Файл: Формирование готовности детей к школе (ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ, КАК ФАКТОР ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ)).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ, КАК ФАКТОР ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
1.1. Исследование семейных отношений в психологии
1.2. Факторы, определяющие готовность ребенка к школе
1.3. Педагогическая и психологическая готовность к обучению в школе
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
2.1. Организация и методики исследования
2.2. Анализ результатов по методикам
Анализ результатов: Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.
Оценка: Высокий уровень устойчивости внимания - 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.
Средний уровень устойчивости внимания - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.
Низкий уровень устойчивости внимания - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.
Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками.
Таким образом, результаты распределились так: 3 ребенка имеют высокий уровень устойчивости внимания и 6 детей концентрацию внимания: средний уровень устойчивости внимания имеют 15 детей и концентрацию внимания – 17 детей. Низкий уровень устойчивости внимания имеют 1 ребенок (Тутинина Полина), концентрация внимания -2 ребенка (Копылов Платон, Салахов Семен). Очень низкий уровень устойчивости внимания имеют 1 ребенок – Тутынина Полина. Концентрация внимания - 1 ребенок (Тутынина Полина).
Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый вклад в успешность обучения по разным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению - с устойчивостью внимания. Из этого напрашивается вывод: развивая определенные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам. Для успешного овладения знаниями по природоведению важные все эти виды внимания. Сложность, однако, заключается в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания, он индивидуален, в то же время свойства распределения и устойчивости можно и нужно тренировать.
Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте и потому реализующая характерные для этого возраста задачи развития в наибольшей степени «работает» на становление полноценного внимания детей. Однако сама эта деятельность для своего осуществления требует некоторого начального уровня сформированности произвольного внимания. Его недостаток нередко и обусловливает неуспешность школьников в учении, что влечет за собой необходимость специальной психолого-педагогической развивающей работы в этом направлении. В этой связи можно выделить определенные виды занятий, которые предъявляют более высокие требования, как к отдельным свойствам внимания, так и к уровню произвольного внимания в целом. К их числу относятся специальные задания, упражнения, игры, которые могут быть использованы учителем на уроках.
2.3. Рекомендации по подготовке ребенка к школе
Для взрослых, сопровождающих дошкольника в его деятельности, крайне важно учитывать все составляющие новой жизни ребенка, его индивидуальные особенности, а также грамотно построить работу с детьми.
В первую очередь необходимо верно определять интерес к познанию, отличая его от иных интересов. Практически все дети первоначально с радостью идут в школу, ждут и желают включиться в работу. Ребенок проявляет эмоциональное отношение к тому, что ему доставляет удовольствие и к тому, что у него хорошо получается. Именно эмоциональный компонент и является предпосылкой к познавательному интересу. В свою очередь предпосылки перерождаются в непосредственно интерес к процессу, а затем – к теории знаний.
В процесс воспитания положительной мотивации должны включиться семья, учитель, окружающие. Этому способствует и атмосфера в школе, отношения с одноклассниками, с учителем, коллективистское воспитание, участие в совместной деятельности, помощь взрослых в выполнении заданий, творческий характер заданий, формирование в адекватной самооценки. Формированию мотивации способствуют так же формы изложения материала, используемые на уроках.
Работа учителя-воспитателя может содержать следующие компоненты:
- поддержка и укрепление уже сложившихся ранее мотиваций,
- создание условий для зарождения новых мотивов и целей,
- коррекция дефектных мотивационных установок.
В начале обучения не всегда возможно объяснить семилетнему ребенку социальную значимость мотивов. Но через использование уже понятных ему мотивов – например, получение хорошей оценки,- постепенно необходимо сформировать понимание связи отметки с учебной деятельностью. Конечно, для этого необходимо побудить интерес к учебной деятельности, что и является первоочередной задачей учителя.
Во - первых, это возможно, используя разные способы изложение материала. Если материал излагать как готовую цепь действий, без права и возможности обсуждения и поиска, то скоро этот процесс наскучит, мотивация ослабнет. Стимулирование ребенка на поиск ответов, творчество напротив поможет мотивировать его к учебной деятельности.
Во - вторых, нужно правильно использовать разный уровень мотивации у детей при работе в группах. Психологи заметили, что при объединении в одну малую рабочую группу детей с нейтральной мотивацией и детей с низкой мотивацией, в процессе совместной деятельности вырастает уровень мотивации первых. И напротив, если их объединить в группу с детьми с высокой мотивацией, то мотивация не изменится, останется нейтральной. Это связано с самооценкой и с преобладающим социальным мотивом у таких детей.
В - третьих, правильно сформулированные цели, которые донесены до понимания ребенка – залог высокой учебной мотивации.
Воспитатель должен во время увидеть и снижение мотивации. Коррекционная работа, которая должна быть индивидуальной, поможет выявить причины этого снижения.
Конкретные рекомендации воспитателю для повышения учебной мотивации могут быть следующими:
1. Словесное внушение как один из самых понятных 6-7 летнему ребенку методов.
2. Использование ситуации личного участия и выбора в решении задач.
3. Следить за тоном голоса, исключить насмешки и иронию, внушать ребенку мысль, что ошибиться в поиске решения не страшно, но и учить нести ответственность за свои действия.
4. Активно использовать игротехнику и наглядность. Игра – основа всей учебной деятельности первоклассников.
5. Проводить индивидуальные беседы, совместные обсуждения удач и промахов.
6. Организовывать рефлексию, демонстрируя связь между усилиями и результатом.
7. Использовать содержание учения для стимулирования познавательных интересов.
Нельзя забывать и о взаимосвязи мотивации и адаптации ребенка. Рекомендации воспитателю по адаптации первоклассников во многом совпадают с вышесказанным – недопустимость авторитарного стиля общения, включение в коллективную деятельность и т.д. Однако можно добавить следующее:
1. Использовать невербальные методы общения - жесты, объятия, похлопывания. Это помогает освоиться, расслабиться, понять, что взрослому небезразличен сам ребенок.
2. Среди дошкольников высок процент детей, которым трудно знакомиться и общаться с новыми людьми. Проявляется это по-разному: одни защищаются гиперактивностью, мешают окружающим, другие – тихие и застенчивые. Учитель обязан находить дифференцированный подход.
3. Игра важна не только для формирования учебной мотивации, но и для адаптации. Ролевые игры развивают самоконтроль, формируют самооценку.
4. Оценка, не важно, в какой форме она выражена, крайне важна для привыкания ребенка. Даже неудачную попытку к достижению цели нужно одобрять.
5. Физиологическая адаптация не менее важна. Поэтому нужно внимательно, особенно в первое время, оценивать состояние детей, не создавая им перегрузки.
6. Постоянная смена видов деятельности – элемент отдыха.
7. Отслеживать социальный статус детейв коллективе – поощряя в работе в группах тех, кто имеет заниженную самооценку, не пользуются авторитетом среди сверстников.
8. Проводить беседы с родителями, школьным психологом, не оставлять данную работу на протяжении всего первого года обучения и далее.
9. Если воспитатель замечает хотя бы некоторые признаки дезадаптации (усталый внешний вид, нежелание поделиться впечатлениями, жалобы на любые события, связанные со школой, сведения, полученные от родителей о беспокойном сне, плохом самочувствии и т.д.), необходимо совместнос психологом, родителями определить пути коррекции дезадаптации.
Итак, проведя эмпирические исследования по определению и взаимосвязи учебной моивации и адаптации первоклассника, определено, что отсутствие учебной мотивации – одна из причин нарушения адаптации детей, обучающихся в первом классе. Чаще всего, таких причин выступает несколько – не только отсутствие интереса к учебе, но отношения в семье, психосоматическое состояние ребенка, недовольство собой и т.д. Но практически все дети, которые хорошо адаптировались к новым условиям, имеют хорошо сформированную школьную мотивацию. Для того, чтобы помочь остальным преодолеть трудности, включиться в учебную деятельность, необходимы общие усилия школы и родителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, готовность к школе – это комплексная оценка. Ребенок, несомненно, должен быть физически готов. От его здоровья напрямую зависит успехи в учении. Поэтому в последний год перед школой физическому развитию необходимо уделять не меньше внимания, чем интеллектуальному развитию.
Помимо работоспособности, возможности долго не уставать, важна и осанка, и зрение и другие соматические показатели.
Психологическая готовность, как составляющая общей готовности к школе играет также важнейшую роль. Новые формы регуляции деятельности, способы действия, новые виды внимания – все вместе это зависит от психологической готовности. Кроме того, общение с новыми взрослыми, умение устанавливать контакт с учителем и детьми – задача для детской психики очень сложная, и готовность к школе оценивается и по данным критериям.
Ребенок, пришедший в первый класс, должен иметь достаточно высокий уровень и интеллектуального развития. Долгое время об этом развитии судили по количеству усвоенных знаний, умений, по объему памяти ребенка. Однако, это не совсем то, или вернее сказать не только этим определяется уровень интеллекта. Современные условия жизни заставляют психологов и педагогов менять не только методики, но и оценки. Информационный поток, в который попадает современный первоклассник, гораздо шире, чем даже 20 лет назад. И просто наличие информации – еще не показатель его умственного развития. Гораздо важнее оказывается наличие навыков, которые должны присутствовать у ребенка. Слышать, выбирать главное, обобщать, принимать лично к себе информацию, данную всем.
С точки зрения социальной готовности – ребенок получает новый статус. Как он его принял, понял, как он себя ощущает в новом статусе – все это крайне важно для его дальнейшего учения.
Итак, подготовка детей к школе должна быть всесторонней. Необходимо сформировать систему определенных качеств, которые составляют общую готовность к школе. Выработка таких качеств — одна из важнейших задач семьи, дошкольного учреждения, школы.
Цель: исследование эмоциональных отношений в семье как фактора, определяющего готовность ребенка к школе.
Гипотеза: благоприятный психологический климат в семье способствует формированию готовности ребенка к школе.
Задачи:
- Выявить родительское отношение к ребенку.
- Определение объема и концентрации внимания у детей дошкольного возраста.
- Определение концентрации и устойчивости внимания у детей дошкольного возраста.
- Определить уровень долговременной памяти у детей дошкольного возраста.
- Определить умение ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно-воспринимаемому образцу.
Объект: дети дошкольного возраста.
Предмет: готовность ребенка к школе.
Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый вклад в успешность обучения по разным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению - с устойчивостью внимания. Из этого напрашивается вывод: развивая определенные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам. Для успешного овладения знаниями по природоведению важные все эти виды внимания. Сложность, однако, заключается в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания, он индивидуален, в то же время свойства распределения и устойчивости можно и нужно тренировать.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. - М., 2013. - 312 с.