Файл: Формирование готовности детей к школе (ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ, КАК ФАКТОР ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ)).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 195
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ, КАК ФАКТОР ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
1.1. Исследование семейных отношений в психологии
1.2. Факторы, определяющие готовность ребенка к школе
1.3. Педагогическая и психологическая готовность к обучению в школе
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
2.1. Организация и методики исследования
2.2. Анализ результатов по методикам
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов. По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и др.) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.
Для маленького ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
Проблема подготовки ребенка к школе, его адаптация и необходимость приспособиться к новому режиму, правилам, кругу общения – важнейшая проблема, которая стоит перед педагогами, психологами, родителями. Необходимость преемственности дошкольного образования и школьного уже несколько десятилетий является актуальной. Это связано и со сменой образовательных стандартов, и с изменениями в обществе в целом.
Разработкой данной темы занимались М.М.Безруких, Л.И.Божович, А.А. Венгер, Б.С.Волков и Н.В.Волкова, Л.С. Выготский, Н.И.Гуткина, А.В.Запорожец, Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько, А.Н.Леонтьев, А.А. Люблинская, Т.Д.Марцинковская, В.С.Мухина, Е.Г. Речицкая и Е.В. Пархалина, Л.Б. Фесюкова, О.А. Шаграева, О.А.Широкова и другие исследователи.
Требования, которые предъявляет школа к первокласснику, заставляют вести подготовку к ней в течении всего дошкольного пребывания. При этом готовность – это совокупный результат усилий детского дошкольного учреждения, родителей, психологов, школы будущих первоклассников. Важным является то, что 30-40% детей ежегодно приходят в школу, не достигнув ни социальной, ни психологической, ни эмоционально – волевой готовности.
Что касается диагностики готовности к школьному обучению, то существует достаточное количество методик. Однако, многие из этих тестов и методик не носят серьезного научного характера, не являются достаточными и согласованными между собой для определения реального уровня готовности ребенка по тому или иному компоненту психологической и специальной готовности. Проблема осложняется и тем, что работа детских садов по разным программам вступает в противоречие с требованиями школы. Это осложняется так же и тем, что среди психологов нет единого мнения о понятиях «готовность», «школьная зрелость».
Гипотеза: благоприятный психологический климат в семье способствует формированию готовности ребенка к школе.
Цель: исследование эмоциональных отношений в семье как фактора, определяющего готовность ребенка к школе.
Задачи:
- Теоретический анализ проблемы готовности ребенка к школе в отечественной и зарубежной психологии.
- Выявление факторов, способствующих формированию готовности к обучению в школе.
- Определение специфики влияния эмоциональных отношений в семье на готовность ребенка к школьному обучению.
Объект: эмоциональные отношения в семье.
Предмет: готовность ребенка к школе.
Методы исследования:
1. Методика диагностики родительских отношений (ОРО) Варга А. Я. и Столина В. В.
2. Методика «Графический диктант»;
3. Методика «Корректурная проба» буквенный вариант;
4. Методика «Долговременная память»;
5. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона – Рузера).
Практическая значимость исследовательской работы заключается в оптимизации в выяснении взаимосвязи стиля воспитания на подготовку ребенка к школе.
Теоретическая значимость исследования содержится в социально-психологическом анализе детско-родительских взаимоотношений; влияние семьи на готовность ребенка к школе.
ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ, КАК ФАКТОР ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
1.1. Исследование семейных отношений в психологии
В настоящее время проблемам супружества – родительства – родства уделяют больше внимания как в теории, так и на практике. В таких работах как. Алешиной Ю.И, Дружинина В.Н, Ковалева С.В., Спиваковской А.С, Эйдемиллера Э.Г. а так же других ученых подчеркивается, что все изменения происходящие в обществе, семья прямо или косвенно отражает, хотя и обладает относительной самостоятельностью, устойчивостью. Несмотря на все изменения, потрясения, семья как социальный институт устояла. В последние годы ее связи с обществом ослабли, что отрицательно повлияло как на семью, так и на общество в целом, которое уже испытывает потребность в восстановлении прежних ценностей, изучении новых тенденций и процессов, а также в организации практической подготовки молодежи к семейной жизни.[1]
Проблема подготовки ребенка к школе, его адаптация и необходимость приспособиться к новому режиму, правилам, кругу общения – важнейшая проблема, которая стоит перед педагогами, психологами, родителями.
Семья является объектом исследования многих наук таких как -психология социология, экономика, право, этнография, демография, педагогика и др. Каждая из них в соответствии со своим предметом изучает специфические стороны функционирования и развития семьи. Экономика – потребительские аспекты семьи и участие ее в производстве материальных благ и услуг. Этнография – особенности уклада жизни и быта семей с различными этническими характеристиками. Демография – роль семьи в процессе воспроизводства населения. Педагогика – ее воспитательные возможности.
Интеграция этих направлений изучения семьи позволяет получить целостное представление о семье как о социальном явлении, сочетающем в себе черты социального института и малой группы.
Психология семейных отношений концентрирует внимание на исследовании закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений (их устойчивости, стабильности) с позиций влияния на развитие личности. Знания закономерностей позволяют проводить практическую работу с семьями, диагностировать и помогать перестраивать семейные взаимоотношения. Основные параметры межличностных отношений – статусно-ролевые различия, психологическая дистанция, валентность отношений, динамика, устойчивость.[2]
Как социальный институт, семья имеет свои тенденции развития. В наши дни отказ от традиционного требования к семье в его однозначной последовательности: брачность, сексуальность, прокреация (рождение, появление на свет) – уже не считается нарушением социокультурных норм (рождение ребенка вне брака, сексуальные отношения до брака, самоценность интимных отношений мужа и жены и т.д.).
Сейчас многие современные женщины не воспринимают материнство как исключительно брачный атрибут. Одна треть семей считает рождение ребенка помехой супружеству, причем женщины в большей степени, чем мужчины (соответственно – 36 и 29 %). Появилась социокультурная нормативная система – прокреативная этика: в брак вступать предпочтительно, но необязательно; иметь детей желательно, но отсутствие их не аномалия; сексуальная жизнь вне брака не смертный грех.
Новым направлением в развитии психологии семейных отношений является разработка ее методологических основ, опора на которые позволяет избежать фрагментарности, случайности, интуитивности. Согласно основному методологическому принципу системности, семейные отношения представляют собой структурированную целостность, элементы которой взаимосвязаны, взаимообусловлены. Это супружеские, родительско-детские, детско-родительские, детско-детские, прародительско-родительские, прародительско-детские отношения.
Важный методологический принцип – синергетинеский – позволяет рассматривать динамику семейных отношений с позиций нелинейности, неравновесности, с учетом кризисных периодов.
В настоящее время активно разрабатывается семейная психотерапия, опирающаяся на системный, научный подход, интегрирующая накопленный опыт, выявляющая общие закономерности терапии семей с нарушениями взаимоотношений.
Психология семейных отношений концентрирует внимание на исследовании закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений (их устойчивости, стабильности) с позиций влияния на развитие личности. Знания закономерностей позволяют проводить практическую работу с семьями, диагностировать и помогать перестраивать семейные взаимоотношения. Основные параметры межличностных отношений – статусно-ролевые различия, психологическая дистанция, валентность отношений, динамика, устойчивость.
Семья как социальный институт имеет свои тенденции развития. В наши дни отказ от традиционного требования к семье в его однозначной последовательности: брачность, сексуальность, про-креация (рождение, появление на свет) – уже не считается нарушением социокультурных норм (рождение ребенка вне брака, сексуальные отношения до брака, самоценность интимных отношений мужа и жены и т.д.).
Многие современные женщины не воспринимают материнство как исключительно брачный атрибут. Одна треть семей считает рождение ребенка помехой супружеству, причем женщины в большей степени, чем мужчины (соответственно – 36 и 29 %). Появилась социокультурная нормативная система – про креативная этика: в брак вступать предпочтительно, но необязательно; иметь детей желательно, но отсутствие их не аномалия; сексуальная жизнь вне брака не смертный грех.[3]
Новым направлением в развитии психологии семейных отношений является разработка ее методологических основ, опора на которые позволяет избежать фрагментарности, случайности, интуитивности. Согласно основному методологическому принципу системности, семейные отношения представляют собой структурированную целостность, элементы которой взаимосвязаны, взаимообусловлены. Это супружеские, родительско-детские, детско-родительские, детско-детские, прародительско-родительские, прародительско-детские отношения.
Важный методологический принцип – синергетический – позволяет рассматривать динамику семейных отношений с позиций нелинейности, неравновесности, с учетом кризисных периодов.
В настоящее время активно разрабатывается семейная психотерапия, опирающаяся на системный, научный подход, интегрирующая накопленный опыт, выявляющая общие закономерности терапии семей с нарушениями взаимоотношений.
1.2. Факторы, определяющие готовность ребенка к школе
Один из самых важных периодов в жизни ребенка – это поступление в школу. Но отсутствие моральной готовности ребенка к учебе, смене круга общения и графика жизни может сделать это важное событие неприятным и даже пугающим, оставить нехорошие воспоминания и повлиять на будущие успехи малыша. В настоящее время существует масса педагогической литературы на эту тему, но в разнообразии мнений и методик существует масса противоречий, поэтому давайте попробуем разобраться – как же понять, что ребенок готов к учебе и как правильно подготовить ребенка к школе?
Все дети – очень яркие и независимые личности, которые остро реагируют на ограничение их свободы действий и мышления. Но как раз в учебных заведениях существует масса ограничений, условий и правил, которые не всегда понятны для ребенка, и, соответственно, иногда являются бессмысленными.
Опытные педагоги и психологи определяют степень подготовленности ребенка к школе не только по интеллектуальным, но и по физическим показателям ребенка. Эти два показателя являются определяющими при поступлении в школу, так как специфика учебных программ в наших регионах предполагает максимальную нагрузку ребенка и в интеллектуальном, и в физическом плане, например, возможность носить в школу полный рюкзак книжек, тетрадей, выполнять задания на уроках физической культуры.
Также при определении того, готов ли ребенок к учебе, следует учитывать желание ребенка поступить в школу и учится, какое у него сформировано мнение о школе и об учебе в целом. Быстрее всего, ребенок уже знает многое о школе от воспитателей детского сада, родителей и друзей и будет стремиться как можно быстрее пойти в школу, так как он «уже большой». Но очень тревожным фактом будет то, что ребенок не хочет учится или идти в школу. В таком случае нужно выяснить причины такого нежелания и срочно находить способы устранения такой проблемы, так как даже самые талантливые дети не смогут достигнуть успехов в учебе, если они этого не хотят.