Файл: Формирование готовности детей к школе (ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ, КАК ФАКТОР ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ)).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ, КАК ФАКТОР ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
1.1. Исследование семейных отношений в психологии
1.2. Факторы, определяющие готовность ребенка к школе
1.3. Педагогическая и психологическая готовность к обучению в школе
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
2.1. Организация и методики исследования
2.2. Анализ результатов по методикам
Там пять шкал: 1. Принятие – отвержение
-
-
-
- Кооперация
- Симбиоз
- Авторитарная гиперсоциализация
- Маленький неудачник
-
-
Об этих шкалах необходимо написать в теоретической части, чтобы диплом был единым.
2. Методика «Графический диктант»
3. Методика «Корректурная проба» буквенный вариант
4. Методика «Долговременная память»
5. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона – Рузера)
2.2. Анализ результатов по методикам
На первом этапе исследования участникам было предложено ответить на вопросы теста-опросника родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), с целью выявить стиль семейного воспитания.
Как отмечалось ранее, особая роль в воспитании ребенка отводится матери, исходя из этого, мы в своем исследовании привлекли именно матерей, так как большую часть времени ребенок проводит именно с ней.
Таблица 1 - Показатели по субтестам
Название методики |
1. «Нелепицы» |
2. «Простр.-ариф. диктант» |
3. «Последовые картинки |
4.«Геометрические фигуры» |
5. «Аналогии» |
6.«Логопедский» |
7. «Запр. слова» |
8. «Ключи» |
9. «Чтение» |
10.«Рисунок чел.-ка» |
11.«Сост-е слова» |
Всего |
1. Барсукав Макар |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
19 |
2. Булаев Максим |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
2 |
3. Гимранов Ярослав |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
||||
4. Жидко Виктория |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
|||||||
5. Иванюженкова Арина |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
|||||||
6. Кашкина Полина |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
20 |
7. Костецкий Кирилл |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
|||||||
8. Конов Максим |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
||||
9. Копылов Платон |
2 |
1 |
2 |
1 |
6 |
|||||||
10. Ларионава Анастасия |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
|||||||
11. Ляднова Полина |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
19 |
12. Никитин Михаил |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
|||||||
13. Набиуллина Ангелина |
2 |
1 |
2 |
1 |
6 |
|||||||
14. Папсуев Руслан |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
|||||||
15.Росляк Ярослав |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
18 |
16. Салахов Семен |
2 |
1 |
2 |
1 |
6 |
|||||||
17. Семенов Тимофей |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
|||||||
18. Скварцов Иван |
1 |
1 |
1 |
2 |
5 |
|||||||
19. Тутынина Полина |
2 |
1 |
2 |
2 |
7 |
|||||||
20. Цивилева Мария |
2 |
1 |
2 |
1 |
6 |
|||||||
21. Шарафиева Самира |
2 |
1 |
2 |
2 |
7 |
|||||||
22. Шиповских Валерия |
1 |
1 |
1 |
2 |
5 |
Полученные результаты, представленные в таблице 1 указывают, на то, что у родителей с таким типом родительского отношения, как кооперация, дети имеют высокий уровень психологической готовности к обучению в школе. Тогда как по показателям родительского отношения отвержение и симбиоз психологическая готовность к школьному обучению детей находится на среднем уровне. По шкале контроль родительского отношения мы видим достаточно низкие показатели психологической готовности к школьному обучению.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- что у родителей проявляющих искренний интерес к интересам ребенка, высоко оценивающих способности ребенка, поощряющие самостоятельность и инициативу ребенка, стараются быть с ними на равных (кооперация), дети таких родителей имеют высокий уровень психологической готовности к обучению в школе;
- родители имеющие выраженное положительное отношение к ребенку, принимают ребенка таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряют его интересы, поддерживают планы, проводят с ним достаточно много времени и не жалеют об этом (принятие), у таких родителей психологическая готовность к школьному обучению детей находится на среднем уровне;
- родители не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, стараются всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, ограждают от неприятностей (симбиоз), дети таких родителей имеют средний уровень психологической готовности к школьному обучению;
- родители ведут себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки, навязывают ребенку почти во всем свою волю, у таких родителей психологическая готовность к школьному обучению детей находится на низком уровне.
Таблица 2 – Результаты по методике «Графический диктант»
№ |
Фамилия имя ребенка |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Уровень ниже среднего |
1 |
Барсукав Макар |
+ |
||
2 |
Булаев Максим |
+ |
||
3 |
Гимранов Ярослав |
+ |
||
4 |
Жидко Виктория |
+ |
||
5 |
Иванюженкова Арина |
+ |
||
6 |
Кашкина Полина |
+ |
||
7 |
Костецкий Кирилл |
+ |
||
8 |
Конов Максим |
+ |
||
9 |
Копылов Платон |
+ |
||
10 |
Ларионова Анастасия |
+ |
||
11 |
Ляднова Полина |
+ |
||
12 |
Никитин Михаил |
+ |
||
13 |
Нибиуллина Ангелина |
+ |
||
14 |
Папсуев Руслан |
+ |
||
15 |
Росляк Ярослав |
+ |
||
16 |
Салахов Семен |
+ |
||
17 |
Семенов Тимофй |
+ |
||
18 |
Скварцов Иван |
+ |
||
19 |
Тутинина Полина |
+ |
||
20 |
Цивилева Мария |
+ |
||
21 |
Шарафиева Самира |
+ |
||
22 |
Шиповских Валерия |
+ |
В результате, 67 % детей имеют нормальный уровень объема и концентрации внимания, а 33% - ниже нормы.
Таблица 3 – Результаты по методике «Корректурная проба» буквенный вариант
№ |
Фамилия имя ребенка |
Объем внимания |
Концентрация внимания |
1 |
Барсукав Макар |
высокий |
средний |
2 |
Булаев Максим |
высокий |
средний |
3 |
Гимранов Ярослав |
высокий |
высокий |
4 |
Жидко Виктория |
средний |
высокий |
5 |
Иванюженкова Арина |
высокий |
средний |
6 |
Кашкина Полина |
низкий |
средний |
7 |
Костецкий Кирилл |
средний |
высокий |
8 |
Конов Максим |
средний |
средний |
9 |
Копылов Платон |
средний |
низкий |
10 |
Ларионова Анастасия |
высокий |
средний |
11 |
Ляднова Полина |
средний |
высокий |
12 |
Никитин Михаил |
высокий |
высокий |
13 |
Нибиуллина Ангелина |
средний |
средний |
14 |
Папсуев Руслан |
высокий |
высокий |
15 |
Росляк Ярослав |
средний |
средний |
16 |
Салахов Семен |
средний |
низкий |
17 |
Семенов Тимофй |
высокий |
средний |
18 |
Скварцов Иван |
высокий |
средний |
19 |
Тутинина Полина |
высокий |
очень низкий |
20 |
Цивилева Мария |
высокий |
средний |
21 |
Шарафиева Самира |
высокий |
средний |
22 |
Шиповских Валерия |
высокий |
средний |
Методика «Долговременная память»
Результаты интерпретируются следующим образом:
75-100% - высокий уровень;
50-75% - средний уровень;
30-50% - низкий уровень;
ниже 30% - очень низкий уровень.
Результаты по методике «Долговременная память» представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Результаты по методике «Долговременная память»
№ |
Фамилия имя ребенка |
Коэффициент долговременной памяти % |
1 |
Барсукав Макар |
60% |
2 |
Булаев Максим |
50% |
3 |
Гимранов Ярослав |
70% |
4 |
Жидко Виктория |
80% |
5 |
Иванюженкова Арина |
60% |
6 |
Кашкина Полина |
20% |
7 |
Костецкий Кирилл |
60% |
8 |
Конов Максим |
50% |
9 |
Копылов Платон |
50% |
10 |
Ларионова Анастасия |
50% |
11 |
Ляднова Полина |
70% |
12 |
Никитин Михаил |
60% |
13 |
Нибиуллина Ангелина |
60% |
14 |
Папсуев Руслан |
70% |
15 |
Росляк Ярослав |
60% |
16 |
Салахов Семен |
40% |
17 |
Семенов Тимофй |
50% |
18 |
Скварцов Иван |
60% |
19 |
Тутинина Полина |
10% |
20 |
Цивилева Мария |
80% |
21 |
Шарафиева Самира |
70% |
22 |
Шиповских Валерия |
70% |
Таким образом, после проведения исследования долговременной памяти у детей, были выявлены следующие результаты: 2 ребенка имеют высокий уровень долговременной памяти, 17 детей имеют средний уровень долговременной памяти и 2 ребенка имеют низкий уровень долговременной памяти.
В связи с этим работа по тренировке долговременной памяти должна начинаться с необходимости развития у детей умения сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия. На развитие этой способности (установления сходства и различий, анализа деталей предмета и синтеза) и направлены упражнения третьей группы. Они помогут детям научиться упорядочивать запоминаемую информацию.
Таблица 5 - Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона – Рузера)
№ |
Фамилия имя ребенка |
Устойчивость внимания |
% |
Концентрация внимания |
% |
1 |
Барсуков Макар |
высокий |
100% |
средний |
60% |
2 |
Булаев Максим |
средний |
60% |
средний |
60% |
3 |
Гимранов Ярослав |
средний |
60% |
высокий |
100% |
4 |
Жидко Виктория |
высокий |
100% |
высокий |
100% |
5 |
Иванюженкова Арина |
высокий |
100% |
средний |
60% |
6 |
Кашкина Полина |
очень низкий |
20% |
средний |
60% |
7 |
Костецкий Кирилл |
средний |
60% |
высокий |
100% |
8 |
Конов Максим |
средний |
60% |
средний |
60% |
9 |
Копылов Платон |
средний |
60% |
низкий |
50% |
10 |
Ларионова Анастасия |
средний |
60% |
средний |
60% |
11 |
Ляднова Полина |
средний |
60% |
высокий |
100% |
12 |
Никитин Михаил |
средний |
60% |
высокий |
100% |
13 |
Нибиуллина Ангелина |
средний |
60% |
средний |
60% |
14 |
Папсуев Руслан |
средний |
60% |
высокий |
100% |
15 |
Росляк Ярослав |
средний |
60% |
средний |
60% |
16 |
Салахов Семен |
низкий |
50% |
низкий |
50% |
17 |
Семенов Тимофй |
средний |
60% |
средний |
60% |
18 |
Скварцов Иван |
средний |
60% |
средний |
60% |
19 |
Тутинина Полина |
очень низкий |
20% |
очень низкий |
20% |
20 |
Цивилева Мария |
средний |
60% |
средний |
60% |
21 |
Шарафиева Самира |
средний |
60% |
средний |
60% |
22 |
Шиповских Валерия |
средний |
60% |
средний |
60% |