Файл: Исследование корпоративной культуры на ОАО «Слонимский мясокомбинат».pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 200
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Понятие и роль корпоративной культуры в организации
1.2 Содержание корпоративной культуры
1.3 Функции корпоративной культуры организации
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОАО «СЛОНИМСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.1 Анализ корпоративной культуры предприятия
2.3 Разработка рекомендаций по формированию и поддержанию корпоративной культуры на предприятии
— Прибор «Сета-Д» – для воздействия низкочастотным магнитным полем. Применяется при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, периферических сосудов, органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, кожных болезнях;
— Аппарат для ультразвуковой терапии «Тонус» в котором с лечебной целью применяется энергия не слышимых человеческим ухом механических колебаний упругой среды с частотой выше 16 кГц.
Кроме процедур, перечисленных выше, сотрудники могут получить в физкабинете здравпункта ручной массаж. Имеется массажная кушетка, которая показана пациентам с заболеваниями позвоночника и суставов.
На ОАО «Слонимский мясокомбинат» пожилым людям уделяется особое внимание. Ежегодно разрабатывается Программа поддержки пенсионеров бывших работников комбината. Наряду с материальной помощью, возможно и не очень большой исходя из возможностей предприятия, пенсионеры могут бесплатно пользоваться услугами физкультурно-оздоровительного комплекса, здравпункта, стоматологического кабинета и другими льготами.
Так же у предприятия есть собственный ресторан, который принимает заказы на проведение банкетов, свадеб и презентаций. Ресторан «Полонез» — это уютное место, где можно вкусно поесть и хорошо отдохнуть. Имеется 2 буфета и столовая. Предприятие имеет 1 фирменный и 9 специализированных магазинов.
Для укрепления положительного имиджа предприятия и удержания деловых партнеров регулярно проводятся рекламные мероприятия:
— размещение рекламных роликов и информации на радио, телевидении и в печатных изданиях, каталогах и Internet-порталах;
— проведение акций, дегустаций с бесплатной раздачей продукции (семплинг) с целью продвижения на рынок нового продукта, либо стимулирования продаж уже существующих товаров;
— распространение буклетов, каталогов, листовок;
— участие в национальных и международных выставках и ярмарках на территории Республики Беларусь и стран СНГ.
Расходование денежных средств ОАО «Слонимский мясокомбинат» на рекламу в 2017 году составило 892 787 рублей.
Основные статьи расходов на рекламу в 2017 году представлены в Приложении 6.
Предприятие активно участвует в различных программах. Например, в программе «100 лучших товаров России», которая была создана в 1998 году как общественно-государственный инструмент реализации проектов, направленных на поддержку товаропроизводителей и стимулирование выпуска ими высококачественных конкурентоспособных товаров. В этом конкурсе принимают участие тысячи производителей и только единицы становятся лучшими. В номинации "Лучшие продовольственные товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации" ОАО "Слонимский мясокомбинат" стал лучшим среди производителей мясной отрасли.
Участие во внутриреспубликанских и международных выставках, конкурсах и ряд высоких наград свидетельствуют о конкурентоспособности продукции выпускаемой ОАО «Слонимский мясокомбинат». В Приложении 7 представлено участие в выставках предприятия и полученные награды.
Реализуется Social media marketing (SMM) — канал привлечения трафика или внимания к бренду или продукту через социальные платформы (социальные сети, блоги, форумы, мессенджеры). SMM представляет собой комплекс мероприятий по использованию социальных медиа в качестве каналов для продвижения компаний и решения других бизнес-задач.
Для определения типа корпоративной культуры предприятия нами была использована методика OCAI, предложенная К. Камероном и Р. Куинном. В эксперименте участвовало 21 человек.
Для начала были определены основные этапы диагностики:
1. Освоение концепции рамочных ценностей организационной культуры;
2. Анкетирование сотрудников для определения текущего состояния организационной культуры;
3. Построение профиля организационной культуры (текущее состояние);
4. Анкетирование сотрудников для определения желаемого состояния организационной культуры;
5. Построение профиля организационной культуры (предпочтительное состояние);
6. Рефлексия полученных результатов.
Для проведения диагностики сотрудникам была предложена анкета, содержащая шесть вопросов. Необходимо было распределить баллы 100-бальной оценки между четырьмя альтернативами. Сумма должна обязательно равняться 100.
Авторы предлагали свою концепцию не только для диагностики, но и определения путей изменения корпоративной культуры. Поэтому сотрудники расставляли баллы не только в текущем времени, но оценивали желательное состояние организации.
Диагностика и изменение организационной культуры (по методике OCAI) описана в Приложении 8.
Оценка текущего состояния организационной культуры представлена в Приложении 9.
По завершении диагностики текущего состояния организационной культуры компании можно сделать вывод, что на данном этапе развития корпоративной культуры в ОАО «Слонимский мясокомбинат» наблюдается определённая сбалансированность в сочетании признаков разных культур, но преобладает рыночный тип культуры (42%).
Компания ориентирована на результат, а главной задачей сотрудников является реализация всего задуманного. Лидеры компании — твердые руководители и суровые конкуренты. Они требовательны к результатам работы и четкому исполнению задач.
Организацию связывает воедино стремление побеждать. Фокус перспективной стратегии настроен на конкурентные действия, решение поставленных задач и достижение измеримых целей.
Успех определяется в терминах «проникновения на рынки» и «увеличения доли на рынке». Важно конкурентное ценообразование и лидерство на рынке. Стиль организации — жестко проводимая линия на конкурентоспособность.
Имеются в оценке культуры компании довольно внушительные показатели, присущие адхократической культуре (27%). Тем не менее, принципы тотального менеджмента качества должны включать в себя такие адхократические виды деятельности, как стремление удивлять потребителя и вызывать его восхищение, создание новых стандартов деятельности, предвидение потребностей потребителей, обеспечение непрерывности совершенствования и творческого решения проблем, в результате чего возникают все новые предпочтения потребителей.
Также немалая доля показателей (24%) отводится клановой культуре. Это означает что, организация делает акцент на долгосрочной выгоде совершенствования личности, придает значение высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату.
Доля бюрократической культуры компании только 7%. Для организации успех определяется в терминах «надежность поставок, календарных графиков и низких затрат».
Оценка желаемого состояния организационной культуры представлена
В Приложении 10.
По завершении диагностики желательного состояния организационной культуры можно сделать вывод, что мнения сотрудников разделились. Весомая часть работников компании (36%) тянутся к клановой культуре и видят свою организацию дружественным местом работы, где у людей масса общего.
Организация должна быть похожа на большую семью, а руководитель восприниматься как воспитатель. В такой компании высоко ценятся традиции, преданность и обязательность. Акцент делается на долгосрочной выгоде совершенствования личности. Огромное значение придается высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату.
Успех определяется в терминах «доброе чувство к потребителям» и «забота о людях». Организация поощряет бригадную работу, участие сотрудников в бизнесе и согласие.
Чуть большее количество людей (37%) полностью удовлетворены существующей организационной культурой и не желают каких-либо изменений. 15% работников отдают предпочтение адхократической культуре, 12% — бюрократической.
Также для определения типа корпоративной культуры, которая сложилась в организации сотрудникам было предложено пройти тест, отображенный в Приложении 11.
Данный тест позволит оценить идеологию управления и организации социально-экономической системы, действующей в компании. Идеология управления проявляется в миссии и целях организации. Она оказывает существенное влияние на отношение сотрудников к организации и организации к своим работникам. Идеология управления влияет на основные принципы деятельности сотрудников и организации в целом, на совокупность позиций организации относительно общества, деловых партнеров, потребителей.
Благодаря организационной культуре сглаживается проблема согласования индивидуальных целей с общей целью организации, формируется общее культурное пространство, которое включает ценности, нормы и поведенческие модели, разделяемые всеми сотрудниками.
Оценка типа организационной культуры позволяет понять основные принципы работы по ее совершенствованию или изменению.
Идеология управления и организации социально-экономической системы, действующей в компании отображены на Рисунке 2.
Рис. 2. Определение типа корпоративной культуры в организации
Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что компания в большей мере включает в себя два типа корпоративной культуры:
— партисипативная организационная культура;
— органическая организационная культура.
Партисипативная организационная культура — это культура участия, команды. Она предполагает общность ценностных установок, приоритет общекомандных целей и взаимодополняемость членов команды, совместное планирование и активное участие всех членов команды в анализе проблем и перспектив.
Признаки партисипативной культуры в компании ОАО «Слонимский мясокомбинат»:
— общность ценностных установок;
— приоритет общекомандных целей;
— взаимодополняемость членов команды;
— активное участие всех членов команды в анализе проблем и перспектив;
— планирование совместных действий;
— оценка и самооценка полученных результатов и индивидуальных вкладов в общекомандную работу;
— постоянное самообразование всех членов команды.
Органическая организационная культура основывается на удовлетворении социальных нужд сотрудников, их потребности в общении и признании.
Признаки органической культуры на предприятии:
— работники озабочены преимущественно социальными нуждами;
— сотрудники стремятся к взаимодействию с другими людьми;
— основная потребность человека — в общественном признании;
— работники в большей степени склонны реагировать на воздействие своих товарищей, чем на инициативы начальства;
— высокий уровень сплоченности делает групповое мнение основным источником морального авторитета для членов трудового коллектива.
Так же в культуре компании проявляются черты предпринимательской организационной культуры:
— ответственность и риск принимаются на себя самими работниками;
— в организации царит дух внутренней состязательности.
В соответствии с классификацией С. Ханди корпоративная культура ОАО «Слонимский мясокомбинат» принадлежит к типу, который носит название «Культура задачи». Типы культуры организации по С. Ханди описаны в Приложении 12.
2.3 Разработка рекомендаций по формированию и поддержанию корпоративной культуры на предприятии
В результате исследования корпоративной культуры ОАО «Слонимский мясокомбинат» было выяснено, что в целом, общество обладает основными составляющими корпоративной культуры и имеет значительный потенциал для успешного ее развития.
Признаки наличия в организации корпоративной культуры для человека стороннего, который впервые оказался на предприятии, укладываются в первое впечатление. Прежде всего, новый человек обращает внимание на поведение сотрудников, стиль и язык общения. Довольно показательной бывает реакция персонала на визит и присутствие посторонних. Дизайн организации также дает красноречивую характеристику. Чтобы корпоративная культура работала, необходимо:
1. Заложить в кодекс организации действенные нормы и принципы.
Кодекс корпоративной этики организации поможет:
— быстрее принимать решения;
— получить независимость;
— исключить серьезные конфликты, так как сотрудники будут знать, что нормы и стандарты едины;
— оздоровить корпоративную культуру;
— улучшить имидж предприятия;
— повысить эффективность корпоративного управления в различных ситуациях.
Кодекс послужит ориентиром для всех работников общества. Благодаря ему, каждый сотрудник четко усвоит ценности, традиции и то, что из себя представляет предприятие, какую миссию оно несет. Кроме того, кодекс поможет адаптироваться новым кадрам, а так же регулирует многие неоднозначные вопросы.