Файл: Формирование готовности детей к школе (ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ, КАК ФАКТОР ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 187

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Там пять шкал: 1. Принятие – отвержение

        1. Кооперация
        2. Симбиоз
        3. Авторитарная гиперсоциализация
        4. Маленький неудачник

Об этих шкалах необходимо написать в теоретической части, чтобы диплом был единым.

2. Методика «Графический диктант»

3. Методика «Корректурная проба» буквенный вариант

4. Методика «Долговременная память»

5. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона – Рузера)

2.2. Анализ результатов по методикам

На первом этапе исследования участникам было предложено ответить на вопросы теста-опросника родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), с целью выявить стиль семейного воспитания.

Как отмечалось ранее, особая роль в воспитании ребенка отводится матери, исходя из этого, мы в своем исследовании привлекли именно матерей, так как большую часть времени ребенок проводит именно с ней.

Таблица 1 - Показатели по субтестам

Название методики

1. «Нелепицы»

2. «Простр.-ариф. диктант»

3. «Последовые картинки

4.«Геометрические фигуры»

5. «Аналогии»

6.«Логопедский»

7. «Запр. слова»

8. «Ключи»

9. «Чтение»

10.«Рисунок чел.-ка»

11.«Сост-е слова»

Всего

1. Барсукав Макар

2

2

2

2

2

1

2

1

2

2

1

19

2. Булаев Максим

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

2

3. Гимранов Ярослав

1

1

1

1

1

1

1

7

4. Жидко Виктория

1

1

0

0

2

5. Иванюженкова Арина

1

1

0

0

2

6. Кашкина Полина

2

1

2

2

2

2

2

2

2

1

1

20

7. Костецкий Кирилл

1

1

0

0

2

8. Конов Максим

1

1

1

1

1

1

1

7

9. Копылов Платон

2

1

2

1

6

10. Ларионава Анастасия

0

1

0

0

1

11. Ляднова Полина

2

1

2

2

2

2

2

2

2

1

1

19

12. Никитин Михаил

1

1

1

1

4

13. Набиуллина Ангелина

2

1

2

1

6

14. Папсуев Руслан

1

1

0

0

2

15.Росляк Ярослав

2

1

2

2

2

2

2

2

2

1

1

18

16. Салахов Семен

2

1

2

1

6

17. Семенов Тимофей

0

1

0

0

1

18. Скварцов Иван

1

1

1

2

5

19. Тутынина Полина

2

1

2

2

7

20. Цивилева Мария

2

1

2

1

6

21. Шарафиева Самира

2

1

2

2

7

22. Шиповских Валерия

1

1

1

2

5


Полученные результаты, представленные в таблице 1 указывают, на то, что у родителей с таким типом родительского отношения, как кооперация, дети имеют высокий уровень психологической готовности к обучению в школе. Тогда как по показателям родительского отношения отвержение и симбиоз психологическая готовность к школьному обучению детей находится на среднем уровне. По шкале контроль родительского отношения мы видим достаточно низкие показатели психологической готовности к школьному обучению.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • что у родителей проявляющих искренний интерес к интересам ребенка, высоко оценивающих способности ребенка, поощряющие самостоятельность и инициативу ребенка, стараются быть с ними на равных (кооперация), дети таких родителей имеют высокий уровень психологической готовности к обучению в школе;
  • родители имеющие выраженное положительное отношение к ребенку, принимают ребенка таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряют его интересы, поддерживают планы, проводят с ним достаточно много времени и не жалеют об этом (принятие), у таких родителей психологическая готовность к школьному обучению детей находится на среднем уровне;
  • родители не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, стараются всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, ограждают от неприятностей (симбиоз), дети таких родителей имеют средний уровень психологической готовности к школьному обучению;
  • родители ведут себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки, навязывают ребенку почти во всем свою волю, у таких родителей психологическая готовность к школьному обучению детей находится на низком уровне.

Таблица 2 – Результаты по методике «Графический диктант»

Фамилия имя ребенка

Высокий уровень

Средний уровень

Уровень ниже среднего

1

Барсукав Макар

+

2

Булаев Максим

+

3

Гимранов Ярослав

+

4

Жидко Виктория

+

5

Иванюженкова Арина

+

6

Кашкина Полина

+

7

Костецкий Кирилл

+

8

Конов Максим

+

9

Копылов Платон

+

10

Ларионова Анастасия

+

11

Ляднова Полина

+

12

Никитин Михаил

+

13

Нибиуллина Ангелина

+

14

Папсуев Руслан

+

15

Росляк Ярослав

+

16

Салахов Семен

+

17

Семенов Тимофй

+

18

Скварцов Иван

+

19

Тутинина Полина

+

20

Цивилева Мария

+

21

Шарафиева Самира

+

22

Шиповских Валерия

+


В результате, 67 % детей имеют нормальный уровень объема и концентрации внимания, а 33% - ниже нормы.

Таблица 3 – Результаты по методике «Корректурная проба» буквенный вариант

Фамилия имя ребенка

Объем внимания

Концентрация внимания

1

Барсукав Макар

высокий

средний

2

Булаев Максим

высокий

средний

3

Гимранов Ярослав

высокий

высокий

4

Жидко Виктория

средний

высокий

5

Иванюженкова Арина

высокий

средний

6

Кашкина Полина

низкий

средний

7

Костецкий Кирилл

средний

высокий

8

Конов Максим

средний

средний

9

Копылов Платон

средний

низкий

10

Ларионова Анастасия

высокий

средний

11

Ляднова Полина

средний

высокий

12

Никитин Михаил

высокий

высокий

13

Нибиуллина Ангелина

средний

средний

14

Папсуев Руслан

высокий

высокий

15

Росляк Ярослав

средний

средний

16

Салахов Семен

средний

низкий

17

Семенов Тимофй

высокий

средний

18

Скварцов Иван

высокий

средний

19

Тутинина Полина

высокий

очень низкий

20

Цивилева Мария

высокий

средний

21

Шарафиева Самира

высокий

средний

22

Шиповских Валерия

высокий

средний


Методика «Долговременная память»

Результаты интерпретируются следующим образом:

75-100% - высокий уровень;

50-75% - средний уровень;

30-50% - низкий уровень;

ниже 30% - очень низкий уровень.

Результаты по методике «Долговременная память» представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Результаты по методике «Долговременная память»

Фамилия имя ребенка

Коэффициент долговременной памяти %

1

Барсукав Макар

60%

2

Булаев Максим

50%

3

Гимранов Ярослав

70%

4

Жидко Виктория

80%

5

Иванюженкова Арина

60%

6

Кашкина Полина

20%

7

Костецкий Кирилл

60%

8

Конов Максим

50%

9

Копылов Платон

50%

10

Ларионова Анастасия

50%

11

Ляднова Полина

70%

12

Никитин Михаил

60%

13

Нибиуллина Ангелина

60%

14

Папсуев Руслан

70%

15

Росляк Ярослав

60%

16

Салахов Семен

40%

17

Семенов Тимофй

50%

18

Скварцов Иван

60%

19

Тутинина Полина

10%

20

Цивилева Мария

80%

21

Шарафиева Самира

70%

22

Шиповских Валерия

70%

Таким образом, после проведения исследования долговременной памяти у детей, были выявлены следующие результаты: 2 ребенка имеют высокий уровень долговременной памяти, 17 детей имеют средний уровень долговременной памяти и 2 ребенка имеют низкий уровень долговременной памяти.

В связи с этим работа по тренировке долговременной памяти должна начинаться с необходимости развития у детей умения сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия. На развитие этой способности (установления сходства и различий, анализа деталей предмета и синтеза) и направлены упражнения третьей группы. Они помогут детям научиться упорядочивать запоминаемую информацию.


Таблица 5 - Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона – Рузера)

Фамилия имя ребенка

Устойчивость

внимания

%

Концентрация внимания

%

1

Барсуков Макар

высокий

100%

средний

60%

2

Булаев Максим

средний

60%

средний

60%

3

Гимранов Ярослав

средний

60%

высокий

100%

4

Жидко Виктория

высокий

100%

высокий

100%

5

Иванюженкова Арина

высокий

100%

средний

60%

6

Кашкина Полина

очень низкий

20%

средний

60%

7

Костецкий Кирилл

средний

60%

высокий

100%

8

Конов Максим

средний

60%

средний

60%

9

Копылов Платон

средний

60%

низкий

50%

10

Ларионова Анастасия

средний

60%

средний

60%

11

Ляднова Полина

средний

60%

высокий

100%

12

Никитин Михаил

средний

60%

высокий

100%

13

Нибиуллина Ангелина

средний

60%

средний

60%

14

Папсуев Руслан

средний

60%

высокий

100%

15

Росляк Ярослав

средний

60%

средний

60%

16

Салахов Семен

низкий

50%

низкий

50%

17

Семенов Тимофй

средний

60%

средний

60%

18

Скварцов Иван

средний

60%

средний

60%

19

Тутинина Полина

очень низкий

20%

очень низкий

20%

20

Цивилева Мария

средний

60%

средний

60%

21

Шарафиева Самира

средний

60%

средний

60%

22

Шиповских Валерия

средний

60%

средний

60%