятельности.
  2. Тест «Кубики», который помогает определить уровень наглядно-образного мышления.
  3. Методика «Классификация», с ее помощью можно выявить уровень сформированности понятий посредством операции классификации.
  4. Графические диктанты, которые показывают способность самостоятельно решать поставленную задачу.


ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

2.1. Организация и методики исследования

Процедура определения мотивации и психологической адаптации к школе может зависит от условий, целей и контингента детей. Наиболее верно проводить исследования через два- три месяца с начала учебного года, когда завершается первый этап адаптации.

Перед началом работы необходимо тщательно изучить и отобрать методы психодиагностики, которые дадут максимальный результат.

В процессе настоящего исследования адаптации первоклассников к школе и мотивов учения использовались количественные и качественные методы анализа.

Количественные показатели дают возможность охарактеризовать уровень адаптации и вид мотивации детей, а качественный анализ в свою очередь позволяет интерпретировать результаты.

Цель: исследование эмоциональных отношений в семье как фактора, определяющего готовность ребенка к школе.

Гипотеза: благоприятный психологический климат в семье способствует формированию готовности ребенка к школе.

Задачи:

  1. Выявить родительское отношение к ребенку.
  2. Определение объема и концентрации внимания у детей дошкольного возраста.
  3. Определение концентрации и устойчивости внимания у детей дошкольного возраста.
  4. Определить уровень долговременной памяти у детей дошкольного возраста.
  5. Определить умение ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно-воспринимаемому образцу.

Объект: дети дошкольного возраста.

Предмет: готовность ребенка к школе.

Исследования готовности ребенка к школе и эмоциональных отношений в семье, проводились в подготовительной группе детского сада №50 города Златоуст. Было обследовано 22ребенка. Возраст – 5,5-6,5 лет. Все дети готовятся пойти в школу в сентябре 2019 года. Также был проведен тест-опросник с родителями этих детей, для определения родительского отношения к своему ребенку. Было выбрано несколько методик.

Мною были выбраны методики:

        1. Методика диагностики родительских отношений (ОРО) Варга А. Я. и Столина В. В. для выявления родительского отношения к ребенку.