Файл: статья Chernov_V_-_1_zan.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.09.2019

Просмотров: 1546

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В тех случаях, когда обособленным оказывается существительное, лишенное оценочно-характеризующей семантики, функция его зависит не только от характера распространителей, но в значительной мере и от степени автономности его собственного морфологического оформления. Так, отсутствие предлога перед обособленным существительным, подчеркивая его формальную зависимость от определяемого актуализирует атрибутивные отношения – зависимое выступает в функции приложения:

Игнат… ушел вниз в маленькую комнатку, моленную его покойной матери. (М.Горький).

Повторение же предлога, сообщая известную формальную автономность обособляемому существительному, делает очевидное его зависимость от управляемого слова. В результате обособленное существительное вступает с господствующим существительным в отношения уточнения (а) или же на атрибутивные отношения наслаивается уточнительно-поянительный оттенок (б). Например:

а) …больной старик жался лишь в одной комнатке, в отдаленной маленькой своей спаленке. (Достоевский); б) На какой-нибудь Эверест легче было забраться людям, чем этой одинокой старушке сесть на рейсовый автобус, идущий до Киянова, до большого поселка леспромхоза. (Г.Семенов). Ср.: …идущий до Киянова, большого поселка леспромхоза.

С повтором предлога отношения уточнения приобретают еще большую отчетливость, даже в тех случаях, когда они предопределены семантикой сочетающихся существительных. Ср.:

Дарственная надпись гласит: «Дорогие друзья! Привет вам из космической гавани – Байконура…» («Вечерняя Москва»). Ср.: Привет вам из космической гавани – из Байконура.

  1. Обособленные приложения и уточняющие члены по-разному связаны с составом предложения.

Уточняющие слова относятся непосредственно к поясняемому ими члену предложения, но через посредство поясняемого (реже – непосредственно) включаются и в его предложенческие связи и отношения. Например:

Скуповаты характеристики, но в них угадываешь что-то значительное, емкое – рабочие автобиографии, которые вписаны в историю создания больших и малых армий голубого топлива. С ней, с этой историей тесно переплетается и нелегкая жизнь самого Макарова. («Правда»).

Выделенные словоформы, поясняя дополнения, в то же время связаны и с глаголами-сказуемыми, причем в последнем случае эта связь укреплена повтором предлога перед поясняющей словоформой.

Возможность непосредственного включения уточняющего члена в предложенческие связи уточняемого может быть проиллюстрирована случаями согласования сказуемого не с основным, а с обособленным уточняющим подлежащим, что , кстати совсем не свойственно приложению при подлежащем:

Народ, то есть весь их шахтерский отряд, и женщины, и дети становились цепочкой от эшелона до озерца, чтобы набрать воду в паровоз. (А.Н.Толстой).


Приложение, как полупредикативная единица, связывается не только с определяемым; оно связывается с основным сообщением как попутное, так или иначе детерминирующее его, т.е. так, как связываются обычно предикативные единицы. Ср.:

Единственный раз, когда я увидел Крымова, человека на редкость смелого, по-настоящему испуганным, был день, когда он узнал о награждении. (А.Крон).

  1. Приложения, в отличие от уточняющих членов, способны выступать в одном сочиненном ряду с согласованными и несогласованными определениями.

Обособленные члены предложения, выраженные согласованными существительными, нередко передают синкретичные отношения, совмещая функции приложения и уточнения. Определяется это разными факторами, в частности взаимодействием семантики обособленного имени и относящихся к нему распространителей. Ср.:

    1. …по крови рабочей пустился в плавание царев адмирал, каратель Дубасов (Маяковский)

В этом предложении обособленная группа совмещает функцию уточняющего подлежащего (имя собственное Дубасова конкретизирует нарицательное адмирал) и функцию приложения, так как в состав группы входит имя с отчетливо характеризующей семантикой – каратель.

    1. Приехали в конце концов стрельцы в Пустозерск, в место тундряное, студеное и безлесное. (Жуков).

Здесь повторение предлога сообщает обособленному существительному известную самостоятельность, делая непосредственной его связь с глаголом-сказуемым. В результате субстантивное определение осложняется обстоятельственно-уточняющим оттенком, находящим опору и в семантике определения тундряное. Однако основным остается значение атрибутивное, так как на фоне информативно ослабленного существительного место и в соседстве с точным географическим обозначением (Пустозерск) семантически актуальными оказываются качественно-характеризующие определения студеное, безлесное.

При местоимении первого лица множественного числа обособленное эмоционально нейтральное существительное обычно выполняет функцию уточнения. Однако лексическое наполнение предложения, точнее лексическая семантика основного предиката, может способствовать возникновению отношений мотивации с обособленным существительным. И тогда свойственная ему функция уточнения осложняется атрибутивной функцией приложения. Ср.:

Когда она тихо произносила: «По-моему, это будет не очень справедливо», - мы, многоопытные режиссеры, критики и актеры, порой меняли свое первоначальное решение. (Е.Матвеев). – Мы, многоопытные режиссеры, критики и актеры, были в большинстве на этом совещании.


С н о с к и:

1. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1976, с.333

2. См.: Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык.Ч.2. Синтаксис. М., 1958, с. 100-103; Руднев А.Г. Синтаксис современного русского языка. М.,1963, с.153; Камынина А.А. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения. Изд-во МГУ, 983,, с. 63-64 и др.


3. См.: Галкина-Федорук Е.М., Городкова К.В., Шанский Н.М. Современный русский язык. Синтаксис. М., 1958, с. 88-89; Шанский Н.М. Русское языкознание и лингводидактика. М., 1985, с. 138-139.

4. См. Шатух М.Г. Уточняющие члены предложения как особая синтаксическая категория. –РЯШ, 1959, №2; Русская грамматика Т.2. Синтаксис. М.1980, с.184-187; Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация. М., 1981, с. 161-162.

5. См.: Уханов Г.П. Пояснительная связь в ее отношении к сочинению и подчинению. – В кн.: Исследования по славянской филологии. Изд-во МГУ, 1974, с.338.

6. Ср. интересные в этом плане наблюдения А.А.Камыниной в указ. кн., с. 64.

7. Аппозитивный – характерный для приложения.

8. Русская грамматика. М., 1980, т.2, с.185.

9. Грамматика современного русского литературного языка. М., 1970, с.360.

10. Грамматика русского языка. М., 1952, т.1, с.398. См. также: Гуревич В.В. Есть ли артикли в русском языке? –Русская речь, 1963, № 3, с.57-59.



Послетекстовые задания

1.Сформулируйие основные признаки, на основании которых можно раграничить приложение и уточнение.

2. Придумайте примеры простых предложений, в которых словосочетание «бывшие студенты» использовалось то как приложение, то как уточняющий член предложения.




Чуглов В.И.

Образования с выделяющими обособленными

членами предложения

Русский язык в школе,2000, №2

Обособленные члены предложения, как известно, делятся на полупредикативные и не выражающие полупредикативности. Последние, как правило, называют уточняющими, реже – поясняющими, хотя среди них есть и собственно уточняющие, и собственно поясняющие. С ними нередко объединяют или включают в их состав в синтаксическом отношении отличные от тех и других образования типа:

Литературный язык на этом уровне включает в себя стили, в том числе и разговорно-бытовой. (Б.Н. Головин); Я говорю так только потому, что уважаю ваших родителей, прежде всего – вашу мать. (Федин); Когда он говорил о чем-нибудь, даже о самом обыкновенном, например о деревьях, зверях или о море, его нельзя было слушать без улыбки или без слез. (Чехов).

Обособленные неполупредикативные члены предложения отличаются от полу предикативных еще и тем, что вместе с уточняемыми (поясняемыми) членами они занимают в предложении одну синтаксическую позицию и образуют вместе с последними особые синтаксические конструкции. Эти образования не привлекли пока к себе должного внимания, хотя и попали на страницы вузовских и школьных учебных пособий. Немногие описывающие их авторы по-разному характеризуют их сущность и объем. Обычно их считают присоединительными членами предложения.

Присоединение как определенное синтаксическое явление охватывает широкий круг самых различных по своей природе синтаксических образований. Так, в состав обособленных присоединительных членов учеными включаются весьма разнородные синтаксические построения, например: члены предложения со словами в том числе, даже, в частности и под.; конструкции с предлогами включая, кроме и даже с предлогом вместо; образования типа: лес – тоже с рекой; Потом говорит – все с той же терпеливой улыбкой.


В этой статье делается попытка адекватного определения характера и сущности построений со словами в том числе, например, особенно и т. п., уточнения их синтаксического статуса и места в синтаксической системе, предлагается их систематизация.

Данные построения представляют собой ряды из двух компонентов, первый из которых обозначает множество, выделенное в предложении по отношению к чему-либо, а второй – элемент (или отдельные элементы) этого множества: уважаю ваших родителей, прежде всего вашу мать, говорил о чем-нибудь, даже самом обыкновенном (отмеченные слова обозначают признак, по которому выделяется множество). Члены ряда на уровне словоформ связаны с общим для них словом, а между собой – с помощью названных выше слов, выражающих соответствующие междурядные отношения.

Входя в группу образований, члены которых занимают в предложении одну синтаксическую позицию, такого рода построения отличаются от образований с отношениями построения и уточнения тем, что обозначают в предложении не один и тот же предмет, а два (или несколько).

Наличие двух (нескольких) предметов, обозначение множества и его отдельных элементов сближает рассматриваемые образования с рядами однородных членов. Отличие состоит в том, что однородные члены обозначают по отдельности в принципе все элементы множества, а вместе с тем и именно таким образом – само множество. Кроме того, рассматриваемые ряды являются закрытыми (двухкомпонентными) и негибкими (с фиксированным порядком следования частей) структурами. Ср.: (1) однородные члены: И плащ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы; На столике лежали газеты и журналы; (2) рассматриваемые образования: На столике лежали журналы, даже иностранные.

При употреблении с однородными членами обобщающих слов возникают более сложные отношения: ряд, состоящий из однородных членов, с рядом, образуемым обобщающим словом, обозначаемым множество, осложняется рядом однородных членов, выражающим уже пояснительные отношения. Подобные сложные ряды образуются и у рассматриваемых образований, если второй компонент представлен рядом однородных членов: говорил о самом обыкновенном, например о деревьях, зверях или о море.

Отношения между множеством и его элементом получают специализированное выражение с помощью определенной группы слов: в том числе, среди них, даже, например, к примеру, в частности, хотя бы, допустим, скажем, особенно, в особенности, в первую очередь, главным образом, в основном и нек. др., которые выполняют также функцию союзов и могут быть названы скрепами. Однако, прежде чем определить их общее и частные значения, обратим внимание на особую значимость данных отношений, затрагивающих определенные механизмы языка.

Известно, что знаменательные слова в языке обозначают не конкретные, данные для какой-нибудь ситуации в речи предметы или явления, а их классы, т. е. понятия (виртуальные значения): дом – дом вообще, любой дом, а не только тот, который, например, «построил Джек»; красными могут быть самые разные и взятые в самых разных ситуациях предметы; построить обозначает «конкретное построить». Глобальные множества существуют не по отношению к какому-то конкретному признаку, а по отношению ко всем признакам соответствующих предметов и явлений. Для сообщения об отдельных предметах или явлениях, неглобальных множествах в языке и речи существуют определенные средства актуализации виртуальных значений (артикли, местоимения, придаточные, причастные и другие определения и т. д.), то есть средства выделения тех или иных элементов их множества.


Общее значение описываемых построений – это отношения между множеством и выделяемым с определенными целями элементом. Частные значения определяются различиями целей выделения и связанными с ними различиями в характере отношений. С учетом выражающих эти значения скреп можно выделить три группы образований.

1. Образования со значением включения, выражаемым скрепами в том числе, в их числе, среди них, даже:

Но ни поэты, ни ученые, в том числе и лингвисты, не знают, не видят, что они делают… с грамматическими значениями. (Б.Н. Головин); Человека три в заречье, в их числе Сима Девушкин, сделали клетки и садки. (Горький); Наденька окидывает взором гору…и вся, вся, даже муфта и башлык ее, вся ее фигурка выражают крайнее недоумение. (Чехов).

Значение включения выражает не добавление к множеству еще одного элемента (элементов), а выделение его в связи с какими-либо ограничениями, связанными с отнесением ко множеству, и утверждение этого отнесения. Такое значение выражается с опорой на контекст.

Хотя в рассматриваемых случаях оба компонента имеют самостоятельное значение, чаще более значимым оказывается обозначение множества, в которое включается и отделенный от него элемент. При смысловом выделении обозначения элемента усиливается имплицитное значение уподобления. Ср.:

Все, а следовательно и я в том числе, жили всегда хорошо. – Я, как и все, жил тогда хорошо.

Образования этой группы соотносительны с не менее употребительными конструкциями с предлогами типа включая, кроме: ученые, включая лингвистов; кроме Петрова, и другие участники конкурса.

Наряду со специализированными скрепами могут употребляться и союзы и, да и и, вероятно, а, выражающие присоединительный характер связи и эксплицирующие соединительные и сопоставительные значения:

Это мнение разделяют многие грамматисты, и в том числе Есперсен. (В. Н. Ярцева).

2. Образования со значением выделения, выраженным с помощью скреп например, к примеру, в частности, хотя бы, допустим, скажем и др.

Самые скороспелые грибы, например березовики и сыроежки, достигают полного развития в три дня. (Аксаков); Новый управляющий главное внимание обращал больше всего на формальную сторону дела, в частности на канцелярские тонкости. (Мамин-Сибиряк); Пусть они с художником поспорят по какому-нибудь вопросу из природы вечных, ну хотя бы о равенстве. (Крон).

Не всегда легко решить, какой из компонентов оказывается более значительным по смыслу. Во всяком случае, иногда эксплицитное выражение получает лишь элемент, вводимый в предложение с помощью вводного слова, указывающего на отношение к множеству, что свидетельствует о большей значимости элемента:

Приезжайте, сделайте милость. Приезжайте хоть завтра, например. (Чехов). Ср.:

Приезжайте когда-нибудь, например хоть завтра.

Интересна соотнесенность с образованиями со скрепой такой … как,