Файл: Особенности планирования на современном производственном предприятии (Экономическое содержание планирования на предприятии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 249

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Объем переработанного сырья (подсолнечника) ОАО «ЭФКО» в 2013 году составил 611 тыс. тонн, в 2014 году составил 630 тыс. тонн, а в 2015 составил 654 тыс. тонн.

Объем выпущенной товарной продукции предприятия ОАО «ЭФКО» в период с 2013 года по 2015 год (48) отражен в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Объем выпущенной продукции на ОАО «ЭФКО» в 2013-2015 гг., т

Наименование товарной продукции

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Абсолютное

отклонение

Относительное отклонение, %

2015 г. / 2014 г.

2014 г. / 2013 г.

2015 г. / 2014 г.

2014 г. / 2013 г.

Масло подсолнечное

258191,5

267457,9

273561,3

6103,4

9266,4

2,28

3,59

Шрот

289973,3

348263,9

352101,3

3837,4

58290,6

1,10

20,10

Майонез

83030,2

82367,2

86837,5

4470,3

-663,0

5,43

-0,80

Кетчуп

3998,4

8596,7

9826,7

1230,0

4598,3

14,31

115,00

Нужно отметить, что предприятие функционирует в условиях жесткой конкурентной среды. Так в Российской Федерации следует выделить несколько крупных компаний на рынке производства подсолнечных масел и майонезов:

  • ГК «ЭФКО» (куда непосредственно входит ОАО «ЭФКО»);
  • ГК «Юг Руси»;
  • ГК «Байсад»;
  • ГК «Эссен Продакшн»;
  • ГК «Букет»;
  • ГК «Астон» и др.

Все указанные компании существуют на рынке не менее пяти лет и зарекомендовали себя как на отечественном, так и на зарубежном рынке растительных масел и майонезов.

Проведем краткое описание основных конкурентов ОАО «ЭФКО».

К сильным сторонам групп компаний «Юг Руси», «Байсад», «Эссен Продакшн», «Букет», «Астон» можно отнести:

  • продолжительное существование на рынке;
  • отлаженная работа с поставщиками;
  • компетентность персонала;
  • значительные производственные мощности;
  • осуществление деятельности в особых экономических зонах.

Слабыми сторонами данных компаний являются:

  • недостаточная маркетинговая поддержка;
  • слабая инновационная политика;
  • стандартный ассортиментный ряд.

В таких конкурентных условиях предприятию ОАО «ЭФКО» необходимо применять методы конкурентных преимуществ. Следует также использовать маркетинговое давление, так как данный фактор является неоспоримым преимуществом ГК «ЭФКО» перед конкурентами.


Для завоевания еще большей доли рынка и выявления основных преимуществ компании ОАО «ЭФКО» составим матрицу SWOT и оценим конкурентоспособность предприятия (см. табл. 2.3).

Таблица 2.3

SWOT-анализ предприятия ОАО «ЭФКО»

Сильные стороны

Слабые стороны

  1. Продолжительное функционирование на рынке.
  2. Известность торговой марки.
  3. Стабильное финансовое положение.
  4. Развитая система логистики. 5. Лучшее в восточной Европе оборудование для производства.
  1. Сильная зависимость от поставщиков, экономической ситуации стране и курсе национальной валюты.
  2. Длительность в разработке новых продуктов.
  3. Недостаточно эффективная маркетинговая политика.
  4. Недостаточно гибкий ценовой механизм.

Возможности

Угрозы

  1. Увеличение доли рынка.
  2. Развитие филиальной сети и выход на новые рынки сбыта.
  3. Привлечение большего количества клиентов за счет эффективной ценовой политики.

1. Возрастание конкуренции за счет увеличения сильных сторон конкурентов. 2. Потеря клиентов из-за значительной разницы в цене отпускаемой продукции.

Таким образом, обозначив основные угрозы и возможности компании, по результатам проведенного SWOT-анализа можно сделать вывод о том, что ОАО «ЭФКО» имеет достаточно возможностей со стороны рынка и сильных сторон внутри предприятия для продолжения своей деятельности в существующей отрасли.

По данным отчета о финансовых результатах ОАО «ЭФКО», за 2013-2015 гг., проведем горизонтальный анализ основных экономических показателей деятельности ОАО «ЭФКО» за 2013-2015 гг.

Рис. 2.2. Динамика основных экономических показателей ОАО «ЭФКО», тыс. руб.

Горизонтальный анализ отчета о финансовых результатах ОАО «ЭФКО» показывает, что в 2014 году по сравнению с 2013 годом произошло увеличение выручки на 4141964 тыс. руб. (24,75%), а в 2015 году по сравнению с 2014 годом – на 1714813 тыс. руб. (8,21%)

Себестоимость продаж выросла на 3407901 тыс. руб. (21,93%) в 2014 году и на 488447 тыс. руб. (2,58%) в 2015 году.

Изменение валовой прибыли оказалось достаточно существенным. В 2014 году она увеличилась на 734063 тыс.руб. (61,47%), а в 2015 году – на 1226366 тыс. руб. (63,6%).

Коммерческие расходы в 2014 году уменьшились на 26638 тыс. руб. (-44,38%), а в 2015 году – на 7573 тыс.руб. (-22,69%).

Управленческие расходы в 2014 году увеличились на 102834 тыс. руб.


(18,24%), а в 2015 году – на 171346 тыс. руб. (25,71%).

Величина прибыли от продаж в 2013 году составляла 570467 тыс. руб. В 2014 году эта величина увеличилась на 657867 тыс. руб. (115,32%), а в 2015 году – на 1062593 тыс. руб. (86,51%).

Прибыль до налогообложения в 2014 году по сравнению с 2013 годом уменьшилась на 71356 тыс. руб. (-44,69%), а в 2015 году, наоборот, возросла на 936995 тыс. руб. (1061,04%).

В 2013 году величина чистой прибыли составила 119518 тыс. руб. В 2014 году она уменьшилась на 99342 тыс. руб. (-83,12%), а в 2015 году возросла на 800736 тыс. руб. (3968,75%).

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

На протяжении всего рассматриваемого периода на предприятии происходит увеличение выручки. Рост выручки предприятия произошел как за счет увеличения объема проданных товаров, так и за счет увеличения себестоимости продаж товара. Кроме того, за 2013-2015 гг. увеличилась величина прибыли. В целом данные анализа показывают, что деятельность ОАО «ЭФКО» является прибыльной.

По результатам вертикального анализа мы видим, что наибольший удельный вес в выручке от продаж занимает себестоимость проданных товаров. В 2013 году она составила 92,86%, в 2014 году – 90,76%, а в 2015 году – 86,04%. Удельный вес себестоимости в 2014 году уменьшился на 2,1% (-2,26%), а в 2015 году – на 4,76% (-5,21%).

Валовая прибыль в 2013 году составила 7,14% от выручки, в 2014 году – 9,24%, а в 2015 году – 13,96%. Удельный вес валовой прибыли на протяжении периода 2013-2015 гг. возрос.

Коммерческие расходы в 2013 году составили 0,36% от выручки, в 2014 году – 0,16%, а в 2015 году – 0,11%. Удельный вес коммерческих расходов уменьшился.

Управленческие расходы в 2013 году составили 3,37%, в 2014 году – 3,19%, а в 2015 году – 3,71%.

Прибыль от продаж в 2013 году составила 3,41% от выручки, в 2014 году – 5,88%, а в 2015 году – 10,14% от выручки. Можно наблюдать тенденцию к увеличению данного показателя.

Прибыль до налогообложения в 2013 году составила 0,95% от выручки от реализации, в 2014 году – 0,42% и 4,54% в 2015 году.

Чистая прибыль в 2013 году составила 0,71% от выручки, в 2014 году – 0,1%, а в 2015 году – 3,63%.

Как видно из проведенных расчетов, в 2013-2015 гг. на предприятии ОАО «ЭФКО» снизилась доля себестоимости продукции в выручке от реализации, что означает снижение затрат на производство, более эффективное использование имеющихся мощностей, уменьшение брака в производстве. Это снижение является для предприятия хорошим направлением.

Негативным моментом является и снижение доли чистой прибыли в выручке – это говорит о том, что в целом эффективность всей финансовохозяйственной деятельности предприятия уменьшилась.


2.2. Анализ финансового состояния и специфика организации финансового планирования на предприятии

Одним из важнейших условий успешного управления предприятием любой отрасли является оценка его финансово-хозяйственной деятельности.

Финансово-хозяйственная деятельность предприятия по сути дела отражает конечные результаты его деятельности.

Оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия осуществляется в основном по данным годовой и квартальной бухгалтерской отчетности и в первую очередь по данным бухгалтерского баланса.

Горизонтальный анализ баланса ОАО «ЭФКО» показал, что в 2014 году по сравнению с 2013 годом валюта баланса увеличилась на 2209982 тыс. руб. (14,15%), а в 2015-2014 годы она увеличилась на 8625450 тыс. руб. (48,38%).

0

5000000

10000000

15000000

20000000

25000000

2013

г.

2014

г.

2015

г.

Внеоборотные

активы

Оборотные

активы

Рис. 2.3. Динамика показателей актива баланса ОАО «Эфирное» за 2013-2015 гг., тыс. руб.

Анализируя статьи актива баланса можно сделать следующие выводы.

В 2014-2013 гг. внеоборотные активы возросли на 1200772 тыс. руб. (36,95%), а в 2015-2014 гг. – на 1355990 тыс. руб. (30,47%). Увеличение внеоборотных активов говорит нам о приобретении компанией основных средств или о долгосрочных вложениях.

В то же время оборотные активы за 2014-2013 гг. увеличились на 1009210 тыс. руб. (8,16%), а за 2015-2014 гг. – на 7269460 тыс. руб. (54,33%).

Запасы в 2014-2013 гг. уменьшились на 2610931 тыс. руб. (-53,14%), а затем, в 2015-2014 гг., возросли на 2685346 тыс. руб. (116,61%).

Также следует отметить, что за период 2015-2013 гг. наблюдается рост дебиторской задолженности: на 3634551 тыс. руб. (54,96%) в 2014 году и на 888429 тыс. руб. (8,67%) в 2015 году, что ухудшает ликвидность текущих активов.

Для оценки источников образования средств организации проанализируем данные горизонтального анализа пассивов баланса.

0

5000000

10000000

15000000

20000000

25000000

2013


г.

2014

г.

2015

г.

Капитал и резервы

Долгосрочные

обязательства

Краткосрочные

обязательства

Рис. 2.4. Динамика показателей пассива баланса ОАО «Эфирное» за 2013-2015 гг., тыс. руб.

В течение анализируемого периода возрос показатель собственного капитала: в 2015-2014 гг. – на 820912 тыс. руб. (34,45%), а в 2014-2013 гг. – на 20175 тыс. руб. (0,85%).

Увеличение собственного капитала произошло в основном за счет роста накопленной прибыли. В 2015-2014 гг. рост нераспределенной прибыли составил 820966 тыс. руб. (43,28%), а в 2014-2013 гг. – 21438 тыс. руб. (1,14%).

Уставный капитал предприятия остался неизменным, а именно 351757 тыс. руб., то есть темп его роста равен нулю.

Значительно увеличились долгосрочные обязательства. В 2015-2014 гг. их увеличение составило 884726 тыс. руб. (41,61%), а в 2014-2013 гг. – 930060 тыс. руб. (77,74%).

Краткосрочные обязательства в 2015-2013 гг. возросли на 6919812 тыс. руб. (51,95%), а в 2014-2013 гг. – на 1259747 тыс. руб. (10,45%).

Кредиторская задолженность за рассматриваемый период увеличилась. В 2015-2014 гг. – на 801817 тыс. руб. (25,21%), а в 2014-2013 гг. – на 899814 тыс. руб. (39,46%).

Таким образом, на основании проведенного горизонтального анализа можно сказать, что финансово-хозяйственная деятельность ОАО «ЭФКО» способствовала значительному увеличению внеоборотных средств. Тот факт, что в отчетности присутствуют финансовые вложения, говорит о наличии свободных денежных (самых ликвидных) средств в компании и о существовании работающей финансовой политики. Это означает что, деньги приносят доход, инвестируются в различные проекты. Кроме того, как положительный фактор можно рассматривать увеличение долгосрочных обязательств, так как они приравниваются к собственному капиталу. Однако рост кредиторской задолженности говорит о том, что предприятие испытывает недостаток в собственных оборотных средствах.

Вертикальный анализ предполагает изучение соотношения разделов и статей баланса, их структуру. Он дополняет горизонтальный анализ.

0

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

г.

2013

г.

2014

г.

2015

20

8

,

24

,

96

95

,

21

2

,

79

75

,

04

,

78

05