Файл: Особенности планирования на современном производственном предприятии (Экономическое содержание планирования на предприятии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 226

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коэффициент рентабельности собственного характеризует уровень доходности собственного капитала, вложенного в данное предприятие. В 2013 году значение данного показателя составило 0,05 процентных пункта, в 2014 году – 0,01 процентных пункта, а в 2015 году – 0,26 процентных пункта.

Коэффициент рентабельности продаж в 2013 году составил 3,41 процентных пункта, в 2014 – 5,88 процентных пункта, а в 2015 – 10,14 процентных пункта. Увеличение этого показателя свидетельствует о росте эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

Из данных проведенного анализа коэффициентов рентабельности можно сделать вывод о том, что не достаточно эффективно используется все имущество организации в целом, а также собственный капитал.

Таблица 2.8

Анализ коэффициентов деловой активности предприятия ОАО «ЭФКО» за период 2013-2015 гг.

Показатель

2015 г.

2014 г.

2013 г.

Абсолютное

отклонение

Относительное отклонение, %

2015 г. / 2014 г.

2014 г. / 2013 г.

2015 г. / 2014 г.

2014 г. / 2013 г.

Коэффициент оборачиваемости активов

0,85

1,17

1,07

-0,32

0,10

-27,35

9,35

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

1,09

1,56

1,35

-0,47

0,21

-30,13

15,56

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

2,03

2,04

2,53

-0,01

-0,49

-0,49

-19,37

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

4,88

5,96

6,82

-1,08

-0,86

-18,12

-12,61

Коэффициент фондоотдачи

4,96

6,7

6,25

-1,74

0,45

-25,97

7,2

Коэффициент фондоемкости

0,2

0,15

0,16

0,05

-0,01

33,33

-6,25

Коэффициент оборачиваемости активов в 2013 году составил 1,07; за 2014 год – 1,17; а за 2015 – 0,85.


Коэффициент оборачиваемости оборотных средств в 2013 году составил 1,35; в 2014 году – 1,56; а в 2015 году – 1,09.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности в 2013 году составил 2,53; в 2014 году – 2,04; а в 2015 году – 2,03.

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности в 2013 году составил 6,82; в 2014 году – 5,96; а в 2015 году – 4,88.

Из проведенного анализа можно сделать вывод о том, что организация ОАО «ЭФКО» эффективно функционирует, однако за исследуемый период тенденция улучшения в 2014 году деловой активности, в 2015 году пошла на спад. Несмотря на это, по результатам анализа можно говорить о том, что ОАО «ЭФКО» достаточно эффективно использует свои основные средства.

На предприятии ОАО «ЭФКО» процесс планирования представлен следующим образом.

Стратегическое планирование осуществляет руководство компании в лице генерального директора. Текущее и оперативное планирование осуществляют подразделение по планированию и диспетчеризации производства.

Отдел по планированию и диспетчеризации производства осуществляет руководство работой по экономическому планированию на предприятии возглавляет подготовку проектов текущих планов подразделениями предприятия по всем видам деятельности предприятия ОАО «ЭФКО», руководит составлением среднесрочных и долгосрочных комплексных планов производственной, финансовой и коммерческой деятельности предприятия, согласовывает и увязывает их разделы. Обеспечивает доведение плановых заданий до подразделений предприятия. На отделе лежат обязанности по составлению балансов по труду и заработной плате, планов по техническому развитию, организации производства, себестоимости, прибыли, рентабельности и др. Кроме работников отдела по планированию и диспетчеризации производства в процессе планирования участвуют и работники других подразделений. На уровне подразделений выдвигаются различные предложения, которые в дальнейшем могут составить основу будущего плана компании.

Однако деятельность подразделений не синхронизирована, нет отлаженной системы обмена информацией, необходимая информация предоставляется по запросу. То есть разрабатываемые сотрудниками данные не синхронизированы во времени, что может приводить к тому, что нужная информация поступает с задержками. Также следует отметить, что сотрудникам компании необходимо обрабатывать большие объемы информации вручную, для того чтобы у них была возможность использовать их в дальнейшей работе. Из-за этого время работы у данных специалистов растет.


Таким образом, можно сказать что организация планирования на ОАО «ЭФКО» не является эффективной, и у компании есть проблемы в данной области.

Рассмотрим каким образом осуществляется планирование на ОАО «ЭФКО» на частном примере.

Основным примером будет выступать то, что предприятие в сезон закупки подсолнечника привлекает большие кредиты на приобретение сырья (подсолнечника). От того, как качественно будет спланировано приобретение сырья по месяцам и дням зависит, сколько предприятие переплатит процентов по кредитам.

Финансовая служба ОАО «ЭФКО» подает план закупки в управление кредитования с суммами денежных средств, которые необходимы на начало каждого месяца для закупки подсолнечника по плану.

Управление кредитования проводит работу с банками и осуществляет выборку кредитов на покупку семечки под определенную ставку кредита. Управление кредитования заключает договоры кредитования с банками на конкретные суммы согласно планам.

Закупщикам, в свою очередь, удается купить семечки меньше, чем было запланировано из за волатильности на рынке, повышения цены на семечку и (или) прочих факторов. В результате часть денежных средств пролежит на расчетных счетах, либо будет пущена в оборот, то есть фактически данные денежные средства будут использованы не по назначению и эффективнее будет провести выборку кредитов в меньшем размере. В результате предприятию придется оплатить проценты по кредитам, которых можно было бы избежать при более качественном планировании закупки сырья.

Ежемесячно на остаток денежных средств на расчетном счете начислялись проценты (возьмем для расчета среднюю рыночную ставку 10%), которые фактически оплачивались предприятием за использование заемных средств. На остаток денежных средств. размещенных на депозитных счетах, начислялись проценты, но ставка по депозитам существенно ниже средней кредитной ставки и составляет в 2015 году порядка 10%.

Сумма процентов от размещения на депозитных счетах денежных средств – 145690 тыс. руб.

В результате, чистые потери денежных средств на переплате процентов за 2015 год составили 73202 тыс. руб.

Исправить данную ситуацию можно одним способом, который совмещает в себе два действия:

  • пересмотреть систему оперативного планирования приобретения сырья на сезон, с ежедневной актуализацией данных;
  • предусмотреть кредитными соглашениями возможность выборки кредитных средств более мелкими суммами под расчеты по конкретно заводимое сырье, таким образом удастся если не уйти от переплаты процентов по кредитам, то по крайней мере их минимизировать.

Таким образом, можно сказать что система планирования на ОАО «ЭФКО» не является полностью эффективной. У компании есть ряд существенных проблем в данной области.

Предложением по совершенствованию системы планирования ОАО «ЭФКО» выступает автоматизация системы планирования на предприятии для экономии времени работников и координации деятельности всех служб предприятия.

2.3. Совершенствование системы финансового планирования на предприятии

В качестве мероприятия для повышения эффективности управленческой деятельности на предприятии ОАО «ЭФКО» можно предложить совершенствовать систему планирования путем внедрения автоматизированной системы планирования.

Предлагается к внедрению на предприятии ОАО «ЭФКО» автоматизированная система IBM Cognos BI.

IBM Cognos BI – решение компании IBM для крупных предприятий, которым необходимо повысить скорость и точность бизнес-анализа и корпоративной отчетности, чтобы достигать целей бизнеса путем наилучшего использования имеющихся данных. IBM Cognos BI – это возможность получить быстрый доступ к данным для анализа с помощью одного инструмента создания отчетов.

Вместо того, чтобы тратить время на обработку поступающей информации, высокооплачиваемые сотрудники, принимающие решения, получают возможность заниматься aанализом значимых для бизнеса данных, чтобы:

  • находить и устранять «узкие места»;
  • понимать последствия принимаемых решений;
  • быстро отвечать на изменяющиеся бизнес-потребности;
  • извлекать прибыль из возможностей; - минимизировать риски.

IBM Cognos BI предоставляет все возможности для того, чтобы без привлечения программистов и без специального обучения в считанные секунды получить комплексное и согласованное представление обо всех аспектах деятельности компании.

Данная система осуществляет:

  • консолидацию данных из разных источников, которые есть в компании (1С, MS Excel, и др.) и извлекает важную для бизнеса информацию;
  • превращает эту информацию в показатели операций и производительности компании за предыдущий, настоящий и будущий периоды времени;
  • когда есть необходимость, предоставление согласованных моментальных копий с любыми данными об эффективности бизнеса в виде наглядных отчетов, графиков и аналитики с любой детализацией;
  • работу с данными и информацией в любой удобной для пользователя форме;
  • помощь пользователям в обмене информацией, идеями и мнениями, что позволяет выработать единую точку зрения на определенную задачу или проблему, координировать свою деятельность, своевременно привлекать нужных сотрудников.

Применение данной системы:

  • предоставляет лицу, которое принимает решение, наличие всей необходимой информации для принятия решений;
  • сокращает время выполнения отдельных операций по сбору и обработке данных;
  • помогает повысить уровень контроля и дисциплины исполнителей;
  • помогает повысить оперативность управления на предприятии;
  • позволяет снизить затраты на выполнение вспомогательных процессов;
  • повышает степень обоснованности принимаемых решений.

Таким образом, внедрив IBM Cognos BI будут получены следующие результаты:

  • быстрое получение данных о предприятии и его основных процессах с помощью визуальных интерактивных сводных панелей;
  • появление возможности легкого обнаружения связанных с производительностью проблем и принимать своевременные меры;
  • достижение более высоких результатов деятельность благодаря возможности анализировать данные об эффективности бизнеса и принимать разумные, согласованные решения на основе надежной информации;
  • появление возможности масштабировать и развивать BI-систему по мере роста бизнеса благодаря гибким опциям развертывания.

Для внедрения данной автоматизированной системы на предприятии необходимо приобрести лицензии в количестве 50 штук, согласно данным службы информационных технологий предприятия ОАО «ЭФКО». Лицензии приобретаются сроком на пять лет.

Внедрение данной системы осуществляет сторонняя организация ООО «Навикон». Стоимость внедрения данной автоматизированной системы составит 14360 тыс. руб. Общие затраты на приобретение и внедрение автоматизированной системы планирования IBM Cognos BI представлены в таблице 2.9.

Таблица 2.9

Затраты на внедрение автоматизированной системы планирования IBM Cognos BI

Наименование затрат

Сумма затрат, руб.

Стоимость внедрения проекта

34360000

Приобретение лицензий (50 шт.)

6300000

Итого инвестиционных затрат

40660000

Количество административно-управленческого персонала финансовой службы предприятия, то есть количество сотрудников, которые занимаются бухгалтерским учетом, финансами и бюджетированием, составляет 399 человек.

Для расчета окупаемости проекта на предприятии был проведен хронометраж времени, которое сотрудники компании затрачивают на консолидацию данных, присвоение управленческих категорий выгружаемой информации и выполнение отчетов. Согласно хронометражу времени, каждый сотрудник предприятия тратит как минимум 12,5% своего времени на обработку информации в необходимую для себя форму.